Добавлен: 15.11.2018
Просмотров: 8441
Скачиваний: 544
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ЗАПУСК И НАСТРОЙКА ПРОГРАММЫ
1.2. Основное меню и окна программы
РАЗДЕЛ 2. РАЗРАБОТКА КАЛЕНДАРНОГО ПЛАНА ПРОЕКТА
2.1. Проект: постановка задачи, исполнители
2.2. Создание нового проекта; иерархия работ
2.3 Настройка календаря: формирование списка официальных праздников
2.4. Сохранение проекта, экспорт – импорт данных
РАЗДЕЛ 3. КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ
3.1. Управление проектом – основные положения, термины и понятия
3.2. Основные шаги процесса планирования реализации проекта
GanttProject
– кроссплатформенный
инструмент
календарного планирования
Для версии 2.6.2
(в иных версиях интерфейс отличается)
Учебно-методическое
пособие
для выполнения индивидуальных
заданий
(теория
= 3.1. Управление проектом –…)
РАЗДЕЛ 1. ЗАПУСК И НАСТРОЙКА ПРОГРАММЫ
Для того чтобы в графической части на задачах отображались комментарии (наименование, длительность, исполнители и пр.), необходимо в меню «Правка» зайти в пункт «Настройки» и указать «Всякие мелочи вокруг задач», что именно и где (над, под, справа и слева от отображаемой задачи) должно отражаться на графике. Изначально – поля не заданы, поэтому ничего не будет отображаться, рис. 1.1.
Рис. 1.1. Настройки отображения комментариев на диаграмме
Выбрать можно из списка, отображенного у пункта «Справа от задачи» (рис. 1.1); в данном случае установлено отображение: «слева» – назначенные ресурсы, «над» – название, «снизу» – длительность задачи.
Для того, чтобы загрузка ресурсов проекта отображалась наглядно, в пакете (по умолчанию) предусмотрена цветовая гамма «занятости», по желанию пользователя цвета можно поменять, для этого – нажать соответствующий цветной прямоугольник и указать, каким цветом необходимо отображать на графике соответствующий статус ресурса (человека), цвета «по умолчанию» показаны на рис. 1.2.
Рис. 1.2. Цветовая настройка отображения загрузки ресурсов
Следующий пункт – «Проект» предназначен для заполнения полей: «название» (проекта), «организация», «веб-страница» и краткое «описание».
Раздел «Основные настройки» содержит пункты: «Свойства», «Внешний вид» и «Язык» (проекта). Пункт «Свойства» следует пропустить, в пункте «Внешний вид» можно задать тип цветовой схемы интерфейса пакета – он может быть различным.
Для задания внешнего вида интерфейса, в соответствующем пункте необходимо выбрать из выпадающего списка схем понравившуюся, по умолчанию предусмотрена типовая – Windows (рис. 1.3); ниже, здесь же, можно изменить язык интерфейса – «русский» (он задается при инсталляции пакета).
Рис. 1.3. Настройка интерфейса программы
В разделе «Экспортировать» можно указать, что именно будет передаваться в файл (экспортироваться), он содержит: «название», «прогресс», «зависимости» задач; при убирании каждой «галочки» соответствующий параметр не будет использоваться для файла передачи. Раздел содержит дополнительный пункт параметров экспорта данных – «csv», где более подробно задаются детали для файла экспорта; вносить изменения в данном пункте не рекомендуется, это стандартные значения параметров. Последний элемент в «настройках» – «Роль» – это список профессий, должностей для исполнителей по данному проекту, который необходимо задать при вводе данных по проекту. Например: 1. Директор; 2. Аналитик; 3. Программист ...
При формировании новой записи необходимо войти в режим корректировки списка ролей – дважды щелкнуть мышью в поле «Роль», затем ввести предполагаемые по проекту должности (их нумерацию программа расставит сама). Проверка показала, что хотя список ролей и не отображается настройках (в пункте «Роль»), но при вводе персонала («Человек»), можно выбрать типовые роли (назначения) персонала из сферы разработки программного обеспечения.
При создании нового проекта пакет предлагает заполнить поля: «название», «организация», «веб-страница», дать краткое «описание»; нажав «Вперед», попадаем в раздел указания сферы деятельности, здесь разработчики GanttProject выделить сферу «разработка программного обеспечения», а в ней пункт «Стандартный».
Для корректного отображения длительности календарного графика (с учетом выходных и праздничных дней), необходимо настроить программу на конкретную страну и задать их (рис. 1.4), чтобы учитывались государственные праздники.
Рис. 1.4. Настройка календаря выходных и праздничных дней
К сожалению, в дистрибутиве, в списке доступных стран, «России» нет, поэтому в пункте «Календарь праздничных дней» выбрать – «нет».
1.2. Основное меню и окна программы
Пакет GanttProject предоставляет для работы с проектом достаточно простые средства манипуляции с задачами/работами и их свойствами, а потому основное меню программы содержит интуитивно понятные кнопки (см. рис. 1.5).
Рис. 1.5. Пиктограммы основного меню программы
Первые четыре кнопки имеют стандартное назначение: (сохранить, вырезать, копировать, вставить), затем идут еще две кнопки, относящиеся к корректировке работ: – это «отменить» и «повторить».
Следующие три кнопки относятся к пункту «задачи»: «новая», «удалить» и «свойства». Первая – для ввода задач, вторая – удаления, третья – задания свойств (связи, назначения ответственных, длительности и пр.).
Далее три кнопки – – относятся к пункту «отображение»: «предыдущая», «центрировать», «следующая» (задачи). Следующие две кнопки также просты и понятны: «уменьшить» и «увеличить» масштаб отображения графика.
С помощью следующей кнопки – – вызывается меню для сравнения текущего состояния проекта с сохраненными ранее копиями (внутренний формат).
Рис. 1.6. Экран «Сделать снимок проекта»
Последняя кнопка в меню: – отображение критического пути на диаграмме (если подвести курсор мыши – появится поясняющий текст: «Критический путь»).
При нажатии этой кнопки на построенной диаграмме Гантта цветом выделяются события, определяющие длительность проекта – критический путь.
Кроме основного меню, программа формирует две закладки – ; если задать в пункте «Отображение» главного меню «PERT-диаграмма», появляется третья закладка – – соответственно, для окна отображения PERT-диаграммы, где ее можно просматривать, см. рис. 1.9.
Рис. 1.9. Закладка и отображение PERT-диаграммы
На PERT-диаграмме задачи представлены в виде скругленных прямоугольников, внутри обозначено: название, начало, завершение и длительность работы.
Закладка «Человек» служит для просмотра стандартных ролей исполнителей, назначенных ранее; цветом (справа) отображается загрузка каждого человека в проекте: , серый цвет – нормальная загрузка (100 %), зеленый – недогрузка, красный – перегрузка, доля загрузки указывается в процентах, (рис. 1.10).
На представленном снимке по двум исполнителям работы «свернуты», видна только итоговая полоска загрузки, по третьему – дана развернутая картина, с указанием конкретных задач, доли загрузки, что позволяет видеть задачи, которыми загружен человек одновременно, что вызывает его «перегрузку». Выяснив причину «перегрузки» человека, здесь же можно попытаться это исправить, заменив исполнителя задачи, если такое возможно; вызвав правой кнопкой мыши «свойства задачи», войти в закладку «человек» и заменить исполнителя, выбирая их из списка имеющихся. Для перемещения конкретного сотрудника по списку вверх – вниз (к примеру, сортировка по алфавиту, загрузке или ролям) служат две кнопки (в верхнем левом углу), рис. 1.10. Сотрудник перемещается вместе со своими связями и задачами, эти стрелки не могут «передвигать» вверх и вниз только задачи.
Рис. 1.10. Закладка «Человек» для просмотра ролей исполнителей
Здесь же, в таблице персонала, можно изменять и роли исполнителей задач, выбирая необходимое в колонке «Стандартная роль» из списка доступных (рис. 1.11). Закладка «Gantt» служит для отображения списка задач с деталями отображения, задаваемыми при настройке (показ комментариев на диаграмме задается в настройках.
Рис. 1.11. Закладка «Человек» для просмотра и изменения ролей персонала
На рис. 1.1 показано, например, – с датами начала и окончания); в правой половине экрана программа автоматически отображает задачи в виде линейчатой гистограммы – горизонтальных полос, длина которых пропорциональна календарной длительности задач; рисуются связи задач, если они есть, а также соответствующие подписи к каждой работе (рис. 1.12).
Рис. 1.12. Закладка «Gantt» для отображения списка и связей задач
В GanttProject диаграмма Гантта является основным средством визуализации проекта. Все элементы диаграммы являются настраиваемыми отрезками (фазами1 или задачами/работами), каждый из которых может состоять из: точки начала, точки окончания и длительности (любой их этих элементов может отсутствовать).
Для манипуляции списком задач и их связями, под закладками «Gantt–Человек–PERT-диаграмма», есть еще шесть кнопок: .
Первые две служат для передвижения задач по уровням иерархии (их применение будет описано позже), следующие две – передвижения их вниз или вверх по списку. Последние две кнопки – для манипуляции со связями задач, они также будут пояснены в следующих разделах.
РАЗДЕЛ 2. РАЗРАБОТКА КАЛЕНДАРНОГО ПЛАНА ПРОЕКТА
2.1. Проект: постановка задачи, исполнители
Рассмотрим простую задачу по созданию календарного план-графика проекта. Для этого возьмем задачу создания (проектирования) программного продукта (ПП), вся цепочка задач и связей по проекту представлены на рис. 2.1.
Замечания. Провести разбиение на фазы. Планирование производить по методике планирования от даты начала проекта. Сохранить созданный проектный файл, включающий: описание проекта, список задач с указанием дат начала и окончания работ, ресурсов (исполнителей), их загрузку, диаграмму Гантта, PERT-диаграмму.
Первыми выполняемыми задачами являются: (а) системный анализ и (б) анализ требований к ПП. Они закладывают фундамент для последующих задач, возможно – параллельных. Системный анализ проводится с целью выяснения потребностей заказчика, оценки выполнимости и пр.; анализ требований дает возможность определить функции и характеристики ПП, интерфейс ПП с другими системными элементами, программные ограничения ПП и пр., количество исполнителей – три.
Рис. 2.1. Схема взаимосвязи работ в проекте создания ПП
Список задач по проекту представлены в Прил. А.
2.2. Создание нового проекта; иерархия работ
Основной задачей при планировании является определение структуры распределения работ (задач) в виде дерева или иерархии, согласно их подчинению. Для начала необходимо ввести список работ без подробностей (без группировки и подчиненности задач), достаточно указать длительности работ, как результат, получим список задач в виде линейного перечня (см. рис. 2.2).
Рис. 2.2. Отображение линейного перечня задач по проекту
Далее задается структурная подчиненность работ (рис. 2.3), исполнителей и ответственного – «координатора» задачи (рис. 2.4).
Рис. 2.3. Назначение структурной подчиненности работ
Рис. 2.4. Назначение исполнителей и координатора
Здесь же сразу проставляется «загрузка» персонала в виде указания доли его вовлеченности (процента), если он загружен не полностью, на 100 % (по умолчанию ставится «полная» загрузка).
Следующий шаг – создание иерархии – не обязательно!!!
Следующий шаг – создание иерархии (вложенности работ). Для этого необходимо произвести ввод наименований фаз – дополнительных, группирующих «сверхзадач» (Подсистема 1, Подсистема 2, Подсистема 3).
Затем выделить работы, которые необходимо подчинить, нажать правую кнопку мыши, затем кнопку – «уровень вглубь» (рис. 2.5): выделенные работы сдвинутся по иерархии.
Рис. 2.5. Создание иерархии (вложенности) работ проекта
Если связи задач в проекте уже были установлены – необходимо переподчинить связи задач с учетом этих, вновь введенных задач, на этот уровень (рис. 2.6). После создания иерархии задач проверяется плотность загрузки персонала на распределении задач (рис. 2.7).