Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Исторические традиции взаимодействия государства и общества
1.2. Система социального партнерства
1.3. Типы взаимодействия государства и общества: основные черты сходства
2.1. Краткая характеристика предприятия
2.2. Влияние социально-трудовых отношений на уровень патернализма
2.3. Особенности социальных установок и трудового поведения работников предприятия
3. Проблемы развития социально-трудовых отношений в процессе управления
3.1. Проблемы конкуренции в социально-трудовых отношениях
Можно заметить, что сложившиеся политические режимы в постсоветских государствах носили ярко выраженный патерналистский характер, значительная их часть возродила во многом патриархальные, «почти семейные отношения» между обществом и властью, ее верховный носитель имел ярко выраженные персонифицированные черты.
Ученые фиксируют, что патерналистские режимы возникают в специфических исторических и социальных условиях: социальной основой общества являлось крестьянство, другие же социальные группы (буржуазия, интеллигенция, военное) были не слишком развиты или представляли собой инокультурные элементы; само общество, относительно небольшое, напоминает разросшуюся крестьянскую общину, «большую семью», «родовой клан» или несколько «клановых» образований; общество находится в окружении более сильных и крупных этносов и государственных образований, угрожавших его существованию и / или этнокультурной идентичности.
Можно сказать, что патерналистский режим есть форма реакции небольших, аграрных по своей социальной основе и психологии обществ, находящихся в геополитической изоляции или же под инокультурным давлением, представляющим угрозу их существованию. Именно это составляет фундамент патернализма, поскольку институциональные формы и идеология патерналистских режимов могут быть самыми разными [17].
1.2. Система социального партнерства
Понятие системы социального партнерства включает совокупность постоянно и временно действующих двух-, трехсторонних органов; совокупность различных совместных документов, коллективных договоров, соглашений, решений; соответствующий порядок взаимодействия и последовательность в разработке и принятии решений [8, с. 57].
В соответствии с российским законодательством, социальное партнерство в сфере труда – это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти и органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений [1].
Основными структурными элементами системы социального партнерства являются: субъекты социального партнерства; объекты социального партнерства; стратегия партнерских отношений; принципы партнерских отношений и главный элемент системы – механизм социального партнерства.
Стратегия партнерских отношений представляет собой выработку долговременной направленности социального взаимодействия в соответствии с общей социально-экономической целью государства, региона и так далее [16].
Под механизмом социального партнерства понимают совокупность методов и инструментов, с помощью которых обеспечивается взаимодействие субъектов социального партнерства. Главным элементом механизма социального партнерства является социальный диалог или переговорный процесс, все остальные элементы (процедуры, технологии, экспертиза, система законов (нормативных документов), контроль, арбитраж и аудит) фактически обслуживают его [16].
Задачей экспертизы является экспертная работа по анализу и оценке предлагаемых положений, вносимых в общий договор или соглашение социальных партнеров. Например, создание и работа специальных комиссий и пр. Система законов фиксирует юридические рамки взаимодействия субъектов социального партнерства. Главной функцией контроля является отслеживание, выполнение согласованного и принятого договора или соглашения партнеров, выявление его нарушений и нарушителей. Задача арбитража - разрешение возникших споров, что является немаловажным в обеспечении эффективного функционирования всего механизма. Цель социального аудита – выявление истинной социальной ситуации на конкретном предприятии в регионе или в целом в стране, и ее соответствия существующим стандартам.
Сегодня международная практика социального партнерства не ограничивается методом регулирования социально-трудовых отношений, а реализуется путем институциализации групповых интересов сторон, сотрудничества, через представительство интересов, межсекторного взаимодействия государственных и негосударственных организаций, достижения консенсуса в решении экологических, этнических, культурных и других проблем.
Стабилизация общества достигается благодаря внедрению механизма политического согласия субъектов общественного развития – объединения граждан, некоммерческих общественных организаций (профессиональных союзов, политических партий, благотворительных организаций) – с одной стороны, и органов государственной исполнительной власти – с другой. В социальной сфере возникает система «нового многостороннего социального партнерства». Основное отличие этой системы от старой заключается в том, что вместе с профсоюзами в нее вписались и другие организации гражданского общества [13, с. 80].
По существу, в течение сравнительно непродолжительного времени произошла институционализация нового понятия «социовзаимодействие». В странах, где организации и движение гражданского общества обрели существенный политический вес, модель социовзаимодействия носит более уравновешенный характер и ее по праву можно именовать системой многостороннего социопартнерства. Участие в ней организаций гражданского общества обеспечивает их весомую роль в выработке и отчасти в принятии важных государственных решений, в том числе и на наднациональных уровнях.
Успех и результаты трансформационных изменений в России сегодня зависят от выбора такой модели социального взаимодействия, которая обеспечивала бы опору государству в гражданском обществе. Поэтому сегодня одной из наиболее актуальных задач представляется формирование и задействование надежных механизмов, способных обеспечивать демократизацию общественной жизни. Речь идет, по сути, о структурировании гражданского общества, формировании в нем институтов, придающих его взаимодействию с государством легальные и организованные формы [7, с. 20-21].
При создании механизма взаимодействия государства и институтов гражданского общества следует учитывать, что политические партии профсоюзы, представители которых попали в нынешний парламент, местные законодательные собрания получили тем самым возможность взаимодействовать с государством. Однако представители других институтов гражданского общества, не имеющие своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления, такой возможности не имеют.
Если проанализировать, как существующий в России механизм социального партнерства соотносится стой ролью, которую призваны играть организации гражданского общества и Общественная палата РФ, то мы сразу же обнаружим, что отстраненность последних от трехстороннего взаимодействия ставит их в неравное положение в сравнении с другими субъектами социальных и политических отношений. То есть если бизнес и профсоюзы взаимодействуют между собой и с государством, то организации гражданского общества вообще лишены такой возможности.
1.3. Типы взаимодействия государства и общества: основные черты сходства
Патернализм и состязательность, будучи особыми типами взаимодействия, рассматриваются авторами как множество социальных явлений, существующих в различных социо-культурных и социо-исторических формах: первый, построенный на дихотомии господства и подчинения, гарантирует социальную поддержку и защиту одних в обмен на лояльность и поддержку других [14, с. 82-85], второй обеспечивает «соактивность» людей, осуществляющуюся благодаря реализации механизмов сравнения, валидизации и регуляции субъектом своей деятельности в процессе обмена с окружающей средой [10, с. 68].
Состязательность, как разновидность взаимодействия, кроме того, представляет собой особую форму, являющуюся основой изменения его активности и качества взаимосвязанности с другими субъектами и представляющую собой следствие двух амбивалентных свойств, изначально присущих социальному субъекту: свойства, выражающегося в стремлении к выделению себя, и свойства, проявляющегося в стремлении к интеграции [11, с. 34].
Это является одним из основных механизмов функционирования как патернализма, так и других типов социальных отношений. Патернализм и состязательность могут быть экономическими, культурными, управленческими, проявляя себя в системе трудовых отношений, в различных формах коммуникаций, в отношениях государства и личности и так далее. в зависимости от того, о какой сфере социальной деятельности идет речь. Вместе с тем патернализм и состязательность успешно вписываются в сложные социальные структуры различных типов сообществ.
Состязательные механизмы социальных отношений во многом обусловливают динамику функционирования патерналистского синдрома, поскольку состязательность как форма соактивности обладает такими свойствами, как интенсификация своих основных характеристик (спонтанности, произвольности, надситуативности, действенности, эмоциональности) и направленность. Направленность в субъект-субъектных отношениях выражается в наличии нескольких векторов процесса состязания («на себя», «на других», «на себя и на других», «ни на кого») [14, с.69].
Научной проблемой является противоречие между отношениями патернализма, сложившимися в досоветский и советский периоды развития российского общества – с одной стороны и требованиями рыночного типа общества, предполагающего личную свободу, инициативность, многоукладность экономики при доминирующей роли частной собственности (что предполагает активизацию состязательного потенциала) – с другой.
Другая сторона этого противоречия – оппозиция формально заявленного типа социальных отношений как равноправно-партнерских, характерных для развитого состояния рыночного общества реально функционирующей патерналистской модели отношений. Успешность разрешения данного противоречия зависит от степени развития состязательных отношений, которые одновременно подвергаются тормозящему воздействию патерналистски организованного социума и, развиваясь, способствуют снижению интенсивности проявления патерналистского синдрома. Во втором проявлении они (состязательные отношения) могут участвовать в конструктивном разрешении выделенных противоречий в современном российском обществе на региональном уровне.
Это предполагает (по принципу дополнения) изучение процессов состязательности «в связке» с феноменом патерналистского синдрома, его влиянием на развитие/ стагнацию отношений состязательности, и наоборот, воздействие последних на патерналистские проявления в социальном поведении тех или иных групп исследуемого социума. Все это необходимо учитывать при определении содержательных аспектов исследования, характеризующих состязательность и патернализм как объекты исследования. К ним относятся [9, с. 69-72]:
- формы связи и взаимообусловленности проявлений состязательных отношений и патерналистского синдрома;
- факторы-характеристики состязательности и его основных видов: сотрудничества, конкурентности, индивидуалистичности, альтруистичности;
- основные индикаторы, составляющие структуру патерналистского синдрома и состязательных отношений;
- место патерналистского синдрома в структуре ценностных ориентаций обследуемых групп;
- характер и особенности проявления патерналистского синдрома и видов состязательности в основных сферах жизнедеятельности (трудовые отношения, экономический статус и типы потребительского поведения, уровень социальной защищенности, культурное потребление и досуг, семья, отношение к государству в целом и к региональным управленческим структурам в частности, социально-политическая активность и участие в управлении, уровень самоидентификации и степень интегрированности в городскую общность);
- факторы, способствующие/препятствующие развитию и воспроизводству патерналистских и состязательных отношений в исследуемом социуме в целом и в отдельных его социальных группах.
Выполнение настоящего исследовательского проекта позволит [9, с. 69-72]: