Файл: Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (Цели и задачи содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Права и обязанности граждан).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Необходимость содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, их непосредственного нахождения в криминальной среде обусловлена замкнутостью такой среды, блокированием ею каналов утечки информации о преступной деятельности, строгой внутригрупповой дисциплиной и конспирацией действий преступников.

Благодаря негласной, конспиративной деятельности граждан в криминальной среде становится возможным получение сведений о «противнике», достижение целей выявления, предотвращения и раскрытия преступлений, документирования преступных действий. Без такого участия и такой помощи населения немыслима успешная борьба с преступностью.

На лиц, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, на бесконтрактной ocнове, в полной мере распространяются меры социальной и правовой защиты, предусмотренные Федеральным законом РФ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» от 20 августа 2004. № 119-ФЗ».

Непременное условие содействия заключается в том, чтобы лица, проверку или разработку которых осуществляют оперативные службы, по меньшей мере, не знали их конфидентов. Это жизненно важно как с позиций обеспечения безопасности последних, так и для исключения противодействия им, а следовательно, и результативности проводимых оперативно-розыскных мероприятий. Она напрямую зависит от того, что о них не знает и не должен знать широкий круг лиц, а тем более объекты мероприятий. В этой связи действия их субъектов предполагают применение преимущественно негласных средств и методов работы с использованием при подготовке и проведении ОРМ конфиденциального содействия отдельных частных лиц.

Простейший опыт показывает, что оперативно-розыскные мероприятия, о проведении которых становится известно в криминальной среде, утрачивают свою эффективность и становятся просто бессмысленными. Поэтому проведение оперативно-розыскных мероприятий и привлечение к ним конкретных лиц нередко допускается лишь в тех пределах, при которых может быть обеспечена зашифровка как ОРМ, так и их участников.

Необходимость обеспечения конфиденциальности и применения иных мер защиты обусловливается характером преступлений, для выявления, предупреждения и раскрытия которых требуется сбор оперативной информации. Главным образом это тяжкие и особо тяжкие преступления, совершаемые группами (нередко организованными), которые тщательно скрывают свои намерения и действия, отличаются исключительной дерзостью и особой жестокостью, высокой степенью конспирации.


Известно, что криминальные группировки нередко осуществляют контрразведку, для чего создают специальные «службы безопасности» или подбирают отдельных профессионалов, в том числе бывших сотрудников правоохранительных органов; главная их цель - выявить лиц, содействующих оперативным подразделениям - субъектам ОРД. В результате происходит противоборство профессионалов с применением одних и тех же средств и методов, причем преступники имеют более выгодные условия, поскольку не связаны нормами права, бюрократическими процедурами, используют помощь коррумпированных должностных лиц в правоохранительных органах, нередко имеют более высокую техническую оснащенность и др.

Все это объективно обусловливает использование помощи частных лиц преимущественно на конфиденциальной основе, предопределяет необходимость закрепления их сотрудничества на законодательном уровне. Комментарий к Федеральному закону от 12 августа 1995 года №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (постатейный) // Вагин О.А., Исиченко А.П., Чечетин А.Е. Стр. 109.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята 12 декабря 1993 года на Всенародном голосовании) с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ

2. Федеральный закон от 12 августа 1995 года №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (принят ГД ФС РФ 5 июля 1995 года) в ред. Федеральных законов от 02.11.2013 N 302-ФЗ, от 21.12.2013 N 369-ФЗ)

3. Комментарий к Федеральному закону от 12 августа 1995 года №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (постатейный) // Вагин О.А., Исиченко А.П., Чечетин А.Е. «Деловой двор», 2009 С.84-93

4. Комментарий к Федеральному закону от 12 августа 1995 года №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (постатейный) // Дубягин Ю.П., Дубягина О.П., Михайлычев Е.А.

5. Федеральный закон от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ (ред. от 14 октября 2014 года) «О полиции» 

6. Оперативно-розыскная деятельность: Учебник. // Под ред.

Блинова Ю.С., Вагина О.А., Вандышева А.С., Водько Н.П. . - М., 2012., с. 278

7. Оперативно-розыскная деятельность: Учебник. 2-е изд., доп. и перераб. // Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова,

А.Ю. Шумилова. - М.: ИНФРА-М, 2010., с. 348

8. Оперативно-розыскная деятельность: Конспект лекций. // Под ред. Давыдова Я.В. - М.: Приор-издат, 2009. с. 157