Файл: Основания приобретения и прекращения права собственности.pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 2
Ст.8 Конституции РФ признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности.
Аналогичное положение закреплено в ст.212 ГК РФ, которая этим, однако, не ограничивается, подвергая названные формы собственности дальнейшему членению в зависимости от того, находится ли имущество в собственности граждан и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований. Из содержания ст.ст. 212-215 ГК РФ может быть сделан вывод, что частная собственность по российскому законодательству подразделяется на собственность граждан и юридических лиц, а государственная собственность – на федеральную, принадлежащую Российской Федерации, и собственность, принадлежащую субъектом федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области и автономным округам.
Что же касается муниципальной собственности, то в качестве её субъектов выступают городские и сельские поселения, а также другие муниципальные образования.
Классификация форм права собственности не является единственно возможной. Эти формы, в свою очередь, могут подразделятся на виды.
Так, собственность граждан и юридических лиц, федеральная собственность и собственность субъектов федерации могут рассматриваться в качестве видов соответствующих форм собственности.
Классификация собственности на виды может производиться по самым различным основаниям. Она может не выходить за пределы одной формы собственности, но может и не зависеть от форм собственности.
Например, общая собственность, которая характеризуется тем, что принадлежит не одному лицу, а двум или более лицам, подразделяется на два вида: долевую и совместную. При этом общая долевая собственность может принадлежать нескольким лицам независимо от того, какую форму собственности каждый из них представляет.
Деление собственности на виды, может проводится в зависимости от того, о каком имуществе идет речь. С этой точки зрения, можно различать, например, право собственности на недвижимое и движимое имущество.
Наконец, виды права собственности могут подлежать дальнейшей, более дробной классификации на подвиды. Так, в составе собственности юридических лиц как вида частной собственности, в свою очередь, можно различать собственность хозяйственных обществ и товариществ, производственных и потребительских кооперативов, общественных и религиозных организаций и т.д. Совместная собственность как вид общей собственности, в свою очередь подразделяется на совместную собственность супругов и совместную собственность членов крестьянского (фермерского) хозяйства и т.д.
В п. 1 ст.209 ГК РФ правомочия собственника раскрываются с помощью традиционной для русского гражданского права «триады» правомочий: владения, пользования и распоряжения. Под правомочием владения понимается основанная на законе (т.е. юридически обеспеченная) возможность иметь у себя данное имущество, содержать его в своем хозяйстве (фактически обладать им, числить на своем балансе и т.п.). Правомочие пользования представляет собой основанную на законе возможность эксплуатации, хозяйственного или иного использования имущества путем извлечения из него полезных свойств, его потребления. Оно тесно связано с правомочием владения, ибо в большинстве случаев можно пользоваться имуществом, только фактически владея им. Правомочие распоряжения означает аналогичную возможность определения юридической судьбы имущества путем изменения его принадлежности, состояния или назначения (отчуждение по договору, передача по наследству, уничтожение и т.д.).
В своей совокупности названные правомочия исчерпывают все предоставленные собственнику возможности. Теоретические попытки дополнить эту "триаду" другими правомочиями, например правомочием управления, оказались безуспешными. При более тщательном рассмотрении такие "правомочия" оказываются не самостоятельными возможностями, предоставляемыми собственнику, а лишь способами реализации уже имеющихся у него правомочий, т.е. формами осуществления субъективного права собственности.
У собственника одновременно концентрируются все три указанных правомочия. Но порознь, а иногда и все вместе они могут принадлежать и не собственнику, а иному законному владельцу имущества, например арендатору. Ведь последний не только владеет и пользуется имуществом собственника-арендодателя по договору с ним, но и вправе с его согласия сдать имущество в поднаем (субаренду) другому лицу или, например, внести в имущество значительные улучшения, существенно изменив его первоначальное состояние, т.е. в известных рамках распорядиться им. Следовательно, сама по себе "триада" правомочий еще недостаточна для характеристики прав собственника[6].
Более того, обозначение правомочий собственника как "триады" возможностей свойственно лишь нашему национальному правопорядку. Впервые оно было законодательно закреплено в 1832 г. в ст. 420 т. X ч. 1 Свода законов Российской империи, откуда затем по традиции перешло и в Гражданские кодексы 1922 и 1964 гг., и в Основы гражданского законодательства 1961 и 1991 гг., и в ГК РФ. В зарубежном законодательстве имеются иные характеристики этого права. Так, согласно § 903 Германского гражданского уложения собственник "может распоряжаться вещью по своему усмотрению и отстранять других от всякого воздействия на нее"; в соответствии со ст. 544 Французского гражданского кодекса собственник "пользуется и распоряжается вещами наиболее абсолютным образом"; в англо-американском праве, не знающем в силу своего прецедентного характера легального (законодательного) определения права собственности, его исследователи насчитывают до 10-12 различных правомочий собственника, причем способных в разных сочетаниях одновременно находиться у различных лиц (348), и т.д.
Наконец, даже признание за собственником "триады правомочий" не всегда свидетельствует о широте содержания предоставленных ему возможностей. Так, в соответствии с российским законодательством частный собственник не вправе использовать предоставленный ему земельный участок не по целевому назначению или отчуждать его лицам, которые не смогут обеспечить продолжение такого использования (например, для сельскохозяйственного производства). При несоблюдении экологических требований и нерациональном землепользовании он рискует вообще лишиться своего участка земли. Строго целевое назначение имеют также жилые помещения - жилые дома, квартиры и т.д.[7] Поскольку жилые помещения предназначены лишь для проживания граждан, их использование в иных целях, в частности для размещения различных контор (офисов), складов, производств и т.д., хотя бы и по воле или с согласия их собственника, допускается только после перевода этих помещений в нежилые в установленном законом порядке (п. 2 и 3 ст. 288 ГК РФ). Ведь использование названных недвижимостей всегда так или иначе не только затрагивает интересы соседей или других окружающих собственника лиц, но и имеет большое социальное значение в условиях их сохраняющегося дефицита. Поэтому установление целевого назначения для соответствующих объектов и связанное с этим ограничение возможностей их собственников служит обеспечению важного публичного интереса. При этом собственник вовсе не лишается своих правомочий. Речь идет об установлении законом определенных границ содержания самого права собственности, которое в любом случае не может быть беспредельным.
Таким образом, возможны и ограничения (пределы) осуществления права собственности, предусмотренные законом или договором. Так, права приобретателя (собственника) недвижимого имущества (плательщика ренты) по договору пожизненного содержания с иждивенцем (ст. 601 ГК РФ) исключают для него возможность отчуждать или иным образом распоряжаться приобретенным в собственность имуществом без согласия своего контрагента (получателя ренты). Это служит одной из гарантий интересов последнего на случай прекращения обязательства из-за серьезного нарушения своих обязанностей плательщиком ренты (ст. 604, 605 ГК РФ). В такой же ситуации находится и залогодатель, остающийся собственником отданной в залог вещи, но по общему правилу лишенный возможности распоряжаться ею без согласия залогодержателя (п. 2 ст. 346 ГК РФ).
2. Приобретение и прекращение права собственности
2.1Основания приобретения права собственности
Право собственности принадлежит к числу таких субъективных прав,
которые могут возникнуть лишь при наличии определенного юридического факта, иногда и их совокупности. Эти юридические факты называются основаниями возникновения права собственности.
В цивилистической науке основания возникновения права собственности издавна принято подразделять на первоначальные и производные.
Впервые право собственности возникает в случае, когда кто – то легальным способом (то есть с соблюдением закона и иных правовых актов) изготовил или создал для себя новую вещь. Поскольку этот «кто – то» изготовил ее для себя, он и становится ее собственником (п. 1 ст. 218 ГК РФ). В. А. Тархов и В. А. Рыбаков считают, что слова «для себя» в названном пункте следовало бы убрать, ибо они способны ввести в заблуждение. – Рабочий, пишут они в своей книге, изготавливает вещь не для себя, а для предприятия и не становится ее собственником. Предприятие в зависимости от того, чье оно, становится либо не становится собственником приобретенной на нем продукции, но в обоих случаях изготавливает ее не для себя, а для продажи; подрядчик тоже создает вещь не для себя и т. д.[8]
Право собственности на вновь созданное недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации (ст. 131, 219 ГК РФ).
Еще одним первоначальным способом приобретения права собственности является так называемая оккупация – захват ничьей, бесхозяйной вещи. Это самый древний способ, четко сформулированный в римском праве: ничья вещь следует за первым, кто ее захватил. В российском гражданском праве видами оккупации являются:
- обращение в собственность общедоступных вещей, когда в соответствии с законом, общим разрешением, данным собственником или в соответствии с местным обычаем в лесах, водоемах или на другой территории, допускается сбор ягод, лов рыбы, сбор или добыча других общедоступных вещей и животных (ст. 221 ГК РФ);
- обращение в собственность так называемых бесхозяйных вещей; категории таких вещей различны. Это брошенные недвижимые или движимые вещи, это потерянные вещи (находка), безнадзорные или пригульные домашние животные, сокрытые деньги или ценные предметы, чей собственник неизвестен (клад);
- приобретение права собственности на самовольную постройку (ст. 222 ГК РФ).
К производным способам приобретения права собственности относятся:
- передача имущества от одного собственника другому на основании договоров купли – продажи, мены, дарения, ренты, займа или иной сделки об отчуждении этого имущества (например, выкуп имущества у лица, которому такое имущество не может по закону принадлежать, поскольку оно является либо ограниченно оборотоспособным, либо вообще изъято из оборота);
- переход имущества умершего гражданина к его наследникам по закону или по завещанию;
- приобретение имущества юридического лица правопреемниками в случае его реорганизации;
- приобретение государственного или муниципального имущества физическими и юридическими лицами на основании приватизации;
- приобретение денежных средств РФ, ее субъектами и муниципальными образованиями, выплачиваемых физическими и юридическими лицами в виде налогов, пошлин, сборов, а также штрафов.
Что же касается критерия разграничения первоначальных и производных способов возникновения права собственности, то в одних случаях предпочтение отдают критерию воли, в других – критерию правопреемства. Например, в учебнике гражданского права МГУ в основу выделения первоначальных способов приобретения права собственности положен критерий правопреемства производных – критерий воли.[9] Соответственно этому сторонники критерия воли к первоначальным относят такие способы, при которых право собственности возникает независимо от воли, а к производным – такие, при которых оно возникает по воле предшествующего собственника. Те же, кто в основу разграничения кладут критерий правопреемства, к первоначальным относят способы, в основе которых правопреемства нет, а к производным – способы, которые покоятся на правопреемстве. Этот спор имеет не только теоретическое, но и практическое значение.
В основу разграничения способов приобретения права собственности должен быть положен критерий правопреемства[10], что же касается критерия воли, то он не во всех случаях выдерживает практическую проверку. Так, наследник, имеющий право на обязательную долю (так называемый необходимый наследник), получает эту долю вопреки воле предшествующего собственника, т. е. наследодателя. Несомненно, однако, что и в указанном случае наследование относится к производным способам приобретения права собственности. Для сторонников же критерия правопреемства отнесение этого случая к производным способам приобретения права собственности затруднений не вызывает, поскольку наследование обязательной доли также покоится на правопреемстве. Деление способов приобретения права собственности на первоначальные и производные в действующем законодательстве прямо не закреплено.