Файл: "Психологические приемы влияния лидера".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Самопродвижение - это управление впечатлением, которое инициатор производит на целевую персону, с целью поддержания или усиления своего влияния на нее. Это проявление собственной компетентности в действиях, наглядная демонстрация своих возможностей в удовлетворении потребностей целевой персоны.

Общие правила самопродвижения.

Почти каждое наше действие имеет самопрезентирующее значение.

«Случайные» сигналы могут оказаться более важными, чем намеренные.

Следует заметить, что самопродвижение отличается от самовосхваления. Здесь инициатор влияния не просто утверждает о себе что-либо, но подкрепляет это реальными делами или неоспоримыми фактами, свидетельствами этих реальных дел.

К средствам самопродвижения относятся: реальная демонстрация своих возможностей; предъявление сертификатов, дипломов, официальных отзывов, патентов, печатных работ и др.; раскрытие своих личных целей; формулирование своих запросов и условий.

Заражение представляет собой передачу определенного эмоционального, психического настроя от одного человека к другому и основано на апелляции к эмоционально-бессознательной сфере человека. Эффект зависит от степени интенсивности эмоционального состояния воздействующего человека (лидера) и количества слушателей. Чем выше эмоциональный настрой оратора, тем мощнее эффект. Число людей должно быть достаточно большим, чтобы возникало чувство единства под влиянием эмоционального транса оратора.

К средствам влияния заражения относятся: высокая энергетика собственного поведения; артистизм в исполнении действий; интригующее вовлечение партнеров в выполнение действий; постепенное наращивание интенсивности действий; индивидуальный взгляд в глаза; прикосновение и телесный контакт.

Важным социально-психологическим феноменом является подражание, воспроизведение деятельности, поступков, качеств другого человека, на которого хочется походить.

Условия подражания:

- наличие положительного эмоционального отношения, восхищения или уважения к этому человеку - объекту подражания;

- меньшая опытность человека по сравнению с объектом подражания;

- ясность, выразительность, привлекательность образца;

- доступность образца, хотя бы отчасти;

- сознательная направленность желаний и воли человека на объект подражания (хочется быть таким же).[9]

К средствам влияния подражания относятся: публичная известность; демонстрация высоких образцов мастерства; явление примера доблести, милосердия, служения идеи; новаторство; личный магнетизм; «модное» поведение и оформление внешности; призыв к подражанию.


Формирование благосклонности - этот вид влияния восходит к классификации стратегий самопрезентации). Самопрезентация - это управление впечатлением, которое инициатор производит на целевую персону, с целью поддержания или усиления своего влияния на нее.

К средствам влияния формирования благосклонности относятся проявление инициатором собственной незаурядности и привлекательности; высказывание благоприятных суждений об адресате; подражание адресату; оказание ему услуги.

Просьба - этот вид влияния кажется тонкой гранью, с которой легко скатиться либо к принуждению, либо к мольбе. Просьба является вполне цивилизованным видом влияния, если она сформулирована в форме предложения. Предложение можно: 1) принять; 2) отклонить; 3) уточнить или изменить. При этом отклонение предложения не так эмоционально затрагивает, как отказ в просьбе. Принципиальным отличием между просьбой и предложением является то, что просьба предполагает одностороннее одолжение, в то время как предложение подразумевает обоюдный выигрыш.

К средствам влияния просьбы как метода психологического влияния на личность относятся ясные и вежливые формулировки; проявление уважения к праву адресата отказать в просьбе, если ее выполнение неудобно ему или противоречит его собственным целям.

Принуждение - такое воздействие на сознание объекта, в результате которого в сознании объекта происходит формирование мотивации к обязательному совершению определенных поступков вопреки собственной воле или желанию.

По отношению к сознанию объекта информационно-психологического воздействия принуждение может быть открытым и скрытым (тайным). К формам открытого принуждения относятся такие виды принуждения, как государственное принуждение и принуждение общественное, основанное на действии норм социального поведения – морали и нравственности, а также юридически оформленных отношений между социальными субъектами. К формам тайного принуждения относятся: психологические манипуляции, дезинформирование, агрессивная пропаганда, лоббирование, шантаж, технологии антикризисного управления, широко используемые в современных операциях информационно-психологической войн.

К средствам влияния принуждения относятся объявление жестко определенных сроков или способов выполнения работы без каких-либо объяснений или обоснований; наложение не подлежащих обсуждению запретов и ограничений; запугивание возможными последствиями; угроза наказанием, в наиболее грубых формах – физической расправой.


К средствам влияния деструктивной критики относятся: принижение личности партнера по общению (например, по формуле: «Да что тебе объяснять, все равно ты не поймешь»); высмеивание того, что критикуемый не в состоянии изменить: внешности, социального и национального происхождения, скорости реакций, тембра голоса и др.; высказывание справедливых замечаний адресату, который находится в состоянии ошеломленности и подавленности неудачей.

Отличия деструктивной критики от внушения заключается в том, что при внушении осознаваемая цель - «улучшение» поведения другого (неосознаваемая - освобождение от досады и гнева, проявление силы или месть). Но при этом не закрепляются модели поведения, которые описываются в формулах внушения: «Ты легкомысленный человек! Тебе пора серьезнее относиться к жизни!». Деструктивная критика закрепляет отрицательную модель поведения.

К средствам влияния манипуляции относятся нарушение личного пространства, выражающееся в слишком тесном приближении или даже касании; резкое ускорение или, наоборот, замедление темпа беседы; поддразнивающие высказывания вроде: «Тебя что так легко расстроить (задеть, обмануть, заставить подчиниться)?»; подзадоривающие высказывания (например: «Вряд ли ты это сможешь это сделать» или «Эта вещь слишком дорогая, чтобы ты смог ее купить»).

В целом лидерские отношения отличает то, что последователи признают лидера составной частью организации только тогда, когда он доказал свою компетентность и ценность. Лидер получает свою власть от последователей, поскольку они признают его в качестве лидера. Для поддержания своей позиции лидер должен предоставлять им возможность удовлетворять свои потребности, которые не могут быть достигнуты по-другому. В ответ они удовлетворяют лидерскую потребность во властвовании и возвышении над ними, а также оказывают ему необходимую поддержку в достижении организационных целей.

Неудачи постигают лидеров по разным причинам, но успех к лидерам приходит во многом при наличии у них достаточно одинаковых способностей и умений. Изучение опыта работы многих лидеров-практиков свидетельствует, что для успеха им необходимо иметь способность создавать образ будущего состояния организации и доведения его до последователей. Также успешного лидера характеризует то, что он наделяет последователей соответствующими правами и полномочиями по осуществлению выраженной в видении цели, может признать свои слабые стороны и привлечь для их устранения необходимые ресурсы, в том числе и людские. В передаче последователям видения в такой форме, чтобы оно вселяло в них энтузиазм и обязательства, лидеру может помочь использование эффективной коммуникации.


В современных условиях эффективное лидерство - это высокая чувствительность к потребностям последователей, которая проявляется в развитии работников, во включении их в групповую работу, в оказании им помощи в достижении личных целей.

ГЛАВА 2. КЕЙС ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ВЛИЯНИЯ ЛИДЕРА

Вопрос 2. Прочитайте кейс и разработайте план разрешения этой ситуации, обоснуйте каждый шаг данного плана.

«Вы недавно стали старшим кассиром в отделении банка. У вас в подчинении находится 10 кассиров. Ваше отделение имеет самые плохие показатели работы. Вам было сказано, что если вы не сможете исправить положение в течение 2 месяцев, то будете уволены. Вы не можете позволить себе потерять эту работу. Предварительные встречи и обсуждение ваших предложений с кассирами показали, что их раздражает ваше присутствие, и они будут активно сопротивляться любым переменам».

План разрешения ситуации:

1) провести собрание кассиров вместе с администрацией банка, чтобы выяснить причины неприязни старшего кассира;

2) в случае неразрешения конфликта возможна перестановка кассиров отстающего отделения на кассиров отделения, которое имеет более высокие показатели в работе;

3) применить различные методы наказания: лишение премий, невыплаты 13-ой заработной платы, понизить оклады подчиненным;

4) тем, кто не стремится к улучшению рабочих показателей, предложить написать заявления об уходе из банка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Лидерство - это способность влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения целей. Человеческий фактор на любом предприятии, находящемся в любом состоянии, играет решающую роль. Поэтому желательно, чтобы руководитель организации сочетал в себе не только административные, но и лидерские качества, умел находить подход к своим подчиненным.

Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой, лидерство - это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.


Лидерство как тип отношений управления отлично от собственно управления и строится больше на отношении типа «лидер - последователь», чем «начальник - подчиненный». Не любой менеджер использует лидерство в своем поведении. Продуктивный менеджер не обязательно является эффективным лидером, и наоборот. Успех в управлении не компенсирует плохого лидерства.

Лидерство и руководство являются тесно взаимосвязанными проблемами. Лидерство является важнейшим компонентом эффективного руководства. Руководителю необходимо воспитывать в себе качества лидера. И организация будет функционировать успешно тогда, когда работники будут воспринимать руководителя не только как человека, которого поставили не этот пост и кому они должны подчиняться, но и как друга, советчика, который всегда придет им на помощь в трудной ситуации. У руководителя должно бить два статуса - статус менеджера и статус лидера, т.е. он должен быть и руководителей, и воспитателем, и покровителем для своих людей.

Лидерство помогает организациям совершенствоваться, выходить на новый уровень их возможностей. Крупнейшие компании, описанные в данной работе, наглядно демонстрируют данный вывод. Лидерство дает волевой импульс для развития организации. И если руководитель обладает хорошими навыками лидера, то данная организация сможет противостоять всем неприятностям и успешно развиваться.

Если руководитель не учитывает роль лидерства, то это может привести к пагубным последствиям не только для него, но и для организации в целом, и здесь необходимо уделять больше внимания проблеме. То есть необходимо воспитывать, поощрять и развивать качества лидера у своего персонала, причем не только в аппарате управления, но и у простых рабочих и служащих.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бакирова, Г.Х. Психология эффективного стратегического управления персоналом : учебное пособие [Электронный ресурс] / Г.Х. Бакирова. - М. : Юнити-Дана, 2012.

2. Бойчук А.А. Лидер или руководитель? - Мн.: Высшая школа, 2016. - 282 с.

3. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: учеб. пособие для вузов / В.Р. Веснин. – М.: Юристъ, 2018. – 495 с.

4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Экономистъ, 2017. – 528 с.

5. Возник Л.А. Теории лидерства. - М.: Феникс, 2019. - 264 с.

6. Канджеми Дж.П. Психология современного лидерства: Американские исследования. - М.: Когито-Центр, 2019. - 288 с.