Файл: "Роль информационного права и информационной безопасности в современном обществе".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

На сегодняшний день, четко отслеживается тенденция на использование информации. Особенностью современного мира выступает переход от индустриального общества к информационному, где информация становится главным ресурсом, даже важнее, чем материальные или энергические ресурсы. Как говорил Н. Ротшильд: «Кто владеет информацией, владеет миром». Ресурсы - это части экономического потенциала, которые находятся в распоряжении общества и могут быть использованы для достижения какой либо цели. Не так давно появилось понятие «информационные ресурсы», оно представляет собой отдельные документы и их части, находящиеся в информационных системах (библиотеки, архивы и т.д.).

Информационные ресурсы – это собственность, подлежащая учету и защите, так как информацию можно использовать не только для товаров и услуг, но и превратить ее в наличность, продав кому-нибудь, или уничтожить. Информация для владельца представляет собой определенную ценность, так как получение ее получение требует определенных усилий. Себестоимость информации определяется приносимыми ею доходами.

Для защиты информационных ресурсов было создана информационное право и информационная безопасность. Основной целью защиты информации является предотвращение разглашения, утечки и несанкционированного доступа к охраняемым сведениям

Информационная безопасность – это объемная и многогранная тема, которая охватывает необходимые меры для защиты информации, а также алгоритм защиты.

Объектом исследования данной курсовой работы является информационное право и информационная безопасность в условиях современного мира.

Предметом исследования выступают методы и средства защиты информации, а так же борьбы с угрозами информационной безопасности.

Цель данной работы - раскрыть сущность и важность информационного права и информационной безопасности.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть содержание понятий «информационное право» и «информационная безопасность»;

- выявить принципы и методы обеспечения информационной безопасности, а также способы ее регулирования;

- рассмотреть проблемы обеспечения информационной безопасности;

- определить значение информационного права и информационной безопасности в современном мире;

Источниками исходной информации для написания данной работы послужили: теоретические материалы исследования различных авторов, учебники и учебные пособия.


Курсовая работа состоит из введения, трех глав, которые разделены по тематике, заключения и списка использованной литературы. Структура работы отражает логику исследования.

Глава 1. Сущность информационного права

Понятие информационного права

Информационное право - это комплексная отрасль права, регулирующая общественные отношения, связанные с созданием, хранением, обработкой, распространением, использованием информационных ресурсов; развитием и использованием новых технологий работы с информацией и технологий её передачи в системах и сетях коммуникаций; обеспечением информационной безопасности общества государства и человека.[3]

Начало формирования информационного права от­но­сит­ся к середине XX века, ко­гда ин­фор­ма­ция вы­де­ли­лась как са­мо­сто­ятельный ре­сурс раз­ви­тия об­ще­ст­ва, ко вре­ме­ни бур­но­го раз­ви­тия ки­бер­не­ти­ки и пер­вых опы­тов раз­ра­бот­ки и вне­дре­ния ав­то­ма­ти­зированных сис­тем. В современном ми­ре фак­то­ром фор­ми­ро­ва­ния от­рас­ли информационного права ста­ло раз­ви­тие научно-технического процесса, по­зво­лив­ше­го соз­дать и вне­дрить но­вые тех­но­ло­гии ра­бо­ты с ин­фор­ма­цией и се­те­вые сред­ст­ва её ком­му­ни­ка­ции не­за­ви­си­мо от про­стран­ст­ва и вре­ме­ни. Ин­фор­ма­ци­он­но-ком­му­ни­кационные тех­но­ло­гии пре­вра­ти­лись в ве­ду­щую от­расль эко­но­ми­ки многих стран. Пра­во­вые про­блемы фор­ми­ро­ва­ния ин­фор­мационного об­ще­ст­ва, ин­фор­мационно-ре­во­люционных пре­об­ра­зо­ва­ний, обес­пе­че­ния безо­пас­но­сти ин­фор­мационных ре­сур­сов и прав че­ло­ве­ка в ус­ло­ви­ях гло­баль­ной ин­фор­ма­ти­за­ции ком­плекс­но ох­ва­ты­ва­ют­ся за­ко­но­да­тель­ст­вом.

Про­бле­ма­ти­ка ин­фор­мационного раз­ви­тия на ос­но­ве упо­ря­до­че­ния от­но­ше­ний в ме­ж­ду­народных и национальных мас­шта­бах яв­ля­ет­ся пред­ме­том государственной по­ли­ти­ки и национальной без­опас­но­сти ве­ду­щих стран ми­ра, в том числе Российской Фе­де­ра­ции. Ус­та­нов­ки и ре­ко­мен­да­ции ме­ж­ду­народных ак­тов по во­про­су о пра­вах че­ло­ве­ка в час­ти пра­ва на ин­фор­ма­цию (Все­об­щая дек­ла­ра­ция прав че­ло­ве­ка, 1948 год; Оки­нав­ская хар­тия раз­ви­тия ин­фор­мационного об­ще­ст­ва, 2000 год; ак­ты ООН, ЮНЕСКО, ЕС), про­воз­гла­сив­ших прин­цип «ин­фор­ма­ция для всех», на­прав­лен­ных на ли­к­ви­да­цию ин­фор­мационного не­ра­вен­ст­ва и обес­пе­че­ние ин­фор­ма­ци­он­но-ком­пь­ю­тер­ной гра­мот­но­сти на ба­зе циф­ро­вых тех­но­ло­гий, реа­ли­зу­ют­ся в за­ко­но­да­тель­ст­ве РФ с учё­том стра­те­гических и так­тических за­дач в ин­фор­мационной сфе­ре. Ин­фор­мационные про­цес­сы ле­жат в ос­но­ве раз­ви­тия де­мо­кра­тии, обес­пе­че­ния глас­ности ра­бо­ты ор­га­нов государственной вла­сти, во­влечения гра­ж­дан в про­цес­сы раз­ви­тия ме­ха­низ­мов тер­ри­то­ри­аль­но­го са­мо­уп­рав­ле­ния, обу­че­ния на­се­ле­ния ком­пь­ю­тер­ной и ин­фор­мационной гра­мот­но­сти и куль­ту­ре. Опре­де­ляю­щи­ми для информационного права Рос­сии яв­ля­ют­ся ин­сти­ту­ты: пра­во­во­го ре­жи­ма ин­фор­ма­ции; пра­ва на ин­фор­ма­цию; глас­но­сти и от­кры­то­сти струк­тур пуб­лич­ной вла­сти; ре­гу­ли­ро­ва­ния дея­тель­но­сти средств мас­со­вой ин­фор­ма­ции, обес­пе­че­ния ин­фор­ма­ци­он­ной безо­пас­но­сти и пра­во­вой от­вет­ст­вен­но­сти в сфе­ре национального и гло­баль­но­го ин­фор­мационного взаи­мо­дей­ст­вия в ус­ло­ви­ях Ин­тер­не­та.


1.2 Обеспечение информационного права

Основной ин­сти­тут информационного права - пра­во на ин­фор­ма­цию. В российской док­три­не ха­рак­тер­но столк­но­ве­ние двух под­хо­дов к вы­бо­ру пра­во­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ния со­дер­жа­ния и форм это­го ин­сти­ту­та. Пер­вый из них, ши­ро­кий, пре­ду­смат­ри­ва­ет ори­ен­та­цию на за­кре­п­ле­ние пра­ва на ин­фор­ма­цию раз­ных субъ­ек­тов с учё­том их пра­во­во­го ста­ту­са. Это в пер­вую оче­редь ка­са­ет­ся гра­ж­дан, но од­но­вре­мен­но тре­бу­ет оп­ре­де­ле­ния пра­ва на ин­фор­ма­цию юри­дических лиц и ор­га­нов государственного и му­ни­ци­паль­но­го уров­ня, а так­же за­кре­п­ле­ния пра­ва на ин­фор­ма­цию других ор­га­ни­за­ций. При та­ком под­хо­де дол­жен быть дос­ту­пен весь диа­па­зон форм реа­ли­за­ции пра­ва на ин­фор­ма­цию всех ви­дов субъ­ек­тов.

Вто­рой под­ход, уз­кий, ка­са­ет­ся толь­ко гра­ж­дан и од­ной формы - «дос­ту­па», ко­то­рая ох­ва­ты­ва­ет опе­ра­ции по­ис­ка и по­лу­че­ния ин­фор­ма­ции от её об­ла­да­те­лей. Он ори­ен­ти­ро­ван ис­клю­чи­тель­но на по­лу­че­ние гра­ж­да­на­ми ин­фор­ма­ции от ор­га­нов пуб­лич­ной вла­сти и пре­имущественно от­но­си­тель­но их собственных прав и ин­те­ре­сов. Та­кой под­ход про­дик­то­ван прак­ти­кой за­ко­но­да­тель­ст­ва многих стран, сло­жив­шей­ся с учё­том пер­вых за­ко­нов в об­лас­ти сво­бо­ды ин­фор­ма­ции в США. Этот под­ход пре­об­ла­да­ет и в ев­ропейском за­ко­но­да­тель­ст­ве. Так, за­кон Ве­ли­ко­бри­та­нии «О сво­бо­де ин­фор­ма­ции» (2002 год) по­стро­ен на этой кон­цеп­ции и со­дер­жит боль­шой пе­ре­чень ог­ра­ни­че­ний в пре­дос­тав­ле­нии ин­фор­ма­ции гра­ж­да­нам. C учё­том этих под­хо­дов к оп­ре­де­ле­нию по­ня­тия «пра­во на ин­фор­ма­цию» про­ис­хо­дит раз­ме­же­ва­ние объ­ек­та гра­ж­дан­ско-пра­во­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ния и пред­ме­та ин­фор­ма­ци­он­но­го пра­ва.

Информационное право рег­ла­мен­ти­ру­ет во­про­сы, свя­зан­ные с реа­ли­за­ци­ей функ­ции информи­рования - до­ве­де­ние до ис­пол­ни­те­лей и пра­во­при­ме­ни­те­лей све­де­ний о всей сис­те­ме пра­во­вых норм, не толь­ко ре­гу­ли­рую­щих ин­фор­мационные от­но­ше­ния, но и ха­рак­те­ри­зую­щих со­стоя­ние пра­во­вой ин­фор­ма­ции в це­лом. И в этой об­лас­ти нет ог­ра­ни­че­ний в вы­бо­ре об­лас­тей при­ме­не­ния и ис­поль­зо­ва­ния функ­ции ин­фор­ми­ро­ва­ния лю­бых поль­зо­ва­те­лей. На этой ос­но­ве ра­бо­та­ют ин­фор­мационные сис­те­мы, а так­же долж­ны дей­ст­во­вать все ор­га­ны, реа­ли­зую­щие пол­но­мо­чия в об­лас­ти пра­во­твор­че­ст­ва и пра­во­при­ме­не­ния. Кро­ме то­го, информационное право рег­ла­мен­ти­ру­ет во­про­сы, свя­зан­ные с функ­ци­ей при­ве­де­ния в дей­ст­вие ме­ха­низ­мов той час­ти нор­ма­тив­но-пра­во­вых ак­тов, ко­то­рые ре­гу­ли­ру­ют сфе­ру соб­ст­вен­но ин­фор­мационных от­но­ше­ний. Эта сто­ро­на ин­фор­мационного за­ко­но­да­тель­ст­ва яв­ля­ет­ся оп­ре­де­ляю­щей для оцен­ки со­стоя­ния и тен­ден­ций раз­ви­тия информационного права. Она ка­са­ет­ся сис­те­ма­ти­за­ции все­го мас­си­ва нор­ма­тив­но­го пра­во­во­го ма­те­риа­ла (по уров­ням и фор­мам пра­во­вых ак­тов и юри­дической си­ле отдельных пра­во­вых норм), а так­же рас­пре­де­ле­ния функ­цио­наль­но­го воз­дей­ст­вия на управ­ле­ние ин­фор­мационной дея­тель­но­стью в струк­ту­рах государственной вла­сти, эко­но­ми­че­ской, со­ци­аль­ной и иных сфе­рах ин­фор­мационного обес­пе­че­ния по­треб­но­стей поль­зо­ва­те­лей по­тен­циа­лом ин­фор­ма­ци­он­но-ком­му­ни­кационных тех­но­ло­гий.


Основными ис­точ­ни­ка­ми информационного права в РФ яв­ля­ют­ся: За­кон РФ «О сред­ст­вах мас­со­вой ин­фор­ма­ции» (1991 год), фе­де­раль­ные за­ко­ны «О по­ряд­ке ос­ве­ще­ния дея­тель­но­сти ор­га­нов го­су­дар­ст­вен­ной вла­сти в го­су­дар­ст­вен­ных сред­ст­вах мас­со­вой ин­фор­ма­ции» (1995 год), «Об ин­фор­ма­ции, ин­фор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­ги­ях и о за­щи­те ин­фор­ма­ции» (2006 год), «О рек­ла­ме» (2006 год), «О про­ти­во­дей­ст­вии тер­ро­риз­му» (2006 год), «О пер­со­наль­ных дан­ных» (2006 год) и др. Стра­те­гические на­прав­ле­ния раз­ви­тия ин­фор­мационного за­ко­но­да­тель­ст­ва РФ ори­ен­ти­ро­ва­ны на фор­ми­ро­ва­ние еди­но­го ин­фор­мационного про­стран­ст­ва как ус­ло­вия ин­тен­си­фи­ка­ции про­цес­сов со­ци­аль­но-эко­но­мического, по­ли­тического и куль­тур­но­го раз­ви­тия стра­ны; соз­да­ние ус­ло­вий для рос­та ин­ве­сти­ций в раз­ви­тие ин­фор­ма­ти­за­ции на ос­но­ве опе­ре­жаю­ще­го про­из­водства про­грамм­ных про­дук­тов, нор­ма­тив­но-пра­во­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ния элек­трон­но­го до­ку­мен­то­обо­ро­та.

Осо­бое вни­ма­ние в стра­те­гическом пла­не уде­ля­ет­ся раз­ви­тию ин­фор­мационного за­ко­но­да­тель­ст­ва субъ­ек­тов РФ, а так­же про­бле­мам ме­ж­ду­народного со­труд­ни­че­ст­ва Рос­сии в ин­фор­мационной сфе­ре. Важ­ность раз­ра­бот­ки информационного права свя­за­на и с про­бле­ма­ми гло­ба­ли­за­ции, в том числе ин­фор­мационного про­стран­ст­ва.

Глава 2. Сущность информационной безопасности и основные виды угроз

2.1 История возникновения и развития информационной безопасности

Логично сказать, что такая категория как информационная безопасность возникла через некоторое время после появления средств массовой коммуникации, в том числе с осознанием человеком наличия у людей интересов, которым может быть нанесен ущерб путём воздействия на средства информационных коммуникаций, наличие и развитие которых обеспечивает информационный обмен между всеми элементами социума.


Развитие информационной безопасности состоит из 7 основных этапов:

1 этап отмечен до 1816 года - характеризуется использованием естественно возникающих средств информационной коммуникации. В это время основной задачей информационной безопасности является защита сведений о событиях, фактах, имуществе, местонахождении, досье и других данных, имеющих непосредственное отношение к человеку, а также жизненное значение.

2 этап начинается с 1816 года и его связывают с началом использования искусственно созданных технических средств электро- и радиосвязи. В то время, для обеспечения скрытности и защищенности радиосвязи было необходимо использовать опыт первого периода информационной безопасности на более высоком технологическом уровне, для этого требовалась модернизация ранее существующих способов защиты, а именно применение помехоустойчивого кодирования сигнала с последующим декодированием принятого сигнала.

С 1935 года начинается 3 этап, связанный с появлением радиолокационных и гидроакустических средств. Ведущий способ обеспечения информационной безопасности на время данного периода выступает сочетание организационных и технических мер, которые направленны на повышение защищенности радиолокационных средств от воздействия на них приемными устройствами, активными маскирующими и пассивными имитирующими радиоэлектронными помехами.

4 этап берет начало в 1946 году и имеет непосредственную связь с изобретением и внедрением в практикующую деятельность электронно-вычислительных машин, т.е. компьютеров. В это время задачи информационной безопасности решаются благодаря методам и способам ограничения физического доступа к оборудованию средств добывания, а также переработки и передачи информации.

С 1965 года обозначается новый, 5 этап развития информационной безопасности. Он обуславливается созданием и развитием местных информационно-коммуникационных сетей. Задачи информационной безопасности решаются в большинстве методами и способами физической защиты средств добывания, переработки и передачи информации, которые объединены в местную сеть благодаря администрированию и управлению доступом к сетевым ресурсам.

6 этап начинается с 1973 года и связан с использованием более мобильных коммуникационных устройств с относительно широким спектром задач. Благодаря развитию информационных технологий угрозы информационной безопасности становятся намного серьёзнее. Образовываются сообщества людей - хакеров, которые ставят своей целью нанесение ущерба информационной безопасности отдельных пользователей, организаций и целых стран. Информационный ресурс становится важнейшим ресурсом государства, а обеспечение его безопасности - важнейшей и обязательной составляющей национальной безопасности. В этот период формируется информационное право – абсолютно новая и важнейшая отрасль международной правовой системы.