Файл: Языки гипертекстовой разметки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 1. Гипертекст

1.1 Понятие гипертекста

Гипертекст - текст со вставленными в него словами (командами) разметки, ссылающимися на другие места этого текста, документы, картинки и т.д. Во время чтения такого текста вы видите выделенные в тексте слова. Если наехать на них курсором и нажать клавишу или на кнопку мышки, то высветится то, на что ссылалось это слово, например, другой параграф той же главы этого же текста. Имея редактор гипертекстов, можно создать любую структуру рабочей среды, включая документацию, файлы, данные, картины, программное обеспечение и т.д., и это не будет новое программное обеспечение, а просто гипертекст.

Гипертекстовая технология – представление текста в виде многомерной иерархической структуры типа сети. Гипертекст формируется в результате представлений текста как ассоциативно связанных блоков информации. Ассоциативная связь – это соединение, сближение представлений, смежных, противоположных, аналогичных. Гипертекст значительно отличается от обычного текста. Обычные (линейные) тексты имеют последовательную структуру и предусматривают их чтение слева направо и сверху вниз.

Простейший  пример гипертекста - это любой словарь, где каждая статья имеет отсылки к другим статьям этого же словаря. В результате читать такой текст можно как угодно. Концепция гипертекста  проста. Есть база данных, в которой находятся  объекты. Объекты  - это небольшие  текстовые  разделы, посвященные  какому-либо вопросу. Специальные  механизмы  и  правила  позволяют  компьютеру поддерживать ссылки из одних текстовых фрагментов в другие. Человек или программный агент может устанавливать новые связи между текстовыми фрагментами. Система текстовых фрагментов или файлов называется "гипертекст". Использование гипертекста позволяет фиксировать отдельные идеи, мысли, факты, а затем связывать их друг с другом, двигаясь в любых направлениях, определяемых ассоциативными связями.

С развитием компьютерных средств мультимедиа гипертекст начал превращаться в более наглядную информационную форму, получившую название гипермедиа — эта информационная форма содержит текст, графику, видеоинформацию и звуки. Вместо  поиска информации по соответствующему поисковому ключу гипертекстовая технология предполагает перемещение от одних объектов информации к другим с учетом их смысловой, семантической связанности. Структурно  гипертекст состоит из информационного  материала, тезауруса гипертекста, списка главных тем и алфавитного словаря.[2] Информационный  материал подразделяется на информационные статьи, состоящие из заголовка статьи и текста. Заголовок содержит тему или наименование описываемого объекта.


Информационная статья содержит традиционные определения и понятия, должна занимать одну панель и быть легко обозримой, чтобы пользователь мог понять, стоит ли ее внимательно читать или перейти к другим статьям.

Тезаурус  гипертекста – это автоматизированный словарь, отображающий семантические отношения между лексическими единицами дескрипторного информационно-поискового языка и предназначенный для поиска слов по их смысловому содержанию. Тезаурус  гипертекста можно представить  в виде сети, в узлах которых находятся информационные статьи, ребра сети указывают на существование связи между объектами и на тип родства.

К основным элементам гипертекстовой технологии относятся:

- информационный фрагмент (может представлять собой линейную последовательность строк текста, рисунок, видеофрагмент, аудиофрагмент);

- тема ( содержит краткое название информационного  фрагмента. Информационный фрагмент может  состоять целиком из множества тем  либо включать в себя одну или несколько тем наряду с прочей информацией);

- узлы (называется информационный фрагмент, из которого возможен переход  к другим информационным фрагментам гипертекста);

- ссылки (представляет собой слово, фразу или набор фраз, с помощью которых осуществляется переход от одного узла к другому. Ссылки могут быть референтными или организационными).

Референтные ссылки — это наиболее типичный вид ссылок в гипертекстах. Они имеют два конца - направленные связи, хотя большинство гипертекстовых информационных систем поддерживает и обратное движение по ссылке. Исходный конец референтной ссылки называется «источник» -отдельная точка или область в тексте. Другой конец называется «назначением» — определенная точка или область в гипертексте.Организационные ссылки устанавливают явные связи между двумя точками гипертекста и отличаются от референтных тем, что поддерживают иерархическую  структуру в гипертексте.

Область применения гипертекстовой технология очень широка. Это издательская деятельность, библиотечная работа, обучающие системы, разработка документации, законов, справочных руководств, баз данных, баз знаний и т.д. Примером гипертекста являются веб-страницы — документы HTML как они размещаются в Сети. Современные программы разработки Web-серверов, такие как MS FrontPage или Web Pen для Windows, дают возможность даже новичку без всякого штудирования учебников легко создавать готовые странички. При этом cпециалист по созданию Web-сайтов, называемый Web-мастером, берет готовые файлы и с помощью кнопок и команд меню оформляет страницы сайта. Подобные программы, выполняя команды инструментальных и операционного меню, формируют гипертекст WWW-сервера. Исходные текстовые, табличные и графические и другие объекты включаются в Web-site посредством тегов (tag = ярлык, этикетка). Тег - это последовательность символов, задающая: 1). положение объекта на странице сайта; 2). внешний вид объекта; 3). связь данной страницы с другими страницами этого сайта, а также с любым другим сервером. Тег называют также управляющим маркером, флагом. Программы типа Web Pen сами расставляют теги, поэтому пользователь таких программ может не знать языка разметки гипертекста (HTML = HyperText Markup Language).


1.2 История возникновения гипертекстовой разметки

История гипертекста богата и переменчива, поскольку гипертекст - это находящаяся в эволюции концепция возможного применения компьютера. В разработку идеи гипертекста внесли свой вклад много людей. Перед компьютерным гипертекстом был ручной, который использовал карточки. Эти карточки можно нумеровать и снабжать взаимными ссылками. Их часто распределяют по рубрикам. Удобство таких карточек состоит в том, что, имея небольшой размер, они разбивают записи на малые куски. Но с увеличением объема такой картотеки, работать с ней становится труднее.

Другой вариант ручного гипертекста – это справочная книга, например словарь. Статьи или определения, даваемые в таких книгах, содержат явные ссылки друг на друга.

Еще пример – печатные издания Библии. Текст делится на главы, а те, на стихи. Главы пронумерованы, стихи внутри каждой главы. В подлинной Библии этого нет. Сделано это учеными-богословами для облегчения ссылок и цитат. Гипертекст возникает здесь потому, что в современных изданиях Библии текст идет в сопровождении "параллельных мест" в виде ссылок. В 45 г. в статье “Как мы можем думать” Ванневар Буш высказал идею машины для просмотра и пополнения записями документов, записанных на пленке. Эта машина “Memex”, не была построена, но содержала идею, которую назвали гипертекстом.Информация, считал Буш, должна храниться в виде пленочных микрофильмов. Буш представлял машину в виде письменного стола с экранами и клавиатурой для управления. Внутри стола размещалось хранилище микрофильмов и механизм доступа к ним (рисунок 1)

Рисунок 1 – Схема Memex

Главная особенность и новизна Memex состояла в способе доступа к ней. Буш предложил механизм перекрестных ссылок, аналогичный используется в современном гипертексте. Ссылки Буш предлагал записывать во вспомогательных полях в теле документа, а в качестве средства навигации использовать нечто похожее на современный мультимедийный шлем.

В 89г. Тим Бернерс-Ли (Tim Berners-Lee, 1955 г.р.), работая над внутренней сетью организации CERN (Европейский совет по ядерным исследованиям в Женеве), предложил глобальный гипертекстовый проект, известный как Всемирная паутина.[7] В начале 90-х Тим Бернерс-Ли и его коллеги создали язык HTML, на котором записываются современные гипертексты. После создания языка HTML Web-технологии начали приобретать более четкий характер и бурное разностороннее развитие, поддерживаемое такими как Google, Microsoft, Mozilla Foundation и пр. в будущем. Историческая последовательность изложена в приложении А.


1.3 Модели гипертекста

В самом общем виде модель гипертекста характеризуется механизмом связей, узлами-объектами и пользовательским интерфейсом – способом взаимодействия человека с узлами и связями.

Узлы. Узел – важнейшее понятие гипертекстовых систем, так как в них в форме узлов хранится и представляется пользователю информация. Характеристики узла – это тип информации, которая может быть сохранена и вместимость, объем каждого узла. Некоторые гипертекстовые системы поддерживают только текст (например, NLS и ZOG), другие – таблицы и графику(HyperTIES, HyperCard, Guide); есть механизмы интерпретации различных информации в гипертекстовой сети (Intermedia, NoteCards). Важно, что реализация возможности показать узлы мультимедиа недостаточно. Каждый новый тип информации должен быть полностью интегрирован с гипертекстовой сетью системы, для чего необходимо разработать методы создания связей между, например, видео и текстом. Что касается объемов узлов, то, такие системы, как ZOG и HyperCard, поддерживают только узлы жестко фиксированной величины, в то время как другие обладают более гибкими возможностями.

Связи. Способ реализации связей имеет обеспечивание "нелинейное ветвление" – сердцевину гипертекстовой функциональности.[13] При описании связей используется понятие anchor (якорь) – это слово или фраза, которые подсвечиваются на экране и воспринимаются как точки начала или конца связи. Возможны два варианта статуса гипертекстовых связей: 1) связи являются самостоятельными объектами, которыми пользователь может манипулировать напрямую; 2) связи спрятаны в системе и проявляются когда пользователь каким-то задействует их.[13] Intermedia – пример системы со связями первого статуса, где хранятся отдельно от документов, на которые ссылаются. Связи второго статуса ("спрятанные") – есть просто спецификации адреса для перехода и существуют только в момент их активизации. Например, связи в HyperCard – это кнопки, содержащие инструкцию "иди к карточке № 42106" (пример). Однако кнопки могут не содержать этого, значит целиком вставлены в программный код системы.

Интерфейс пользователя. Эволюция гипертекстовых систем переплетена с исследованиями, разработками, изобретениями в области человеко-машинного интерфейса. [13] Влияние гипертекстовых разработок на развитие новых идей видно по тому факту, что программы регулярных всемирных конференций по взаимодействию компьютера с человеком обязательно включают раздел, посвященный гипертексту.


Варианты реализации интерфейса. Все системы позволяли перемещаться по документу в естественной последовательности: либо путем скроллирования линейного документа (Intermedia, Guide), либо двигаясь по дереву иерархической структуры узлов, используя операции "следующий потомок" или "возврат к родителю" (ZOG, HyperCard).

Значительно больший интерес представляют вопросы: как пользователь может распознать связь – и как эту связь можно активизировать? В разных системах вопросы решаются по-разному. В Memex информация о связях хранилась на специально пустом пространстве узла как сигнал читателю. Все остальные системы позволяли размечать информацию узла так, чтобы его части могли стать метками связей: у одних (ZOG, HyperTIES и Guide) это была подсветка ключевого слова или фразы, у других (HyperCard, Intermedia, Notecards) – значки связей или кнопки, которые, как значки сноски, предупреждали читателя о существовании дополнительной информации.[14] Когда связь распознана и выбрана, система осуществляет немедленный гипертекстовый прыжок по связи к новой информации. Такой мгновенный прыжок подходит компьютеру. Читатель, например при просмотре журнала, встретив ссылку на другую статью, не бросает чтение, а доводит его до конца и потом по библиотечной ссылке смотрит работу, на которую ссылались. В случае с компьютером такие переходы по связям ведут к поиску в глубину с растущей стопкой (стеком) отложенных статей, к которым надо будет вернуться.

Второй побочный эффект гипертекста (когнитивная перегрузка) связан с необходимостью делать много действий для получения информации. Была борьба с этими недостатками. Например, Notecards и Intermedia позволяли узлам находиться на экране одновременно, в Intermedia разрабатывались браузеры, отображающие в отдельном окне структуру сети связей.

Пути и навигация. Путь – последовательность узлов и связей, которые посещает пользователь. Это понятие выработал Ванневар Буш, имея в виду аналогию с процессами в мозге человека: "Человеческий ум работает ассоциативно. Ухватив что-то, он цепляется за следующее, что предлагается, подсказывается ассоциацией мыслей в соответствии с некоторой сложной паутиной трейлов, которые поддерживаются ячейками мозга".

Гипертекстовые системы дают методы, помогающие прокладывать навигацию в гипертексте. Они преодолевают дезориентацию и когнитивную нагрузку, от которых страдает читатель. У большинства гипертекстовых систем навигационную помощь предоставляют следующие средства.

Локальная карта. Это картинка всех связей и узлов, связанных с текущим узлом. Она может быть графической или текстовой. Локальные карты обеспечивают читателю контекст и помогают выбрать связь.