Файл: Психология малых групп ( сплоченность, социально-психологический климат, уровень развития группы, конфликты, групповые нормы и т.д.)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы. Семья – малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство. До момента вступления в брак человек выполняет ту или иную роль в обществе, он может быть братом, сыном, чьим-то внуком, а она – сестрой, дочерью племянницей. Но у них есть общее стремление научиться быть Женщиной и Мужчиной, а в дальнейшем Мужем и Женой. С момента вступления в брак на плечи вчера еще жениха и невесты, а сегодня мужа и жены ложиться груз ответственности за созданную ими семью, за мир и лад в доме. Статистика показывает, что растет число разводов на раннем этапе жизнедеятельности семьи. Получается, что вчера еще до безумства влюбленные друг в друга люди сегодня не могут не то, чтобы решать проблемы, но просто с уважением относиться друг к другу. В нашем регионе, считается, что наиболее прочные браки это браки заключенные так сказать по стереотипу. То есть невесту жениху подбирают родители и свахи. Но даже при таком раскладе все больше число разводов, произошедших в период первого года жизни. В это случае, инициаторами разводов становятся родственники супругов. Последствия этих разводов всевозможные: психологические, экономические, социальные. Проблема распадов ранних браков ведет за собой проблему матерей - одиночек, алкоголизма другого ряда как социальных, так и экономических проблем. Пришло время для поиска не просто причин разводов, но и поиска путей укрепления браков, семей. На наш взгляд, современная семья в новых экономических условиях требует поддержки и помощи со стороны специалистов.

Цель нашего исследования: выявить и изучить специфику проявления конфликтов в молодых семьях.

Гипотезой нашего исследования: стало предположение о том, что снижение гендерной чувствительности детерминировано нарушениями в согласованности ролевых установок и семейных ценностей супругов, что становится причиной конфликтов в молодых семьях.

Возможно, снижение гендерной чувствительности (несовместимость ценностно ориентационной системы, низкая толерантность) становиться причиной нарушения жизнедеятельности семьи и как следствие конфликтов в молодых семьях.

Предмет исследования: конфликты в малой группе.

Объект исследования: молодые семьи, стаж проживания до 3х лет


Методы исследования:

  1. Теоретический анализ информации, касающейся гендерной концепции в семье.
  2. Методика «Ролевые ожидания и притязания в браке». («РОП»), разработанная А.Н.Волковой

Задачи исследования:

      1. Изучение специфики межличностного общения в семье.
      2. Изучение специфики семейных и гендерных отношений в молодых семьях.
      3. Выявление и изучение гендерных аспектов нарушения семейных ценностей и ролевых ожиданий в молодой семье, как основного фактора снижения гендерной чувствительности.
      4. Проанализировать влияние бытовых трудностей на формирование гендерной чувствительности в молодых семьях.
      5. Пути повышения гендерной чувствительности в молодых семьях.

Практическая значимость. Исследование конфликтов в молодых семьях способствует развития понимания организационным психологом природы их возникновения. Используемая методика Волкова может быть модифицирована и применена относительно малых групп с целью изучения согласованности ролевых установок и ценностей членов малой группы. Так как одной из причин конфликтов возникающих среди членов малой группы является рассогласованность этих показателей. Исследование представляет интерес для практических психологов.

База экспериментального исследования: в исследовании принимали участие городские семьи.

ГЛАВА 1 . Теоретическое изучение специфики семейных отношений

1.1 Психологический климат в семье, как фактор, влияющий на жизнедеятельность семьи

На современном этапе развития нашего общества всё больше встаёт вопрос о статусе и роли семьи в обществе. Семья как один из институтов социализации привлекает к себе внимание ученых психологов, социологов, педагогов, экономистов. Влияние семьи на формирование и развитие подрастающего поколения бесспорно. Каждой семье присущ определённый уровень духовности. Чем выше этот уровень, тем больше оснований для семьи быть сплоченной, развивать способности и интересы, удовлетворять культурные потребности своих членов, успешно воспитывать детей, жить богатой нравственной и эмоционально-эстетической жизнью. К духовным ценностям семьи следует, прежде всего, отнести ее идейно-нравственные устои, коллективистские отношения, психологический климат, общение внутри семьи и с окружающим миром, контакты со средствами массовой информации, литературой и искусством, эстетику быта, воспитательный потенциал, интеллектуальные устремления. Остановимся более подробно на описании психологического климата в семье. Характерный для семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой принято называть психологическим климатом. Он является следствием семейной коммуникации, то есть возникает в результате совокупности настроения членов в семьи, их душевных переживаний и волнений, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям. В целом, психологический климат, это комплекс психологических условий, способствующих или препятствующих сплочению семьи. Психологический климат создают члены семьи именно от их усилий, и зависит, какой климат будет в семье. Выделяются два типа психологического климата: благоприятный и неблагоприятный. Основой благоприятного психологического климата семьи является супружеская совместимость, в первую очередь такой её компонент, как общность идейно-нравственных взглядов мужа и жены. Для благоприятного климата семьи характерны следующие признаки: сплоченность, возможность всестороннего развития личности каждого члена семьи, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за принадлежность к своей семье, высокая внутренняя дисциплинированность, принципиальность, ответственность.


На благоприятный климат семьи в сильной степени влияет внутрисемейное общение. Внутрисемейное общение обуславливает многоаспектность семейных отношений (экономические, идеологические, эмоционально-психологические, половые, нравственно-родственные), их естественность, постоянство, сердечность, глубокую интимность, взаимозаинтересованность, направленность на обеспечение всех сторон жизнедеятельности семьи; многообразие связей семьи с окружающей средой; характер воздействия на семью окружающей среды; своеобразие восприятия этих воздействий семей. В семье общение выполняет несколько функций: регулятивную, познавательную, социального контроля, экспрессивную, социализации, эмоциональной поддержки. Многие авторы считают, что благоприятный психологический климат семьи ведет к тому, что наиболее притягательными для каждого её члена становятся совместно созидаемые духовные ценности (И.В.Гребенников, А.Г.Харчев, Г.Разумихина, М.С.Мацковский).

Существует широко распространенное заблуждение о том, что бытовой комфорт семьи автоматически обеспечивает благоприятную психологическую атмосферу. Конечно, бытовая неустроенность семьи нередко, взаимодействуя с другими неблагоприятными условиями, провоцирует неблагополучие ее психологического климата. Однако и многим семьям с высоким бытовым комфортом при обедненной духовной жизни присущ психологический дискомфорт.

Неблагополучный психологический климат семьи ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становиться проблематичным. Из чего можно заключить, что благоприятность психологического климата в семье, а так же конструктивность общения является одним из ведущих факторов, способствующих проявлению гендерной чувствительности в семье. Отдаем себе отчет в том, что этот фактор не единственный. Он выбран нами, так как на наш взгляд вбирает в себя все основные компоненты, сложив которые мы можем избавиться от гендерных стереотипов в пользу личности и её интересов и потребностей. Вот эти компоненты – взаимопонимание, доверие, уважительная и доброжелательная требовательность, совместимость партнеров и т.д. Постараемся ответить на волнующий нас вопрос: «Почему семья оказывает на человека негативное воздействие. Это и психические травмы, связанные с переживанием развода, конфликтов и насилия в семье». «Почему увеличивается число разводов в молодых семьях?». Люди до свадьбы встречаются годами, но, прожив в браке несколько месяцев, разбегаются. При этом оставляют после себя руины в виде окаменевших гендерных стереотипов и становясь гендерно жестокими и менее толерантными. Страшнее всего то, что отравляется ребёнок, так и не сумев понять, почему его не любит мама, только за то, что он похож на отца. И почему отец так ненавидит его мать, называя её страшными словами. Вырастая, в таких условиях ребенок, с трудом ориентируется в гендерных ролях, он не хочет быть отцом, боится стать матерью и не реализует свою индивидуальность, расширяясь лишь в гендерных стереотипах, ригидности установок и потери толерантности.


Снижение гендерной чувствительности тоже может провоцировать конфликт в малой группе. Во все времена и во всех культурах одним из самых распространенных способов классификации людей является деление на мужчин и женщин. Оно настолько основополагающе и вездесуще, что его важность не требует доказательств. Однако в последнее время люди стали обращать на такое деление больше внимания и ставить вопросы о его различных смысловых аспектах. Эти вопросы возникают не только в социальной психологии, но и во многих других областях психологической науки. Точка зрения социальных психологов на данную проблему очень важна, поскольку они фиксируют внимание на нормах и ролях, которые формируют наше поведение как «маскулинное» или «феминное». В результате недавних научных дискуссий было проведении четкое разграничение понятий пол и гендер.

Социальный пол (gender), означающий степень маскулинности и феминности. Социальный пол демонстрирует каждый человек. Гендер, со своей стороны, указывает на социально-психологический статус человека с точки зрения маскулинности и феминности. Поэтому культурные ожидания и стереотипы, относящиеся к маскулинному и феминному поведению, называются гендерными (а не половыми) ролями. Такое разграничение понятий не является жестким правилом, поскольку допускается пересечение категорий – ведь многие половые различия возникают за счет сочетания социальных и биологических факторов. Тем не менее, это разграничение позволяет рассматривать нам социальные и биологические факторы независимо друг от друга, а не обязательно в тесном переплетении. Быть женщиной ещё не значит автоматически обладать феминными характеристиками, точно так же и принадлежность к мужскому полу не тождественна маскулинности.

На сегодня из теоретическо-практических исследований вырисовываются основные теории и концепции гендера. В теории социального конструирования гендера, гендер рассматривается как социальный конструкт – организованная модель социальных отношений между мужчиной и женщиной. Эти отношения конструируются основными общественными институтами. Гендер конструируется посредством социализации, разделения труда, системой гендерных ролей, семьей, СМИ. Гендер строиться и самими индивидами – на уровне их сознания (т.е. ГЕНДЕРНОЙ идентификации) принятие норм и подстраивание под них. Существует и теория, по которой гендер рассматривается как иерархизирующий социальные отношения и роли между Мужчинами и Женщинами, стратификационная категория (класс, нация, пол, возраст). В теории культурной метафоры, гендер рассматривается как объединение некоторых метафор, присущих тому или иному полу. Так например феминистками были выделены метафоры из которых следует, что общество приписывает мужчинам все позитивное, первичное, а в женском начале – негативное, вторичное. По их мнению, важным элементом конструирования гендерных различий, является их поляризация и иерархическое соподчинение при котором маскулинное автоматически маскируются как приоритетное. Главным положением гендерной концепции является стремление к достижению гендерной гармонии. Возможна ли гендерная гармония? Возможна при развитии гендерной чувствительности. Это предполагает расширение возможностей обоих полов. А именно интеграция мужчин в ту сферу, которая считалась чисто женской (уход и забота о детях) и наоборот (например выход женщин на политическую арену). Так, в Скандинавских странах (по данным И.Юдиной), где гендерные исследования интенсивно проводятся в течение 30 лет и где они являются руководством для чиновников, материнские привилегии переведены в разряд родительских. В Швеции получить максимальную компенсацию по уходу за ребенком могут получить родители, лишь соблюдении поочередности. Отпуск на год по уходу за новорожденным может получить и отец. Отпуск даётся для реализации родительских прав обоим супругам. При этом общество решает сразу две проблемы. Во-первых - женщины становятся менее дорогими и менее неудобными работниками. А мужчины перестают дискриминироваться, как отцы. Если посмотреть на мужчин через гендерные очки, то можно обнаружить, что у них также много проблем, как и у женщин. Например, проблема материнства и отцовства. Мужчины чаще всего дискриминируются в семейной сфере и в частности в сфере отцовства. Если рассмотреть ситуацию развода, то в 99% при споре в отношении ребёнка, суд оставляет ребёнка с матерью. При этом ведущую роль занимает гендерный стереотип, о том что ребёнку всегда лучше с матерью. Так ли это? Никто не знает. Бывают ситуации, когда расставание с отцом наносит психическую травму ребенку. Так, гендерные стереотипы о материнстве работают против Мужчины, как Отца. Мужчины часто после развода не имеют возможности встречаться со своим ребенком, тем самым не имеют возможности реализовать свой отцовский потенциал. Это тоже серьезная социальная проблема, которая рассматривается так же в гендерной концепции. Следует отметить, что мы также придерживаемся Скандинавской модели гендерных отношений, основанной на гендерной чувствительности. Целью нашего гендерного исследования является выявление и изучение причин, последствий снижения гендерной чувствительности в молодых семьях. Хотелось бы выявить факторы влияющие на данный процесс и определить основные механизмы формирования и повышения гендерной чувствительности молодых семей.


Для дальнейшего исследования необходимо раскрыть основные понятия гендерной концепции: гендер, гендерные стереотипы, гендерные знания, гендерные исследовании и гендерная чувствительность.

Гендер - социально сконструированные характеристики пола. Социальный пол – сконструирован социальной практикой, т.е. общество приписывает нормы поведения и в соответствии с ними контролирует их. По мнению ряда исследователей, мы не замечаем и не осознаем процесс конструирования себя как Мужчины или Женщины, так как это является нашей культурой. Так, Симона де Бауар говоря, что женщиной не рождаются ею становятся имела ввиду, процесс усвоения принятых в обществе ролей по признаку пола. Например: «истинная мать», «роковая женщина», «настоящий полковник» и т.д. В освоении гендерной теории помогают гендерные знания. Они акцентируют внимание на том, что общество разделяется по полу и возрасту. Гендер становится инструментом современного обществознания. Концепции гендера и гендерные теории противостоят концепциям о природном предназначении полов. В России гендерные исследования начались с 90-х годов. В Узбекистане с конца 90-х. Целью гендерных исследований является развитие общества в сторону его комфортности для жизни и самореализации каждого человека.

Гендерная чувствительность, по определению И.Юдиной – это видение проблем неравенства, дискриминации по признаку пола и в отношении мужчин и в отношении женщин в его всех проявлениях. Гендерная чувствительность законодателя, исполнительной власти, средств массовой информации, всех граждан, поможет нам гармонизировать наше общество, сделать возможным право выбора и его реализацию для каждого из нас, каким бы странным и неправильным оно кому-то ни казалось. Женщина-генерал или мужчина – воспитатель – это личный выбор каждого. Мы все разные, и каждый имеет право (Конституционно закреплённое) на самоопределение и свою жизненную стратегию. По мнению Юдиной И. гендерно чувствительный специалист будет учитывать интересы и потребности всех категорий людей. (мужчин, женщин, инвалидов, детей и стариков). Гендерную чувствительность, гибкость, по мнению автора могут повысить гендерные знания. В свою очередь это способствует решению определенного количества проблем неравенства по половому признаку. Таким образом, гендерные исследования несут большой инновационный потенциал.