Файл: Денежно-кредитное регулирование ( Инструменты денежно-кредитной политики ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Денежно-кредитное регулирование экономики является неотъемлемым элементом макроэкономической политики государства. Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование чёткого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего воздействовать на деловую активность, совокупный спрос, состояние кредитного рынка, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения.

Актуальность темы работы связана с тем, что в настоящее время в России экономическая ситуация и обстановка в денежно-кредитной сфере является достаточно сложной. Правительство, Министерство финансов и Банк России вынуждены действовать в условиях роста инфляции, ослабления курса рубля, кризисных явлений в экономике и финансовом секторе страны. От того, как Россия будет строить свою денежно-кредитную политику, насыщать экономику деньгами, стимулировать экономический рост, будет зависеть её будущее.

Объектом исследования выступает система экономических отношений, возникающих в денежно-кредитной сфере экономики.

Предметом исследования является механизм денежно-кредитного регулирования экономики.

Целью работы выяснение сущности и роли в экономике денежно-кредитного регулирования.

Для достижения данной цели решаются следующие основные задачи:

  • определение сущности и роли денежно-кредитного регулирования;
  • исследование инструментов денежно-кредитного регулирования и механизма их воздействия на экономическую конъюнктуру.

Глава 1. Сущность и роль денежно-кредитного регулирования.

Охарактеризуйте сущность и роль денежно-кредитного регулирования. Каким образом осуществляется банковский надзор?

Денежно-кредитное регулирование – это совокупность государственных мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

Денежно-кредитное регулирование – одно из основных средств воздействия государства на экономические процессы.

Центральный банк – основной проводник денежно-кредитного регулирования экономики, являющегося составной частью экономической политики правительства, главными целями которой служат достижение стабильного экономического роста, снижение безработицы и инфляции, выравнивание платежного баланса.


Общее состояние экономики в большой мере зависит от состояния денежно-кредитной сферы. По числу институтов, объему кредитных ресурсов и операций базу всей денежно-кредитной системы составляют коммерческие банки и другие кредитные организации. От 75 до 90 % денежной массы в большинстве стран составляют банковские депозиты и лишь 25–10 % – банкноты центрального банка[1]. Поэтому государственное регулирование денежно-кредитной сферы может быть успешным лишь в том случае, если государство через центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер операций коммерческих банков.

Денежно-кредитная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путём планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения. Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование чёткого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения.

Цели денежно-кредитной политики определяются в зависимости от уровня развития экономических взаимоотношений в государстве: состоянием государственных финансов, стабильностью экономики государства или ее отсутствием, наличием сбалансированности доходов и расходов государственного бюджета или его дисбалансом[2]. Их можно разделить на три группы: стратегические, промежуточные, тактические.

Стратегические цели – это ключевые цели общегосударственной экономической политики: рост занятости населения, сбалансирование платёжного баланса, рост производства, обеспечение стабильности цен и т. п. Стратегические цели являются долгосрочными целями, для их достижения разрабатываются промежуточные цели.

Выбор промежуточных целей денежно-кредитной политики осуществляется по следующим критериям:

- тесная взаимосвязь со стратегическими целями;

- возможность четкого количественного выражения;

- легкость осуществления контроля и оперативного влияния со стороны центрального банка.

Промежуточные цели денежно-кредитной политики – это изменения в определенных экономических процессах, которые должны содействовать достижению стратегических целей. Промежуточные цели являются индикаторами денежного рынка и позволяют таким образом отслеживать общие макроэкономические тенденции. Промежуточные цели дополняют стратегические и конкретизируют их.


Тактические цели состоят в регулировании ключевых экономических переменных через банковскую систему на основе управления денежной массой, процентной ставкой, валютным курсом и т.п. и обеспечивают достижение промежуточных целей.

Основными признаками тактических целей является краткосрочность их действия, реализация их исключительно оперативными мероприятиями центрального банка и многоплановость. Эти особенности значительно усложняют выбор методов и механизмов реализации тактических целей денежно-кредитной политики государства.

При выборе тактических целей важно принимать во внимание такие характеристики последних:

- возможность измерения достигнутых результатов;

- возможность осуществления оперативного контроля;

- возможность влияния на соответствующие экономические процессы.

Если изменение денежной массы влияет на смену совокупного спроса и макроэкономические показатели, то изменения процентной ставки и валютного курса могут повлиять не только на совокупный спрос, но и на интересы отдельных экономических субъектов и обусловить существенные структурные изменения в экономике. В связи с этим выполнение основных регулятивных задач зависит от правильного объединения тактических целей. Например, через изменение процентной ставки и валютного курса можно нейтрализовать инфляционное давление от роста денежной массы в обращении. Поэтому главной чертой избранных целей должна быть их непосредственная связь с обозначенными стратегическими целями.

Денежно кредитная политика тесно увязывается с внутриполитическими и экономическими отношениями, темпами инфляции и экономического роста. Причём она используется не как отдельный элемент регулирования экономики, а в совокупности с такими инструментами, как финансовая политика, политика доходов и другие[3].

Денежно-кредитное регулирование экономики РФ осуществляется Банком России. Он является основным разработчиком и проводником денежно-кредитной политики страны. Основная его задача – это проведение государственной политики в области эмиссии, кредита, денежного обращения, валютного курса.

Основным объектом денежно-кредитного регулирования выступает совокупная наличная и безналичная денежная масса в экономике. Конечная цель данного регулирования со стороны Центрального банка заключается в обеспечении товарно-денежной сбалансированности в хозяйстве, стимулировании экономического роста, достижении стабильности национальной валюты, урегулировании государственного долга.


Денежно-кредитную политику часто называют монетарной, поскольку она является политикой в сфере управления количеством денег в обращении. Исходя из теоретических концепций, которые являются основой для проведения денежно-кредитной политики, основным объектом денежно-кредитного регулирования является совокупная денежная масса, от размера которой зависит динамика основных показателей развития экономики. В связи с этим в зависимости от состояния хозяйственной конъюнктуры Центральный банк может реализовывать два основных типа денежно-кредитной политики, которые оказывают взаимно противоположное влияние на динамику денежной массы: рестрикционную и экспансионную[4].

Рестрикционная денежно-кредитная политика (политика «дорогих денег») – направленная на ограничение объема кредитных операций, повышение уровня процентных ставок и снижение темпов роста денежной массы в обороте. Такая политика применяется как с целью сглаживания резких колебаний фаз экономического цикла, так и с целью борьбы с инфляцией и для стабилизации денежной системы.

Экспансионная денежно-кредитная политика (политика «дешевых денег») – сопровождается расширением объемов кредитных операций, снижением уровня процентных ставок и общим ростом денежной массы. Политика денежной экспансии применяется с целью преодоления спада производства и оживления деловой активности стимулированием инвестиционных процессов и увеличением платежеспособного спроса на товары и услуги.

Потребность в институте банковского надзора возникла вследствие особой социальной значимости и ответственности банков перед обществом. Банковский надзор по своей природе всегда вторичен по отношению к банковской деятельности. Регулятор, осуществляя пруденциальный надзор за банками, призван обеспечивать условия для устойчивости как отдельных кредитных организаций, так и банковской системы в целом. В функции банковского надзора не входит осуществление всеобъемлющего контроля за банковскими операциями, а тем более вмешательство в текущую деятельность финансовых посредников. Пруденциальная практика банковского надзора – это способ осуществления мониторинга и оценки рисков.

В классическом варианте банковский надзор включает два основных компонента:

лицензирование и согласование изменений структуры кредитной организации;

надзор за повседневной деятельностью кредитных организаций[5].


В целом ряде стран с развивающимися рынками банковский надзор включает третий компонент – финансовое оздоровление деятельности кредитных организаций и контроль за процедурами ликвидации кредитных организаций, лишенных лицензии.

Глава 2. Инструменты денежно-кредитной политики

Заполните таблицу, отражающую характеристику инструментов денежно-кредитной политики Центрального банка:

Инструменты денежно-кредитной политики представляют собой определенные рычаги в распоряжении центрального банка для изменения денежного предложения в стране. Исторически сформировались прямые и косвенные инструменты денежно-кредитной политики.

К прямым инструментам относятся экономические нормативы и ограничения деятельности банков, устанавливаемые центральным банком, а также контроль (надзор) над банковской деятельностью.

В конце 1970-х – середине 1980-х гг. большинство развитых стран стали активно использовать косвенные инструменты[6]. Стандартные косвенные инструменты монетарной политики включают операции на открытом рынке, установление нормативов обязательных резервов и учетной ставки.

Таблица 1

Инструменты денежно-кредитной политики Центрального банка

Инструменты

Цели и задачи

Механизм

1. Операции на открытом рынке

Центральный банк, определяя объем купли-продажи государственных облигаций населением и изменяя уровень процентной ставки за кредит и объем спроса на ссуды, стремится повлиять на величину кредитных резервов коммерческих банков

Операции на открытом рынке представляют собой покупку и продажу государственных ценных бумаг: облигаций, казначейских обязательств и т. д. Это – наиболее гибкий и тонкий инструмент контроля за предложением денег. Массовая продажа ценных бумаг населению, сокращая кредитные резервы коммерческих банков, снижает возможности для дальнейшего расширения кредита и повышает его цену (процентную ставку). Скупка казначейских обязательств у населения, напротив, повышает уровень кредитных резервов коммерческих банков, увеличивает их способность «делать» кредитные деньги и снижает уровень процентной ставки.

2. Политика учетной ставки

Центральный банк, изменяя учетную ставку, стремится регулировать активность коммерческих банков на вторичном рынке казначейских обязательств.

Учетная ставка – это процентная ставка, которую устанавливает центральный банк при кредитовании коммерческих банков. Как правило, такое кредитование носит краткосрочный характер и может осуществляться в различных формах (от обычных кредитов до операций «репо»). Центральный банк может также выступать в качестве кредитора последней инстанции для поддержания ликвидности банков.

3. Установление нормативов обязательных резервов

Изменение нормативного резерва расширит или сузит предложение денег, так как повлияет на размер избыточных резервов и на величину денежного мультипликатора.

Резервные требования предполагают, что банки обязаны держать определенную долю привлеченных ресурсов на счетах в центральном банке. В большинстве развитых стран резервные требования не являются ведущим инструментом.