Файл: Экономический механизм взаимоотношений в системе франчайзинга.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. В рыночной экономике существует многообразие различных форм предпринимательства, причем большое внимание уделено малому бизнесу и среднему бизнесу. Одной из таких форм является франчайзинг. Очевидно, что создание филиалов или представительств требует гораздо больше времени и больших инвестиций, которых в последнее время стало явно меньше, можно предположить, что имеет место новый способ организации бизнеса, позволяющий отечественным предпринимателям использовать российские и иностранные известные торговые марки. Этот способ и называется франчайзинг.

Россия сейчас находится не в лучшем положении в связи с тем, что находится под действием санкций США и стран ЕС. Рост цен на продукты, нехватка денег у населения, отсутствие многих импортных товаров, появление подделок известных брендов. Плюс к этому всему инцидент с Турцией, а, следовательно, и испорченные отношения. Из-за санкций Россия потеряла до 40 млрд долларов в год, а также 90-100 млрд из-за падения цен на нефть. Об этом сообщает Интерфакс со ссылкой на заявление главы Минфина Антона Силуанова. 

Отток капитала из России на 2016 год оценен в 130 млрд долларов.

Франчайзинг в наше время один из самых эффективных инструментов, позволяющих повысить эффективность малого бизнеса. Он дает возможность объединить достоинства малого и крупного бизнеса. Предприятия получают новые технологии и помощь на основе франчайзинга, становятся более конкурентоспособными.

В настоящее время в Америке франчайзинг охватывает более 50 отраслей, представляя собой способ распределения товаров и услуг, по которому агент (франчайзи) получает от принципала (франчайзера) право использовать торговую марку и операционную систему, в обмен на контроль со стороны франчайзора и роялти (выплаты).

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Снижение рисков – главное преимущество франчайзинга.

Франчайзинг в настоящее время получает все большее распространение на территории России и нуждается в выработке комплексного знания о нем. Все это и определяет актуальность и значимость выбранной темы.

Целью данной работы является исследование отечественного осуществления франчайзинговых операций. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:


  • Определить понятие и выделить преимущества и недостатки системы франчайзинга.
  • Раскрыть проблемы и обозначить перспективы развития франчайзинга в России.
  • Проанализировать отечественный опыт осуществления франчайзинговых операций.
  • Изучить механизм формирования взаимоотношений в системе франчайзинга.

Объект исследования – франчайзинг

Предмет исследования – совершенствование франчайзинга как формы хозяйственной деятельности предприятия.

Информационной базой работы послужили:

  • нормативно-правовые акты,
  • учебники,
  • учебные пособия,
  • материалы периодической печати,
  • ресурсы сети Интернет.

Структура исследовательской работы состоит из введения, 2 глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Механизм формирования системы франчайзинга

Понятие и виды франчайзинга

Франчайзинг - явление объективное, которое сложилось исторически и прочно закрепилось в развитых странах под воздействием объективных потребностей экономического развития.[1]

В мире франчайзинг известен уже давно. Некоторые специалисты утверждают, что он появился еще в Средних веках. Однако в наше время, несмотря на французское имя представляет собой чисто американский феномен. В наше время уже никого не удивить импортными товарными знаками таких фирм как «Coca-Cola», «Adidas», «Savage», «McDonald’s» и многих других. Эти товарные знаки однозначно ассоциируются у нас с производителем, который имеет высокую репутацию, и косвенно указывают на высокое качество товаров и услуг. Франчайзинг является относительно новым явлением в экономике, хотя его корни уходят в средневековье.[2]

В последнее время все больше предприятий на отечественном рынке, заявляют о желании использовать франчайзинг для развития своего бизнеса. В ближайшее время франчайзинг может стать наиболее эффективным для выхода предприятий на регионаьный рынок России. Франчайзинг доказал свою эффективность и интенсивно развивается благодаря высокой степени выживаемости франшизных предприятий (см. рис. 1.1).


Рис. 1.1. Степень выживаемости предприятий

По своей сущности франчайзинг является системой взаимоотношений, заключающейся в возмездной передаче одной стороной (фирмой, имеющей, как правило высокую репутацию и яркий имидж на рынке) другой стороне (фирме или предпринимателю) своих средств индивидуализации производимых товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг (товарный знак, фирменный стиль), технологии ведения бизнеса и другой коммерческой информации, использование которой другой стороне будет содействовать росту и закреплению на рынке.

Использование передаваемых франчайзером прав не лишает франчайзи юридической самостоятельности, однако в целях сохранения своей репутации франчайзер наделяется контрольными функциями в части использования пользователем переданных прав и исполнения стандартов ведения деятельности. Корпоративные стандарты должны быть разработаны франчайзером и являются предметом франшизы, то есть всего пакета предложений, являющихся предметом договора.

Франчайзинг предполагает стабильные и длительные отношения между партнерами, что позволяет установить длительные цели.

В основе франчайзинга лежит договор, по которому один человек предоставляет другому человеку в обмен на роялти возможность использования прав принадлежащих франчайзеру на такую собственность, как фирменные знаки, технологии, и другое.

Франчайзинг — это «аренда» товарного знака или коммерческого обозначения. Использование франшизы регламентируется договором между франчайзером (тот, кто предоставляет франшизу) и франчайзи (тот, кто её получает). Франчайзи обязуется продавать этот продукт или услугу по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзер.

Рисунок 1.2 Модель франчайзинга

В процессе франчайзинга всегда принимают участие как минимум две стороны, между которыми заключен договор.

Одна сторона всегда является владельцем фирменного знака, авторских прав, собственного стиля, идеи – франчайзер. Он хочет продать право использования своей марки, технологий, распространение своих товаров и услуг.

Другая сторона – франчайзи – юридическое лицо, которое наоборот хочет создать собственное дело на основе другой компании. Франчайзи осуществляет свои действия под фирменным знаком франчайзера и использует его репутацию на рынке товаров и услуг. За это франчайзи регулярнопроизводит определенные платежифранчайзеру.


Предприниматель может использовать франчайзинг в качестве развития бизнеса.

Если даже один из признаков отсутствует, то это не франчайзинг, а лицензионный договор на право использования бренда или отношения с элементами франчайзинга.[3]

Можно выделить следующие виды франчайзинга:

  1. Товарный франчайзинг - это франчайзинг на продажу готового товарного продукта.
  2. Производственный франчайзинг - фирма, обладающая секретом производства и запатентованной технологией изготовления, обеспечивает франчайзи сырьем и передает права на использование своей технологии.
  3. Сервисный франчайзинг используется организациями сферы обслуживания для выхода на новые рынки и построения единой разветвленной сети.
  4. Деловой франчайзинг (франчайзинг в бизнесе) - является наиболее популярным способом франчайзинга. Это вид франчайзинга, в соответствии с которым франчайзер представляет франчайзи не только весь комплекс исключительных прав, то есть делится с ним собственными методами, способами, искусством ведения коммерческой деятельности, но и непосредственно осуществляет подготовку всесторонней программы деятельности для франчайзи.

Франчайзи полностью идентифицируется с франчайзером и становится одной частью системы. Франчайзер при таком франчайзинге может быть предприятием, добывающим сырье, производителем, торговцем, фирмой в сфере услуг или просто владельцем прав, которые по договорю он передает франчайзи. Но при этом все предприятия должны работать в одном стиле, соблюдать внутрисистемные интересы и работать по единой методологии.

Система франчайзинга бизнес-формата дает возможность не только расширить бизнес во внутриотраслевом масштабе и сопредельных отраслях, но и включить в систему различные направления бизнеса.

Экономический механизм взаимоотношений в системе франчайзинга

Перед любым предпринимателем, который выбрал франчайзинговый вариант организыции бизнеса, стоят следующие задачи:

  1. Определить направление своего бизнеса.
  2. Провести исследование рынка в своем регион.
  3. Выбрать франчайзера.
  4. Выяснить стоимость франшизы, уровень доходности уже работающих франчайзи.
  5. Встретиться с франчайзером после сбора всей возможной информации о нем.
  6. Для избежания дополнительных расходов следует обязательно привлечь к составлению договора юриста. Обратить внимание:

  • На права, которые оставляет за собой франчайзер;
  • На виды сервиса, который франчайзер оказывает участникам сети;
  • На обязанность франчайзера консультировать франчайзи по ходу становления бизнеса.[4]

Во время до контрактных встреч закладываются будущие отношения между партнерами. На этом этапе франчайзер должен раскрыть все источники доходов, о которых не знает франчайзи, и он не должен получать тайные доходы. Поэтому всегда и вполне закономерно особое внимание уделяется обязательствам сторон. (см. табл. 1.2).

Таблица 1.2. Обязанности франчайзера и франчайзи

Обязанности франчайзора

Обязанности франчайзи

1

2

  • Установка всех выплат. Эти выплаты и платежные обязательства оговариваются во франчайзинговом договоре.
  • Передача деловой и технической информации.
  • Документация всех правил и положений. Франчайзор, разрабатывая успешную деловую концепцию, должен стандартизировать все процедуры и положения, который сделали его бизнес успешный..
  • Контроль качества. Франчайзор должен поддерживать репутацию франчайзинговой системы.
  • Обеспечение постоянной поддержки. Франчайзор должен обеспечивать постоянную поддержку каждому франчайзи, включая повышение.
  • Выплата первичного взноса. Как оговаривается в договоре, франчайзи должен внести первичный взнос за франшизу.
  • Выплата сервисного взноса. Франчайзи должен выплачивать все сервисные взносы, назначенные франчайзором, в указанные им сроки.
  • Другие выплаты. Франчайзор может потребовать от франчайзи, чтобы он принял обязательства и по другим выплатам, которые поддерживают франчайзинговую систему.
  • Использование торговой марки.
  • Следование производственным стандартам. Франчайзи, приобретая франшизу, соглашается следовать производственным стандартам, уставленным франчайзором.
  • Следование программе франчайзора.
  • Квалификации, поддержку в управлении и оперативные услуги по требованию.
  • Заключение и поддержка эксклюзивных договоров о поставках.
  • Уточнение графика развития. Франчайзор несет полную ответственность за выработку конкурсных условий для тех франчайзи, которые хотят владеть больше, чем одной франшизой..
  • Предоставление защищенной территории. Франчайзор при подписании франчайзингового договора должен оговорить защищенную территорию, на которой франчайзи будет работать.
  • Определение условий разрыва и продолжения контракта.
  • Большая часть обязанностей франчайзора оговаривается во франчайзинговом договоре.
  • Франчайзи должен следовать всем требованиям франчайзинговой программы.
  • Эти требования являются условием единообразия предоставляемых услуг во всей франчайзинговой системе.
  • Перед тем, как подписать франчайзинговый договор важно, чтобы потенциальный франчайзи полностью понял основу франчайзинговых отношений. Обе стороны берут на себя обязательства при подписании договора.