Файл: Определение, задачи и функции бухгалтерского учета предприятия.pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Бухгалтерский учет, его сущность и функции в системе управления экономикой
1.1. Понятие и особенности бухгалтерского учета
1.2. Функции и принципы бухгалтерского учета
1.3. Метод бухгалтерского учета
2. Система нормативного регулирования и организация бухгалтерского учета
2.1. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России
2.2. Международные стандарты учета и отчетности
2.3. Организация бухгалтерского учета в современных условиях
- наличия оборудованных складских помещений, контрольно-измерительных приборов и автоматов, мерной тары, и т.д.;
- совершенствования самой системы учета, применения научно обоснованных методов определения объема веса материальных ресурсов, методов выявления недостач, растрат, хищений;
- широкого использования современных средств вычислительной техники для сбора, обработки и передачи информации.
Информационная функция является одной из главных функций, которую выполняет бухгалтерский учет в системе управления. Бухгалтерский учет является основным источником информации, на основании которой принимаются управленческие решения. Информация бухгалтерского учета широко используется в оперативном и статистическом учете, а также для планирования, прогнозирования, выработки тактики и стратегии деятельности организации. Пользователями бухгалтерской информации являются налоговые службы, банки, фонды, предприятия-поставщики и т.д. Для удовлетворения требований всех пользователей бухгалтерская информация должна быть достоверной, объективной, своевременной и оперативной. Информация должна быть целесообразной по своему составу (исключающей лишние показатели) и экономной (с минимальными трудовыми затратами на ее формирование).
Для осуществления текущего контроля аппарату управления необходима обратная связь. Бухгалтерский учет формирует и передает информацию о фактических параметрах развития объекта управления и тем самым выполняет функцию обратной связи.
Применительно к бухгалтерскому учету основными компонентами информационной системы обратной связи являются:
- в качестве ввода - неупорядоченные данные;
- в качестве процесса - обработка данных;
- в качестве вывода - упорядоченная информация.[16, c.48]
Бухгалтерский учет призван обеспечить все уровни управления информацией о фактическом состоянии объекта управления и обо всех существенных отклонениях объекта от заданных параметров.
Аналитическая функция тесно связана с информационной, но при этом имеет большое самостоятельное значение. Реализация этой функции позволяет осуществить анализ использования всех видов ресурсов, затрат на производство и реализацию продукции, правильности применяемых цен и т.д. Специфические приемы, методы и формы бухгалтерского учета, широкое использование средств вычислительной техники позволяют детализировать анализируемые показатели вплоть до данных первичных документов. Сопоставление фактических данных с нормативными и плановыми показателями, находящимися в памяти ЭВМ, дает возможность получить отклонения, сгруппированные по различным признакам (по причинам, виновникам и т.д.). Такая информация бухгалтерского учета значительно облегчает анализ финансовой, производственно-хозяйственной деятельности и широко используется для подготовки, обоснования и принятия управленческих решений.
Современный бухгалтерский учет базируется на принципах, выверенных многовековой практикой. К таковым, в частности, относятся принципы двойственности, непрерывности, денежного измерения, автономности, соответствия, последовательности, разделения текущих затрат и капитальных вложений.
Одним из основных является принцип двойственности. Этот принцип заключается в обязательном соблюдении равенства между средствами организации и источниками формирования этих средств и достигается методом двойной записи хозяйственных операций.
Принцип непрерывности (принцип работающего предприятия). В бухгалтерском учете исходят из положения, что предприятие (организация) будет функционировать неопределенно длительный период времени и владельцы не намерены его ликвидировать или продавать. Следовательно, все средства предприятия будут использованы для обеспечения нормальной деятельности и обязательства будут погашаться в установленном порядке.
Принцип денежного измерения. Бухгалтерский учет оперирует только теми фактами, которые поддаются оценке в денежном выражении с достаточной степенью объективности.
Принцип автономности (обособленности имущества). В соответствии с этим принципом средства организации должны учитываться обособленно от средств других юридических лиц, находящихся у данной организации, в том числе и от имущества собственников. Это относится к имуществу, полученному в доверительное управление, к материальным ресурсам, принятым в переработку или на ответственное хранение.
Принцип соответствия (временной определенности фактов хозяйственной деятельности). Все факты хозяйственной деятельности организации должны относиться к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами. Таким образом, все доходы данного отчетного периода должны соотноситься с расходами, обусловившими получение этих доходов.
Принцип разделения текущих затрат и капитальных вложений.
В бухгалтерском учете текущие затраты включаются в себестоимость отчетного периода, а капитальные вложения увеличивают внеоборотные активы и включаются в себестоимость в течение длительного периода в виде амортизационных отчислений.
Принцип последовательности применения методов бухгалтерского учета. Организация использует принятую учетную политику последовательно, от одного отчетного периода к другому [10, c.64-69].
Давно сформулированные и используемые в мировой практике основополагающие принципы находят отражение в регламентирующих документах по бухгалтерскому учету и в нашей стране.
Помимо перечисленных известны и другие принципы, имеющие практическое значение. Это принципы осмотрительности, рациональности, приоритета содержания перед формой и др.
Осмотрительность предполагает большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов. Следование этому принципу ограждает организацию от появления скрытых (даже непреднамеренных) резервов.
Рациональность ведения учета означает получение достаточно полной информации при минимальных трудовых и материальных затратах. Незначительным событиям не следует уделять большого внимания.
Приоритет содержания перед формой оправдывает отражение хозяйственной деятельности не столько из правовой формы фактов и условий хозяйствования, сколько из их экономического содержания.
1.3. Метод бухгалтерского учета
Совокупность приемов и способов, применяемых в определенной последовательности и взаимосвязи для отражения объектов учета, составляет метод бухгалтерского учета.
Приемы и способы осуществления бухгалтерского учета, которые называют элементами метода, постоянно совершенствуются и изменяются под влиянием экономических отношений и новых требований к бухгалтерскому учету. Элементами метода бухгалтерского учета являются документация, оценка, система счетов и двойная запись, инвентаризация, калькуляция, балансовое обобщение, отчетность.
Документация способ сплошного и непрерывного отражения фактов хозяйственной деятельности. Первичный документ есть письменное свидетельство о совершении хозяйственной операции или о праве на ее совершение. Данные первичных документов в последующем подвергаются экономической группировке и обобщению. Документальное оформление операций является важнейшим средством контроля за соблюдением законности, сохранностью и целесообразностью использования хозяйственных средств. В связи с этим к документам предъявляется ряд требований: они должны быть объективными, достоверными и содержать четко изложенное содержание операции. Дальнейшее отражение и обобщение в учете документально подтвержденных хозяйственных операций требует их оценки [ 14,c.97].
Оценка - способ, с помощью которого все средства организации, их источники и операции получают денежное выражение. В процессе оценки натуральные и трудовые показатели, содержащиеся в первичных документах, пересчитываются в денежные с помощью цен, расценок, тарифных ставок и др. Реальность и точность оценки имущества организации имеет важнейшее значение как для построения системы бухгалтерского учета, так и для осуществления управления хозяйственными процессами. Для достижения сопоставимости все предприятия должны соблюдать установленные положения и правила оценки. При оценке средств учитываются все виды затрат, связанные с движением учитываемых объектов, и исчисляется их фактическая себестоимость. Для получения итоговых данных о каждом объекте бухгалтерского учета все операции обобщают и группируют в определенном порядке с помощью бухгалтерских счетов.
Система счетов и двойная запись. Счета бухгалтерского учета предназначены для группировки и текущего учета однородных хозяйственных операций. На каждый вид хозяйственных средств и источников их образования открываются отдельные счета, совокупность которых и называют системой счетов. Сведения, содержащиеся в первичных документах, дают разрозненную характеристику объектов учета, а счета позволяют получить обобщенные представления об учитываемых объектах. Отражение хозяйственных операций в системе счетов осуществляется методом двойной записи, которая обеспечивает взаимосвязанное отражение различных явлений в бухгалтерском учете. Например, процесс поступления закупленных материалов на склад предприятия, увязывается с расходованием денежных средств, выплачиваемых поставщику материалов [15,c.46]. Метод двойной записи операций раскрывает их экономическое содержание, позволяет более глубоко изучать производственно-хозяйственную деятельность и создает условия для контроля. Метод двойной записи обеспечивает равенство итогов на счетах в конце отчетного периода (равенство средств и источников их формирования).
Правильность отражения операций на счетах бухгалтерского учета периодически проверяется с помощью инвентаризации.
Инвентаризация - способ проверки соответствия фактического наличия имущества в натуре данным бухгалтерского учета. Инвентаризация проводится с целью обеспечения достоверности показателей бухгалтерского учета и сохранности имущества. При инвентаризации регистрируются явления и процессы, не отраженные первичными документами (порча, хищения, усушка и т.д. материальных ресурсов). Итоги инвентаризации дополняют первичную документацию. Выявленные излишки или недостатки также находят отражение на счетах бухгалтерского учета. При выявлении виновных лиц с них может быть взыскана часть или полная сумма нанесенного ущерба. Тем самым инвентаризация повышает ответственность работников соответствующих подразделений и позволяет реализовать принцип обеспечения сохранности имущества.
Документально обоснованные операции, отраженные и сгруппированные на счетах бухгалтерского учета в денежной оценке методом двойной записи, проверенные с помощью инвентаризации, служат основанием для калькуляций.
Калькуляция - способ исчисления себестоимости средств и предметов труда, произведенной продукции, оказанных услуг, выполненных работ. Калькулирование заключается в подведении общей суммы затрат по тому или иному объекту и определении себестоимости единицы продукции, работ, услуг, материалов и др.
Себестоимость продукции, относящейся к различным отраслям народного хозяйства, определяется на основе соответствующих нормативных актов, регламентирующих состав затрат на производство и реализацию продукции, включаемых в себестоимость.
Затраты на производство составляют производственную себестоимость продукции. Полная себестоимость, помимо производственных, включает затраты, связанные с реализацией. По материалам определяется фактическая себестоимость, включающая затраты на их приобретение по ценам поставщика и транспортно-заготовительные расходы. [10, c.64]
Исчисление себестоимости материалов, готовой (реализованной) продукции необходимо для определения финансового результата хозяйственной деятельности организации (прибыли или убытка). Выверенные итоговые данные по счетам, включая и счета финансовых результатов, подвергают дальнейшему обобщению, для чего составляется бухгалтерский баланс.
Бухгалтерский баланс - способ экономической группировки и обобщения информации об имуществе и обязательствах организации по составу, размещению и источникам их образования в денежной оценке на определенную дату (на первое число месяца). С помощью балансового обобщения осуществляется контроль по всей совокупности объектов бухгалтерского учета путем сопоставления хозяйственных средств с их источниками. Баланс - равенство средств и источников их образования, которое должно сохраняться постоянно. Бухгалтерский баланс отражает финансовое состояние организации и является одной из основных форм бухгалтерской отчетности.
Бухгалтерская отчетность - единая система показателей, характеризующих производственно-хозяйственную и финансовую деятельность за определенный период. Бухгалтерская отчетность составляется по установленным формам на основании данных бухгалтерского учета и должна отвечать ряду требований: быть достоверной, целостной (охватывать все операции без исключения), сопоставимой по периодам, последовательной (данные отчетного периода должны быть сравнимы с данными предыдущего периода). Отчетность должна быть представлена за отчетный период в валюте Российской Федерации на русском языке.