Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 315
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы социальной политики государства
1.1. Сущность социальной политики
1.2. Основные принципы социальной политики
2.1. Социальная политика поддержки многодетных семей
2.2. Государственная социальная поддержка пенсионеров и малоимущих граждан
2.3. Направления совершенствования социальной политики в сфере поддержки слабозащищенных граждан
Стоит также указать на серьезную проблему для пенсионеров, возникшую по вине органов социальной защиты в Волгоградской области. В начале 2009 г. при предоставлении льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, был проведен перерасчет - после начисления льгот на счета граждан органами социальной защиты была обнаружена ошибка (переплата). Согласно требованиям действующего законодательства органы социальной защиты должны были начинать выплаты в меньшем размере с учетом переплаты с момента обнаружения ошибки, но не «задним числом», как это вышло на практике.
Несмотря на требования закона, в Волгоградской области сотрудники органов социальной защиты стали производить перерасчет и удержание с момента начисления (1 января) и поставили тем самым граждан в условия малоимущности.
Сейчас граждане не получают льготу и вынуждены производить стопроцентную оплату стоимости жилищно-коммунальных услуг при том, что права на льготы они не лишены.
Также следует указать, что услуги ЖКХ в г. Волгограде, например, за однокомнатную квартиру без стоимости телефонных переговоров составляют, в среднем, 1500 руб. Вспомним, что 9 % пенсионеров имеют доход ниже прожиточного минимума - 4 284 руб., если вычесть 1500 руб. из этой суммы, то получится, что пожилой человек, инвалид или гражданин, лишенный кормильца, вынужден жить месяц на сумму 2 784 руб. Разве это возможно? А если возникает необходимость приобретения лекарственных средств?
Следовательно, говорить об эффективности социальных доплат в Волгоградской области, как минимум, преждевременно.
Также следует учитывать, что, по некоторым данным, к 2016 г. на 1000 человек населения трудоспособного возраста количество лиц пенсионного возраста увеличится до 428 человек (против 343 в 1992 г. и 350 в 2000 г.) [8, с. 43]. Следовательно, бремя социальных выплат возрастет, а количество работоспособного населения снизится. Современные тенденции рождаемости оптимизма также не вселяют.
М.Л. Захаров справедливо отмечает, что пенсионная реформа не решила проблемы преодоления крайней бедности пенсионеров; не решила в связи с тем, что такая цель и не ставилась [9, с. 35]. По словам Р.И. Ивановой, из 38 млн получателей пенсии примерно 32 млн человек могут быть отнесены к бедным, малоимущим гражданам [10, с. 20].
В условиях глобального экономического кризиса возникает необходимость повышения эффективности социальной политики, сосредоточения усилий на решении наиболее важных социальных проблем, разработки новых механизмов реализации социальной политики, обеспечивающих более рациональное использование финансовых и материальных ресурсов.
Необходимо достичь высоких и устойчивых темпов экономического роста, основанного на повышении конкурентоспособности, диверсификации структуры экономики и осуществлении институциональных преобразований. Следует обеспечить макроэкономическую стабильность, последовательно снижать инфляцию и осуществлять политику сдерживания роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий. Однако мы видим повсеместное увеличение стоимости тарифов на государственные услуги в России, причем достаточно существенное. Также стремительно увеличиваются и расчетные показатели услуг ЖКХ, в том числе, за предоставление природного газа, электроэнергии и пр.
Многие пенсионеры вынуждены устраиваться на работу не для того, чтобы «посмотреть мир», как это делают, например, пенсионеры Европы, а для того, чтобы выжить.
При этом большинство пенсионеров занято на низкооплачиваемой и непрестижной работе - это и дворники, и уборщики, и охранники - на уровень образования работодатель внимания не обращает. Даже при высокой квалификации пенсионеры невостребованы на рынке труда - например, в отраслях производства, на заводах и т.д.
По мнению Л.С. Мамута, социальное государство, деятельность которого должна быть направлена на обеспечение каждому человеку определенного жизненного уровня, противоречит представлению о нем как о правовом. Он отмечает, что в современном цивилизованном обществе почти никто не возражает против морального долга и естественной обязанности каждого помогать детям, инвалидам, людям преклонного возраста, жертвам стихийных и техногенных катастроф и т.п. Очевидно, что эти люди нуждаются в поддержке со стороны сограждан. Однако потребность в такой помощи не трансформирует лежащий на согражданах моральный долг в соответствующую правовую обязанность [11, с. 604-607].
Для решения этих проблем необходим комплексный научно-обоснованный подход, создание системы перспективного развития социальной политики, постоянный мониторинг и дифференциация социальных доплат и мер социальной поддержки.
Для осуществления эффективной реализации права на справедливое вознаграждение за труд признать право работников на такое вознаграждение, которое обеспечит им и их семьям достойный жизненный уровень; установить достойный уровень минимальной заработной платы; отвечающий жизненным реалиям институт пенсионного страхования, в котором пенсии по старости составляли бы не менее 50 % от среднего уровня получаемой во время трудового стажа заработной платы; установить различные стипендии от благотворительных фондов молодым ученым, стимулировать эти самые фонды путем предоставления различных налоговых льгот; предоставить работникам право на защиту их интересов в случае банкротства предпринимателя и т.д.
Россия провозглашает один из базовых принципов деятельности современного демократического государства, согласно которому обеспечение условий, гарантирующих достойную жизнь и свободное развитие человека, не является сугубо личным делом самого человека, а становится одним из основных элементов общегосударственной политики.
Под достойной жизнью обычно понимают достойный человека прожиточный минимум, материальную обеспеченность на уровне стандартов развитого общества, возможность обладать и пользоваться материальными и социальными благами современной цивилизации, включая жилище и медицинское обслуживание, личную безопасность и социальное обеспечение, доступ к ценностям культуры и т.п. Достойная жизнь предполагает и свободное развитие человека, его физическое, умственное и нравственное совершенствование.
2.3. Направления совершенствования социальной политики в сфере поддержки слабозащищенных граждан
Российская Федерация - социальное государство, которое обязуется проводить меры, направленные на создание достойных условий жизни и развития человека. Однако эффективность реализации социальной защиты остается низкой из-за ряда не решеных проблем: недостаточного финансирования, пробелов в законодательстве, несовершенств организации государственных органов по социальной защите и управления ими.
Решение социальных проблем и улучшение ситуации в сфере социальной защиты населения возможно благодаря ее более эффективной реализации и повышению качества предоставляемых услуг. Это предполагает проведение глубоких структурных преобразований в сфере социальной защиты, которые должны обеспечить перераспределение социальных расходов в пользу наиболее нуждающихся групп населения при одновременном сокращении социальных трансфертов, направленных в пользу обеспеченных граждан. Это, в свою очередь, должно соответствовать одной из важнейших целей социальной защиты - устранения социальной дифференциации и поляризации и формирования имущественного равенства.
В настоящее время в России не сформировались достаточно четкие подходы к реформированию сложившейся системы социальной защиты. На данный момент ее можно охарактеризовать как систему с чрезвычайно высокой патерналистской ролью государства и крайне слабо обозначенными общественными институтами. Социальная защита населения в России ориентируется на адресное оперативное решение самых острых, кризисных, жизненных проблем отдельных категорий граждан на заявительной основе. На определенном этапе этот путь был наиболее эффективным для реализации в социальной сфере. Однако такой подход не дает долгосрочного эффекта, поскольку не нацелен на профилактику повторений кризисных ситуаций, на перспективную социальную защиту каждого конкретного человека и населения в целом.
Реформирование системы социальной защиты требует создания высокоэффективной, ориентированной на ожидания общества системы многопрофильной целевой социальной защиты населения, которая должна обеспечивать комплексное разностороннее содействие человеку в решении различных, вызывающих необходимость социальной защиты, проблем на протяжении всей его жизни. В этой связи социальную защиту следует рассматривать как защиту от социальных рисков потери или ограничения экономической самостоятельности и социального благополучия человека.
Разработка механизма функционирования системы многопрофильной, целевой социальной защиты населения должна вестись по следующим направлениям:
- определение роли и места социальной защиты населения в социальном развитии государства;
- нормативно-правовое обеспечение социальной защиты, четко определяющее социальные риски, последствия которых подлежат коррекции, гарантированной государством;
- разработка государственных стандартов услуг в здравоохранении, образовании, культуре и социальном обслуживании населения (с учетом региональных и местных условий воспроизводства рабочей силы и населения) для их адресного использования в планировании расходов на социальную сферу и их поэтапного повышения;
- разработка стратегических сценариев развития социального комплекса, определение приоритетов развития социальной сферы;
- развитие инфраструктуры, инвестиционная политика в социальной сфере, регулирование платных социальных услуг, инновационная политика социальных технологий;
- формирование федерально-региональных, межрегиональных и региональных программ социального развития, включая социальную защиту населения;
- создание системы информационного обеспечения населения о правовом, трудовом и ином регулировании жизни общества, с направленностью на активное самостоятельное решение людьми своих проблем, а также достоверное, простое и доступное определение роли государства в этом процессе.
Таким образом, именно проработка совокупности указанных направлений совершенствования социальной политики в российской Федерации позволит урегулировать и упорядочить отношения в сфере социальной поддержки нуждающихся граждан, а значит усовершенствовать ее реализацию.
Выводы:
Одной из важнейших целей социального государства является сглаживание социального неравенства, преодоление его крайних форм. Именно успехи в социальной политике являются показателем плодотворной и многогранной деятельности государства.
В условиях переживаемых экономических трудностей социальная политика государства не только не гарантирует достойную жизнь, как это записано в Конституции, но и не обеспечивает прожиточный минимум значительной части населения.
Заключение
Россия исторически обладает крупнейшим в мире духовным потенциалом. Однако, наше культурное и интеллектуальное наследие, накопленное трудом и талантом десятков поколений, используется из рук вон плохо, расхищается, скудеет.
После рассмотрения и анализа вышеизложенных проблем и предложений по их решению, напрашивается вывод, что для нормального функционирования социальной политики государства являются следующие конкретные шаги, как незамедлительное принятие и неукоснительное претворение в жизнь нормативно-законодательных актов, направленных на повышение занятости и обеспечение государством социальной поддержки населения; оказание государственной помощи в создании и поддержке таких новых, присущих рыночной экономике институтов, как биржи труда, рынок рабочей силы, центры занятости и повышения квалификации. Государство участвует в социальных процессах посредством удовлетворения социальных запросов за счет государственных источников, оказания содействия людям в решении их проблем, проведения общей социальной политики, вытекающей из функций государства и соответствующей его ресурсным возможностям. Мера участия государства в социальной экономике, способы такого участия в значительной степени зависят от общественно-политического строя страны, государственного устройства и складывающейся экономической ситуации. Следует также иметь в виду, что воздействие государства на социальные процессы и его участие в этих процессах не сводится только к мерам экономической поддержки слабо защищенных слоев населения, государственного финансирования отраслей социальной сферы и социальных программ. Социальная политика государства означает одновременно обеспечение социальных прав и свобод граждан, гарантированных конституцией страны, действующими законами. Необходимость участия государства в формировании и осуществлении социальной политики, направленной на рост народного благосостояния, вытекает не только из социальной миссии государства, ради которой оно в первую очередь создается и существует.