Файл: Европейская валютная система (Становление и особенности европейской валютной системы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Современный этап развития Европейской валютной системы связан с развитием Евросоюза «вглубь» и «вширь».

Как отмечается в докладе МВФ «World Economic Outiook», страны Европы, сильнее других регионов пострадавшие от мирового экономического кризиса, сравнительно медленно преодолевают рецессию. Темпы экономического оживления как в промышленно развитых государствах, так и в странах с формирующимися рынками заметно отличаются. Действенные макроэкономические стимулы поддерживают процесс оживления деловой активности в так называемых стержневых европейских странах, в то время как внутренний спрос пока не играет заметной роли.

Что касается некоторых более мелких стран региона, то возобновлению роста их экономики мешают крупные фискальные дисбалансы и дефициты платежных балансов по текущим операциям. Такое положение, по мнению аналитиков, является угрозой для региона в целом, тем более, что указанные дисбалансы в начале кризиса отмечались и в промышленно развитых странах Европы. С серьезными проблемами столкнулись многие страны Европы с формирующимися рынками, «особенно те, которые имели значительные дефициты платежных балансов по текущим операциям и сильно зависели от иностранных инвестиций. В частности, это относится к государствам Балтии, Болгарии и Румынии.

Прекращение бума в строительстве и кредитовании, сопровождавшееся проблемами в банковском секторе, как отмечается, спровоцировало производственный коллапс в некоторых странах Еврозоны. Существенное сокращение производства, затратные мероприятия по преодолению кризиса и еще ряд одномоментных факторов, указывают эксперты фонда, привели к образованию крупных фискальных дефицитов в таких странах зоны евро, как Греция, Ирландия, Литва, Португалия, Испания, а также в Великобритании.

Несмотря на меры по корректировке платежных балансов по текущим операциям, принятые во многих странах Европы с формирующимися рынками, эти показатели в ряде случаев остались на достаточно высоком уровне во многих странах Еврозоны, которые не имели возможности прибегнуть к девальвации национальных валют для решения данной проблемы. Резкое падение инвестиций (почти на 11%) в 15 странах Евросоюза аналитики считают важной причиной рецессии, а их возобновление станет основой стабильного экономического оживления. Инвестиции в машины и оборудование пострадали от комбинации падающего внешнего спроса и рекордного снижения уровня загрузки производственных мощностей на фоне негативного влияния мирового финансового кризиса, который усложнил условия внешнего финансирования. Уровень загрузки производственных мощностей, как предполагается, должен начать увеличиваться, но сдвиг в инвестициях не ожидается до второй половины 2010 г. Инвестиции в жилищное строительство пострадали из-за проблем на ипотечном рынке, и для их восстановления, как полагают аналитики, потребуется некоторое время.


Среди других важных факторов, приведших к рецессии, авторы доклада называют падение экспорта, вызванное значительным снижением мирового спроса. Некоторых стран это коснулось особенно ощутимо в силу ориентации на производство товаров на экспорт. В частности, Германия, ведущий экспортер машин и оборудования, пострадала из-за чрезмерного падения промышленного производства в странах Азии, а также снижения импортного спроса со стороны стран — экспортеров нефти. Сокращение немецкого экспорта сказалось на всей Европе. С возобновлением мировой торговли иностранные заказы начали расти, что поддерживает оживление промышленного производства. Однако завышенные курсы многих региональных валют препятствуют расширению экспорта. Объемы импорта, значительно сократившиеся в разгар кризиса, как ожидается, в 2010 г. вновь начнут увеличиваться. Средний уровень безработицы в странах Еврозоны увеличился с 7,2% в марте 2008 г. до 9,7%в сентябре 2009 г. Однако условия занятости очень различаются по странам. Например, в Испании уровень безработицы к сентябрю прошлого года вырос на 9% по сравнению с мартом 2008 г. и достиг 19,5% экономически активного населения. В то же время в Германии данный показатель в указанный период увеличился с 7,2 до 7,6%. Эти различия, в частности, связаны с тем, что в экономике Испании большую роль сыграл коллапс рынка жилья. Меры по регулированию рынка занятости, принимаемые отдельными странами, часто связаны со снижением производительности труда и продолжительности рабочей недели. Поскольку уровень деловой активности в 2010 г., как ожидается, будет, не слишком высоким, не исключается дальнейший рост безработицы.

Общий уровень инфляции, равнявшийся 4% в середине 2008 г., с июля по октябрь 2009 г. сменился отрицательным показателем. Отчасти это связано с колебаниями цен на мировом рынке нефти. Влияние застойных явлений в большей мере отразилось на базовой инфляции, размеры которой во второй половине 2008 г. были близки к 2%, а в сентябре и октябре прошлого года уменьшились до 1,2%. По мере восстановления спроса ожидается рост базовой инфляции, однако она, как и общая инфляция, в 2010 г., вероятно, не превысит 2%.

Согласно последним оценкам Еврокомиссии, бюджетный дефицит государств Еврозоны в 2009 г. возрос до 6,4% ВВП с 2% в предыдущем году В 2010 г. не исключается дальнейшее ухудшение этого показателя. Увеличение бюджетного дефицита сопровождалось повышением уровня государственной задолженности: в 2008 г. он определялся в 69,3% ВВП, а в г. уже в 78,2%. Авторы доклада считают вполне вероятным его дальнейший рост в текущем году.


Денежная политика стран ЕС в кризисный период оставалась очень активной. Европейский центральный банк (ЕЦБ) снизил процентную ставку с 4,25% в июле 2008 г. до нынешнего 1% в мае 2009 г., т. Е. на 325 базисных пунктов. Банк Англии, как и другие центральные банки региона, также прибегал к значительному снижению своих процентных ставок, во многих случаях почти до нуля.

Составители доклада отмечают наличие существенных рисков, связанных с восстановлением общехозяйственной конъюнктуры в странах Европы. К их числу они относят возможное ухудшение ситуации на рынке труда и связанное с этим ослабление внутреннего спроса, преждевременную отмену стимулирующих мер, проблемы с возобновлением инвестиций в случае недостаточной загрузки производственных мощностей из-за малоактивного роста спроса или трудностей с получением кредитов. Кроме того, завышенный курс евро и других западноевропейских валют по отношению к доллару может помешать расширению регионального экспорта и привести к новой рецессии.

По данным последнего доклад ООН, экономика 12 «новых» стран — членов ЕС в наибольшей степени пострадала от мирового экономического кризиса. Их совокупный валовой продукт в 2009 г. сократился на 3,7%, после того как в предыдущие годы отмечался его стабильный рост. Экономический спад в этой группе государств был обусловлен падением экспортного спроса и ухудшением состояния мировой финансовой системы. За исключением Польши экономика которой в меньшей степени ориентирована на экспорт, и всех остальных «новых» странах ЕС отмечалось падение ВВП. Особенно значительным — в среднем примерно на 15% - оно было в странах Балтии

Несмотря на то, что в конце прошлого года квартальные показатели свидетельствовали о некоторой экономической стабилизации в большинстве стран ЦВЕ, перспективы на 2011 остаются неопределенными. В государствах Балтии, по-видимому, продолжится рецессия, а в остальных ожидается небольшой рост. Таким образом, средний показатель теми роста общехозяйственной конъюнктуры, вероятно, не превысит 1,2% Возвращение к росту экономики воздействием внешних кредитов в текущем году считается маловероятным. Для дальнейшего развития этим странам следует в большей степени полагаться на внутренние сбережения расширения экспорта.

В странах Балтии из-за слабого внутреннего спроса наблюдалось сокращение импорта, в результате определявшийся в 2008 г. Двузначной цифрой дефицит платежного баланса по текущим операциям в прошлом году сменился положительным сальдо. С одной стороны, это было связано с уменьшением импорта и выплатой иностранным инвесторам, с другой с увеличением переводов из стран, Евросоюза. По тем же причинам показатель в странах Центральной Европы снизился на 2%.


Сильная зависимость от притока иностранного капитала, как подчеркивается, привела к нестабильности. Банковские системы большинства «новых» стран Евросоюза мирового финансового кризиса шились новых поступлений капиталов из стран ЕС и с мировых финансовых рынков в целом, что нарушило нормальную деловую активность. В странах Балтии и Болгарии, обреченных значительной внешней зараженностью, деноминированной в иностранной валюте, валютные власти, опасаясь негативного влияния на обязательства по обслуживанию, состояние платежного баланса бюджета, воздержались от девальвации своих национальных валют.

В условиях кризиса правительства и центральные банки стран региона приняли некоторые экстраординарные меры, включая рекапитализацию банковского сектора и национализацию некоторых финансовых институтов, а также обращение за международной финансовой помощью. Важную роль в стабилизации ситуации в «новых» странах ЕС сыграли Евросоюз и МВФ: в 2008 г. помощь была предоставлена Латвии и Венгрии и в 2009 г. — Румынии. Помимо этого, в прошлом году Польша договорилась с МВФ об открытии гибкой кредитной линии для решения проблемы краткосрочной задолженности.

В 2010 г., как полагают, частное потребление будет ограниченным в силу комбинации ряда факторов, включая слабое потребительское доверие, высокий уровень безработицы, снижение заработной платы в государственном секторе, стремление к увеличению накоплений, а так же повышение налога на добавленную стоимость, предпринятое с целью увеличения бюджетных поступлений. Капиталовложения, включая прямые иностранные инвестиции, по-видимому, будут носить депрессивный характер, что в долгосрочном плане негативно отразится на производительности труда. Скорость восстановления деловой активности в «новых» странах Евросоюза, по мнению составителей доклада, будет зависеть не только от внешнего окружения, но и от гибкости их внутренних рынков, включая способность их банковских секторов возобновить кредитование.

Столкнувшись в 2009 г. со значительным падением доходов, финансовые власти, в частности Венгрии и Латвии, вторично пересмотрели бюджеты, сократив расходную часть и повысив косвенные налоги. Экономические стимулы в этой группе стран в основном ограничены мерами по снижению прямых налогов, усилиями по стимулированию экспорта и прямых иностранных инвестиций. В странах Центральной Европы гибкость курсов национальных валют позволяет слегка обесценивать их относительно евро, что помогает экспорту оставаться конкурентоспособным. В странах Балтии, где рецессия наиболее глубока, фискальная политика остается проциклической, поскольку в преддверии присоединения к Еврозоне их правительства должны придерживаться строгих налоговых критериев.


Кипр, Мальта, Словакия и Словения являются членами Еврозоны и поэтому имеют очень низкую процентную ставку. Центральные банки других стран этой группы, особенно Чехии, Венгрии, Польши и Румынии, могли бы поддерживать свои процентные ставки на более высоком уровне, но были вынуждены постепенно снижать их во второй половине прошлого года по мере стабилизации национальных валют и субсидирования инфляции. Тем не менее их банковские сектора все чаще сталкиваются с несоблюдением обязательств по кредитам и ограничениями в области расширения кредитования частного сектора.

В 2009 г. инфляция в «новых» странах Евросоюза была низкой в результате удешевления продовольственных товаров и энергоносителей и сокращения внутреннего спроса. Застойный рынок труда способствовал ослаблению давления в отношении заработной платы, в результате чего базовая инфляция в ряде стран была негативной величиной. Снижение уровня инфляции носило наиболее выраженный характер в странах с фиксированными валютными курсами. В то же время периоды обесценения валют в странах с гибкими валютными курсами внесли свой вклад в импорт инфляции. В 2010 г. инфляция в этой группе стран, как ожидается, останется низкой и может приблизиться к нулевой отметке в государствах Балтии.

Снижение экспорта и внутреннего спроса наряду с другими факторами, как отмечается, привело в прошлом году к росту безработицы в регионе, несмотря на активные меры по поддержанию рынка труда. В странах Балтии ее уровень вырос до 15% экономически активного населения с 4% в 2008 г. В других странах этой группы безработица увеличилась на 2−3 процентных пункта — в среднем примерного 10%. В 2010 г. не исключается дальнейший рост этого показателя, что в долгосрочной перспективе может привести к увеличению структурной безработицы в указанном регионе.

В следующей таблице приводятся данные о темпах экономического роста в отдельных странах Европы (%):

Таблица 1.

I

II

III

IV

V

Государства Евросоюза

2,2

2,9

0,8

-4,1

0,5

ЕС-15

2,1

2,6

0,6

-4,2

0,5

Австрия

2,3

3,5

2,0

-3,8

1,0

Бельгия

2,0

2,9

1,0

-3,5

0,4

Великобритания

2,5

2,6

0,6

-4,5

0,6

Германия

1,5

2,5

1,3

-4,8

1,2

Греция

4,1

4,0

2,9

-0,6

-0,4

Дания

1,5

1,6

-1,2

-3,0

1,1

Ирландия

2,1

3,6

2,0

-4,7

0,0

Испания

3,3

3,6

0,9

-3,8

-0,9

Италия

1,2

1,6

-1,0

-5,3

0,1

Люксембург

4,2

6,5

0,0

-4,5

0,4

Нидерланды

2,1

3,6

2,0

-4,7

0,0

Португалия

1,3

1,9

0,0

-3,5

0,1

Финляндия

3,1

4,2

1,0

-7,0

0,0

Франция

1,9

2,3

0,4

-2,2

0,7

Швеция

2,6

2,6

-0,2

-5,0

1,5

Новые страны ЕС

4,6

6,2

3,9

-3,7

1,2

Болгария

5,6

6,2

6,0

-5,7

2,0

Венгрия

3,6

1,2

0,6

-6,0

0,5

Кипр

4,2

6,1

2,5

-4,0

1,0

Латвия

7,2

10,0

-4,6

-17,5

-4,0

Литва

6,9

9,8

2,8

-15,9

-3,8

Мальта

2,2

3,7

2,1

-3,8

-0,6

Польша

4,2

6,8

5,0

1,1

2,5

Румыния

5,8

6,3

7,1

-7,6

0,1

Словакия

5,7

10,4

6,4

-4,5

1,2

Словения

4,3

6,8

3,5

-5,5

1,5

Чехия

4,2

6,1

2,5

-4,0

1,0

Эстония

6,9

7,2

-3,6

-12,0

-3,0

Прочие страны Европы

2,3

3,4

1,9

-2,0

0,7

Исландия

4,1

5,6

1,3

-6,3

0,5

Норвегия

2,4

3,1

2,1

-1,2

2,1

Швейцария

2,1

3,6

1,8

-2,5

-0,4