Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы анализа системы налогообложения
1.1 Понятие и характеристика системы налогообложения
1.2 Элементы и система принципов современного налогообложения
Глава 2 Налоговая система РФ на современном этапе ее развития
2.1 Анализ развития современной налоговой системы РФ
2.2 Проблемы развития современной налоговой системы
2.3 Совершенствование налоговой системы Российской Федерации
Рисунок 2. Основные признаки налогов
Еще одной характерной чертой налогов является безвозмездность. Выплата налогов - это безвозмездный процесс, т.е. государство не устанавливает каких-либо конкретных требований в отношении налогоплательщика. При случае, когда платежи осуществляются при заключении плательщика и государства договора, они уже не являются налогами.
Законность - неотъемлемая черта всех налогов. Некоторые определения налога гласят, что налоги — это платежи, взимаемые в соответствии с законодательством. Это, по-моему, справедливо, ведь в цивилизованном государстве нормы по уплате налогов должны быть установлены законом.
Налоги носят целевой характер, что является их отличительным признаком. Его проявления можно заметить в том, насколько обеспеченны потребности государства денежными ресурсами, которые используются для финансирования различных мероприятии, учитывая бюджет различных уровней.
Денежный характер, что очевидно, так же характерен для налогов. Налоговый кодекс дает определение налогу как денежному платежу, который взимается с различных организаций и физических лиц. К тому же в действующем на данный момент законодательстве не наблюдаются натуральные формы уплаты налога.
Таким образом, налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный, относительно регулярный и установленный законом платеж, который выплачивается юридическими и физическими лицами целью финансирования деятельности государства.
Налоги будучи экономической категорией можно характеризовать как совокупность отношений по перераспределению доходов общества. Материальной базы налогов является национальный доход - заново созданная в производстве и приращенная в обращении стоимость. Те отношения, которые формируются при перераспределении национального дохода, и есть отношения между государством и налогоплательщиком. Налоговыми платежами называют движение стоимости в денежной форме от налогоплательщика к государству, безвозмездно и, следуя принципам налогообложения.
Поскольку налоги выражают юридически формализованные отношения государства и налогоплательщиков в форме налогового законодательства - налог является и правовой категорией. Налог уплачивается исключительно по закону, так как является нормой права. Налог, уплаченный не на основании закона, не является налогом по своей сути [15, с. 25].
Благодаря многообразию налогов, их ставок, различных способов налогообложения государство может достичь необходимые цели, актуальные для общества в данный момент. Следовательно, можно сказать, что налоги выполняют определенные функции. Именно в них выражается вся суть налога. Функции налогов показывают ту роль, которую они играют в развитии государства и общества.
Существует множество взглядов на качество содержания и количество функций налогов. В целом, вся налоговая система выполняет множество важнейших функций, представленных в таблице 1.
Таблица 1
Основные функции системы налогообложения
Фискальная |
Состоит в обеспечении государства и органов местного самоуправления финансовыми ресурсами, необходимыми для решения возложенных на них задач осуществления общественно-значимой деятельности. |
Регулирующая |
Использование государством возможностей налогообложения, в том числе налоговых льгот и преференций для: общей корректировки производственной и социальной активности; защиты национальной экономики от недобросовестной конкуренции и внешнеэкономической товарной экспансии; развития перспективных, инновационных и социально значимых направлений деятельности. |
Социальная |
Направлена на устранение или сглаживание тенденций социального общественного расслоения, с целью обеспечения стабильных условий существования и развития общества и государства, их защиту от социальных потрясений. |
Контрольная |
Состоит в использовании государственных налоговых механизмов в качествен альтернативного способа оценки результатов экономико-финансовой деятельности. |
Лишь при учете все функций, представленных в таблице, можно гарантировать развитие успешной налоговой политики, создавая при этом эффективный механизм воздействия на экономику государства. От величины налоговых поступлений зависит, сможет ли государство выполнить возложенные на него функции.
Не смотря на различие между функциями налогов, все они пересекаются и осуществляются одновременно. Налогам характерна одновременно и стабильность, и гибкость. Стабильность системы налогообложения дает предпринимателю уверенность в принятии того или иного решения и осуществленной финансовой операции. Стабильность налоговой системы не означает, что состав налогов, ставки, льготы, санкции могут быть установлены единожды и больше не меняться. Она будет является стабильной и благоприятной для предпринимательской деятельности, если остаются неизменными основные принципы налогообложения, состав налоговой системы, наиболее значимые льготы и санкции.
1.2 Элементы и система принципов современного налогообложения
Далеко не секрет, что без налогов не может обойтись ни одно государство и ни одно общество. Одной из главных задач налогообложения является справедливое изъятие и перераспределение денежных поступлений в бюджет государства между разными слоями населения. Система налогообложения предусматривает осуществление соответствующего процесса почти на всех уровнях государственного управления. Вместе с тем, существует ряд принципов, действующих в процессе налогообложения [6, с. 43].
Экономист и философ А. Смит первый, кто дал определил основные принципы налоговой системы, точность и глубину которых так же отметили и другие ученые в области финансов. Он впервые озвучил четыре основных принципа налогообложения, которые были опубликованы в его труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» в 1776 году (рис. 3).
Рисунок 3. Принципы налоговой системы по А. Смиту [12, с. 69]
Разберем более подробно каждый из принципов, представленных на рисунке: Суть принципа справедливости заключается в том, что подчиненные каждого государства должны принимать участие в поддержке правительства исходя из тех доходов, которыми они располагают. В данном что в нем четко прослеживается
призыв к единой системе обложения и равномерности его распределения между гражданами страны.
Принцип определенности гласит: выплачиваемый каждым гражданином налог, должен быть установлен, и общеизвестны время, способ и размер налога
Принцип удобства заключается в установлении удобного для плательщика метода взимания налога. Это говорит о необходимости сделать акт уплаты налогов как можно проще.
Принцип экономности основывается на том, что налог на что-либо должен быть таким, чтобы налогоплательщик не нес крупных финансовых затрат на обслуживание интересов страны и налогоплательщика. Данный принцип системы налогообложения указывает на необходимость рационализации системы налогового администрирования и уменьшение затрат на его осуществление.
Во имя справедливости, некоторые из ученых так же как и А. Смит сформулировали определенные правила, относящиеся к принципам налогообложения. Например, до А. Смита идею о том, что налогообложение должно быть равномерным и удобным для налогоплательщика, высказывали такие ученые как О. Мирабо, Ф. Юсти, П. Верри.
Так, О. Мирабо (французский экономист) полагал, что налогообложение должно основываться именно на самом источнике дохода, при этом иметь с ним тесную взаимосвязь, которая не учитывает издержки взимания.
Однако ко всему этому, основу начала теоретической разработке принципиальных постулатов налогообложения заложил А. Смит, обосновав с точки зрения науки данные положения.
В Настоящее время те принципы, которые были разработаны в XVIII-XX вв., образуют определенную систему. Такая система включает в себя три направления.
К первому направлению относятся экономические принципы (рис. 4).
Рисунок 4 .Экономические принципы
современной системы налогообложения
Опираясь на рисунок, дадим характеристику каждому принципу в отдельности.
В соответствии с принципом равенства и справедливости все юридические и физические лица должны участвовать в финансовом обеспечении потребностей государства, учитывая свои доходы. При этом должны учитываться вертикальный и горизонтальный аспект данных критериев.
Суть вертикального аспекта заключается в том, что, если увеличивается доход налогоплательщика, необходимо увеличивать налоговые ставки; те граждане, у кого доход гораздо выше, должны выплачивать, соответственно, больше налогов.
Горизонтальный аспект заключается в том, что граждане, имеющие с одинаковый размер доходов обязаны платить налог по единой ставке.
Смысл принципа эффективности заключается в том, что налоги не должны тормозить развитие производства, благополучно влиять на стабилизацию и развитие экономики страны. Эффективная налоговая система должна способствовать экономическому росту и поддерживать хозяйственную активность страны
Принцип соразмерности налогов. Устанавливая размер налогов важно учитывать их экономическое влияние на бюджет, развитие экономики в целом, а также на хозяйственную деятельность налогоплательщиков. Необходимо следить за процессом наполняемости бюджета и последствиями налогообложения.
Основная задача принципа всеобщности заключается в том, чтобы налогообложение было удобно для каждого налогоплательщика. В виду этого налогоплательщик должен быть в курсе различных изменений в налоговом законодательстве, а процедура счисления налога должна быть простой и понятной.
Принцип множественности налогов предоставляет собой возможность государству создать гибкую налоговую политику, белее широко учитывать платежеспособность налогоплательщиков, оказывать влияние на потребление и накопление и др. На практике этот принцип базируется на разумном сочетании прямых и косвенных налогов. Для того, чтобы реализовать данный принцип, необходимо использовать все многообразие налогов, позволяющее учитывать материальное и финансовое положение налогоплательщиков.
Второе направление - организационные принципы налогообложения, представленные на рисунке 5
Рисунок 5. Организационные принципы
современной системы налогообложения
Используя рисунок, дадим более подробное описание представленным на нем принципам.
Принцип универсализации. Суть данного принципа заключается в том, что запрещено устанавливать дополнительные налоги и повышенные ставки налогообложения исходя из форм собственности, организационно-правовых форм организаций и их отраслевой принадлежности. Так же нельзя вводить дополнительные налоги в зависимости от гражданства физического лица. Вне зависимости от источников или места образования дохода должен быть обеспечен одинаковый подход к исчислению налогов.
Принцип удобства и времени уплаты налога для налогоплательщика. При введении налога, важным является ликвидация всех формальностей: необходимо максимально упростить акт уплаты налога; уплачивать налог удобнее было бы не тому, кто получает доход, а той организации, в которой он работает; налоговый платеж должен совершаться на момент получения гражданином дохода.
Принцип разделения налогов по уровням власти. Этот принцип имеет весомое значение и в рамках федеративного государства он должен устанавливаться законом. Под этим принципом понимается, что федеральный, местный и региональный органы власти обладают конкретными полномочиями, которые позволяют устанавливать налоговые льготы и налоговые ставки, вводить и отменять налоги и многое другое.
Принцип эффективности налогообложения. Смысл его заключается в том, что система администрирования в налогообложении должна быть простой и вести строгий контроль за тем, чтобы налогоплательщики соблюдали нормы налогового законодательства.
Принцип единства налоговой системы. Исходя из этого принципа запрещено устанавливать налоги, которые негативно влияют на экономическое развитие и налоговую систему государства.
Принцип гласности. Он отвечает за то, что государство должно ставить в известность налогоплательщика о действующих на данный период налогах и сборах, консультировать о порядке исчисления налогов и разъяснять способы уплаты налогов. То есть, все налоговые законы и нормативные акты, включающие в себя обязанности налогоплательщика должны быть в едином доступе и опубликованы.
Принцип одновременности. Запрещено облагать сразу несколькими налогами один и тот же объект. Другими словами, один и тот же объект может облагаться налогом только одним видом налога, всего один раз и за предусмотренный законом налоговый период.