Файл: Определение, основные задачи, функции бухгалтерского учета. (Бухгалтерский учет, его сущность и функции в системе управления экономикой).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Способы и приемы бухгалтерского учёта, составляющие его методо­логию, взаимосвязаны и взаимообусловлены. В результате их применения в бухгалтерском учете осуществляется непрерывное, сплошное и докумен­тально обоснованное отражение всех хозяйственных операций и обеспечи­вается формирование достоверной информации о производственно­хозяйственной и финансовой деятельности организации.

2. Система нормативного регулирования и организация бухгалтерского учета

2.1. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России

В нашей стране реализуется Программа реформирования бухгалтер­ского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. В рамках программы разрабатывается большой комплекс до­кументов, составляющих систему нормативного регулирования бухгалтер­ского учета. Данная система представляет собой документы четырех уровней: законодательные акты, положения по бухгалтерскому учету (стан­дарты), методические указания и рабочие документы организации (табл. 2).

Таблица 2 - Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России

Уровень

Документы

Органы, принимающие документы

I уровень - законодательный

Федеральные законы, постанов­ления, указы

Федеральное собрание, Правительство РФ, Президент РФ

II уровень - нормативный

Положения (стандарты) по бух­галтерскому учету

Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ

III уровень - методический

Нормативные акты (иные, чем положения), методические указа­ния, план счетов бухгалтерского учета

Министерство финансов РФ, федеральные органы исполнительной власти

IV уровень - учетная политика организации

Организационно-распорядительная документация (приказ, распоря­жение и т.п.)

Организации, консульта­ционные фирмы


Первый уровень представляют законы и иные нормативные акты (ука­зы президента, постановления правительства), прямо или косвенно регули­рующие постановку учета в организации. Особое место на этом уровне системы занимает Федеральный закон «О бухгалтерском учете», законода­тельно закрепляющий применяемые в учетной практике принципы и базо­вые правила [1]. К этой же группе документов следует отнести и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Россий­ской Федерации.

Второй уровень системы представляют федеральные положения (стандарты) по бухгалтерскому учету. Необходимость положений заклю­чается в обобщении и трактовке применения принципов и базовых правил бухгалтерского учета, изложении основных понятий, относящихся к от­дельным участкам учета, возможные методы применения тех или иных бухгалтерских приемов без раскрытия конкретного механизма примени­тельно к определенному виду деятельности.

Федеральные стандарты независимо от вида экономической деятель­ности устанавливают:

  1. определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия их к бухгалтерскому учету и списа­ния их в бухгалтерском учете;
  2. допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета;
  3. порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, вы­раженной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации для це­лей бухгалтерского учета;
  4. требования к учетной политике, в том числе к определению усло­вий ее изменения, инвентаризации активов и обязательств, документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете, в том числе видам электронных подписей, используемых для подписания доку­ментов бухгалтерского учета;
  5. состав, содержание и порядок формирования информации, раскры­ваемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе образцы форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах и состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств;
  6. условия, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период;
  7. упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая уп­рощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства.

Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения феде­ральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности. По состоянию на 1 января 2015 г. в России действуют следующие федераль­ные стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности.

Раскрытие конкретного механизма учета отдельных объектов преду­смотрено в документах третьего уровня системы - методических указаниях (инструкциях, рекомендациях и т.п.) по ведению учета. К ним относятся методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) по строительству, сельскому хо­зяйству, научно- и проектно-изыскательским работам, методические ука­зания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, инструк­ции по заполнению форм бухгалтерской отчетности, разрабатываемые Минфином РФ, комиссией по рынку ценных бумаг с учетом отраслевой специфики и видов деятельности организации и др.

Рекомендации в области бухгалтерского учета принимаются в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов, умень­шения расходов на организацию бухгалтерского учета, а также распро­странения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета, результатов исследований и разработок в области бухгалтерского учета. Рекомендации в области бухгалтерского учета применяются на доброволь­ной основе.

Особое место в системе нормативных документов третьего уровня от­водится плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной дея­тельности организации и инструкции по его применению, определяющими порядок отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.

Четвертый уровень системы - это рабочие документы организации, определяющие конкретный порядок организации документооборота, учета имущества и обязательств (стандарты экономического субъекта).

Принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтер­ского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности - утверждаемая руководителем организации, называется учетной политикой ор­ганизации.

Стандарты экономического субъекта применяются всеми подразделе­ниями экономического субъекта, включая его филиалы и представительст­ва, независимо от их места нахождения.


2.2. Международные стандарты учета и отчетности

Комитет по международным бухгалтерским стандартам является единственной официально признанной организацией, выпускающей стан­дарты по бухгалтерскому учету и отчетности.

Каждый стандарт обязательно включает информацию о целях и кон­цепциях, лежащих в основе его разработки; перечень вопросов, охвачен­ных этим стандартом; определения используемых терминов; критерии применения данного стандарта; основы измерений и методы учета; спосо­бы раскрытия информации и пояснительные замечания.

  1. Международные стандарты финансовой отчетности и Разъяснения международных стандартов финансовой отчетности, введенные в действие на территории РФ, например: Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 1 «Пред­ставление финансовой отчетности»; Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 2 «Запасы»; Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 7 «Отчет о движении денежных средств»; Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки» и др.

В международных стандартах, как правило, жестко регламентируются лишь основные моменты. Например, стандарт «Информация, необходимая для раскрытия в финансовых отчетах» определяет обязательный минимум информации, которая должна входить в публикуемые финансовые отчеты предприятий, однако не предлагает определенной формы этих отчетов; этот вопрос оставлен на усмотрение самих предприятий либо националь­ных учетных органов. Такой метод является оптимальным, так как увели­чивает возможность внедрения международных стандартов в различных условиях и облегчает разработку национальных бухгалтерских стандартов с учетом международных.

Все изданные до настоящего времени международные бухгалтерские стандарты тесно взаимосвязаны и составляют единую систему. Так, в стандарте «Информация, необходимая для раскрытия в финансовых отче­тах» указывается, что детально раскрывать отдельные блоки информации необходимо в соответствии с другими международными стандартами.

2.3. Организация бухгалтерского учета в современных условиях

Вопросы формирования бухгалтерской службы и организации бухгалтерского учета в настоящее время представляются весьма актуальными. Это обусловлено, во-первых, введением нового закона о бухгалтерском учете, который по-новому отражает подходы к структуре бухгалтерии. Во-вторых, желанием руководства предприятия минимизировать затраты, связанные с организацией и управлением.


Построение рыночной экономики потребовало существенных изменений в методологии бухгалтерского учета. Так, в отношении бухгалтерского учета государство стало устанавливать общий порядок его ведения, обеспечивая всем предприятиям равные условия на рынке. Вопросы, связанные с конкретными условиями бухгалтерского учета, были переданы

непосредственно организациям. В результате сложилась противоречивая ситуация. С одной стороны, организации заинтересованы в раскрытии высококачественной информации о своей деятельности, с другой стороны, большинство коммерческих предприятий практически не имеют

возможности формировать документированную информацию об объектах бухгалтерского учета. Во многом это объясняется тем, что с исторической точки зрения довольно часто вопросы экономии ресурсов не считались приоритетными [5, c. 120].

Важную роль играет сохранившийся еще с отечественных времен менталитет российских бухгалтеров, которые привыкли к тому, что вся их деятельность полностью регламентирована законодательно-нормативными документами. Они готовы скорее следовать правилам, нежели брать на себя минимальную ответственность и применять творческий подход к решению учетных проблем.

Международный опыт говорит о том, что государство не может эффективно осуществлять регулирование бухгалтерского учета, исходя из информационных потребностей конкретных субъектов экономики. Исходя из этого, в большинстве стран применяется двухуровневое регулирование бухгалтерского учета: на первом уровне - положения законодательства по бухгалтерскому учету, на втором - учетные стандарты и документы конкретных хозяйствующих субъектов.

К наиболее значимым факторам организации бухгалтерского учета, бухгалтера относят следующие:

  1. внешние факторы организации бухгалтерского учета:
  • требования законодательно-нормативных документов к организации бухгалтерского учета, к порядку ведения бухгалтерского учета активов, капитала и обязательств, а также к составлению финансовой отчетности;
  • содержание этических норм в бухгалтерской профессии;
  • информационные потребности внешних пользователей;
  1. внутренние факторы организации бухгалтерского учета:
  • миссия бухгалтерского учета на предприятии;
  • требования руководства и финансовой службы к структуре и содержанию бухгалтерской информации;
  • требования службы внутреннего аудита к совершенствованию учетной работы на предприятии;
  • экономическая целесообразность затрат на подготовку и представление бухгалтерской информации пользователям.