Файл: Организация биржевой торговли (Порядок доступа финансовых инструментов к биржевой торговле).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3 Организационная структура

В России биржи организованы по американскому образцу - в форме некоммерческих партнерств; такая же организационная структура характерна и для большинства бирж развитых стран. Однако, в некоторых странах (ряд земель Германии, в Австрии) есть биржи, создаваемых в публично-правовой форме (нет членства и процедуры приема в члены биржи, а торговать может каждый, кто заплатил взнос).

Инфраструктура российского фондового рынка за последнее время существенно усовершенствовалась, однако, положительные изменения могут происходить и далее. Тенденция доминирования иностранных инвесторов на российском фондовом рынке приведет к продолжению начавшейся с августа 1998 г. консолидации финансовой инфраструктуры, укрупнению брокерских и регистраторских компаний, ликвидации или объединению некоторых расчетных депозитариев, клиринговых центров и фондовых бирж

. Влияние иностранных инвесторов и выдвигаемые ими требования по оперативности и качеству обслуживания, управлению рисками будет также в немалой степени способствовать возрастанию роли информационных технологий.[Стр.46 ист.19]

В прошлом ценные бумаги существовали исключительно в физической осязаемой, бумажной форме и печатались типографическим способом на специальных бланках с достаточно высокой степенью защищенности от возможных подделок. В последнее время, в связи со значительным увеличением оборота ценных бумаг, многие перешли в безналичную, физически неосязаемую (безбумажную) форму в виде записей в книгах учета и счетах, ведущихся на магнитных или иных носителях информации. Поэтому на рынке ценных бумаг выпускаются, обращаются и погашаются как собственно ценные бумаги, так и их заменители (сертификаты, купоны). Объекты сделок на рынке ценных бумаг также называются инструментами рынка ценных бумаг, фондами (в значении "денежные фонды") или фондовыми ценностями. В случае если ценные бумаги не существуют в физически осязаемой форме или их бумажные бланки помещаются в специальные хранилища, владельцу ценной бумаги выдается документ, удостоверяющий его право собственности на ту или иную фондовую ценность. Этот документ называется сертификатом ценной бумаги. Сертификаты ценных бумаг могут выпускаться и на предъявителя для замещения собой нескольких однородных ценных бумаг (подобно денежным купюрам различного достоинства). В последнем случае сертификат не содержит информации о владельце фондовой ценности.


1.4 Управление биржей

Для выполнения своих функций биржа формирует органы управления. Органы управления биржи включают организационную и стационарную структуры.

Общественная структура включает в себя: Общее собрание членов биржи, Биржевой совет, ревизионную комиссию, Совет директоров.

Общее собрание членов биржи - это высший законодательный орган управления биржей, который избирает ревизионную комиссию биржи. Оно определяет специализацию биржи. Собрание членов биржи созывается не реже одного раза в год. Но по инициативе Биржевого совета, ревизионной комиссии или членами биржи, обладающими не менее 10% голосов, общее собрание может созываться на внеочередные заседания.

Для текущего оперативного управления биржей выбирается биржевой совет (или совет биржи).

Совет биржи является общим координационным центром и решает все вопросы деятельности биржи, кроме тех, которые может решать только общее собрание членов биржи. Его возглавляет президент биржи.

Биржевой совет выполняет следующие функции:

- заслушивание и оценка отчетов правления;

- внесение изменений в правила торговли на бирже;

- подготовка решений общего собрания членов биржи;

- установление размеров всех взносов, выплат, денежных и комиссионных сборов;

- распоряжение имуществом биржи и т. д.;

Из состава биржевого совета формируется правление, осуществляющее оперативное руководство биржей и представляющее её интересы в организациях и учреждениях.

Состав биржевого совета формируется в России только из членов биржи. В него не включаются ни штатные работники самой биржи, ни представители "публики" - продавцов и покупателей биржевого товара.

Контроль над финансово-хозяйственной деятельностью осуществляет ревизионная комиссия, которая избирается общим собранием членов биржи одновременно с биржевым советом.

Ревизионная комиссия проводит документальную проверку финансово-хозяйственной деятельности биржи. Она проверяет состояние кассы и фондов биржи, финансово-хозяйственную деятельность биржи, состояние её статистического учета и достоверность бухгалтерской документации, выполнение установленных смет, постановку и правильность оперативного, бухгалтерского и статистического учета и т.д.

Совет директоров - это исполнительный орган биржи, обладающий правом контролировать деятельность служб и разрабатывать главные направления деятельности биржи, устанавливать и координировать правила биржевой торговли. Совет директоров избирается членами биржи и состоит как из членов биржи, так и внешних директоров и специальных экспертов.


1.5 Организация внутреннего контроля

Помимо органов управления на бирже должен существовать и внутренний контроль. Внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку и согласование правил внутреннего контроля и программ его осуществления, назначение специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ.

Осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.

В России впервые разработаны правила борьбы с отмыванием через биржу средств. В ответ на претензию Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) по итогам проверки РТС составила правила мониторинга подозрительных сделок и оценки степени риска вовлеченности в них участников торгов.

РТС направила на согласование в ФСФР правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В РТС информацию подтвердили.

Отсутствие у РТС правил внутреннего контроля было основной претензией ФСФР по результатам плановой проверки РТС, прошедшей летом 2010 года. Таких правил нет ни у одной российской биржи. Ранее еще предшественница Федеральной Службы по Финансовым Рынкам - Федеральная комиссия по ценным бумагам - дала разъяснения о том, что биржам такие правила не нужны. Среди проф. участников рынка ценных бумаг отслеживают сделки по легализации средств, полученных преступным путем, брокеры, дилеры и управляющие компании.


Согласно правилам внутреннего контроля РТС предлагает помимо идентификации участников торгов, которая проводится, и сейчас, поделить их на четыре группы в зависимости от "степени риска совершения участником торгов операций, связанных с легализацией". В зависимости от группы меняется частота и полнота проверок сделок, совершенных участниками торгов за свой счет или в интересах клиентов.

Факторами, повышающими степень риска вовлеченности участника торгов в операции, связанные с отмыванием, биржа считает участие его в капитале, а также наличие в его акционерах, в частности, туристических компаний, компаний игорного бизнеса, операторов денежных переводов, не являющихся кредитными организациями, и вообще любых компаний, чья деятельность "связана с интенсивным оборотом наличности". В определении этой группы критериев РТС не проявила новаторства - Росфинмониторинг рекомендует отчитывающимся перед ним организациям обращать большее внимание именно на такие компании.

Кроме того, подозрения РТС будет вызывать как небольшое число клиентов -- физических лиц у проф. участника торгов, поскольку такой участник может оказаться "карманным", так и слишком активная работа проф. участника торгов с физическими лицами, так как это повышает риск появления среди них клиента, отмывающего деньги. Впрочем, точное число физ. лиц соответствующего участника торгов, "совершивших в течение месяца хотя бы одну сделку", которое станет для биржи сигналом для повышения группы риска, пока не установлено.

Сделки, совершенные на биржевых торгах, эксперты РТС предлагают оценивать с точки зрения их необычности. Определены восемь основных признаков необычных сделок в зависимости от таких факторов, как отклонение цены сделки (заявки) от цены последней сделки, совершение участником торгов сделки, в которой этот участник одновременно является продавцом и покупателем, совершение сделок между участниками торгов, в которых последние попеременно выступают продавцами и покупателями (взаимные сделки). В случае выявления необычных сделок биржа будет иметь право запрашивать у участников торгов дополнительную информацию, по итогам обработки которой и будет делаться вывод о подозрительности сделки и о необходимости предоставления информации в Росфинмониторинг.

В ФСФР считают, что правила внутреннего контроля по отслеживанию сделок по легализации средств должны быть на всех биржах. "Закон о противодействии отмыванию распространяется на всех проф. участников рынка ценных бумаг, а значит, и на биржи тоже. Будем рассматривать документы РТС, и если они соответствуют нашим требованием, мы их согласуем",- говорит глава службы Владимир Миловидов. "Биржа является структурой, у которой есть большие возможности,- она видит все сделки, видит стороны сделок. Не удивительно, что государство решило воспользоваться такими возможностями", - считает председатель наблюдательного совета группы компаний "Алор" Анатолий Гавриленко.


В группе ММВБ подтвердили, что у них нет правил внутреннего контроля по противодействию легализации средств. Сейчас правила в процессе разработки. Также в ближайшее время планируется обсуждение с представителями РТС по этому вопросу. Необходим единый подход, идентичность операций, идентичность подходов к клиентам, к рискам, к наполнению программ внутреннего контроля.

1.6 Персонал биржи

Участники рынка ценных бумаг (субъекты рынка) - это физические и юридические лица, которые осуществляют куплю, продажу ценных бумаг или обслуживание их оборота и расчёты по ним, вступая между собой в определённые экономические отношения, связанные с обращением ценных бумаг. [стр45 ист.12]

Всех участников рынка ценных бумаг условно можно разделить на профессиональных и непрофессиональных участников. В соответствии с Законом «О рынке ценных бумаг» профессиональные участники рынка ценных бумаг - это юридические лица, которые осуществляют следующие виды деятельности: 1) брокерскую деятельность; 2) дилерскую деятельность; 3) деятельность по управлению ценными бумагами; 4) расчётно-клиринговую деятельность; 5) депозитарную деятельность; 6) деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг; 7) деятельность по организации торговли ценными бумагами.

В зависимости от позиции, которую занимают участники на рынке ценных бумаг по отношению к рынку, их делят на продавцов, покупателей и организации, обслуживающие операции с ценными бумагами на рынке.

В своей книге В.С. Торкановский и В.И. Колесников разделяют участников рынка ценных бумаг на четыре группы: 1) главные участники рынка ценных бумаг (государство, муниципалитеты, крупные национальные и международные компании), ценные бумаги которые высоконадежны, но не всегда обеспечивают высокие доходы; 2) институциональные инвесторы - финансово-кредитные институты, совершающие операции с ценными бумагами (банки, страховые общества, пенсионные фонды и т.п.); 3) индивидуальные инвесторы - частные лица, в том числе владельцы небольших предприятий венчурного бизнеса; 4) профессионалы рынка ценных бумаг (брокеры, дилеры и т.п.)

В зависимости от функционального назначения всех участников рынка ценных бумаг можно подразделить на: 1) эмитентов; 2) инвесторов; 3) фондовых посредников; 4) органы регулирования и контроля; 5) организации, обслуживающие рынок.

I. Эмитенты ценных бумаг - это хозяйствующие субъекты, стремящиеся получить дополнительные источники финансирования, а также органы государственной власти, выпускающие займы для покрытия части государственных расходов. Закон РФ «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ устанавливает, что эмитент - это «юридическое лицо или органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закреплённых ими».