Файл: Аудиторская деятельность как вид предпринимательства (Задачи, виды и принципы аудиторской деятельности).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Аудиторская деятельность как вид предпринимательства
1.1 История появления аудита. История развития аудита в России
1.2 Аудиторская деятельность как вид предпринимательства
2. Задачи, виды и принципы аудиторской деятельности
2.1 Виды аудиторской деятельности
2.2 Принципы аудиторской деятельности
2.3. Методы аудиторской проверки
Лицом, осуществляющим аудиторскую деятельность, является аудитор - квалифицированный специалист, имеющий в соответствии с законодательством право на проведение проверок. Аудитор должен уметь собирать необходимые факты и понимать критерии, на основе которых эти факты нужно оценивать. Факты, которые касаются предмета проверки, оцениваются согласно имеющимся стандартам, которые могут устанавливаться извне, если проводится внешняя аудиторская проверка, или на основе планов и направлений предприятия при внутреннем аудите.
2.1 Виды аудиторской деятельности
Аудит представляет собой проверку достоверности финансовой отчетности организации, соблюдение ей законодательства в области ведения бухгалтерского учета. Аудит заключается также в контроле деятельности фирмы, в результате которого могут быть получены разъяснения и уточнения, касающиеся работы предприятия.
Аудиторские проверки бывают обязательными и инициативными. В первом случае они проводятся ежегодно и регламентируются российским законодательством. Под обязательный аудит попадают акционерные общества, кредитные организации, страховые компании, товарные и фондовые биржи, инвестиционные фонды.
Инициативный аудит представляет собой проверку ведения бухгалтерского учета и отчетности фирмы по договору с аудиторской компанией. При этом объемы проверки могут варьироваться от всей системы учета и отчетности до его отдельной части. Наиболее важная цель инициативного аудита для фирмы – возможность прогнозирования банкротства[5].
Аудит бывает внешним и внутренним. Внешний аудит предполагает систему оценки отчетности, внутреннего контроля, проверку и анализ имущества предприятия и источников его формирования. Его главная задача – установить, соответствуют ли данные предоставляемой отчетности ее финансовому положению. Внешний аудит проводится аудиторскими организациями, приглашаемыми со стороны.
Внутренний аудит – это работа службы внутреннего аудита или службы внутреннего контроля. Она осуществляет систематическую проверку деятельности предприятия. Результаты внутреннего аудита используются руководством организации для управления и анализа текущего положения дел.
Аудиторская проверка начинается с обзора отчетности предприятия, осуществления подготовки к проведению аудита. При этом рассчитывается стоимость затрат, а также оценка риска аудитора при проверке.
Далее проводятся непосредственно аудиторские процедуры, с помощью которых определяется соответствие системе внутреннего контроля фирмы требуемым нормам. После чего составляется аудиторское заключение, а затем оно передается руководителю фирмы. При этом указываются нарушения, выявленные в ходе проверки, и рассчитывается уровень достоверности представленной отчетности. В результате проведения проверки составляется аудиторское заключение. С его помощью аудитор информирует пользователей отчетности предприятия об обстоятельствах, обнаруженных в ходе проверки, и о сделанных заключениях[6].
2.2 Принципы аудиторской деятельности
Основной принцип проведения аудиторской проверки – это определение соотношения между затратами и результатом. Необходимо заранее согласовать с предприятием объем работ, сроки выполнения проверки, а также способ предоставления сведения о деятельности фирмы. В некоторых случаях аудиторы выезжают непосредственно на предприятие, иногда фирма самостоятельно представляет данные. Выделяется семь основных принципов аудита, каждый из которых направлен на достижение максимально эффективной деятельности: конфиденциальность, честность, независимость, объективность, профессиональная компетентность, добросовестность и профессиональное поведение. Рассмотрим указанные принципы более подробно:
1. Аудиторы и аудиторские организации обязаны соблюдать сохранность документов, которые они получают в ходе проведения проверки. Ни эти документы, ни их копии, ни их части не должны попадать в руки третьих лиц, а также нельзя разглашать сведения, которые в них содержатся, даже в устном виде без разрешения собственника предоставленной документации. Исключением являются случаи, предусмотренные законодательством РФ. Оправданием для разглашения информации не является отсутствие материального или другого ущерба. Кроме того, принцип конфиденциальности соблюдается даже после прекращения отношений с клиентом и не имеет временных ограничений, о чем аудиторы должны быть уведомлены.
2. Честность. Аудитор при выполнении должностных обязанностей должен следовать своему профессиональному долгу и общим моральным нормам.
3. Независимость. Аудитор или проверяющая фирма не должны иметь родственную, финансовую или иную заинтересованность в результатах проводимой проверки. Аудитор также не должен зависеть от третьей стороны, способной оказать на него давление в отношении итогов проверки. Независимость аудитора обеспечивается по двум моментам: формальные признаки и фактические обстоятельства.
4. Объективность. Аудитор должен быть беспристрастен и неподвластен какому-либо влиянию в процессе проведения проверки и выполнения своих профессиональных обязанностей.
5. Профессиональная компетентность. Это включает в себя необходимое владение обязательным информационным объемом и навыками, благодаря которым аудитор сможет качественно оказать профессиональные услуги. В связи с этим аудиторская фирма должна иметь подготовленных специалистов и самостоятельно контролировать качество их работы.
6. Добросовестность. Аудитор должен оказывать профессиональные услуги внимательно, оперативно и тщательно. Он обязан относиться к своей работе с должной ответственностью и усердием, однако это не должно рассматриваться как гарантия безошибочности проверки.
7. Профессиональное поведение. Это принцип основан на соблюдении приоритета общественных интересов и обязанности аудитора в отношении поддерживания репутации своей профессии на должном уровне. Он не должен совершать поступки, которые не совместимы с его услугами, понижают доверие к специалисту и наносят ущерб общественному имиджу профессии[7].
2.3. Методы аудиторской проверки
Аудиторская проверка – это процесс сбора и анализа аудиторских материалов, которые имеют отношение к материальному и финансовому состоянию аудируемых лиц. В ходе проверки проверяются ведение бухгалтерского учёта, достоверность и точность результатов финансовой отчётности.
Выделяют следующие методы аудиторской проверки:
1. Сплошная проверка – это изучение бухгалтерской документации. Необходимо наличие всех документов, аналитических регистров, синтетического учёта. Сплошной метод представляет сравнение информации в первичных данных документов и содержании лицевых счетов. Затем необходимо сравнить данные лицевых счетов и остатка по синтетическим учётам. Так же выяснятся достоверность остатков по синтетическим учётам, в определённые отчётные даты, соответствующие указанным статьям баланса.
2. Выборочная проверка – это получение детальных данных о проверяемой совокупности материала и отдельных его частей. Это вид проверки не предусматривает полную и детальную проверку. Аудиторская проверка проходит выборочно, следуя стандартам аудиторской деятельности.
3. Комбинированная проверка – это метод с элементами сплошной и выборочной проверок. Таким образом можно проводить аудит небольших операций, имеющих невысокий риск. Это валютные операции или фондовые.
4. Документальная проверка – это операция, направленная на изучение бухгалтерской документации, учёта и налоговых отчётностей объекта. В отличии от других проверок она не включает в себя инвентаризацию и опроса персонала. Она может осуществляться удалённо.
5. Фактическая проверка предусматривает непосредственно посещение проверяемой организации[8].
Аудиторская деятельность - это особый вид предпринимательства, заключающийся в проведении проверок документации финансовой отчетности и бухгалтерского учета предприятия независимыми специалистами. Главной целью является выявление соответствия документации аудируемых лиц нормам закона.
3. Правовое регулирование аудиторской деятельности
Нормативное регулирование деятельности аудиторских организаций в нашей стране не осуществлялось до 1993г, пока не был принят Указ Президента РФ от 22.12.1993 года №2263 «Об аудиторской деятельности» вместе с которым устанавливались временные правила аудиторской деятельности, который утратил свою силу. Второй попыткой придания данной деятельности правового характера было принятие ФЗ от 7.08.2001г. №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», который в свою очередь утратил силу с принятием нового специального нормативно-правового акта, регулирующего общественные отношения, связанные с осуществлением аудиторской деятельности: федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ был принят 30 декабря 2008 года и вступил в силу частично с 1 января 2009 года, полностью с 1 января 2011 года.
Федеральный закон определяет аудиторскую деятельность как деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами, а аудит как независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Также раскрывается содержание «сопутствующих аудиту услуг», к ним относят:
- постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;
- налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;
- управленческое консультирование, связанное с финансово-хозяйственной деятельностью, в том числе по вопросам реорганизации организаций или их приватизации;
- юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти;
- оценочную деятельность;
- разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
- проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях[9].
Анализ федерального закона позволяет заметить, что,
во-первых, уточнены права и обязанности аудиторских организаций, это проявляется в следующем:
- права и обязанности, после вступления в силу изменений, предусмотренных ФЗ №403, распространяются на аудиторские услуги в целом, а не только на аудит, как это было в первоначальном варианте федерального закона, а также на сопутствующие аудиту услуги;
- предоставлена возможность страховать ответственность (ФЗ от 01.07.2010г № 136-ФЗ) за нарушение договора оказания аудиторских услуг и за причинение вреда имуществу других лиц в результате осуществления аудиторской деятельности;
- введена (ФЗ от 01.12.2014г № 403-ФЗ) обязанность составлять документы на русском языке;
- информировать учредителей (участников) аудируемого лица или их представителей либо его руководителя о ставших известными аудиторской организации, индивидуальному аудитору случаях коррупционных правонарушений аудируемого лица, в том числе случаях подкупа иностранных должностных лиц, случаях иных нарушений законодательства Российской Федерации, либо признаках таких случаев, либо риске возникновения таких случаев. В случае, если учредители (участники) аудируемого лица или их представители либо его руководитель не принимают надлежащих мер по рассмотрению указанной информации аудиторской организации, индивидуального аудитора, последние обязаны проинформировать об этом соответствующие уполномоченные государственные органы.
Во-вторых, изменения коснулись и положений об обязательном аудите, который проводится в случаях, если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества, ранее закон предусматривал обязательный аудит только для открытого акционерного общества.
В-третьих, законодатель расширил круг субъектов, которые не могут осуществлять аудит. Это связано с закреплением принципа независимости аудиторских организаций и аудиторов, с необходимостью его обеспечения.