Файл: Конкурентные стратегии фирм на внутреннем и/или мировом рынках (Бизнес-стратегии, как инструмент для успешного функционирования предприятия (Бизнес-стратегии, как инструмент для успешного функционирования предприятия).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 129
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Общий анализ конкурентные стратегий современных фирм
1.1 Бизнес-стратегии, как инструмент для успешного функционирования предприятия
1.2 Выбор конкурентной стратегии – основа достижения устойчивых преимуществ на рынке
1.3 Характеристика стратегии ценового лидерства
1.4 Сущность стратегии дифференциации
Глава 2 Анализ использования на практике конкурентных стратегий на внутреннем и международных рынках
2.1 Международная маркетинговая стратегия HYUNDAI MOTOR COMPANY в сегменте городских автобусов
В настоящее время конкуренция и рынок стимулируют частые интенсивные обновления продукции и технологий, повышение качества, а также постоянный контроль движения издержек производства.
Научно-технический прогресс сообщает динамизм конкуренции (обновление ее форм и методов, усиленный поиск новых конкурентоспособных товаров и рынков сбыта). Новейшие разработки дают возможность постоянно обновлять товарную номенклатуру, оперативно реагируя на изменение рыночного спроса, и удовлетворять растущие требования к качественным характеристикам товаров1.
В связи с ограниченностью ценовой конкуренции конкурентная борьба смещается в область таких неценовых факторов, как качество, новизна, прогрессивность, соответствие международным стандартам, оперативность технического обслуживания, что определяет перенос анализа и формирования ценовой политики в сферу сбыта и дает возможность продавать товары и по прежней, и по более высокой цене. От цены при этом зависит объем сбыта и прибыли, но она не является главным средством продвижения товаров на рынок[34].
Ключевой задачей предприятия (фирмы) является определение его конкурентного преимущества. Для этого необходимо решить такие вопросы:
- состояние рынка;
- интенсивность конкуренции на рынке;
- патентная защита товаров;
- покупательская способность населения.
Затем проводится оценка возможностей предприятия (фирмы).
Конкурентное преимущество может быть достигнуто при помощи упреждающей или пассивной стратегии. При выборе стратегии следует учесть следующее:
- если предприятие (фирма) - лидер на рынке, следует за лидером или избегает конкурентного противостояния, то оно может расширять продажи, обновлять ассортимент товаров (услуг), либо "захватывать", либо "защищать", либо "блокировать" рынок, заинтересовывая рекламой потенциальных потребителей, лишая конкурентов возможности занять устойчивые позиции, опережая конкурентов в обслуживании, и т.д. Пассивная стратегия - перенятие нововведений конкурентов;
- если предприятие (фирма) - не лидер, то оно может вступить в прямое соперничество и преследовать лидера, используя свои преимущества; занять позиции на рынке, используя слабые места в стратегии лидера; атаковать лидера и ввести новые элементы в используемую стратегию. Пассивная стратегия может быть выбрана для того, чтобы не вызывать ответных действий со стороны лидера3;
- если предприятие избегает прямой конкуренции, то оно может выбрать стратегию "рыночных ниш" - нахождение, с точки зрения конкурентов, малопривлекательных долей рынка. Пассивная стратегия здесь - поддержка отношений с конкурентами (принцип "не мешать друг другу"). В случае прямого сговора для осуществления подобной стратегии, противоречащей закону, она расценивается как порочная практика[35].
Независимо от выбора стратегии предприятие (фирма) должно быть готово при необходимости принять ответные меры на возможную реакцию конкурентов.
Существуют следующие общие правила конкурентной борьбы, которые предприятие (фирма) должно соблюдать:
- концентрация ресурсов для эффективных действий;
- использование каждой возможности для перехвата инициативы;
- мобильность ресурсов в достижении поставленных целей;
- планирование на основе мониторинга внешней среды фирмы4.
Приведем отличительные признаки стратегии (см. Таблицу 2).
Таблица 2- Отличительные признаки стратегии
Тип признака |
Руководящая роль в области издержек производства |
Дифференциация |
Фокус |
1 |
2 |
3 |
4 |
Стратегическая цель |
Значительный сектор на рынке товаров и услуг |
Значительный сектор на рынке товаров и услуг |
Узкая рыночная ниша, где потребности и вкусы покупателей сильно отличаются от остального рынка |
Основа конкурентного преимущества |
Более низкие по сравнению с конкурентами издержки производства |
Возможность предоставления клиентам чего-либо отличного от конкурентов |
Более низкие затраты по обслуживанию выбранной ниши или способность предоставить клиентам ниши то, что отвечает их потребностям и вкусам |
Ассортимент выпускаемой продукции |
Добротный базовый продукт с небольшим числом модификаций (приемлемого качества и небольшого выбора) |
Богатый ассортимент, широкий выбор, сильный акцент на выбранных признаках дифференциации |
Подгонка под специфические потребности выбранного сегмента рынка |
Производственная тактика |
Непрерывный поиск путей снижения издержек производства при сохранении приемлемого качества и характерных качеств продукции |
Разработка методов предоставления дополнительной "ценности" покупателям |
Подгонка под нишу |
Тактика маркетинга |
Стремление сыграть на признаках, позволяющих снизить издержки производства |
Построение на любых признаках, за которые покупатели готовы платить. Установка премиальной цены с целью покрытия дополнительных издержек дифференциации |
Подчеркивание уникальной возможности производителя удовлетворить специфические потребности покупателей |
Вспомогательная стратегия |
Экономически оправданные цены (стоимость). Все элементы стратегии направлены на поддержание устойчивого преимущества в области издержек производства; главная задача руководства состоит в снижении здержек производства, из года в год, в каждой сфере деятельности |
Эффективное использование признаков дифференциации. Постоянное совершенствование и внедрение новых технологий с целью отрыва от преследователей. Концентрация усилий на разработке нескольких дифференцирующих признаков; использование их (признаков) для завоевания высокой репутации |
Строгое следование принципу более полного по сравнению с конкурентами удовлетворения потребностей клиентов выбранной ниши; не терять имидж компании и не растрачивать силы на переключение на другие сегменты и расширение ассортимента с целью увеличения рынка |
Для получения конкурентного преимущества предприятие (фирма) может
использовать следующие конкурентные стратегии:
- добиться лидерства по затратам в своей сфере при помощи ассортимента мер по контролю за ними;
- разработать индивидуализацию, т.е. достичь в своей сфере существенного отличия производимых продуктов (услуг) от конкурентных;
- сфокусироваться на конкретном сегменте рынка или на географическом регионе5.
Существуют следующие конкурентные преимущества:
- товары высокого качества;
- предоставление широкого круга услуг;
- сбыт товаров по низким ценам;
- выгодное географическое положение;
- товары без аналогов;
- надежные и долговечные товары;
- большой спектр услуг (совокупность качества, сервиса и выгодной цены).
Стратегия конкуренции - это шаги и подходы, предпринимаемые предприятием (фирмой) для успешной конкурентной борьбы в определенной отрасли, т.е. противостояние разрушительному действию пяти сил конкуренции. Стратегия может носить оборонительный или наступательный характер в зависимости от складывающейся ситуации[36].
Рынок печатной продукции, по итогам 2014 г., в целом продолжает расти. Отрасль сохранила и увеличила производственную силу. Характерная черта - качественное изменение технологических процессов и организация рабочего процесса. Ассортимент услуг расширяется благодаря введению инноваций, что представляет интерес для потребителя.
По данным Международной ассоциации полиграфистов (МАП), количество предприятий, задействованных в секторе, составляет более 7 тыс. компаний (приблизительно 200 тыс. работников). Существенных изменений в издательской структуре в последнее время не замечено. Только несколько типографий страны были вовлечены в значительные процессы соединения и исчезновения.
Анализ показывает, что в основном на рассматриваемом рынке представлены малые предприятия, численность сотрудников которых составляет от 20 до 50 чел., крупные производства продолжают сокращаться (в основном это касается газетной и книжной сферы). Количество цифровых типографий, базирующихся на цифровых печатных машинах промышленного типа, увеличивается.
Современные технологии, безусловно, влияют на рынок печатной продукции в России, но ситуация в отношениях "цифра - бумага" заметно поутихла. Стало очевидным, что интернет-технологии не смогут в обозримом будущем полностью заменить традиционную полиграфию, поэтому будущее у нее есть и бумажные газеты и журналы по-прежнему востребованы, у них есть все возможности достойно конкурировать с цифровыми аналогами, если перестроиться на современные стратегии ведения бизнеса[37].
Важно, чтобы в сложившихся условиях (растущего мультимедийного мира) полиграфические предприятия усиленно совершенствовались, широко используя цифровые возможности, а не довольствовались накопленным опытом организации работы и ведения бизнеса.
Согласно анализу экспертов рынка печатной продукции возможны три пути его развития:
- повальное укрупнение предприятий и резкое сокращение средних и малых фирм (полная ликвидация). Как итог - появление больших корпораций, состоящих из сети филиалов, отделов и подразделений в различных регионах, управляемых с помощью современных технологий;
- дробление время от времени крупных фирм и, наоборот, образование больших холдингов на базе малых и т.п. В итоге главным действующим лицом в секторе станут посредники;
- совершенствование цифровых технологий. Появится возможность выполнять работы в отдаленных друг от друга точках, что позволит улучшить эффективность допечатной подготовки и снизить стоимость оборудования, надобность в сотрудниках уменьшится, производственные площади сократятся.
Данные возможные сценарии развития рынка печатной продукции приведут к дроблению многих крупных фирм, что обусловит появление значительного количества мелких организаций, обладающих возможностью выполнять объемные заказы, которые ранее они выполнить не могли. Вследствие этого возрастет конкуренция, а также снизятся цены.
Заключение
При разработке бизнес-стратегии необходимо учитывать многие факторы, как внутренние, так и внешние. Они имеют разные значения для различных отраслей, неоднородный состав и меняются во времени.
Внутренние факторы:
-точно определить сильные и слабые стороны компании;
-оценить конкурентные возможности фирмы и её преимущества над конкурентами;
-соответствие корпоративной культуры поставленным задачам;
-личностные качества руководителя - личные устремления, этические принципы.
Внешние факторы:
-привлекательность отрасли;
-сложившийся уровень конкуренции на выпускаемый продукт;
-перспективные возможности фирмы и риски;
-политические, социальные и гражданские регулирующие нормы.
Выбор стратегии и ее выполнение являются основными частями стратегического управления. Управление предприятием или фирмой является очень сложной задачей, решение которой содержит в себе очень много граней. Ни одна фирма не может существовать без полноценного анализа ее стратегического потенциала и без постановки стратегических задач, если конечно эта фирма намерена работать в долгосрочном периоде. Выбор бизнес-стратегии является сложной и ответственной задачей, с которой сталкивается любая фирма или предприятие.
Центральным моментом в разработке стратегии компании является выявление устойчивых конкурентных преимуществ, то есть уникальных или лучших, чем у конкурентов, Характеристик товара/услуги или фирмы в целом, представляющих ценность для потребителя, которые трудно скопировать и воспроизвести. Разработка конкурентной стратегии предполагает формирование принципов поведения фирмы, исходя как из особенностей рынка (сегмента рынка), так и из имеющихся у фирмы источников конкурентных преимуществ, за счет которых она может опередить своих конкурентов на данном направлении бизнеса. Такой подход к конкурентной стратегии основывается на объединении двух направлений анализа конкурентной позиции компании: отраслевого и ресурсного. Сторонники первого наибольшее значение придают определению степени привлекательности отрасли, выбору рынков сбыта. В соответствии с отраслевой концепцией поведение фирмы и результаты ее деятельности зависят от особенностей рынка, а предприятие, стремящееся к достижению устойчивого успеха в своей отрасли, должно, исходя из показателя среднего уровня ее рентабельности, принять решение о выборе рынков. Второй подход к разработке стратегии компании на рынке основывается на выдвижении в качестве приоритета анализа собственных ресурсов и возможностей фирмы. При этом компаниям предлагается рассматривать свою деятельность не как совокупность производимой продукции или подразделений, а как портфель ресурсов и способностей, которые можно комбинировать самым необычным образом. Согласно ресурсной концепции, необходимо в первую очередь учитывать тот факт, что разные компании имеют неодинаковый набор сильных и слабых сторон, а, следовательно, какой бы ни была рентабельность отрасли, поведение и позиция фирмы на рынке определяется ее внутренним запасом прочности.
Таким образом, сторонники второго подхода утверждают, что конкурентная стратегия компании разрабатывается с учетом мобильности ресурсов на рынке факторов производства, в то время как первый акцентирует внимание на мобильности самой фирмы. Фактически же эти две концепции дополняют друг друга, так как каждая из них в отдельности сосредотачивается лишь на одном из аспектов конкурентоспособности компании. Отраслевой подход не позволяет учесть разнородность ресурсной базы фирм в пределах одной отрасли. Зачастую различия в уровне прибыльности между предприятиями одной отрасли больше, чем между предприятиями различных отраслей. С другой стороны, в рамках ресурсной концепции невозможно определить, какие из выявленных источников конкурентных преимуществ имеют действительно важное стратегическое значение для компании на тех рынках, где она осуществляет реализацию своих товаров или услуг.