Файл: Аудиторская деятельность как вид предпринимательства: общая характеристика (Развитие аудиторской деятельности).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 41
Скачиваний: 3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования темы данной курсовой работы обусловлена тем, что переход к рыночной экономике выявил необходимость создания новой дисциплины, регулирующей взаимоотношения различных субъектов предпринимательства - аудита, главной целью которого является обеспечение контроля за достоверностью информации, отражаемой в бухгалтерской и статистической отчетности.
Аудит – одна из форм финансового контроля. «Audite» в переводе с латинского означает «слушать».
В сложных экономических условиях при переходе к рыночным отношениям стало важным иметь достоверную экономическую информацию о финансово-хозяйственной деятельности организации. Кроме того, создание коммерческих структур вызвало приток новых предпринимателей, не обладающих должным опытом работы в новых условиях хозяйствования, слабо разбирающихся в законодательных актах, поэтому появились и первые нарушения (иногда неумышленные) в соблюдении требований нормативных документов, относящихся к хозяйственной деятельности.
В связи с этим возникла новая форма контроля за хозяйственной деятельностью, включающая консультации по вопросам ведения бухгалтерского учета, правильности исчисления налогов – аудит.
Аудиторская деятельность – это предпринимательская деятельность аудиторов по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций, финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг.
Таким образом, аудиторская деятельность - более широкое понятие, включающее как собственно аудит (аудиторскую проверку с целью подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности), так и сопутствующие услуги (налоговое консультирование, анализ финансово-хозяйственной деятельности, вопросы прогнозирования и т. д.).
Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершаемых ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации.
Значение аудита состоит в том, что он не только является независимой проверкой финансово-хозяйственной деятельности, но и дает рекомендации, предложения по совершенствованию этой деятельности, расширению аудиторских услуг и созданию аудиторских компаний и фирм на международном уровне.
Объектом курсовой работы выступает сущность аудита и аудиторской деятельности.
Предметом исследования является Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
Цель курсовой работы заключается в том, чтобы, опираясь на теоретико-методологические основы, дать общую характеристику аудиторской деятельности как вида предпринимательства.
Исходя из цели курсовой работы были поставлены и решены следующие задачи:
1) исследовать процесс развития аудиторской деятельности в России;
2) определить сущность аудиторской деятельности в Российской Федерации;
3) рассмотреть независимую аудиторскую деятельность как пример регулирования вопросов этики в современном российском бизнесе.
Структура и содержание работы обусловлены целью и задачами курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ
Аудиторская деятельность представляет собой один из наиболее важных элементов инфраструктуры рыночной экономики, способствующих развитию предпринимательской деятельности и экономики страны в целом. Особенность аудиторской деятельности в России заключается в том, что аудит стал часто появляться лишь во время экономических реформ девяностых годов XX в. Не смотря на это аудиторская деятельность развивалась в России и ранее.
В первый раз слово «аудитор» появилось в России во времена правления Петра I. В воинском уставе 1716 года и в табели о рангах к воинским чинам причислился и аудитор. По исполняемым обязанностям он сочетал в себе функции делопроизводителя, судебного секретаря и прокурора. Позднее институт аудита появлялся в российской истории эпизодически. В конце XIX – начале XX вв. аудит в России практически не развивался, но множество правил, принятых в других странах, также применялись и в России.
По окончанию Октябрьской революции 1917 г., во время государственного регулирования экономики аудит не осуществлялся. Как независимая финансовая проверка, он противоречил основным принципам государственной экономики, основанным на централизованном планировании и тотальном ценовом регулировании. К развитию аудита предпосылок не было, так как в СССР развивался государственный контроль.
В России, с переходом к рыночной экономике, появилась профессия аудитора, а также и само понятие «аудиторская деятельность». Среди других нововведений в эпоху перестройки, в нашу страну пришел аудит, и даже раньше, чем начали формироваться налоговые органы. За этот относительно небольшой период отношение к аудиторской деятельности, его роль в формировании имиджа компаний и повышении их инвестиционных и финансовых показателей существенно изменились.
Приватизация и развитие акционерных обществ, а так же малых предприятий, кооперативов; расширение внешней экономической деятельности, обусловили необходимость развития аудита, как самостоятельного рыночного института. Указанные процессы привели к принятию постановления Совета Министров СССР от 08.09.1987 «О создании советской аудиторской организации», согласно которому на основе Главного управления валютного контроля Минфина СССР было создано акционерное общество «Инаудит», которое занималось оказанием аудиторских и консультационных услуг.
Расцвет аудита связывают, таким образом, с развитием акционерных обществ, когда акционеры стали оставлять за собой только функции контроля за движением капитала. С этого момента аудит становится основным инструментом профессионального менеджера, а аудитор – независимым экспертом, который должен оценить финансовое состояние предприятия, а так же составить заключение и дать свои рекомендации по бухгалтерской отчетности.
Дальнейшее развитие аудиторской деятельности в России было предопределено необходимостью ее унификации путем разработки и утверждения стандартов аудита.
С принятием Указа Президента РФ от 22.12.1993, была предпринята первая попытка закрепления в законодательстве аудиторской деятельности, с которой были приняты «Временные правила ведения аудиторской деятельности». Они стали основными законодательными документами до принятия Федерального закона от 13.07.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». За это время был принят целый пакет нормативно-правовых актов, которые регулировали аудиторскую деятельность.
Началом быстрого развития аудита послужило принятие в мае 1994 г. постановления Правительства РФ «Об обязательном аудите деятельности экономических субъектов». В это время в России вели свою деятельность коммерческие банки, страховые компании, биржи и других организаций, которые по роду своей деятельности должны были проходить ежегодную аудиторскую проверку. Как следствие, возникла необходимость в создании сети аудиторских организаций.
Параллельно с формированием рынка аудиторских услуг, появилась структура органов государственной власти, которые должны были контролировать деятельность аудиторских организаций. Одним из них стала Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ. С 1996 по 2000 гг. в ходе работы Комиссии разработаны и одобрены 37 правил (стандартов) аудиторской деятельности и одна методика аудиторской деятельности, составившие методическую основу аудита в России. Проводились аттестации аудиторов и лицензирование аудиторской деятельности, были созданы аудиторские общественные объединения и фирмы, начали проводить обязательные аудиторские проверки и оказывать сопутствующие аудиту услуги.
Уже с 1994 года рынок аудиторских услуг получил общее признание, по началу его главной задачей являлось проведение обязательного аудита. На территории всей страны в этот период росло число аудиторских фирм. Увеличилось количество зарубежных фирм, которые прежде всего обслуживали организации с внешней торговлей, так как для заключения сделок с крупными зарубежными партнерами, получения кредитов во Всемирном банке, Международном валютном фонде и зарубежных банках требовались аудиторские заключения по финансовой отчетности, составленные международными фирмами.
Следующий этап развития аудиторской деятельности начинается после вступления в силу Федерального закона от 07.08.01 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Принятие данного Закона определило окончательное становление института аудита в России, позволило разработать ряд нормативных правовых актов по регулированию аудиторской деятельности в России, сделать шаг по пути интеграции российского аудита в международную аудиторскую систему.
В конце 2008 г. был принят новый Федеральный закон от 30.12.08 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Ключевой идеей этого нормативного акта стала постепенная либерализация регулирования аудиторской деятельности. Такая ситуация нетипична для действия органов власти в кризисных условиях. Большая часть антикризисных мер, принятых европейскими странами, была направлена именно на контролирование максимального числа отраслей, особенно тех, которые так или иначе связаны с финансовыми компаниями, банками. Такая ситуация достаточно распространена в кризисных условиях: государство наращивает свою долю в управлении национальной экономикой.
Для аудита в России началом нового этапа развития стало вступление в силу нового закона. Данный нормативно-правовой акт изменил систему регулирования аудита, внес изменения в статус субъектов аудиторской деятельности, и заново определил виды аудиторских услуг, кроме того внес поправки в основания проведения обязательных аудиторских проверок и порядок их проведения, обозначил правила принятия некоторых законодательных актов, добавил изменения в систему финансово-правового регулирования аудита.
Согласно Федеральному закону № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности», аудит – предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организаций, с целью выражения мнения о достоверности финансовой отчетности и соответствия порядка учета действующему законодательству РФ.
По-прежнему много споров и вопросов вызывают понятия профессиональных компетенций и этических норм в деятельности аудиторов, ответственность аудиторов – гражданско-правовая, финансовая, перед третьими лицами, уголовная, профессиональная. В результате с целью унификации и стандартизации этих понятий 22 марта 2012 г. Советом по аудиторской деятельности был принят Кодекс профессиональной этики аудиторов. Данный документ представляет собой свод правил поведения, обязательных для соблюдения аудиторскими организациями и аудиторами при осуществлении ими аудиторской деятельности.
Детальная регламентация основополагающего принципа аудиторской деятельности – независимости, получила развитие в «Правилах независимости аудиторов и аудиторских организаций» (одобрены Советом по аудиторской деятельности 20 сентября 2012 г., протокол № 6).
В соответствии с Федеральным законом от 30.12.08 № 307-ФЗ функции государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган – Министерство финансов Российской Федерации. Вместе с тем, функции профессионального регулирования аудиторской деятельности возложены на саморегулируемые организации аудиторов (СРОА) – некоммерческие организации, созданные на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности. Кроме того, предусмотрено обязательное членство аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов в одной из СРОА; в свою очередь, несоблюдение этого условия с 1 января 2010 г. запрещает заниматься аудиторской деятельностью.
Становление рынка аудиторских услуг, накопление опыта и рост профессионализма аудиторов явились важнейшими условиями развития аудиторской деятельности на базе саморегулирования. В этих условиях значительна роль профессиональных объединений аудиторов (СРОА) в части контроля и обеспечения качества аудиторских услуг, ответственности аудиторов, защиты их профессиональных интересов.
Современный этап развития аудиторской деятельности, совершенствование системы ее нормативно-правового регулирования позволяют говорить о ее поступательном и динамичном развитии, все более полном применении международных стандартов аудита.