Файл: Косвенные налоги и их место в налоговой системе РФ..pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты косвенного налогообложения
1.1 Сущность и значение налогов
1.2 Сущность и необходимость косвенного налогообложения
2. Особенности косвенных налогов в налоговой системе РФ
2.1 Налог на добавленную стоимость (НДС)
3. Основные пути совершенствования косвенного налогообложения
3.1 Проблемы организации косвенного налогообложения
Введение
Для выполнения своих функций любому государству необходимы фонды денежных средств. Источником финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает как с физических, так и с юридических лиц.
Эти обязательные сборы, осуществляемые государством на основе государственного законодательства - налоги.
Именно таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.
В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.
Актуальность данной темы проявляется в том, что косвенные налоги, как и вся налоговая политика, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно выбрано направление налоговой политики, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Целью данной работы является изучение косвенных налогов в налоговой системе РФ.
1. Теоретические аспекты косвенного налогообложения
1.1 Сущность и значение налогов
Налог - представляет собой обязательный платеж, который взымается на территории государства в соответствии с действующим законодательством.
Налоги и сборы являются источниками бюджетных поступлений и важнейшими структурными элементами рыночного типа.
В Налоговом кодексе сформулированы основные понятия, применяемые в налоговом законодательстве. В соответствии с Налоговым кодексом РФ налог и сбор стали разными понятиями.
Налог есть обязательный, индивидуально - безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и граждан в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства (п. 2 ст. 8 НК РФ) [1].
Сбор есть обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов госорганами, органами местного самоуправления юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав на выдачу разрешений (лицензий) (п. 2 ст. 8 ПК РФ) [1].
Необходимость налогов обусловлена потребностями общественного развития и вытекает из функций и задач государства, выполнение которых требует средств.
Налоги в результате изъятия становятся собственностью государства и используются им для выполнения политических, экономических, внешнеэкономических, оборонных, социальных и других функций.
С помощью налогов государство достигает относительного равновесия между общественными потребностями и ресурсами для их удовлетворения.
Налоги позволяют государству решать различные социальные и другие общественные задачи, в том числе и задачу выравнивания уровня доходов своих граждан.
Источником налогов выступает национальный доход — вновь созданная стоимость, образуемая в процессе производства посредством использования труда, капитала и природных ресурсов.
Налоги в реальном налоговом механизме — безвозвратная, без эквивалентная и срочная форма принудительного взыскания с налогоплательщиков части их дохода с целью удовлетворения общественно необходимых потребностей. Исходя из этого, следует, что сущность налогов заключается в следующем [3]:
- налоги — обязательные, преимущественно денежные платежи, устанавливаемые, исходя из реалий экономического базиса, но строго императивно;
- в налогах выражен повсеместный охват доходов, групп граждан, видов деятельности, типов предприятий, отраслей, а также территорий;
- налоги обеспечивают определенность (по объему финансовых ресурсов и сроку) поступления государственных доходов;
налоги, используемые для пополнения доходов бюджета, не должны препятствовать развитию производства на новой структурно-технической основе;
- в налогах заложены органическое сочетание и относительное равновесие двух функций: фискальной и регулирующей.
1.2 Сущность и необходимость косвенного налогообложения
Современная налоговая система РФ существует с января 1992 года, когда вступили в действие законы о налогах. Предшественником косвенных налогов до начала экономических реформ в России являлся налог с оборота, за счет которого в значительной степени формировалась доходная часть бюджета. В 1992 году вступили в действие законы «О налоге на добавленную стоимость», «Об акцизах», «Об основах налоговой системы в РФ». Законодательство, регулирующее взимание косвенных налогов, трансформировалось в течении всего времени их функционирования: изменялись элементы, вводились новые налоги, отменялись старые, законодательно совершенствовался налоговый контроль и т.д.
За годы экономических реформ в России сложилась налоговая система с ярко выраженной ориентацией на косвенное налогообложение, и основное место в ней занимают НДС и акцизы. Это обусловливается «функциональной специализацией» косвенных налогов - обеспечение стабильных доходных поступлений в бюджет в условиях незначительного экономического роста, низких доходов населения. Налоговая система большинства стран мира, строится на сочетании прямых и косвенных налогов. Первые устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, вторые включаются в виде надбавки в цену товара или тарифа на услуги и оплачиваются потребителем. При прямом налогообложении денежные отношения возникают между государством и самим плательщиком, вносящим налог непосредственно в казну; при косвенном – субъектом этих отношений становится продавец товара или услуги, выступающий посредником между государством и плательщиком (потребителем товара или услуги) [13].
Как и любое другое явление, косвенные налоги следует рассматривать комплексно. Косвенные налоги устанавливаются в ценах товаров и их размер не зависит прямо от доходов плательщика, так как косвенные налоги включаются в цены товаров. Косвенные налоги - самые несправедливые налоги. Чем богаче человек, тем меньше он платит из своих доходов косвенных налогов, ибо он относительно меньше потребляет этот товар. В современном обществе косвенные налоги платят даже безработные, живущие на пособие, - в цене товаров первой необходимости. Государство предпочитает косвенное обложение из-за его скрытности, простоты взимания. Каждый критерий, положенный в основу классификации, не является универсальным и ограничен в примечании. Применение комплекса критериев и принципов для разделения налогов на прямые и косвенные свидетельствует о сложной экономической природе косвенных налогов.
В недалеком прошлом, косвенные налоги рассматривались лишь с негативной точки зрения. Но характеризовать косвенные налоги только лишь как финансовое бремя на население – бессмысленно, так как токовым являются все налоги. Речь может идти только об одном: насколько они затрагивают интересы разных слоев населения и как выполняют свое бюджетное назначение. Преимущества косвенных налогов связаны в первую очередь с их ролью в формировании доходов бюджета. Однако это нисколько не означает, что они не выполняют регулирующей функции.
При умелом использовании, косвенные налоги могут быть эффективными финансовыми инструментами регулирования экономики. Во-первых, косвенным налогам характерно быстрое поступление. Осуществилась реализация - проводится перечисление налога на добавленную стоимость и акцизного сбора в бюджет. Это, в свою очередь, дает средства для финансирования расходов. Во-вторых, так как косвенными налогами охватываются товары народного потребления и услуги, то достаточно высокой есть вероятность их полного или почти полного поступления. Остановить процесс потребления товаров и услуг невозможно, так как без этого невозможна сама жизнь. А, например, прибыль то или другое предприятие может и не получить. В-третьих, потребление более-менее равномерно в территориальном разрезе, а поэтому косвенные налоги снимают напряжение в межрегиональном распределении доходов. Если доходы бюджета базируются на доходах предприятия, то вследствие неравномерности экономического развития возникает проблема неравноценности доходной базы разных бюджетов. Так как нигде в мире до сих пор не удалось достигнуть равномерного развития всех регионов, то без использования косвенных налогов возникают трудности в сбалансировании местных бюджетов. В-четвертых, косвенные налоги осуществляют существенное влияние на само государство. Используя все свои возможности и инструменты, оно должно обеспечить соответствующие условия для развития производства и сферы услуг, так как чем больше объем реализации, тем больше поступления в бюджет. Единой проблемой при этом является правильный выбор товаров для акцизного налогообложения. С одной стороны, якобы лучше установить акциз на товары не первой необходимости, например, алкогольные напитки. А с другой, тогда для государства выгоднее продавать именно эти изделия. Такое противоречие полностью природное и выражает диалектику нашей жизни.
В-пятых, косвенные налоги влияют на потребителей. При умелом их использовании государство может регулировать процесс потребления, сдерживая его в одних направлениях и стимулируя в других. Такое регулирование должно быть гласным и открытым, так как не всегда интересы государства совпадают с интересами общества. Такое регулирование также никогда не сможет удовлетворить все слои населения. При всех своих преимуществах косвенные налоги имеют и определенные недостатки. Первый недостаток косвенных налогов заключается в их обратной пропорциональности платежеспособности потребителей, другими словами - в их регрессивном характере. Во-вторых, косвенные налоги отличаются тем, что требуют больших расходов на взимание. Государству необходимо содержать большой персонал для наблюдения за производством и реализацией налогооблагаемых товаров, чтобы товары не проникли на рынок без налогообложения. Так, таможенные пошлины требуют содержания целой армии таможенной стражи по всей границе государства для надзора за тем, чтобы не провозились и не проносились контрабандные товары. И, в-третьих, взимание косвенных налогов зачастую противоречит интересам предпринимателей и всегда невыгодны конечным потребителям. Кроме того, налоги на потребление заставляют государство вмешиваться в приемы производства и обмена. Для того, чтобы с успехом изыскивать налоги государству приходится в различных отношениях ограничивать и стеснять обязательными правилами производство и продажу, затрагивая иногда саму технику производства [15].
Несмотря на минусы косвенных налогов, высокая доходность в любых экономических условиях в дополнении с возможностью наряду с прямыми налогами воздействовать на экономические процессы обеспечивает им значительное место в налоговых системах различных стран. К тому же необходимость существования косвенного обложения в качестве составного элемента налоговой системы любого государства демонстрирует многовековая история существования косвенных налогов. С точки зрения решения фискальных заданий косвенные налоги всегда эффективнее прямых. Это связано с целым рядом причин. Одна из главных причин заключается в разных базах налогообложения: прибыли или дохода при прямом налогообложении, объема и структуры потребления – при косвенном. Известно, что экономическое развитие всех без исключения стран имеет циклический характер с тем или другим периодом колебаний, экономический рост чередуется спадами в экономическом развитии. Именно в период кризисного падения экономики, когда уменьшаются макроэкономические показатели развития, происходит и уменьшение базы налогообложения, что приводит при неизменных ставках к уменьшению доходов бюджета. Практика свидетельствует, что база прямых налогов является более чуткой к изменениям в экономическом развитии, чем база косвенных. С точки зрения влияния на экономическое развитие прямые налоги традиционно связывают со стимулами и антистимулами для трудовой и предпринимательской деятельности, косвенные – с их влиянием на цены. Очевидно, что косвенные налоги осуществляют тем большее влияние на общий уровень цен, чем больший объем производимых в стране товаров они охватывают, чем выше их ставки. Исследования экономистов свидетельствуют то, что введение непрямых налогов или увеличение их ставок может привести к повышению общего уровня цен в стране даже при неизменности всех основных экономических факторов. Поэтому, как свидетельствует зарубежный опыт, их пытаются вводить только в период экономической стабильности [3].
2. Особенности косвенных налогов в налоговой системе РФ
2.1 Налог на добавленную стоимость (НДС)
В формировании бюджета страны большую роль играет косвенное налогообложение. Современная налоговая система в России начала существовать в январе 1992 года. Тогда вступили в действие законы: «О налоге на добавленную стоимость», «Об акцизах». Именно эти налоги играют основную роль в РФ, и относятся они к косвенным налогам.
Косвенные налоги — это источник бюджета, наиболее независимый от колебаний и спада экономики. Высокая доходность — главное преимущество данного налогообложения.
Косвенное налогообложение Российской Федерации представлено акцизами, (до 2005 г. — таможенными пошлинами, которые были выведены из состава налоговых доходов) и налогом на добавленную стоимость, о необходимости которого не утихают споры. [2]
Проанализируем поступление НДС в бюджетную систему РФ на 1 января 2014-2016 гг.
Таблица 1. Поступление НДС в бюджетную систему РФ на 01 января 2014-2016 гг. [1]
Наименование |
01.01.2014 |
01.01.15 |
01.01.16 |
|||
млр.руб |
% |
млр.руб |
% |
млр.руб |
% |
|
НДС всего, в т. ч.: |
2438,13 |
100 |
2821,5 |
100 |
3117,97 |
100 |
— НДС на товары (работы, услуги) реализуемые на территории РФ |
2329,25 |
95,5 |
2702,24 |
95,7 |
2976,23 |
95,4 |
— НДС на товары, ввозимые на территорию РФ |
108,88 |
4,5 |
119,26 |
4,3 |
141,73 |
4,6 |
Так, на 1 января 2016 г. зафиксировано повышение поступлений от НДС на 679,84 млн руб. по сравнению с показателями 2014 г. На объемы поступлений большое влияние оказал переход к обязательному определению даты возникновения обязанности по уплате налога на добавленную стоимость всеми налогоплательщиками по методу начисления. Уплате налога по методу начисления может увеличить доходы федерального бюджета.
В 2015 г. доходы федерального бюджета от НДС, адми- нистрируемого ФНС России, составили 2821,5 млрд. руб. против 2438,13 млрд. руб. в 2014 г., т. е. увеличение поступлений по сравнению с предыдущим годом на 383,37 тыс. руб.