Файл: Ответственность за нарушение законодательства о рекламе (в России).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 42
Скачиваний: 3
В Федеральном законе "О рекламе" особо подчеркнуто, что физическое или юридическое лицо, которому стало известно о производстве или о распространении рекламы, содержащей сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, может обратиться за защитой нарушенных прав соответственно в суд или в арбитражный суд в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а также вправе требовать от рекламодателя опровержения такой рекламы тем же способом, каким она была распространена, если рекламодатель не выполняет это требование в добровольном порядке.
Истцы по искам о возмещении вреда, причиненного ненадлежащей рекламой здоровью, имуществу, чести, достоинству и деловой репутации, освобождаются от уплаты государственной пошлины. Суды рассматривают дела на основе общих норм гражданского права и процесса, в частности ст. 8—16 и 393—406 ГК РФ, предусматривающих основания ответственности и способы защиты гражданских прав.
Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. По действующему законодательству общая административная ответственность предусмотрена за ненадлежащую рекламу, или отказ от контррекламы, или непредоставление в установленный срок сведений по требованию федерального антимонопольного органа. Установлены две меры общей административной ответственности: предупреждение и штраф.
Встает вопрос: какой конкретно орган и за что правомочен налагать меры административной ответственности? Специальными органами такой ответственности выступают ныне Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и его территориальные органы. Они вправе налагать штрафы на рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей за неисполнение в срок предписаний о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и решений об осуществлении контррекламы. Конкретный размер штрафа определяется в зависимости от вида правонарушения, степени вины правонарушителя и наступивших последствий.
Наказывать за неисполнение своих предписаний федеральные антимонопольные органы могли и прежде. Новым же институтом рекламного законодательства, обусловившим и новое право федеральных антимонопольных органов, является контрреклама. Суть контррекламы — опровержение ненадлежащей рекламы, распространяемое в целях ликвидации вызванных ею последствий. В случае установления факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе нарушитель обязан осуществить контррекламу в срок, установленный федеральным антимонопольным органом, вынесшим решение об осуществлении контррекламы. При этом нарушитель несет расходы по контррекламе в полном объеме.
Государственный антимонопольный комитет РФ разработал и в ноябре 1995 г. утвердил специальный порядок рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, которым установлены процедура и сроки рассмотрения дел самим Государственным комитетом и его территориальными управлениями. Данный документ регулирует процедуру применения норм Федерального закона "О рекламе", только прямо относящихся к федеральным антимонопольным органам, а именно ст. 24, 26, 27, 29 и п. 3 ст. 31.
Процедура прохождения дел в федеральных антимонопольных органах и сложна, и длительна. Начинается она с поступления заявлений от юридических и физических лиц, права и законные интересы которых нарушены. Инициатором процесса может выступить и сам федеральный антимонопольный орган в случае получения его должностными лицами от физических и юридических лиц, через средства массовой информации или иными способами сообщений, свидетельствующих о наличии признаков нарушения законодательства о рекламе.
Заявления юридических и физических лиц, чьи права и законные интересы нарушены, представляются в федеральный антимонопольный орган в письменной форме. В заявлении в обязательном порядке должны содержаться следующие сведения:
• наименование (фамилия, имя, отчество — для физических лиц) заявителя;
• место нахождения (место жительства — для физических лиц) заявителя;
• наименование рекламодателя, рекламопроизводителя, рекламораспространителя, действия которого содержат признаки нарушения законодательства о рекламе;
• описание фактов, свидетельствующих о признаках нарушения законодательства о рекламе;
• существо требований.
При отсутствии указанных сведений заявление к рассмотрению не принимается. К заявлению могут быть приложены дополнительные сведения: материалы, документы в подлинниках или надлежаще заверенных копиях, а также вещественные доказательства (в том числе видео- и звукозаписи), свидетельствующие о признаках нарушения законодательства о рекламе.
Заявление, поступившее в федеральный антимонопольный орган, рассматривается его руководителем или заместителем руководителя в месячный срок. При недостаточности или отсутствии дополнительных сведений, позволяющих определить наличие либо отсутствие признаков нарушения законодательства о рекламе, они могут быть затребованы у заявителя, а также у рекламодателя, рекламопроизводителя, рекламораспространителя. По результатам рассмотрения принимается одно из двух решений.
При неподтверждении сведений о признаках нарушения законодательства о рекламе в возбуждении производства по делу отказывается с указанием мотивов, о чем письменно информируется заявитель. Если же представленные в территориальное управление документы содержат признаки нарушения законодательства о рекламе, то решается вопрос о возбуждении производства по делу по признакам нарушения законодательства о рекламе и принятии его к рассмотрению федеральным антимонопольным органом.
Для рассмотрения каждого конкретного дела приказом руководителя федерального антимонопольного органа образуется комиссия. Председателем комиссии может быть лишь руководитель или заместитель руководителя, а членами — специалисты соответствующего федерального антимонопольного органа.
Председатель комиссии в пятидневный срок после издания приказа об образовании комиссии выносит определение о возбуждении производства по делу по признакам нарушения законодательства о рекламе, которое направляется всем лицам, привлеченным к участию в деле. В определении о возбуждении производства по делу указывается, какие необходимо истребовать дополнительные документы и материалы; определяются дата и место рассмотрения дела по существу; называются лица, которые привлекаются к участию в деле. Кроме заявителя в качестве сторон по делу участвуют рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель, в отношении которых возбуждено данное дело. К участию в деле привлекаются также иные заинтересованные лица. Ими выступают юридические и физические лица, на объем прав и обязанностей которых в отношении сторон может повлиять решение комиссии. К участию в деле могут привлекаться и органы саморегулирования в области рекламы.
Дела о нарушениях законодательства о рекламе рассматриваются комиссией в трехмесячный срок с момента вынесения определения о возбуждении производства по делу. В исключительных случаях по решению комиссии указанный срок может быть продлен, но не более чем на три месяца.
В ходе подготовки, рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, а также исполнения принятых комиссией решений и предписаний федеральный антимонопольный орган вправе: запрашивать от рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей необходимые материалы и документы для ознакомления, снятия копий и приобщения их к материалам дела; проводить собеседования с заявителем, а также с рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем, в отношении которых возбуждено дело; запрашивать письменные объяснения от рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей, а также их должностных лиц по существу дела; привлекать к участию в рассмотрении дела экспертов и специалистов.
Работа комиссии строится следующим образом. На ее заседаниях заслушиваются представители сторон, а также иные лица, привлеченные к участию в деле. Стороны вправе: знакомиться с материалами дела, за исключением сведений, составляющих государственную и коммерческую тайну; представлять доказательства; участвовать в исследовании доказательств; задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, экспертам и специалистам; заявлять ходатайства; давать устные и письменные объяснения комиссии; представлять доводы и соображения по всем возникающим в ходе рассмотрения вопросам.
До вынесения решения заявитель может изменить содержание своих требований либо отказаться от них. Рекламодатель, рекламопроизводитель или рекламораспространитель, на действия которого поступило заявление, может, в свою очередь, добровольно устранить нарушение законодательства о рекламе, о чем обязан незамедлительно письменно проинформировать федеральный антимонопольный орган и заявителя. Комиссия не принимает отказ от заявленных требований, если это противоречит закону или нарушает чьи-либо права и охраняемые законом интересы.
Рассмотрение дела по существу завершается вынесением решения, в котором излагаются обстоятельства дела, установленные комиссией, и выводы, к которым приходит комиссия. Решение принимается в отсутствие сторон и всех лиц, привлеченных к участию в деле, простым большинством голосов открытым голосованием. Копия мотивированного решения направляется сторонам и заинтересованным лицам в трехдневный срок со дня его составления.
На основании мотивированного решения комиссия выдает предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе и (или) решение об осуществлении контррекламы. В предписании о прекращении нарушения, решении об осуществлении контррекламы должны содержаться указания на срок его исполнения, а также на порядок его обжалования.
Контрреклама осуществляется так же, как была распространена ненадлежащая реклама. Содержание контррекламы согласовывается с федеральным антимонопольным органом, который установил факт нарушения и принял соответствующее решение о его устранении. Если при вынесении решения об осуществлении контррекламы комиссия приходит к выводу о невозможности или нецелесообразности осуществления контррекламы посредством того же средства распространения, с использованием тех же характеристик продолжительности, пространства, места и порядка, что и опровергаемая ненадлежащая реклама, то комиссия может принять решение об осуществлении контррекламы с заменой средства распространения, характеристик продолжительности, пространства, места и порядка осуществления контррекламы с конкретным указанием в решении соответствующей замены и обоснованием решения о замене.
Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе, решение об осуществлении контррекламы направляются нарушителю в трехдневный срок со дня их вынесения по почте с уведомлением о вручении либо вручаются руководителям организаций или их доверенным представителям под расписку.
Предписание или решение комиссии исполняется лицом, обязанным совершить определенные действия, добровольно в установленный срок. Под неисполнением в срок решения об осуществлении контррекламы понимается уклонение от исполнения либо несвоевременное исполнение, либо несоблюдение в установленные решением сроки указанных в нем средств распространения, характеристик продолжительности, пространства, места и порядка осуществления контррекламы, либо непредоставление в срок достаточных доказательств осуществления контррекламы. В случае неисполнения нарушителем решения об осуществлении контррекламы комиссия вправе в порядке обеспечения этого решения принять еще одно решение — о полном или частичном приостановлении любой рекламы нарушителя до дня завершения распространения им контррекламы и (или) о наложении штрафа.
Комиссия обязана незамедлительно поставить в известность о принятом решении о полном или частичном приостановлении рекламы все стороны договоров с нарушителем на производство, размещение или распространение его рекламы имеющимися в ее распоряжении средствами связи. Копия решения о полном или частичном приостановлении рекламы направляется в трехдневный срок со дня его вынесения сторонам по делу, а также рекламораспространителю, если нарушителем является рекламодатель и (или) рекламопроизводитель.
За неисполнение в срок предписаний о прекращении нарушения законодательства о рекламе и решений об осуществлении контррекламы комиссия в порядке обеспечения исполнения своих предписаний и решений вправе вынести решение о наложении штрафа на рекламодателя, рекламопроизводителя, рекламораспространителя в форме постановления. Постановление о наложении штрафа на рекламодателя (рекламопроизводителя, рекламораспространителя) выносится в 15-дневный срок со дня истечения срока предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, решения об осуществлении контррекламы. Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Постановление направляется нарушителю в пятидневный срок с момента его вынесения.
Одновременно с вынесением решения по существу дела или в порядке его исполнения комиссия вправе обратиться к руководителю федерального антимонопольного органа с предложением о предъявлении иска в суд, арбитражный суд по фактам нарушения законодательства о рекламе; о направлении материалов о нарушении законодательства о рекламе в органы, выдавшие лицензию, для решения вопроса о приостановлении или досрочном аннулировании лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности; о направлении в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материалов для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений в области рекламы.