Файл: Проблема личности в социальной психологии (Социально – психологические теории личности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Личность изучается не только в социологии и психологии.

Личность в психологии - это интегральное социальное качество человека, связанное с присущими ему психологическими особенностями, характеризующее его социальный облик, выступающее регулятором социально значимого поведения и определяющее его социальное положение.

Так же большое значение проблеме личности придается в социальной психологии. В этой науке личность имеет особую специфику.

Социальная психология - научная дисциплина, родившаяся на стыке двух наук (психологии и социологии), что вносит определенные трудности в формулирование предмета исследования социальной психологии, в определение круга изучаемых проблем.

Личность в социально-психологической науке - это конкретный человек, обладающий сознанием и психическими качествами, характеризующими его как представителя современной человеческой цивилизации, как члена конкретной социальной группы, способного адекватно жить и заниматься определенной деятельность среди людей, а также уважать, защищать и создавать социальные ценности.

Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности заключается в следующем: он объясняет механизмы социализации личности; раскрывает ее социально-психологическую структуру; позволяет диагностировать данную структуру характеристик личности и влиять на нее.

Далее мы подробнее рассмотрим проблему личности в социальной психологии.

Представление о предмете социально-психологической науки, которое могут создать подобные определения, не подтверждается, однако, реальным положением дел в данной области знания. Здесь нет необходимости касаться идущих многие годы споров о предмете социальной психологии, иллюстрировать отмечаемый многими ее представителями факт нечеткости ее границ и структуры, «кризис идентичности»,  ощущение неясности собственного лица, который испытывает социальная психология в последние десятилетия. Важно отметить лишь две принципиальные особенности социально-психологической науки, сложившиеся в результате ее почти векового исторического развития. Во-первых, при всем многообразии конкретных интересов социо психологов и разрабатываемых ими сюжетов их интересуют главным образом те психические феномены, которые формируются на основе непосредственных, «контактных» отношений между людьми. Прежде всего под этим углом зрения и в этих рамках социальная психология изучает социальное влияние и конформизм, процессы социализации индивида, динамику установок (аттитюдов) и ценностей людей, внутригрупповые отношения и лидерство, межгрупповые конфликты и многое, многое другое. Автор одной из наиболее известных обобщающих работ по социальной психологии Т. Шибутани считает основополагающим для сферы ее интересов .


ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Задача же социальной психологии - «раскрыть всю структурную сложность личности, которая является одновременно как объектом, так и субъектом общественных отношений...»

Социальная психология - наука, изучающая психологические явления (процессы, состояния и свойства), характеризующие индивида и группу как субъектов социального взаимодействия.

Предмет социальной психологии - система социально-психологических явлений, базирующихся на психическом взаимодействии людей, в связи с чем социальная психология изучает:

• психологические процессы, состояния и свойства индивида, которые проявляются в результате его включения в отношения с другими людьми, в различные социальные группы (семью, учебные и трудовые группы и т.д.) и в целом в систему социальных отношений (экономических, политических, управленческих, правовых и др.), наиболее часто изучаются общительность, агрессивность, совместимость с другими людьми, конфликтогенность и др.;

• феномен взаимодействия между людьми, например, супружеского, дет-ско-родительского, педагогического, психотерапевтического и т.д.; при этом взаимодействие может быть не только межличностным, но и между личностью и группой, а также межгрупповым;

• психологические процессы, состояния и свойства различных социальных групп как целостных образований, отличающихся друг от друга и не сводимых к какому бы то ни было индивиду; наибольший интерес социальных психологов вызывают исследования социально-психологического климата группы и конфликтных отношений (групповых состояний), лидерства и групповых действий (групповых процессов), сплоченности, сработанности и конфликтности (групповых свойств) и др.;

• массовые психические явления, такие как поведение толпы, паника, слухи, мода, массовые энтузиазм, ликование, апатия, страхи и т.д.

3. Фрейд. Теоретической основой социально-психологических воззрений Фрейда было его убеждение в том, что человек (личность) и общество навсегда обречены на состояние конфронтации и враждебности. Причина этой конфронтации кроется в плохо управляемых влечениях Ид, которые никак не согласуются с условиями физической реальности и социальной действительности. Эго и СуперЭго призваны лишь как-то примирить эти влечения с требованиями действительности, придав им более или менее приемлемую форму.


Формирование социальных отношений в обществе зависит, по Фрейду, от отношений ребенка с матерью и отцом. Отношения с матерью составляют прообраз, или модель, того, как взрослый человек будет соотносить себя с обществом. Наиболее характерной чертой этих отношений является амбивалентность чувств. Мать, как необходимое условие существования ребенка, как источник всех позитивных эмоций для него, становится предметом любви. Но она также олицетворяет всякого рода ограничения и запреты и в этом качестве превращается для ребенка в объект враждебности и даже ненависти. Такого рода амбивалентность чувств накладывает свою печать на отношения личности с обществом, в которых объединяются и чувство лояльности, и чувство враждебности.

В конечном итоге Фрейд пришел к убеждению, что два начала в человеческой психике лежат в основе цивилизации. Инстинкт жизни (Эрос), питаемый энергией либидо и объединяющий «...разрозненных человеческих индивидов, потом их семьи, затем расы, народы, нации в одно великое единство, единство человечества», являющийся проявлением агрессивности человека, враждебности всех против всех, который «препятствует осуществлению программы цивилизации».
Инстинкт жизни питает либидо, то есть энергия, имеющая сексуальное происхождение, что вполне логично с точки зрения сохранения человеческого вида и цивилизации, а на вопрос о том, какой же энергией питается инстинкт смерти, Фрейд ответа не нашел.

Отличие такого подхода от социологического заключается не в том, что для социальной психологии не важно, каким образом в личности представлены социально-типические черты, а в том, что она выявляет, как сформировались эти социально-типические черты, почему в одних условиях они проявлялись в полной мере, а в других возникли какие-то иные вопреки принадлежности личности к определенной социальной группе.

На микросреду формирования личности, хотя это не означает отказа от исследования и макросреды ее формирования. В большей мере, чем в социологическом подходе, здесь принимаются в расчет такие регуляторы поведения и деятельности личности, как вся система межличностных отношений и их эмоциональная регуляция.

Можно сказать, что для социальной психологии главным ориентиром в исследовании личности является взаимоотношение личности с группой .На основании таких отличий социально-психологического подхода от социологического и общепсихологического можно вычленить проблематику личности в социальной психологии.


Для выявления того, через посредство каких групп осуществляется влияние общества на личность, важно изучение конкретного жизненного пути личности, тех ячеек микро- и макросреды, через которые он проходит. Говоря традиционным языком социальной психологии, это проблема социализации. Несмотря на возможность выделения в этой проблеме социологических и общепсихологических аспектов, это - специфическая проблема именно социальной психологии личности.

Итогом исследования проблем личности в социальной психологии следует считать интегрирование личности в группе: выявление тех качеств личности, которые формируются и проявляются в группе, возникающее на основе рефлексии этих качеств чувство групповой принадлежности. На языке традиционной социальной психологии эта проблема называется проблемой социальной идентичности личности. Как и в первых двух случаях, несмотря на наличие в проблематике социологических и общепсихологических аспектов, в своем полном объеме - это проблема социальной психологии.

Проблема личности является не только проб­лемой всей совокупности психологических наук, и поэто­му, даже если мы определим «границы» между ними в подходе к личности , мы не решим вопрос о специфике анализа полностью. В настоящее время в современном обществе под влиянием научно-технической революции интерес к проблемам возможностей человеческой лично­сти настолько велик, что практически все общественные науки обращаются к этому предмету исследования; проблема личности стоит в центре и философского и социо­логического знания; ею занимается и этика, и педагогика, и генетика. Можно, конечно, пренебречь точным обозначением сферы и угла зрения в исследовании это­го, действительно общезначимого, феномена и действовать по принципу «все, что будет познано и описано, бу­дет полезно». Но, хотя с практической точки зрения в таком рассуждении и есть резон, вряд ли такой подход способствует повышению эффективности исследований. К тому же для каждой научной дисциплины важна внутренняя логика, и она требует более точного самооп­ределения в изучении тех проблем, которые представляют интерес для многих наук.

Разведение направлений такого всеобщего интереса к проблеме личности кажется особенно важным в усло­виях социалистического общества. С одной стороны, это обусловлено тем, что важнейшая задача, поставленная на современном этапе,— это задача формирования все­сторонне развитой, гармонической личности, и решить ее можно только совместными усилиями всех имеющих отношение к делу научных дисциплин. Совместность та­ких усилий предполагает комплексный подход к иссле­дованию личности, а он возможен лишь при достаточно точном определении области поиска для каждой из во­влеченных дисциплин. С другой стороны, выявление спе­цифики социально-психологического подход к личности имеет для развития советской психологической науки особое методологическое значение, поскольку затрагива­ет вопрос об отношениях общей и социальной психоло­гии, вопрос, который решается принципиально по-иному по сравнению с тем, как это имеет место в различных системах психологического знания на Западе. Методологическая и теоретическая ориентация советской психо­логической науки совершенно по-иному задаст постанов­ку в ней проблемы личности.


Предмет исследования- проблемы личности в социальной психологии. 
Теоретико-методологическим основанием исследованием являются кон-цептуальные подходы, раскрывающие специфику развития человека и систему детерминант, задающих психическое и личностное развитие. 
Гипотеза исследования. Предположение о том, что основными проблема-ми в социальной психологии являются проблемы личности. 

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы нами были определены следующие задачи исследования: 

1. Обобщить теоретические и эмпирические исследования, раскрываю-щие социально-психологическую сущность личности, особенности её станов-ления, детерминанты возникновения социального поведения ; 

2. Выявить проблемы личности в социальной психологии 

3. Исследовать причины и условия возникновения проблемы индивиду-альных качеств личности. 

2. Социально – психологические теории личности

Личность в социально-психологической теории - это совокупность процессов, работающих как динамический центр, их функция - регуляция межличностных отношений. Некоторым из внутренних процессов личности Гарри Салливан придает особое значение. Из наиболее важных элементов он выделяет динамизмы, персонификации и когнитивные процессы.

Существуют различные социально-психологические теории личности: американские, европейские, восточные, отечественные. Из их числа можно выделить психодинамические, бихевиористские, когнитивные, гуманистические, ролевые теории личности, теорию Маслоу о само актуализации «Я», теории зеркального «Я» («Я-концепцию»), экзистенциальные. Среди отечественных социально-психологических теорий личности можно выделить: теорию отношений В.Н.Мясищева, теорию установки Д.Н.Узнадзе, диспозиционную теорию личности, структуру личности К. К. Платонова, теорию интегральной индивидуальности.

Эти теории позволяют говорить о личности не только как об индивидуальном, но и как о типичном социально-психологическом явлении.

Одним из важных направлений социально-психологического анализа типов личности, в частности поведения в обществе, является сравнение по параметру отношений одних людей к другим. Американский психолог А.Маслоу в своих работах о само актуализации «Я» неоднократно подчеркивал, что один человек может относиться к другому как к самому себе, а этот другой может воспринимать окружающих его людей так же, как он воспринимает вещи, и соответственно с ними обращаться. Огромное значение Фрейд придавал детским сексуальным переживаниям. Общеизвестен предложенный им комплекс Эдипа, основу которого составляет запретная любовь мальчика к собственной матери и отсюда ненависть к собственному от Цу. В своем психо - сексуальном развитии человек проходит различные фазы, которые Фрейд подробно рассматривал в контексте формирования характера и будущих психологических проблем индивида