Файл: Аудиторская деятельность как вид предпринимательства: общая характеристика. (Пользователи аудита).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 3
Введение
Экономический контроль в России становится одним из важнейших элементов рыночной экономики, реально выполняющим функцию управления хозяйственно-финансовой деятельностью организаций и предприятий. Важнейшей составной частью экономического контроля является независимый контроль – аудит, осуществляемый независимыми аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами.
За относительно короткий период становления рыночной экономики в России, аудит утвердился как самостоятельная предпринимательская деятельность и неотъемлемая часть инфраструктуры современной экономики.
Основная цель аудиторской деятельности состоит в установлении достоверности показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц и соответствия порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
В последние годы особое внимание уделяется повышению прозрачности и достоверности бухгалтерской отчетности и качества аудиторских проверок, что должно снизить информационный риск принимаемых финансовых решений. Также динамично изменяющееся законодательство в области бухгалтерского учета, аудита и налогообложения, внедрение в практику современных информационных технологий, использование опыта ведущих зарубежных стран требуют от аудиторских организаций особой подготовки. Они должны уметь быстро ориентироваться в сложившейся ситуации, хорошо знать действующее законодательство, внедрять в практику работы стандарты аудиторской деятельности.
Целью данной курсовой работы является изучение аудиторской деятельности как вида предпринимательской деятельности.
Задачи курсовой работы:
- рассмотрение нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности;
- изучение особенностей аудиторской деятельности как вида предпринимательской деятельности.
1. История возникновения аудита. Пользователи аудита. Нормативно-правовая база
Аудит появился в XIX в. В акционерных компаниях Европы. В переводе с латыни «аудитор» — слушающий. Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, кто:
- занимается управлением (администрация);
- вкладывает деньги (собственник).
Администрация работает на себя, собственники хотят знать настоящее положение дел.
Историческая родина аудита — Англия. Здесь в 1844 г. вышла серия законов, согласно которым правление акционерных компаний обязано не реже 1 раза в год приглашать специального человека для проверки отчета перед акционерами.
В России звание аудитора введено Петром I. Аудиторов называли также присяжными бухгалтерами.
Понятие организации института аудита (1889, 1912, 1928 г.) в России не удержалось.
Мировой экономический кризис 1929 — 1933 гг. усилил потребность в услугах бухгалтеров — аудиторов. После кризиса практически все страны начинают вводить обязательные требования к объему информации в отчетах и заключениях аудиторов. Аудит является мощным оружием против мошенничества.
Этапы становления аудита
I этап — до конца 1940-х гг. — подтверждающий аудит (проверка документов, подтверждающих хозяйственные операции и правильности группировок этих операций в финансовых отчетах);
II этап — после 1949 г. — системно ориентированный аудит (в основном вопросы внутреннего контроля, консультационная работа);
III этап — начало 1970-х гг. — ориентация на возможный риск, предупреждение и избежание риска, вторичные проверки, начало разработок аудиторских стандартов.
Во всех странах процесс получения профессии бухгалтера-аудитора очень сложный и длительный: учеба, экзамены, практика.
Необходимость аудита
Потребность в услугах аудитора возникает в связи со следующими обстоятельствами:
- возможность необъективной информации со стороны ее составителей (администрации) в случае конфликта между ними и пользователями этой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами);
- зависимость последствий принятых решений от качества информации;
- необходимость специальных знаний для проверки информации;
- отсутствие у пользователей информации доступа для оценки ее качества.
Все это приводит к тому, что появляется общественная потребность в услугах независимых экспертов, имеющих знания в этой области и разрешение на оказание данных услуг. Аудиторские услуги — это услуги посредников, устанавливающих достоверность финансовой информации.
Сущность аудита вытекает из определения его содержания, цели и документов, регулирующих аудиторскую деятельность.
Пользователями аудита являются организации и физические лица, связанные с аудируемой организацией имущественными или финансовыми интересами и заинтересованные в достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности. К ним относятся:
- Пользователи (интерес к организации).
- Собственники (получение дивидендов, доля прибыли).
- Кредиторы, заимодавцы (получение процентов, возврат кредитов и займов).
- Инвесторы (доход по вкладам).
- Руководство организации (оплата труда, социальные и другие вопросы).
- Поставщики (оплата поставок).
- Покупатели (получение товаров, работ, услуг).
- Государственные органы (налоги, сборы).
К правовым и законодательным документам по аудиторской деятельности в Российской Федерации относятся:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации
2. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307 – ФЗ от 30 декабря 2008 г.
3. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ
4. Налоговый кодекс Российской Федерации
5. Уголовный кодекс Российской Федерации
6. Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях
7. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 г.
8. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» (в ред. от 08.04.2008 г. № 395-1 от 02.12.1990 г.)
9. Закон «О бухгалтерском учете» (Закон РФ от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ в ред. от 03.11.2006 г.)
10. Федеральный закон «Об акционерных обществах» (№ 208-ФЗ от 26 декабря 1995 г., в ред. от 29 апреля 2008 г.)
11. Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» (№ 193-ФЗ от 8 декабря 1995 г., в ред. от 26 июня 2008 г.)
12. Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» № 4015-1 от 27 ноября 1992 г. (в ред. от 29 ноября 2007 г.)
13. Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» № 75-ФЗ от 8 мая 1998 г. (в ред. от 6 декабря 2007 г.)
14. Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» № 3085-1 от 19 июня 1992 г. (в ред. от 23 марта 2002 г.)
15. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении положения о лицензировании аудиторской деятельности» от 16 февраля 2008 г. № 80
16. Перечень документов, требований и условий, необходимых для подачи заявления в лицензирующий орган о предоставлении лицензии на осуществление аудиторской деятельности 11 апреля 2002 г. N 28-05-01/781/СШ
17. 36 федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. N 696., в ред. Постановлений Правительства РФ от 04.07.2003 N 405, от 07.10.2004 N 532, от 16.04.2005 N 228, от 25.08.2006 N 523)
Из приведенного перечня нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности можно выделить: кодексы и федеральные законы; постановления Правительства РФ, положения, утвержденные министерствами и ведомствами, федеральные стандарты.
2. Аудит как вид предпринимательской деятельности
пользователь отчетность аудиторский инициативный
Становление рыночной инфраструктуры способствовало возникновению в России новой сферы предпринимательской деятельности – аудита.
В общем смысле аудит можно определить как независимую финансовую и бухгалтерскую проверку хозяйствующих субъектов с целью объективной оценки их финансового положения, достоверности представляемой отчетности, а также соблюдения законодательства, в первую очередь налогового.
У многих предпринимателей возникает вопрос: «Не является ли аудит способом подмены ревизионной деятельности, проводимой на предприятиях в прежние годы, адаптированным применительно к сегодняшним условиям рыночной экономики?» Однако отождествление аудита с обычной ревизией производственно-финансовой деятельности неправомерно и свидетельствует о недостаточном знании этого многоаспектного вида предпринимательской деятельности.
Отвечая на поставленный вопрос, прежде всего, следует отметить, что аудиторская проверка чаще всего обусловлена иным целевым назначением, чем ревизия, или, скажем, судебно-бухгалтерская экспертиза. Необходимость проведения аудиторских проверок в большей степени определяется интересами самой предпринимательской деятельности, так как аудиторские проверки служат интересам добросовестного предпринимательства и в определенной степени являются гарантом честного бизнеса. То условие, что в странах с развитой рыночной экономикой в деловом мире никто не будет иметь дело с предпринимателями, чьи отчетные данные не подтверждены независимым аудиторским заключением, следует взять на вооружение российским предпринимателям во избежание фактов недобросовестного предпринимательства, имеющих место в практике российского бизнеса.
Определяя аудит как независимую финансовую и бухгалтерскую проверку, все же следует отметить, что аудит имеет более широкое назначение. Наряду с оказанием практической помощи по восстановлению и ведению бухгалтерского учета аудиторские фирмы оказывают услуги по разработке рациональной модели бухгалтерского учета для целей финансового анализа, по оптимизации налогообложения, по определению будущих потребностей в финансировании. Аудит в сфере управления помогает оптимизировать структуру предприятия, аудит в сфере экономического анализа финансовой и производственно-хозяйственной деятельности способствует повышению экономической эффективности деятельности хозяйствующих субъектов. Таким образом, определяя эти направления аудиторской деятельности, можно сделать вывод о том, что аудит – это своеобразная экспертиза бизнеса, способствующая повышению конкурентоспособности хозяйствующих субъектов и, безусловно, представляющая в этих аспектах интерес для предпринимателей.
В то же время аудит, защищая интересы собственников предприятий, необходим не только субъектам предпринимательской деятельности, но и миллионам рядовых граждан нашей страны, которые, будучи вовлеченными в процессы приватизации предприятий и инвестирования, вновь образующихся субъектов предпринимательской деятельности, стали их совладельцами, вложив деньги и ваучеры в их акции.
Серьезной посылкой для распространения аудитного бизнеса в нашей стране явилось, с точки зрения правоведов, широкое развитие акционерных форм хозяйственной деятельности, внедрение частной формы собственности в различные сферы предпринимательской деятельности и отделение права собственности от управления предприятием.
Несмотря на то, что первая аудиторская фирма «Инаудит» появилась в России еще в 1987 году, аудиторская деятельность находится на первоначальном этапе своего становления. В то же время активное развитие аудитного бизнеса влечет необходимость правового регулирования возникающих в сфере его деятельности отношений в целях создания рациональной системы отечественного аудита.
Содержание аудиторской деятельности не сводится лишь к функции финансового контроля, а является многофункциональным и требует всестороннего правового регулирования.
Правила предусматривают как обязательные, так и инициативные аудиторские проверки. В то же время следует обратить внимание на то, что Правила в большей степени регламентируют аудиторскую деятельность как функцию финансового контроля за деятельностью экономических субъектов, осуществляемую по поручению государственных органов: органа дознания, прокурора, следователя, суда и арбитражного суда.
Необходимость правового регулирования обязательных аудиторских проверок, осуществляемых по поручению государственных органов, определяется интересами государства и общества. Эти проверки основаны на административно-властных отношениях и обеспечиваются принудительными мерами государственного воздействия. Так, за уклонение экономического субъекта от проведения обязательной аудиторской проверки либо препятствование ее проведению по искам, предъявляемым прокурором, органами федерального казначейства, органами государственной налоговой службы и налоговой полиции, с экономического субъекта подлежит взысканию штраф в сумме от 100- до 500-кратного размера установленной законом минимальной оплаты труда. Штрафу в сумме от 50- до 100-кратного размера минимальной оплаты труда могут быть подвергнуты и руководители экономического субъекта.