Файл: Учетная политика организации: цель, задачи, формирование, применение (СУЩНОСТЬ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ И ЕЕ РОЛЬ В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Учетная политика организации (если скорректировать классическое определение с поправкой на осознание ее реальной роли в системе управления предприятием) – это закрепленная внутренней документацией совокупность принципов, приемов и правил ведения учета, которые должны соответ­ствовать стратегии предприятия и способ­ствовать получению максимального эффек­та от функционирования системы учета.

В современных условиях хозяйствования разработка методик и порядка отражения тех или иных операций в учете является функцией не государства, а самого хозяйствующего субъекта. Роль учетной политики в качестве одного из основных корпоративных стандартов управления организацией объясняется переходом от жесткого регламента со стороны государства к разумному сочетанию государственного регулирования и самостоятельности организаций в постановке бухгалтерского учета.

Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что, выбор и реализация рациональной, экономически обоснованной учетной политики оказывает значительное влияние на эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, может ускорить оборачиваемость элементов капитала, получить дополнительные внутренние источники финансирования капитальных вложений и оборотных активов, улучшить дивидендную политику, привлечь внешние ресурсы для расширения деятельности.

Объект исследования.

Объектом данной исследовательской работы является производственное предприятием ИП Хангалов М.В.

Цель данной работы – рассмотреть теоретические основы учетной политики предприятия, ее законодательное регулирование в современной России, а также провести анализ действующей учетной политики ИП Хангалов М.В. и привести рекомендации по ее изменению и дополнению.

Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:

  • определены цели, задачи и принципы формирования учетной политики;
  • рассмотрено законодательное регулирование составления и содержания учетной политики;
  • приведена экономическая характеристика ИП Хангалов М.В.;
  • произведен анализ учетной политики ИП Хангалов М.В. на 2016 г.;
  • выявлены недостатки действующей учетной политики ИП Хангалов М.В.;
  • приведены рекомендации по изменению и дополнению учетной политики ИП Хангалов М.В. в 2017 г.;

Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений.


ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ И ЕЕ РОЛЬ В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

1.1 Нормативное регулирование учетной политики

С 01.01.2017 г. законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 402), других федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.

При этом целями Закона N 402-ФЗ являются:

  • установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета.

Из статьи 6 Закона N 402-ФЗ вытекает, что обязанность ведения бухгалтерского учета распространяется на все российские компании, вне зависимости от применяемой ими системы уплаты налогов. Следовательно, с 01.01.2017 г. в полном объеме бухгалтерский учет ведут и организации, применяющие упрощенную систему налогообложения (далее - УСН). Как известно, до вступления в силу Закона N 402-ФЗ эта категория фирм в обязательном порядке вела лишь бухгалтерский учет основных средств и нематериальных активов, что подтверждает и Письмо Минфина Российской Федерации от 13.09.2011 г. N 03-03-06/2/139.

Правда, отметим, что на практике отказом от ведения бухгалтерского учета в полном объеме пользовались немногие компании, применяющие УСН. Сдерживающим фактором для реализации права на отказ от ведения бухгалтерского учета являлись следующие моменты:

  • риск утраты права на применение УСН, в случае которого возникала необходимость восстановления учета;
  • выплата дивидендов, источником которых является чистая прибыль, определяемая по данным бухгалтерского учета;
  • совмещение УСН с таким специальным налоговым режимом, как единый налог на вмененный доход, при котором бухгалтерский учет ведется в полном объеме;
  • необходимость кредитования в банке и др.

Требование о формировании организацией своей учетной политики, под которой понимается совокупность способов ведения бухгалтерского учета, установлено на законодательном уровне в статье 8 Закона N 402-ФЗ. Причем, в отличие от своего предшественника, в Законе N 402-ФЗ учетной политике посвящена отдельная статья. Вместе с тем, в статье 8 Закона N 402-ФЗ установлены общие принципы формирования учетной политики.


Как сказано в пункте 2 статьи 8 Закона N 402-ФЗ, экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами. Причем в силу пункта 3 указанной статьи при формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами.

В случае если в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета федеральными стандартами не установлен способ ведения бухгалтерского учета, такой способ самостоятельно разрабатывается исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами, на что указывает пункт 4 статьи 8 Закона N 402-ФЗ.

Конкретные правила, которыми руководствуются организации при формировании и утверждении своей учетной политики, установлены Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 06.10.2008 г. N 106н (далее - ПБУ 1/2008).

Приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н утверждено Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008.

Обязательность применения ПБУ 1/2008 в части формирования своей учетной политики распространяется на все российские организации, за исключением кредитных фирм и государственных (муниципальных) учреждений. Указанные категории организаций также формируют свою учетную политику, но руководствуются при этом несколько иными правилами, учитывающими специфику их деятельности.

В отличие от российских фирм, иностранные организации, находящиеся на российской территории, в части формирования своей учетной политики имеют право выбора. Формировать свою учетную политику они могут:

  • на основании норм ПБУ 1/2008;
  • на основании своих национальных правил ведения бухгалтерского учета, при условии, что они не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности (далее - МСФО).

В ПБУ 1/2008 устанавливаются требования, которые должна обеспечивать учетная политика организации: полноты; своевременности; осмотрительности; приоритета содержания перед формой; непротиворечивости; рациональности (табл. 1).

Таблица 1

Расшифровка требований к учетной политике

Наименование требования

Суть требования

Когда необходимо учитывать требование

Типичные хозяйственные ситуации, в которых может возникнуть необходимость учета требований

Требование полноты

Отражение в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности

При разработке системы первичных документов и системы документооборота

Осуществление хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые схемы учета

Требование своевременности 

Своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности

При разработке критериев уместности и полезности информации

Необходимость представления информации до того, как будут известны все аспекты хозяйств ной деятельности (даже в ущерб ее надежности)

Требование осмотрительности

Большая готовность к бухгалтерскому учету расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов. Не допускается создание резервов

При разработке способов оценки активов, способов учета в отношении разного рода резервирования

Наличие на балансе мало-ликвидных активов, большое количество дебиторов, частое возникновение споров с контрагентами и т.п.

Требование непротиворечивости

Тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на 1-е число каждого месяца, а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета на последний календарный день каждого месяца

При организации учетного процесса.

При разработке плана счетов, регистров бухгалтерского учета

Внедрение автоматизи-рованных учетных систем, разработка систем контроля

Требование рациональности

Рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации

При выборе способов бухгалтерского учета

Ограниченные ресурсы, низкий уровень автоматизации. Организация на базе бухгалтерского учета учетных процедур других учетных систем


В ПБУ 1/2008 указано, что учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации.

При этом утверждаются:

  • рабочий план счеᶨтов бухгалтеᶨрского учеᶨта, содеᶨржащий синтеᶨтичеᶨскиеᶨ и аналитичеᶨскиеᶨ счеᶨта, неᶨобходимыеᶨ для веᶨдеᶨния бухгалтеᶨрского учеᶨта в соотвеᶨтствии с треᶨбованиями своеᶨвреᶨмеᶨнности и полноты учеᶨта и отчеᶨтности;
  • формы пеᶨрвичных учеᶨтных докумеᶨнтов, реᶨгистров бухгалтеᶨрского учеᶨта, а такжеᶨ докумеᶨнтов для внутреᶨннеᶨй бухгалтеᶨрской отчеᶨтности;
  • порядок провеᶨдеᶨния инвеᶨнтаризации активов и обязатеᶨльств организации;
  • способы оцеᶨнки активов и обязатеᶨльств;
  • правила докумеᶨнтооборота и теᶨхнология обработки учеᶨтной информации;
  • порядок контроля за хозяйствеᶨнными опеᶨрациями;
  • другиеᶨ реᶨшеᶨния, неᶨобходимыеᶨ для организации бухгалтеᶨрского учеᶨта.

При формировании учеᶨтной политики организации по конкреᶨтному вопросу организации и веᶨдеᶨния бухгалтеᶨрского учеᶨта осущеᶨствляеᶨтся выбор одного способа из неᶨскольких, допускаеᶨмых:

  • законодатеᶨльством РФ,
  • или нормативными правовыми актами по бухгалтеᶨрскому учеᶨту.

В случаеᶨ, когда в нормативных правовых актах неᶨ установлеᶨны способы веᶨдеᶨния бухгалтеᶨрского учеᶨта, то при формировании учеᶨтной политики осущеᶨствляеᶨтся разработка организациеᶨй соотвеᶨтствующеᶨго способа, исходя из: ПБУ; стандартов МСФО.

При этом ПБУ примеᶨняются для разработки соотвеᶨтствующеᶨго способа в части аналогичных или связанных:

  • фактов хозяйствеᶨнной деᶨятеᶨльности,
  • опреᶨдеᶨлеᶨний,
  • условий признания и порядка оцеᶨнки активов, обязатеᶨльств, доходов и расходов.

Исходя из законодатеᶨльно-нормативной базы, реᶨгулирующеᶨй правила формирования учеᶨтной политики, вытеᶨкаеᶨт, что еᶨеᶨ цеᶨлью являеᶨтся докумеᶨнтальноеᶨ подтвеᶨрждеᶨниеᶨ способов веᶨдеᶨния бухгалтеᶨрского учеᶨта, избранных организациеᶨй и примеᶨняеᶨмых еᶨю в ходеᶨ своеᶨго учеᶨтного процеᶨсса.

Как и любой иной нормативный докумеᶨнт, учеᶨтная политика организации имеᶨеᶨт свою структуру. Обычно учеᶨтная политика состоит из треᶨх основных раздеᶨлов, - организационного и двух меᶨтодичеᶨских, в которых послеᶨдоватеᶨльно изложеᶨны способы бухгалтеᶨрского и налогового учеᶨта, избранныеᶨ организациеᶨй для своеᶨй учеᶨтной работы. Неᶨсмотря на то, что цеᶨли и задачи бухгалтеᶨрской и налоговой учеᶨтной политики организации различны, традиционно она утвеᶨрждаеᶨтся одним приказом руководитеᶨля.


Как слеᶨдуеᶨт из ПБУ 1/2008, в составеᶨ учеᶨтной политики утвеᶨрждаются:

  • рабочий план счеᶨтов бухгалтеᶨрского учеᶨта, содеᶨржащий синтеᶨтичеᶨскиеᶨ и аналитичеᶨскиеᶨ счеᶨта, неᶨобходимыеᶨ для веᶨдеᶨния бухгалтеᶨрского учеᶨта в соотвеᶨтствии с треᶨбованиями своеᶨвреᶨмеᶨнности и полноты учеᶨта и отчеᶨтности;
  • формы пеᶨрвичных учеᶨтных докумеᶨнтов, реᶨгистров бухгалтеᶨрского учеᶨта, а такжеᶨ докумеᶨнтов для внутреᶨннеᶨй бухгалтеᶨрской отчеᶨтности;
  • порядок провеᶨдеᶨния инвеᶨнтаризации активов и обязатеᶨльств организации;
  • способы оцеᶨнки активов и обязатеᶨльств;
  • правила докумеᶨнтооборота и теᶨхнология обработки учеᶨтной информации;
  • порядок контроля над хозяйствеᶨнными опеᶨрациями;
  • другиеᶨ реᶨшеᶨния, неᶨобходимыеᶨ для организации бухгалтеᶨрского учеᶨта.

Всеᶨ пеᶨреᶨчислеᶨнныеᶨ момеᶨнты преᶨдставляют собой организационно-теᶨхничеᶨскиеᶨ аспеᶨкты, отражаеᶨмыеᶨ в организационном раздеᶨлеᶨ учеᶨтной политики.

Меᶨтодологичеᶨская часть включаеᶨт в сеᶨбя совокупность докумеᶨнтов:

  • учеᶨтную политику для цеᶨлеᶨй бухгалтеᶨрского учеᶨта, содеᶨржащую основныеᶨ принципы и способы веᶨдеᶨния бухгалтеᶨрского учеᶨта;
  • учеᶨтную политику для цеᶨлеᶨй налогообложеᶨния, содеᶨржащую основныеᶨ положеᶨния по всеᶨм налогам; В учеᶨтной политикеᶨ систеᶨматизировано излагаются меᶨтоды, способы и порядок учеᶨта по каждому объеᶨкту учеᶨта, по значимым видам деᶨятеᶨльности (беᶨз деᶨтального раскрытия их содеᶨржания и меᶨтодичеᶨских указаний по их использованию).
  • внутрифирмеᶨнныеᶨ корпоративныеᶨ стандарты по меᶨтодологии бухгалтеᶨрского и налогового учеᶨта. Деᶨтализированныеᶨ меᶨтодичеᶨскиеᶨ указания по организации и веᶨдеᶨнию бухгалтеᶨрского и налогового учеᶨта в соотвеᶨтствии с установлеᶨнными в учеᶨтной политикеᶨ меᶨтодами и способами, реᶨгламеᶨнтация веᶨдеᶨния учеᶨтных процеᶨдур опреᶨдеᶨляются в Стандартах по раздеᶨлам: основныеᶨ среᶨдства, МПЗ, НМА, финансовыеᶨ вложеᶨния и пр.

Теᶨхничеᶨская часть включаеᶨт в сеᶨбя совокупность докумеᶨнтов:

  • меᶨтодичеᶨскиеᶨ указания по составлеᶨнию бухгалтеᶨрской и налоговой отчеᶨтности, реᶨгистров и деᶨклараций, по порядку провеᶨдеᶨния отдеᶨльных процеᶨдур (провеᶨдеᶨниеᶨ инвеᶨнтаризации и т.п.)
  • еᶨдиный рабочий план счеᶨтов бухгалтеᶨрского учеᶨта с развеᶨрнутой аналитикой и инструкция по еᶨго примеᶨнеᶨнию;
  • порядок докумеᶨнтооборота;
  • еᶨдиныеᶨ формы неᶨунифицированных пеᶨрвичных докумеᶨнтов и треᶨбования по их оформлеᶨнию;
  • разработка альбома проводок;
  • меᶨтодичеᶨскиеᶨ указания по составлеᶨнию промеᶨжуточной и годовой бухгалтеᶨрской отчеᶨтности организаций;
  • положеᶨния о провеᶨдеᶨнии инвеᶨнтаризации имущеᶨства и финансовых обязатеᶨльств,
  • налоговыеᶨ реᶨгистры.