Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 42
Скачиваний: 2
Например, создание специального реестра с информацией о том, какой орган и с какой целью инициировал проверку конкретного предприятия, а также какие результаты при этом были получены. Это позволит повысить публичность проверок компаний государственными структурами и отсечь «заказные» визиты, нацеленные на то, чтобы намеренно создать сложности компаниям, заставив их поделиться с чиновниками частью своей прибыли.
Создание этого реестра будет предусмотрено поправками в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Другой мерой станет отказ от принципа тотального контроля: в следующем году правительство примет необходимые решения по переходу к системе ограничений проверок. Предприятия, в течение трех лет не имевшие существенных нареканий, на следующие три года будут освобождены от плановых проверок органов государственного и муниципального контроля.
Не менее важные изменения коснулись налоговой сферы - Владимир Путин не только предложил на ближайшие четыре года зафиксировать действующие налоговые условия, но и предоставить двухлетние налоговые каникулы.
Именно это предложение и легло в основу законопроекта, который затем был обсужден и принят в Госдуме. Отметим, что вопрос о налоговых каникулах для малого бизнеса неоднократно возникал и ранее.
Так, весной 2014 года обсуждался законопроект, разработанный совместно Минэкономразвития, Минтрудом и Минюстом. Тогда малому бизнесу также обещали налоговые каникулы на два года, точно так же ограничивая аудиторию налоговых льгот представителями малого бизнеса, которые заняты в научной, производственной или социальной сфере.
Однако тот законопроект должен был касаться не только индивидуальных предпринимателей или самозанятых лиц, не пользующихся услугами наемных работников, но и тех налогоплательщиков (в том числе компаний), которые на протяжении двух лет с момента регистрации перешли на упрощенную или патентную систему налогообложения.
Идея налоговых каникул для малого бизнеса выдвигалась и ранее, например, правительство практически согласилось с этой идеей в июле 2013 года. Однако уже спустя месяц правительственная комиссия под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова не одобрила эту идею.
Среди сомнений, которые были связаны с этой идеей, упоминалось, например, такое: чтобы получить льготу, которая по закону им не полагается, индивидуальные предприниматели начнут массово перерегистрировать свой бизнес на родственников. Другая категория опасений была связана с экспериментом, который проводился в 1990-е годы: тогда для малых предприятий, занятых в некоторых сферах, были введены пятилетние налоговые каникулы.
Новые компании освобождались от уплаты налога на прибыль на первые два года, за третий год они платили 50%, а за четвертый – 25%. Если фирма прекращала свое существование до того, как ей исполнялось пять лет, ее владельцы должны были возвратить всю сумму предоставленной налоговой льготы с учетом ставки рефинансирования.
Это положение было введено, чтобы компании не могли «реинкарнировать», закрываясь через пару лет и открываясь под новым названием и с новым юридическим лицом. Однако перехитрить нечестных бизнесменов государству не удалось: компании научились менять юридические лица, не закрывая при этом старые - после двух льготных лет работы компания переводила весь свой бизнес на новое юридическое лицо, а старое сохраняло - прежнее «бренное тело» компании доживало свои пять лет, показывая нулевую отчетность.
Судам не удавалось взыскать с таких «живых мертвецов» сумму льготы. Именно провал этого эксперимента создал вокруг налоговых каникул дурную славу, из-за которой эту меру так долго не решались вводить.
По закону 2014 года нулевая ставка устанавливается для предпринимателей, которые платят налоги по двум специальным системам - упрощенной и патентной.
С 1 января 2015 года для всех ИП и субъектов малого предпринимательства в течение первых двух лет деятельности утверждаются страховые взносы в Пенсионный фонд на уровне 16%, а в фонды социального и медицинского страхования - по 0,5%.[5]
Увы, в отличие от проекта закона, который рассматривался весной, принятый Думой закон не распространяет льготы на стартапы - вновь зарегистрированные организации применять нулевую ставку не смогут. Налоговые каникулы предусмотрены только для индивидуальных предпринимателей. И даже в отношении них речь не идет о «счастье для всех, даром».
Нулевая ставка может устанавливаться только в отношении упрощенной и патентной систем налогообложения. Кроме того, закон лишь устанавливает право субъектов Федерации устанавливать нулевую налоговую ставку для впервые зарегистрировавшихся ИП - воспользуются ли они этим правом или нет, будут решать сами администрации регионов. Если региональные власти примут соответствующий закон, то нулевую ставку можно будет применять со дня регистрации в качестве индивидуального предпринимателя непрерывно в течение двух календарных лет.
Также заметим, что если в период налоговых каникул впервые зарегистрировавшийся ИП на «упрощенке» будет применять нулевую ставку налога, то по итогам налогового периода (то есть календарного года) доходы от реализации товаров (работ, услуг) по «льготной» деятельности должны составить не менее 70% от общего объема доходов от реализации.
Например, если вы продаете велосипеды и коляски для инвалидов (последнее, скорее всего, можно будет оформить как льготный вид деятельности), вы получите налоговые каникулы только в том случае, если именно продажа колясок приносит вам две трети доходов. Это требование касается всех предпринимателей, вне зависимости от того, в каком субъекте Федерации осуществляется деятельность.
Отметим, что моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом записи в ЕГРИП.
Следует также четко понимать, кто именно считается «впервые зарегистрировавшимся» предпринимателем, имеющим право на льготы. Речь идет исключительно о тех физических лицах, которые зарегистрировались в качестве ИП уже после того как в их регионе принят закон о налоговых каникулах.
На тех, кто уже зарегистрировался в этом звании, хотя бы он и сделал это за день до того, как в его регионе был принят закон, действие налоговых каникул распространяться не будет. Зато регионы вправе будут вводить у себя каникулы с начала 2015 года задним числом, если не успеют принять закон в декабре.
На нулевую ставку налогов можно будет рассчитывать только тем бизнесменам, которые заняты в производственной, социальной и научной сферах. Но как убедиться, что вы подпадаете под это определение? Можно заглянуть в Общероссийский классификатор услуг населению или Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. Однако, судя по всему, каждый конкретный регион будет самостоятельно определять виды занятий, которые будут являться льготными, и свобода толкования тут может оказаться велика.
У региональных властей будет еще одно право: они смогут устанавливать ограничения, которым должен соответствовать ИП, чтобы получить вожделенную нулевую ставку: например, потолок средней численности работников или предельные размеры доходов от реализации, которые будут получены от «льготного» вида деятельности. Нарушение этих ограничений будет основанием для утраты права на применение льготы. Более того, если в налоговый период ИП нарушит какое-либо из перечисленных ограничений, ему пересчитают налоги за весь период по обычным налоговым ставкам.
Отметим, что нарушением не будет считаться случай, если предприниматель занимается разными видами деятельности: ведь принятый Госдумой закон не запрещает совмещать патентную деятельность с нулевой ставкой с другой патентной деятельностью, по которой установлена обычная ставка.
Например, если человек зарегистрирован как индивидуальный предприниматель и приобрел патент на торговлю ювелирными изделиями, по которой оформил двухлетние налоговые каникулы, это не мешает ему, например, приобрести другой патент на осуществление грузоперевозок и получать от этого вида деятельности доходы, превышающие установленный властями региона льготный порог - с коммерческой деятельности по грузоперевозкам он будет платить обычный налог. Однако в этом случае потребуется вести раздельный учет доходов.
Кроме того, законопроектом сдвигаются сроки уплаты стоимости патента. Так, за патент сроком до полугода можно будет платить до срока окончания действия патента, а не в течение 25 дней с момента получения, как сейчас. Первая треть за более «длительный» патент будет уплачиваться в срок не позднее 90 календарных дней после начала действия патента (сейчас - 25 дней). Вторую часть стоимости можно будет оплачивать до окончания срока действия патента (сейчас надо оплачивать не позднее, чем за 30 дней до этой даты).
Новый закон стал одной из попыток смягчить положение малого бизнеса, который сейчас переживает не лучшие времена.
С 1 января 2015 года вступили в силу поправки в Налоговый кодекс, согласно которым субъекты малого и среднего предпринимательства (речь идет только об организациях), применяющие УСН или единый налог на вмененный доход (ЕНВД), будут обязаны платить налог на имущество. [6]
Налоговая база будет определяться через кадастровую стоимость недвижимости. Нет никаких сомнений, что благодаря этим поправкам увеличатся поступления в бюджет. Кроме того, возвращение налога на имущество создаст определенные препятствия для дробления крупного бизнеса, который уходит от налоговых выплат путем перерегистрации своего бизнеса в виде группы компаний, применяющих УСН.
Однако он ударит и по настоящим представителям малого бизнеса - согласно прогнозам «ОПОРЫ РОССИИ», в связи с введением обязанности по уплате налога на имущество организаций нагрузка на малый и средний бизнес может возрасти на 200 млрд руб.
Словом, в качестве инструмента борьбы с нечестностью крупных компаний этот способ вряд ли является разумным, да и более того, он способен уничтожить само понятие «упрощенная система налогообложения»: ведь в свое время УСН и ЕНВД вводились именно для того чтобы освободить малый бизнес от уплаты трех видов налогов: на прибыль, НДС и на имущество. А теперь один налог из этой троицы возвращается обратно, снижая изначальный смысл «упрощенки».
Нажим на малый и средний бизнес, скорее всего, приведет к тому, что предприятия и бизнесмены начнут уходить в тень или попросту прекратят свою деятельность - возвращение налога на имущество может привести к уходу с рынка до 20% предпринимателей. В итоге пострадает потребитель, ведь цены на товары и услуги вырастут.
Кроме того, растущая нагрузка на средний и малый бизнес способна обратить вспять позитивную тенденцию, которая наблюдалась на протяжении последних лет - налоговую легализацию предприятий. По данным исследовательской компании Magram Market Research, в 2013 году 61% небольших предприятий пользовались зарплатным проектом, а 18% компаний принимали к оплате банковские карты. «Серые» схемы использовались все реже: ведь при существующей упрощенной налоговой системе дешевле и проще платить налоги, чем штрафы и издержки на легализацию теневых доходов. Повышение налога на имущество компаний может заставить бизнесменов снова искать нелегальные пути поддержания нормы рентабельности производств.
Во всех развитых странах сегмент малого и среднего бизнеса, занимает ключевую роль в развитии экономики. Именно поэтому развитие малого предпринимательства является важнейшей задачей экономической политики государства. Доля малого и среднего бизнеса в ВВП России едва превышает 20%, в то время как оптимальным считается показатель 48% и больше (в США он свыше 50%, в Китае – 65 - 70%).
При всем этом малый и средний бизнес обладает и важнейшей социальной функцией, обеспечивая занятость населения и удовлетворение спроса на товары и услуги повседневного спроса. Закон о налоговых каникулах для индивидуальных предпринимателей - хорошая мера, но этого явно недостаточно, чтобы вывести малый и средний бизнес из того тупикового состояния, в котором он может оказаться, если кризисные явления в экономике будут усугубляться.
Заключение
Гражданин для извлечения прибыли может учредить юридическое лицо и получать прибыль от его деятельности или же заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
В соответствии со ст.23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Получается, что любой гражданин имеет право вести предпринимательскую деятельностью, но не всякий гражданин способен реализовать это право.
Для приобретения статуса индивидуального предпринимателя гражданин должен обладать следующими общими признаками субъекта гражданского права:
- Правоспособностью (способностью иметь гражданские права и нести обязанности)
- Дееспособностью (способностью своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права)
- Иметь место жительства (место, где гражданин проживает постоянно или преимущественно).
Следовательно, осуществлять предпринимательскую деятельность могут только дееспособные граждане, то есть это те, которые в состоянии самостоятельно совершать юридические действия, заключать сделки и исполнять их, приобретать имущество и владеть, пользоваться и распоряжаться им. По общему правилу гражданская дееспособность возникает в полном объеме с наступления совершеннолетия (по достижении 18 летнего возраста).
Статус индивидуального предпринимателя приобретается в результате государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.