ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.06.2020

Просмотров: 196

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

20

СОВОКУПНЫЙ СПРОС (агрегатный спрос, макроэкономический спрос) [aggregate demand]— совокупный объем товаров и услуг, которые желают приобрести потребители в стране при данном уровне цен. Другое, равноценное, определение: уровень расходов на товары и услуги, планируемых населением для данного уровня совокупного дохода. Кривая С. с. обычно имеет отрицательный наклон, определяемый тем, что в целом (за незначительными исключениями) в ответ на рост цен спрос падает, и наоборот.

Совокупный спрос не является микроэкономическим параметром, то есть это не просто сумма всех индивидуальных спросов потребителей. Это сумма таких спросов, как спрос на товары у домохозяйств, инвестиционный спрос, спрос на товары со стороны государства, и других. Таким образом, данный параметр является спросом всех макроэкономических агентов экономики.

Можно подразделить С. с. на четыре части, соответствующие секторам экономики: 1) собственно совокупный спрос потребителей (домохозяйств), находящий свое выражение в непроизводственном потреблении; 2) инвестиционный спрос фирм (реализуемый в закупках оборудования, строительстве и др.); 3) спрос государства на товары и услуги; 4) чистый экспорт (разница между спросом иностранных экономических агентов на отечественные товары и услуги и отечественным спросом на иностранные товары и услуги).

Неценовые детерминанты (факторы) влияющие на совокупный спрос:

  • Потребительские расходы

  • Инвестиционные расходы

  • Государственные расходы

  • Расходы на чистый экспорт

  • Национальный доход других стран. Если национальный доход стран растет, то они увеличивают закупки за границей и тем самым способствуют увеличению совокупного спроса в другой стране.

  • Валютные курсы. Если курс на собственную валюту растет, то страна может больше закупать иностранных товаров, а это ведет к увеличению AD.

СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (то же: агрегированное предложение) [aggregate supply] в макроэкономике — общее количество благ (в денежном выражении), которые могут быть представлены для продажи при данной структуре цен. Это все товары и услуги, производимые в рассматриваемый период времени в стране, плюс импортируемые извне. Таким образом, С. п. (с некоторыми оговорками, касающимися различий в методиках счета) численно равно валовому национальному продукту или национальному доходу за тот же период времени.

Как и кривая предложения индивидуального, кривая С. п. имеет положительный наклон. Сказанное относится к краткосрочному С. п. В случае же рассмотрения долгосрочного совокупного предложения в стране его кривая представляет собой вертикаль: предложение устанавливается на уровне возможностей, которые дает полная занятость

Анализ С. п. в его взаимосвязи с совокупным спросом позволяет объяснять и прогнозировать функционирование и тенденции развития рыночной экономики, а также строить рекомендации по экономической политике государств. Напр., для увеличения С. п. государства предпринимают такие меры, как снижение налогообложения товаропроизводителей, поддержка новых и некоторых иных производств, а также научно-технических и проектно-конструкторских работ и т. п. Во всех этих случаях особое внимание уделяется увеличению численности рабочих мест.


Что касается формы кривой совокупного предложения, то, несмотря на существующие среди экономистов разногласия, наиболее принятой является форма, включающая три отрезка: кейнсианский (горизонтальный), проме­жуточный (отклоняющийся вверх) и классический (вертикальный). Для наглядности построим график:

Рис. Кривая совокупного предложения

  • на горизонтальном, или кейнсианском, отрезке национальный продукт изменяется, а уровень цен остается постоянным

  • на верти­кальном, или классическом, национальный продукт остается посто­янным, а уровень цен изменяется

  • на промежуточном изменяются и реальный объем производства, и уровень цен

Проанализируем три отрезка кривой совокупного предложения.

Отрезок q1 обозначает потенциальный уровень реального объема производства при полной занятости населения. При этом объеме на­ционального продукта возникает естественный уровень безработицы. Потенциальный характер уровня реального объема производ­ства выражается в том, что на горизонтальном отрезке отражен объем производства значительно меньший, чем при полной занято­сти. Экономика при этом находится в состоянии глубокого кризиса, наблюдается огромная недогрузка производственных мощностей, рабочая сила бездействует. Эти неиспользуемые ресурсы можно привести в действие без изменения уровня цен, ибо рабочие, вовлека­емые в производство из состояния безработных, пока не думают о требовании повышения заработной платы. Машины, сырье, обору­дование можно закупать по стабильно низким ценам. Следователь­но, издержки производства останутся на прежнем низком уровне, а производство начнет расширяться. Такое состояние производства было проанализировано Дж. Кейнсом после Великой депрессии 1929—1933 годов, когда безработица во многих странах достигла 25%. В данной ситуации можно расширять производство, не опасаясь по­вышения издержек производства и роста цен на продукцию. Этот вывод заслуживает серьезного анализа и использования в условиях нынешней экономики.

Классический (вертикальный) отрезок характеризует такое состо­яние экономики, когда все производственные мощности загружены (достигнут потенциальный ВНП), наблюдаются полная занятость населения и достаточно высокий уровень цен.

Для промежуточного (восходящего) отрезка характерно одно­временное движение реального объема производства вправо и уровня цен вверх. Такое положение возможно в силу неравномер­ности развития отдельных фирм и отраслей народного хозяйства: одни производства развиваются при совершенной технологии и полной занятости, другие вынуждены эксплуатировать устаревшее оборудование и нанимать неквалифицированных работников, что увеличивает издержки производства и уровень цен.

Кривая совокупного предложения, представленная на рисунке имеет чисто теоретическое значение. Что касается практики, то она весьма противоречива, и поэтому не случайно существование мно­жества противоречивых трактовок содержания данной кривой.


Неценовые факторы совокупного предложения:

  • Изменение цен на ресурсы:

    • Наличие внутренних ресурсов

    • Цены на импортные ресурсы

    • Господство на рынке

  • Изменение в производительности (объем производства/общие затраты)

  • Изменения правовых норм:

    • Налоги с предприятий и субсидии

    • Государственное регулирование


Равновесным здесь считается такой объем производ­ства, который обеспечивает равенство совокупных расходов в экономике и объема произведенной в обществе продукции. Рав­новесный объем производства — равновесный ВВП — такой объем производства, который обеспечивает совокупные расходы, доста­точные для реализации данного объема производства, т. е. при рав­новесном ВВП общая стоимость произведенных товаров равна стоимости реализованных (приобретенных) товаров


































21


Кейнсианская модель макроэкономического равновесия

В 30-х гг. 20 в. английский экономист Джон Мейнард Кейнс (1883 – 1946) предложил свою модель равновесия.

Исходные позиции модели Кейнса:

   признание циклического характера развития экономики, возможности и неизбежности моментов перепроизводства;

рыночная экономика не обладает внутренними механизмами саморегуляции, поэтому необходимо вмешательство государства (бюджетно-налоговая политика);

отрицание автоматизма в регулирующем взаимодействии цен и зарплаты;

уровень сбережений мало зависит от % ставки;

центральным звеном является проведение политики эффективного спроса.


Р ис. Равновесный уровень цен и равновесный реальный объём национального производства:

  • а) для промежуточного отрезка кривой

  • б) для кейнсианского отрезка кривой

Потребление, сбережение, инвестиции и макроэкономическое равнове­сие.

Центральная проблема макроэкономики для кейнсианской теории — факторы, определяющие уровень и динамику национального дохода, его распределение. Эти факторы кейнсианство рассматривает с позиции реализации в условиях формирования эффективного спроса. В связи с этим он сосредоточил усилия на изучении основных составных частей совокупного спроса, т.е. потребления и сбережения, а также факторов, от которых зависит движение этих составных частей спроса в целом.

Потребление представляет собой сумму денежных средств, которая тратится на приобретение материальных благ и услуг, используемых для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей.


Сбережения — это та часть дохода, которая не потребляется, остается неиспользованной при затратах на текущие производственные и потребительские нужды, накапливается.

Сбережение как экономический процесс связано с инвестированием. Для понимания того, как сбережения и инвестиции определяют уровни национального производства и занятости, Дж. Кейнс вводит понятия функции потребления (отношение потребления и дохода и их движение) и функции сбережения (отношение сбережений и дохода и их движение).


Факторы, определяющие динамику потребления и сбережений:

  1. доход домашних хозяйств;

  2. богатство, накопленное в домашнем хозяйстве;

  3. уровень цен;

  4. экономические ожидания;

  5. величина потребительской задолженности;

  6. уровень налогообложения.

Величины потребления и сбережений относительно стабильны при условии, что государство не предпринимает специальных действий по их изменению, в том числе через систему налогообложения. Стабильность этих величин связана с тем, что на решения домашних хозяйств «потреблять» или «сберегать» влияют соответствующие традиции. К тому же факторы, не связанные с доходом, многообразны, и изменения в них нередко взаимоуравновешиваются.


Инвестиции — это вторая важная составляющая совокупного спроса. Инвестировать — значит купить какие-то блага ради того дохода, который мы ожидаем в будущем. Следовательно, фирма инвестирует, когда покупает станки, точно так же как население инвестирует, покупая акции.


метод сопоставления совокупных расходов и реального ВВП (объема производства в экономике) он предполагает сравнение совокупных расходов на уровне всей экономической системы и объема производства, который предлагают фирмы. В том случае, когда выполняется тождество, представленное выше, вся произведенная в обществе продукция раскупается, экономика достигает макроэкономического равновесия.


Каждая точка на биссектрисе 0Б характеризует ситуацию, когда вся созданная в экономике продукция полно­стью реализуется, т. е. каждая ее точка показывает равенство ВВП и АЕ. Другими словами, 0Б — геометрическое место точек возможного макроэкономического равновесия. Чтобы построить график фактических совокупных расходов, имеющих место в экономике, нужно просуммировать две функции — потребления  и инвестиций. Поскольку I& = const, то график АЕ получаем, смещая линию С вверх вдоль оси Оу на ве­личину А, которая в нашем примере составляет 20 млрд долл.. Поскольку точка АI лежит на биссектрисе 0Б, ее проекция на ось объема производства и даст значение равновес­ного ВВП для рассматриваемой модели экономики.

Здесь следует обратить внимание на механизм достижения макроэкономического равновесия. Если совокупные расходы в экономике оказываются меньше объема произведенной продук­ции (АЕ< ВВП), то экономика столкнется с увеличением товар­ных запасов, что вынудит предпринимателей снизить объемы производства, и вернет ситуацию к BBПравнов.

При АЕ > ВВП в экономике наблюдается тенденция тратить больше, чем производится. Следовательно, товарные запасы будут сокращаться, а это будет стимулировать предприятия к наращиванию объемов выпуска до уровня ВВПравнов.

В экономической системе будет наблюдаться рост занятости и доходов.














































22.

Чистые частные внутренние инвестиции


Чистые инвестиции - валовые или суммарные инвестиции за вычетом амортизационных отчислений.

ЧИСТЫЕ ЧАСТНЫЕ ВНУТРЕННИЕ ИНВЕСТИЦИИ — валовой объем частных внутренних инвестиций минус амортизационные отчисления.

Между ставкой процента и совокупной величиной требуемых инвестиций существует обратная зависимость. инвестиции выгодны только до того момента, пока ставка процента равна ожидаемой норме чистой прибыли. Во-вторых, меняя предложение денег, государство может изменять ставку про-цента, изменяя в необходимом направлении уровень расходов на ин-вестиции. Повышение ставки процента приведет, при прочих равных условиях, к осуществлению только высокоприбыльных инвестици-онных проектов, т.е. к общему сокращению инвестиций. В случае понижения ставки процента становятся выгодными и те инвестиционные решения, которые имеют низкую норму ожидаемой прибыли. Соответственно увеличивается совокупный спрос на инвестиции.

Дж. Кейнс определил роль инвестиций в росте объёма национального дохода и занятости. Рост инвестиций вызывает вовлечение в производство дополнительных рабочих, т.е. увеличивает занятость, а с ней - доход и потребление. Особое значение имеет тот факт, что первоначальное увлечение занятости, вызванное новыми инвестициями, приводит к дополнительному росту занятости и дохода в связи с необходимостью удовлетворения спроса дополнительных рабочих.

Так называемая теория «мультипликатора». В конечном счёте, первоначальный рост инвестиций приводит к многократному увеличению дохода. Следует отметить, что эффект мультипликатора действует и в обратном направлении. При незначительном сокращении инвестиционных расходов может произойти существенное снижение дохода. Поэтому для стабильного и сбалансированного функционирования экономики следует обеспечивать определенное значение коэффициента мультипликации, создавать условия для бесперебойного осуществления инвестиционного процесса. где М - показатель мультипликации; если М>1 в обществе подъём,

M<1 общество в глубоком экономическом спаде.

ЭФФЕКТ МУЛЬТИПЛИКАТОРА — влияние изменения совокупных расходов на чистый национальный продукт, вызванное изменением в потреблении, в объеме инвестиций, чистом объеме налоговых поступлений, объеме правительственных расходов на товары и услуги или в объеме экспорта; суть эффекта заключается в том, что масштаб изменения чистого национального продукта превосходит в n раз величину изменения совокупных расходов; показатель n и называют мультипликатором.