Файл: Организация управленческого учета по системе ABC.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 224

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы заключается в том, что методы калькулирования производственных и непроизводственных затрат были созданы в период, когда большинство компаний производили ограниченный ассортимент продукции и доминирующими производственными затратами были затраты на основные материалы и заработную плату основных производственных рабочих. Расходы на обслуживание производства и управление, являющиеся в большинстве своем косвенными, были относительно невелики.

Поэтому искажения производственных затрат вследствие их распределения пропорционально заработной плате производственных рабочих (наиболее популярный в силу своей простоты базы распределения) на продукцию были не значительны. Стоимость обработки информации, напротив была достаточно высокой, поэтому применение более сложных методов распределения расходов по обслуживанию производства и управления было не оправдано.

В последние десятилетия XX века на Западе активно развивается новый подход, основанный на управлении операциями - составными частями процессов, протекающими на предприятии. Activity-based costing (ABC - учет затрат по функциям или функциональный учет) - метод пооперационного калькулирования, рассматривающий операции в качестве основных объектов учета и калькулирования в целях исчисления себестоимости продукции.

Идея заключается в поэтапном распределении на себестоимость продукции косвенных расходов. АВС метод предполагает, что любые затраты вызваны определенной деятельностью и каждому типу продукции соответствует свой набор видов деятельности. Первоначально он был разработан для анализа производственных накладных расходов. В последующем его стали применять и при анализе непроизводственных косвенных расходов.

Объектом курсового исследования является ООО «СТАРТ».

Предметом курсового исследования является совокупность методологических и практических аспектов организации и внедрения ABC - метода на предприятии занимающимся оказанием услуг.

Актуальность, объект и предмет курсового исследования предопределили цель работы – исследовать организацию управленческого учета и характерные особенности разработки практических возможностей применения АВС-метода для учета затрат на предприятии ООО «СТАРТ».

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

  • рассмотреть теоретические основы организации управленческого учета по методу АВС;
  • рассмотреть понятие, сущность и роль управленческого учета в принятии решений на предприятии;
  • выявить особенности учета затрат по методу АВС
  • рассмотреть применение метода АВС в непроизводственной сфере;
  • исследовать вопрос использования метода АВС на примере ООО «СТАРТ»;
  • исследовать организацию управленческого учета и использование метода АВС на примере ООО «СТАРТ»;
  • дать общую характеристику предприятия ООО «СТАРТ»;

Информационной базой для написания работы послужили: законодательные и нормативные акты, регулирующие порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности, отраслевые инструкции по калькулированию себестоимости продукции на предприятиях, разработки зарубежных и отечественных ученых, исследующих аспекты внедрения и эксплуатации системы управленческого учета, а также статьи в периодических изданиях о современных методах и системах управления затратами на предприятиях. А также учебная, научная, методическая литература по рассматриваемому вопросу, статистические справочники, проблемные статьи в федеральных средствах массовой информации, электронные ресурсы удаленного доступа.

Практическая и теоретическая значимость курсового исследования заключается в возможности использования полученных результатов специалистами по бухгалтерскому учету, менеджменту в своей профессиональной деятельности, а также для дальнейшего изучения рассматриваемой темы.

В ходе исследования использовались различные методы: рачетно-конструктивный, монографический, обследования, сравнения, обобщения и систематизации используемого теоретического и практического материала.

Исходя из поставленных целей и задач, выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: введение, три главы основной части, заключение, библиографический список литературы и приложения.

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования, обеспечивает логическую последовательность в изложении результатов и состоит из введения, двух глав машинописного текста, в которых в логической последовательности и взаимосвязи освещены вопросы, являющиеся предметом данного исследования, заключения и списка использованной литературы.

1. Теоретические основы организации управленческого учета по методу АВС

1.1. Понятие, сущность и роль управленческого учета в принятии решений

Управленческий учет - это система сбора и группировки финансовой и нефинансовой информации, на основе которой менеджеры принимают решения для достижения целей организации[1].


Данные управленческого учета используются, как правило, внутри фирмы и не выходят за ее пределы. Принятие решений на предприятии - это всегда выбор между вариантами действий с разными прогнозами результатов.

Текущие управленческие решения редко бывают настолько глобальными, чтобы ценную информацию для них можно было получить из итоговых цифр финансовых отчетов, отражающих состояние компании в целом. Важны, как правило, цифры, показывающие отдельные аспекты деятельности предприятия.

Для лучшего понимания сути процесса имеет смысл провести классификацию данных, используемых в принятии решений:

  • Вид данных. В сферу интересов управленческого учета входят такие уровни сбора и обработки информации, которые в финансовом учете считаются исключительно аналитическими и не входят в результаты работы финансовых учетных подразделений, как правило, измеряемые в денежном выражении. В управленческие отчеты может включаться количественная информация о продуктах, коэффициенты и показатели, которые измеряются эмпирически.
  • Объект, о котором эти данные были собраны. Одно из основных преимуществ управленческого учета над традиционным бухгалтерским состоит в том, что собираемая информация имеет массу аналитических признаков, позволяющих сортировать ее по разным параметрам. Благодаря свободе выбора учетной политики самими управленцами внутреннее деление компании на учетные блоки вводится с конкретными целями, реализуемыми в дальнейшем с помощью аппарата управленческого учета.
  • Время, к которому привязан текущий отчет. По-настоящему ценной является статистически обработанная информация, привязанная к определенным временным промежуткам: от определенных часов в течение рабочего дня до времени года в отчетах о сезонной зависимости спроса на определенные продукты.
  • Типы решений, для которых собираются и обрабатываются данные. Управленческие решения делятся на краткосрочные и долгосрочные. Большую часть информации для тех и других предоставляет управленческий учет.

На основании данных управленческого учета должны приниматься решения о ценообразовании, изменении ассортимента, графике работы сотрудников.

Ведение управленческого учета включает три основные функции - подготовку информации для принятия проблемных решений, ведение счетов, ориентацию менеджеров на отклонения.

Подготовка информации для принятия проблемных решений - сравнительный анализ возможных решений, анализ альтернативных вариантов и определение наилучшего из них.


Ведение счетов - сбор данных и составление отчетности для всех уровней управления по периодам и доведение этих сведений до всех уровней руководства.

Ориентация менеджеров на отклонения - информационная поддержка менеджеров в управлении по отклонениям. Данная функция связана с акцентированием внимания менеджеров на возможностях и проблемах, возникающих в процессе осуществления Бухгалтеры, выполняющие данную функцию, должны обращать внимание менеджеров на проблемы, связанные с отклонениями, с целью последующей корректировки и улучшения ситуации.

Бухгалтеры выполняют эти функции на всех стадиях принятия управленческих решений. На стадии планирования наиболее важна первая функция - подготовка информации для принятия проблемных решений. На стадии контроля большее значение имеют две другие функции - ведение счетов, а также ориентация менеджеров на отклонения. На данной стадии по каналам обратной связи информация вновь поступает к менеджеру. Примером функции ведения счетов может служить система учета, в которой регистрируются и учитываются данные о полученных доходах от размещения рекламы.

Менеджеры постоянно находятся в процессе принятия решений. Информация, собранная на стадии контроля, как правило, используется при планировании. В связи с тем, что планирование и контроль находятся между собой в постоянном взаимодействии, специалистами по управленческому учету могут выполняться во взаимосвязи все три основные функции[2].

Управленческий учет играет очень важную роль в принятии решений. В процессе выполнения своих функций менеджеры постоянно сталкиваются с проблемой выбора оптимального варианта действий. При этом возникают типичные вопросы: что производить, как производить, где продавать продукт, какую цену назначать и т.д. В качестве примеров типичных ситуаций для управленческого учета, требующих принятия управленческих решений, можно привести:

планирование производственной программы и выбор ассортимента продукции (работ, услуг);

  • ценообразование;
  • выбор варианта организации процесса снабжения, включающий в себя рассмотрение как финансовых, так и нефинансовых факторов;
  • оценка целесообразности принятия дополнительного заказа по цене ниже обычной или рыночной;
  • определение «вклада» отдельных подразделений предприятия в общие результаты деятельности;
  • оценка целесообразности ликвидации неприбыльного сегмента деятельности (подразделения, продукта, услуги);
  • выбор варианта капитальных вложений, анализ эффективности мероприятий по модернизации оборудования;
  • сохранение достигнутого уровня прибыли. При разработке управленческих решений на основе информации управленческого учета необходимо помнить, что каждая ситуация принятия решений характеризуется определенным набором реквизитов:
  • поле альтернатив (набор вариантов решений, которые можно принять в данной ситуации);
  • параметры решений (внешние и внутренние условия, которые должны быть приняты во внимание при принятии решений и которые «сужают» поле альтернатив);
  • целевые установки (цели или группы целей, на достижение которых должно быть направлено принятое решение);
  • факторы цели (факторы, содействующие достижению целей).

Таким образом, информация, получаемая в системе управленческого учета, используется для принятия управленческих решений как долгосрочного, так и краткосрочного характера, в самых разнообразных ситуациях.

В рамках управленческого учета должна быть осуществлена выработка регламентов действий всех служб и закреплена в соответствующих корпоративных стандартах - внутренних нормативных документах, регламентирующих применение на предприятии управленческого учета.

Всю совокупность указанных документов можно разделить на две группы[3]:

  • стандартизирующие объекты управления в рамках управленческого учета;
  • стандартизирующие способы реализации в отношении выделенных объектов различных функций управления.

К первой группе документов относятся классификаторы и справочники, которые определяют признаки классификации, используемые для выделения и группировки объектов управления.

Совокупность документов второй группы можно условно разделить на следующие блоки:

  • документы, регламентирующие ведение учета затрат;
  • документы, регламентирующие процедуру планирования;
  • документы, регламентирующие калькулирование себестоимости;
  • документы, регламентирующие порядок реализации функции контроля;
  • документы, регламентирующие принятие решений;
  • организационные документы, регламентирующие деятельность служб предприятия в рамках системы управленческого учета.

Таким образом, решение рассмотренных задач, возникающих при постановке управленческого учета, позволит принимать наиболее эффективные управленческие решения в процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

1.2. Особенности учета затрат по методу АВС

Главной целью систем калькулирования себестоимости продукции является объективное исчисление затрат на производство каждого вида изделия (услуги). Для корректной оценки затрат необходимо знать их величину в долгосрочной перспективе.

Известные принципы разделения издержек на постоянные и переменные, используемые в практике краткосрочного управления, неприменимы в целях долгосрочного анализа, поскольку в длительной перспективе все издержки предприятия становятся переменными. Кроме того, прямые расходы занимают всё меньший удельный вес в себестоимости продукции современных предприятий, в то время как накладные расходы, напротив, увеличиваются.