Файл: змерение денежной массы: российский опыт, проблемы, перспективы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 Наличные деньги считаются наиболее ликвидными в доле денежной массы. Помимо всего прочего, данный агрегат доступен для незамедлительного пользования в качестве оплаты.

 Интересно, что в Российской Федерации довольно большое значение и влияние имеет именно наличный расчет. Целых 20-22 % занимают своей доли данный вид денежного средства. Это является довольно большим значением по сравнению с остальными странами, которые отличаются развитой экономикой. Именно поэтому важно в Российской Федерации как можно больше уделять вниманию отсеивания наличного расчета и перехода на безналичные денежные средства, это будет происходить лишь с успешным и устойчивым развитием системы безналичного расчета в нашей стране.

 Многие страны уже несколько лет активно пользуются именно, этим способом оплаты и доля наличных денег резко сократилась в денежном обращении того или иного государства. Таким образом, для устранения многих проблем, возникающих в обращении агрегатов денежной массы, нужно как можно больше уменьшить влияние агрегата М0 на экономику Российской Федерации.

1.3 Управление денежной массой в России

Регулирование денежного обращения осуществляет Центральный Банк Российской Федерации в соответствии с Федеральным Законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», принятым Государственной Думой 27 июня 2002 года. Основными методами регулирования денежного обращения в рамках проводимой ЦБ денежно-кредитной политики являются:

  1. Изменение процентных ставок по операциям ЦБ. Процентные ставки ЦБ - это минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции, их изменение воздействует на рыночные процентные ставки.
  2. Установление нормативов обязательных резервов кредитных учреждений. Обязательные резервы – это беспроцентные обязательные вклады кредитных учреждений в ЦБ. Размер обязательных резервов устанавливается Советом директоров ЦБ в процентах к обязательствам кредитных организаций. Кроме основного назначения (регулирования денежного обращения), эти резервы используются при отзыве лицензии для погашения обязательств кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами.
  3. Операции на открытом рынке – покупка и продажа Центральным банком казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки. Купля ценных бумаг означает выпуск денег в обращение, продажа ценных бумаг – изъятие денег из обращения.
  4. Рефинансирование кредитных организаций– это кредитование ЦБ коммерческих банков, в том числе и переучет векселей. ЦБ устанавливает процентную ставку рефинансирования. Увеличение этой ставки ведет к подорожанию кредитов и уменьшению денежной массы в обращении, снижение – к удешевлению кредитов и росту денежной массы.
  5. Валютные интервенции – это купля-продажа ЦБ иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.
  6. Установление ориентиров денежной массы. ЦБ устанавливает ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики
  7. Прямые количественные ограничения - установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций, проведение отдельных банковских операций (например, проведение валютных операций).
  8. Эмиссия облигаций от своего имени. ЦБ в целях реализации денежно-кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций.

Глава 2. Анализ российского опыта измерения денежной массы в Российской Федерации

2.1 Динамика и структура денежной массы в России

Важнейшим количественным показателем денежного обращения является денежная масса, так как согласно постулатам количественной теории, а именно Кембриджской школы, величина денежной массы влияет на объем национального производства, на занятость, процентные ставки, уровень цен. Таким образом, внимание к показателям, характеризующим объем и динамику денежной массы, является своевременным и актуальным.

Соответствие денежной массы потребностям экономики характеризуется показателем коэффициента монетизации. Коэффициент монетизации, который представляет собой отношение денежной массы к ВВП, увеличивался, но уровень его очень низок по сравнению с другими странами. Считается, что для развитой страны монетизация должна составлять не менее 70–80 %, а чем ниже монетизация экономики, тем выше инфляция.

График 1.

Динамика показателей за 2014-2016гг[2]

В структуре денежной массы России за рассматриваемый период доля наличных средств уменьшалась, что характерно практически для всех стран мира, так как повсеместно происходит развитие безналичных расчетов и электронных денег. На 1 янв. 2017 г. доля наличных составила 20,1 %, снизившись за четыре года на 2,3 процентных пунктов. Но удельный вес наличных денег в денежной массе России еще достаточно велик по сравнению с развитыми странами. Так, наименьшее ее значение в Великобритании, где она чуть более 3 %, что свидетельствует о развитости в стране системы безналичных расчетов и хорошей обеспеченности предприятий финансовыми ресурсами.

Таблица 2.

Динамика денежной массы РФ за 2014-2017 гг.[3]

Показатель

2014

2015

2016

2017

Агрегат М2, млрд руб.

31155,6

31615,7

35179,7

38417,9

Темп прироста М2 в %.

14,6

1,5

11,3

9,2

Доля М0 в М2 в %.

22,4

22,7

20,6

20,1


Высокая доля наличных денег в России свидетельствует о том, что в стране уровень теневой экономики, а также инфляция и неопределенность относительно ее динамики высоки. Существует так же недоверие населения к банковской системе так, что определённая часть сбережений аккумулируются не в банках. Структура денежной массы нашей страны объясняется на основе модели управления наличностью Баумоля — Тобина, согласно которой население имеет наличных денег на руках тем больше, чем выше издержки, связанные с посещением банка, чем больше сумма, которую человек запланировал потратить в течение года, и чем меньше процентная ставка по остаткам на банковских счетах.

Центральный банк России законодательно призван осуществлять денежно-кредитную политику путем изменения объема денежной массы с использованием специальных инструментов по уменьшению или увеличению денежного предложения. В рамках стимулирующей монетарной политики с целью увеличения денежной массы и темпов роста валового внутреннего продукта Банк России снижает ставку рефинансирования и норму обязательного резервирования, а также осуществляет покупку валюты и государственных ценных бумаг. При рестрикционной денежно-кредитной политике, нацеленной на снижение уровня инфляции, действие инструментов направлено на сокращение денежной массы Анализ изменения таких рычагов регулирования денежной массы, как норма обязательного резервирования и ставка рефинансирования показал, что они фактически не оказали влияния на изменение денежной массы и устанавливались ЦБ РФ хаотично. В последние годы они увеличились, что опять же свидетельствует о намерениях ЦБ уменьшать денежную массу в рамках своей рестрикционной политики.[4]

Таблица 3.

Изменение инструментов ЦБ РФ за 2013-2016 гг.[5]

Инструмент

2013

2014

2015

2016

Норма резервирования, %

4

4,25

4,25

5

Ставка рефинансирования,%

8,25

8,25

8,25

10



2.2 Проблемы измерения денежной массы в Российской Федерации

Уровень монетизации российской экономики стабильно увеличивается. С 2014 г. по 2016 г. его рост составил 4,4%, что свидетельствует о восстановительном росте активов банковской системы.

Прогнозируемые результаты динамики наличных и безналичных средств, определяющих денежную массу, позволяют говорить о том, что безналичные средства по-прежнему будут превышать наличные деньги. В целом денежная масса на прогноз 2018 г. увеличится на 44,6%. Следует отметить, что нерациональное соотношение наличной и безналичной сфер отрицательно влияет на денежное обращение и кредитную сферу. Если безналичные деньги полностью оборачиваются в банках, то существенная часть наличности не участвует в банковском обороте. Эти явления уменьшают ликвидность и устойчивость банковской системы, вызывают сокращение средств в кредитной системе. В связи с этим развиваются следующие проблемы, препятствующие управлению денежной массой РФ:

  1. Хранение населением рублевой наличности на руках.
  2. Уход этих средств из денежного оборота.
  3. Использование значительной части наличных денег при расчетах физических, а главное юридических лиц, минуя банковские учреждения.
  4. Уклонение от уплаты налогов.
  5. Несоблюдение подтвержденных мировой практикой пропорций наличных и безналичных денег.
  6. Недостаток в обращении монет или банкнот определенного достоинства.
  7. Отсутствие в РФ институциональной структуры, позволяющей осуществлять регулирование и контроль за денежным обращением.

Возможные пути решения вышеприведенных проблем заключаются в следующем:

  1. Применение в России практики государственного страхования депозитов всех вкладов, которое должно повысить уверенность вкладчиков, увеличить депозиты населения и тем самым сократить налично-денежную массу в обращении.
  2. Развитие и совершенствование банковских технологий в России, которые должны заключаться во внедрении пластиковых карточек.
  3. Ускорение и повышение надежности безналичных расчетов, а также расширение спектра банковских услуг.
  4. Ослабление налогового пресса на юридических лиц и стабильное налогообложение граждан. В связи с существенными издержками применения наличных денег в процессе уплаты налогов, предпочтительными должны стать безналичные платежи.
  5. Структурирование налично-денежной массы с использованием наличных денег вне банков, в кассах коммерческих банков и деньги в кассах Банка России.
  6. Проведение денежно реформы, которая могла бы уменьшить долю наличности в структуре денежной массы путем обмена старых денег на новую наличность до определенного предела, сверх которого зачисление на счет.
  7. Создание системы государственных учреждений, осуществляющих регулирование деятельности банковской системы страны и национального денежного обращения.

Ситуация в экономике и на финансовом рынке ставит перед Банком России непростые задачи. Геополитические проблемы и ухудшение внешнеэкономических условий на фоне начавшегося в предыдущие годы исчерпания традиционных источников экономического роста стали серьезным вызовом для российской экономической политики в целом и денежно-кредитной политики в частности. Снижение темпов роста кредитования экономики, являющегося основным источником формирования денежной массы, вело к замедлению роста денежных агрегатов. Наряду с указанным фактором этому способствовало также изменение сальдо операций с внешним сектором, выразившееся в сокращении чистых иностранных активов Банка России вследствие проведения валютных интервенций в январе-апреле 2014 года, не компенсируемое ростом чистых иностранных активов кредитных организаций. Условия развития российской экономики на предстоящий трехлетний период ( гг.) будут характеризоваться высокой неопределенностью. Прежде всего, она связана с внешними факторами, к которым относится возможное изменение геополитической ситуации, неопределенность относительно продолжительности действия взаимных санкций и масштаба их влияния на российскую экономику. [6]

2.3 Перспективы измерения денежной массы в Российской Федерации

Банк России ставит следующие важные задачи на среднесрочную перспективу:

  1. Поддержание финансовой стабильности (для реализации этой цели деятельность Банка России будет основываться на лучшей международной практике в области риск-ориентированного надзора, обеспечения прозрачности деятельности кредитных организаций, дифференцированного надзора за финансовыми институтами в зависимости от их системной значимости);
  2. Развитие инфраструктуры финансовых рынков и расширение их емкости. По мере перехода к инфляционному таргетированию особое значение будет приобретать рынок производных финансовых инструментов, позволяющих хеджировать в том числе валютные риски, которые будут увеличиваться по мере роста волатильности обменного курса рубля;
  3. Обеспечение координации денежно-кредитной политики ЦБ РФ и бюджетно-
    налоговой политики Правительства РФ. Значимость такой координации в условиях вклада регулируемых государством тарифов в инфляцию, а также при влиянии бюджетно-налоговой политики на денежное предложение в Российской Федерации трудно переоценить. Безусловно, сбалансированная бюджетная политика, направленная на снижение бюджетного дефицита и страновых макроэкономических рисков, будет способствовать достижению ЦБ РФ своей цели по инфляции, однако возможности ЦБ РФ по влиянию на бюджетно-налоговую политику минимальны;
  4. Повышение информационной открытости Банка России в области денежно-кредитной политики. В последние годы ЦБ РФ достиг определенного прогресса в области повышения прозрачности своей политики и в настоящее время приближается к лучшим мировым образцам. В то же время у него еще есть ресурсы для повышения е качества аналитической работы, анализа макроэкономической ситуации, а также более подробного объяснения экономическим агентам причин и следствий принимаемых им решений.