Файл: Уровень адаптации первоклассников и разработка педагогических условий их адаптации к школе..pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 144
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКА К ОБУЧЕНИЕЮ В ШКОЛЕ
1.1 Сущностно – содержательный анализ ключевых понятий исследования
1.3 Факторы, влияющие на адаптацию детей к школе
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ
2.1. Методы и организация исследования уровня адаптации первоклассников к школе
2.2. Разработка педагогических условий адаптации первоклассников к школе
40% детей отрицательно относятся к школе; нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; к урокам готовятся нерегулярно; самостоятельная работа с учебником затруднена; пассивны; близких друзей в классе не имеют, знают по именам и фамилиям лишь часть одноклассников; объясняемый учителем материал усваивают фрагментарно.
Таким образом, методики позволили выявить уровень адаптации первоклассников к школе. Результаты методик показывают, что 20% детей положительно относятся к школе, 40% - так же положительно относятся к школе, но у них преобладает игровая мотивация, они предпочитают игровую деятельность, 40% детей испытывают негативные эмоции при восприятии понятий, связанных с обучением в школе. Из выше сказанного следует, что у 80% детей данного класса недостаточно высокий уровень адаптации к школе.
2.2. Разработка педагогических условий адаптации первоклассников к школе
Цель: разработка педагогических условий адаптации первоклассников к школе
Задачи:
1) составить программу, направленную на адаптацию первоклассников;
2) представить описание программы с учетом педагогических условий.
Индикатором трудности процесса адаптации к школе являются негативные изменения в поведении ребенка: это может быть чрезмерное возбуждение, даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессивность. Может возникнуть чувство страха, нежелание идти в школу и т.д.
При неблагоприятном течении адаптации у детей замедляется рост, падает масса тела. Острая заболеваемость первоклассников в этот период может в 2 раза превышать величину этого показателя у более старших школьников.
Деятельность педагогического коллектива школы по организации благоприятной адаптационной среды на переходе от дошкольного к начальному школьному образованию направлена на создание следующих педагогических условий:
- Организация режима школьной жизни первоклассников.
- Создание предметнопространственной среды.
- Организация оздоровительно-профилактической работы.
- Организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период.
- Организация внеучебной жизни первоклассников.
- Взаимодействие с участниками образовательного учреждения.
Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению «Здравствуй школа!» представлена в приложении 3.
Цель программы: создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.
Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:
- сохранение физического, психического и социального здоровья детей;
- установление контакта с учащимися, с учителем;
- формирование адекватного поведения;
- овладение навыками учебной деятельности.
Организация режима школьной жизни первоклассников
1.Обучение весь год в 1-ю смену с 8.30 часов.
2.Пятидневный режим обучения.
3.«Ступенчатый режим» постепенного наращивания учебного процесса.
4.Облегчённый день в середине учебной недели.
Создание предметнопространственной среды
- Каждый первоклассник обеспечивается удобным рабочим местом.
- Столы в классных комнатах располагаются так, чтобы можно было организовать фронтальную, групповую и парную работу.
- Учебники и дидактические пособия для первоклассников хранятся в школе.
Организация оздоровительно-профилактической работы
1.Медико-педагогическая диагностика состояния здоровья первоклассников:
- медицинский осмотр детей, поступающих в школу;
- мониторинг состояния здоровья, заболеваемости первоклассников;
- диагностика устной и письменной речи.
2.Профилактическая работа по предупреждению заболеваний:
- проведение плановых и внеплановых прививок;
- витаминизация;
- профилактика простудных заболеваний;
- создание в школе условий для соблюдения санитарно-гигиенических навыков.
3.Максимальное обеспечение двигательной активности детей:
- физкультминутки проводятся на каждом уроке;
- подвижные игры на переменах.
4.Организация рационального питания первоклассников предусматривает:
- выполнение требований СанПиНа к организации питания;
- соблюдение основных принципов рационального питания.
Организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период
1.Особенности организации урока в 1-м классе
- домашние задания в первом классе не задаются.
2.Контроль и оценка результатов обучения
- в течение первого полугодия первого года обучения контрольные работы не проводятся;
- итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года не позднее 20-25 апреля;
- обучающиеся 1 класса на второй год не оставляются.
Организация внеучебной жизни первоклассников
Внеучебная деятельность в соответствии с приоритетными направлениями программы развития школы, состоит из подпрограмм, в рамках которых реализуются 5 направлений деятельности:
- спортивно-оздоровительное;
- научно-познавательное;
- проектная деятельность;
- духовно-нравственное;
- патриотическое.
Взаимодействие с родителями первоклассников
- изучение условий жизни ребёнка в семье;
- ежедневные контакты с родителями во время прихода и ухода ребёнка из школы;
- оборудование «Уголка для родителей» в школе;
- коллективные и индивидуальные консультации для родителей;
- родительские собрания;
- совместная деятельность педагогов и родителей по организации жизни первоклассников в школе.
Таким образом, данная программа составлена с учетом педагогических условий необходимых для успешной адаптации первоклассников к школе и поэтому может быть использована в работе педагогического коллектива общеобразовательной школы.
Выводы по второй главе
Для подготовки ребенка к успешному школьному обучению существуют различные подходы: специальные занятия в детском саду на этапе адаптации школе, диагностика школьной готовности и подготовка до школы.
Анализируя реагирование детей на школьную нагрузку естественно пользоваться таким арсеналом методов: анализ характера и результатов учебной деятельности детей, беседы с ними и их родителями, анкетирование родителей, повседневное наблюдение за детьми в различных ситуациях их школьной жизни - на уроках, на переменах, на прогулках и экскурсиях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В последнее время в литературе уделяется много внимания вопросу о детях, не готовых к школьному обучению и имеющих трудности школьной адаптации в 1 классе.
Адаптация в 1 классе – особый и сложный период в жизни ребенка: он усваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности - учебную, изменяется социальное окружение – появляются одноклассники, учителя, школа, как большая социальная группа, в которую включается ребенок. Ребенок не готовый к обучению в том, или ином аспекте школьной зрелости, испытывает трудности в адаптации к школе и может быть дезадаптирован. Ребенок, поступая в школу должен быть зрелым и в физическом, и в социальном отношении.
Первый год в школе – это испытательный срок для родителей, когда четко проявляются родительские недоработки, невнимание к ребенку, незнание его особенностей, отсутствие контакта и неумение помочь. Порой родителям не хватает терпения и снисходительности, спокойствия и доброты: часто из добрых побуждений они становятся виновниками школьных стрессов. Почему? Скорее всего, потому что не всегда учитывают сложность и длительность процесса. Так как не день, не неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Именно поэтому вся система обучения и воспитания в школе и дома должна быть построена так, чтобы и учитель, и родители знали и учитывали, какой ценой расплачивается организм ребенка за достигнутые успехи, особенно на первых порах обучения.
При подготовке ребенка к школе недостаточно просто развивать память, внимание, мышление и т.д. Индивидуальные качества ребенка начинают работать на обеспечение усвоения школьных знаний, т.е. становятся учебно – важными тогда, когда они специфицируются по отношению к учебной деятельности и содержанию обучения. Так, например, высокий уровень развития образного мышления можно рассматривать как одни из показателей школьной готовности тогда, когда у ребенка сформирована способность к анализу сложных геометрических фигур и синтезу на этой основе графического образа. Высокий уровень познавательной активности еще не гарантирует достаточную мотивацию учения, необходимо, чтобы познавательные интересы ребенка были связаны с содержанием и условиями школьного обучения в последние годы мы все чаще сталкиваемся с тем, что любознательные и активные первоклассники, имеющие разнообразные знания в самых разных областях, испытывают трудности в обучении и в школу ходят без желания.
Для преодоления периода адаптации может быть использована программа «Здравствуй школа!» Эта программа может быть реализована во всех видах деятельности ребенка. Такие занятия будут содействовать успешному обучению первоклассников. В младшем школьном возрасте центральное место отводится работе с окружающими ребенка взрослыми.
Целью исследования было – выявить уровень адаптации первоклассников к школе и разработать педагогические условия успешной адаптации.
Выдвинутая цель исследования достигнута, поставленные задачи успешно решены.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Бабаева, Т.И. У школьного порога [Текст] / Т.И. Бабаева – М., 2003. – 203 с.
- Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович – М.: Педагогика, 1968. – 214 с.
- Буре, Р.С. Готовим детей к школе [Текст] / Р.С Буре – М., 2001. – 96 с.
- Венгер, Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание [Текст] / Л. Венгер – 1995. – № 8. – С. 66-74.
- Выготский, Л.С. Лекции по психологии [Текст] / Л.С Выготский – СПб.: Союз, 2006. – 144 с.
- Георгиевский, А.Б. Некоторые философские проблемы адаптации //
Философские проблемы эволюционной теории [Текст] / А.Б. Георгиевский - М., 1971. – С. 27-37.
- Гуткин, Н.И. Психологическая готовность к школе [Текст] / Н.И. Гуткин – М.: Образование, 1996. – 184 с.
- Давыдов, А.В. и др. Психологический словарь [Текст] / А.В. Давыдов – М., 2000. – 448 с.
- Дубровина, И.В., Данилова, Е.Е., Прихожан, А.М. Психология [Текст] / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан – М., 2003. – 464 с.
- Дубровинская, Н.В., Фарбер, Д.А., Безруких, М.М. Психофизиология ребенка [Текст] / Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких – М., 2000. – 144 с.
- Ильина, М.Н. Подготовка к школе [Текст] / М.Н. Ильина – СПб., 2003. – 205 с.
- Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе [Текст] / Е.Е. Кравцова – М., 1991. – 145 с.
- Ковинько, Л.В. Воспитание младшего школьника [Текст] / Л.В. Ковинько – М., 2000. – 288 с.
- Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров – М., 2001. – 176 с.
- Коджаспирова, Г.М., Борикова, Л.В., Бостанджиева, Н.И. Педагогическая практика в начальной школе [Текст] / Г.М. Коджаспирова, Л.В. Борикова, Н.И. Бостанджиева – М., 2000. – 272 с.
- Кумарина, Г.Ф. и др. Коррекционная педагогика в начальном образовании [Текст] / Г.Ф. Кумарина и др. – М., 2003. – 320 с.
- Люблинская, А.А.Учителю о психологии младшего школьника [Текст] / А.А. Люблинская – М., 1977. – 224 с.
- Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст] / В.С. Мухина – М., 2003. – 456 с.
- Мухина, В.С. Шестилетний ребенок в школе [Текст] / В.С.Мухина – М., 2000. – 175 с.
- Подласый, И.П. Педагогика.: в 2 кн. [Текст] / И.П. Подласый – М., 2003. – 256 с.
- Подласый, И.П. Педагогика начальной школы [Текст] / И.П. Подласый – М., 2002. – 464 с.
- Соколова, Н.Г. Неврозы у детей [Текст] / Н.Г. Соколова – Ростов н/Д., 2003. – 160 с.
- Цукерман, Г.А., Поливанова, К.Н. Введение в школьную жизнь [Текст] / Г.А.Цукерман, К.Н.Поливанова, – Томск, 1992. – 133 с.
- Философский энциклопедический словарь – М., 2001. – 576 с.
- Энциклопедический словарь юного биолога – М., 2002. – 352 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Анкета для родителей
Уважаемые _______________________________________________________________
Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты к собранию “Адаптация первоклассника к школе”. Ваши откровенные полные ответы на вопросы помогут нам в организации родительского собрания и работе с детьми.
Заранее благодарим за своевременно заполненную анкету (до ………. дата).
1. Охотно ли Ваш ребёнок посещал детский сад:
а) да;
б) не всегда;
в) всегда с неохотой?
2. Есть ли у Вашего ребёнка желание ходить в школу:
а) да;
б) не очень;
в) всегда с нежеланием?
3. По каким признакам Вы судите о том, что Ваш ребёнок хочет (не хочет) ходить в школу?
__________________________________________________________________
4. Чем болел Ваш ребёнок?
__________________________________________________________________
5. Часто ли болеет Ваш ребёнок:
а) да;
б) нет?
6. Чем Ваш ребёнок болеет чаще всего?
__________________________________________________________________
7. Есть ли у ребёнка чёткий режим дня? Соблюдается ли он?
__________________________________________________________________
8. Чему Вы отдаёте предпочтение: обучению чтения, счёту или общему развитию памяти, внимания, мышления?
__________________________________________________________________
9. От чего, по-вашему, зависит красивый почерк? Как Вы помогаете ребёнку развивать кисть руки?
__________________________________________________________________
10. Что Вас больше всего беспокоит по вопросу адаптации ребёнка к школе?
__________________________________________________________________
Задайте вопросы учителю, психологу, завучу, другим родителям.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Приложение 2
Анкета для родителей.
[Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.]
Родители должны ответить на вопросы, касающиеся поведения ребенка в школе. Варианты ответов – да, не совсем, нет.
Вопросы:
Охотно ли ваш ребенок идет в школу?
Вполне ли он приспособлен к новому распорядку дня, принимает ли его как должное?
Можно ли сказать, что переживания вашего ребенка по поводу успехов и неудач в учебе чрезмерны или, наоборот, полностью отсутствуют?
Делится ли ребенок с вами школьными впечатлениями?
Положительны ли школьные впечатления вашего ребенка?
Можно ли сказать, что ребенок спокойно справляется с трудностями при выполнении домашнего задания?
Отношения с товарищами по классу уже сложились и они вполне дружелюбны?
Жалуется ли ребенок достаточно часто на беспричинные боли, головокружения, тошноту?