Файл: Особенности развития физических качеств и способностей на уроках физической культуры в младших, средних и старших классах (Психологические изменения в процессе занятий физической культурой).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В современной России введены в действие различные методы, направленные на развитие физической культуры и спорта. Однако принятые на государственном уровне меры не вызвали существенных сдвигов к лучшему в физическом состоянии школьников. По данным исследователей 90% детей, учащихся, студентов имеют отклонения в состоянии здоровья, более чем у 50% из них физическая подготовленность является неудовлетворительной, увеличивается количество призывников, которые по состоянию здоровья не готовы выполнять свой гражданский долг. Такое положение требует новых нетрадиционных подходов к решению оздоровительных задач в процессе физического воспитания.

Поиску средств повышения эффективности физического воспитания детей и подростков посвятили свои исследования О.Г.Сухарев, А.П.Матвеев, Л.В.Волков, Б.М.Шиян, и др. Среди этих и многих других мы не нашли исследований, посвященных приоритетному применению комплексных тренировочных систем как средства повышения эффективности физического воспитания первоклассников.

Анализ авторских программ по физическому воспитанию (Т.В.Корнеева, О.Г.Сухарев, Е.Н.Литвинов, В.Г.Большаков и др.) показал, что среди средств, рекомендованных для школьников, наибольшей популярностью пользуются спортивные и подвижные игры при значительном уменьшении времени на использование других упражнений, в частности, по легкой атлетике. В то же время средства легкой атлетики способствуют решению оздоровительных, воспитательных и образовательных задач в процессе физического воспитания, формируют основу для усвоения школьной учебной программы, имеют преимущества в организации и их использовании, вне как не требуют особых условий и дорогостоящего оборудования.

Теоретический анализ и обобщение практики свидетельствуют, что сегодня есть достаточное количество исследований методики обучения двигательным действиям (Фарфель В.С., Алабин В., Дьячков В.М. и др.) и развития физических качеств (Зациорский В.М., Филин В.П., Набатникова М.Я., Озолин Н.Г. и др.). Однако, данные рекомендации ориентированы, главным образом, на подготовку спортсменов. Научно обоснованных рекомендаций по методике проведения уроков физической культуры с первоклассниками с приоритетным использование средств легкой атлетике в практиков нет.

Следовательно, признание ценности легкоатлетических упражнений как средства физического воспитания, с одной стороны, и отсутствие научно обоснованных рекомендаций проведения уроков физической культуры с первоклассниками с приоритетным использование средств легкой атлетики, с другой стороны, обусловило проведение исследования по данной теме.


Объект исследования - процесс физического воспитания детей школьного возраста.

Предмет исследования - комплексные упражнения как средства физического воспитания и их влияние на физическую подготовленность и соматическое здоровье школьников.

Цель исследования - разработать и научно обосновать методику проведения уроков физической культуры со школьниками.

В процессе исследования решались следующие задачи:

1. Оценить особенности развития физических параметров детей школьного возраста.

2. Проанализировать психосоматические изменения в процессе физического развития.

3. Сформировать методику проведения уроков физической культуры для школьников и проверить ее эффективность.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературных источников; биологические методы; педагогическое тестирование; педагогические наблюдения; оценка двигательной активности; педагогический эксперимент; математическая статистика.

Глава 1. Анализ изменений организма человека в онтогенезе

1.1. Физические изменения в организме ребенка

Необходимым условием полноценного развития ребенка, в процессе занятий физической культурой и спортом, являются знания о возрастных особенностях детей младшего школьного возраста. Для практики физического воспитания показатели функциональных возможностей детского организма являются ведущими критериями при выборе физических нагрузок, структуры двигательных действий и методов воздействия на организм.

В возрасте с 6 до 10 лет наблюдается равномерный прирост длины тела и увеличение его массы. Значительно ускоряется темп структурных преобразований во всех звеньях сердечно-сосудистой системы. С возрастом величина ударного объема увеличивается, а ЧСС снижается, что говорит о росте резервных возможностей сердца. В период от 6-7 до 9-10 лет значительно увеличивается масса легких и повышение их жизненной емкости, что позволяет увеличивать обеспечения мышц кислородом. В этом возрастном периоде уже в достаточной степени развиты зоны коры больших полушарий, контролирующие работу двигательного анализатора [3].


В зависимости от возраста ребенка меняется его двигательная активность. Объем времени регламентированной двигательной активности младших школьников включает уроки физической культуры (два раза в неделю по 45 мин), подвижные перемены (20-30 мин) и выполнение домашних заданий по физической культуре (15-25 мин). Этот объем может быть увеличен за счет внешкольной спортивно-массовой работы (кружки, спортивные секции, соревнования и т.д.) [5].

Реализация цели физического воспитания осуществляется через решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

В младшем школьном возрасте особое значение имеет формирование правильной осанки путем развития опорно-двигательного аппарата, общего укрепления мышечного корсета, профилактики плоскостопия, формирование правильных изгибов позвоночника и т.п. Оздоровительные задачи предусматривают также повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды и простудным заболеваниям.

В младшем школьном возрасте наиболее ответственным образовательным задачей является формирование и совершенствование жизненно важных двигательных умений и навыков в ходьбе, беге, прыжках, метаниях различных предметов, лазании и перелезании, передвижении на лыжах, плавании.

Воспитательные задачи характеризуются воспитанием физических качеств личности, связанных с проявлением физических и психических потенций школьников при решении двигательных задач в конкретных ситуациях. Содержание учебного процесса в начальной школе должен быть увязан с воспитанием дисциплинированности, воли, коллективных действий. Решение этих задач способствует развитию у школьников устойчивого интереса к проявлению своих возможностей, использованию их в повседневной жизни, побуждает к занятиям спортом [1, 2, 5, 6, 7].

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития скоростных и координационных способностей, а, кроме того, для развития способности длительно выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой интенсивности [8].

Рассмотрим виды физических упражнений и их влияние на организм ребенка.

Гимнастические упражнения являются одними из ведущих в физическом воспитании младших школьников. Их отличительная особенность - широкий спектр воздействия на развитие координационных способностей, гибкости, нацеленность на образование новых условных двигательных рефлексов.

Легкоатлетические упражнения имеют большое значение в общей физической подготовке детей. Их педагогическая ценность определяется высокой степенью прикладной направленности, возможностью развивать выносливость, скорость, скоростно-силовые качества и способности. При выполнении легкоатлетических упражнений в работу включаются почти все мышечные группы, значительно усиливается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, существенно повышается обмен веществ.


Подвижные игры в начальных классах является ведущим средством для воспитания физических качеств. С помощью подвижных игр воспитывают физические качества и развивают способности, а также готовят школьников к жизни, достигается управлением игровыми ситуациями со стороны учителя, созданием определенных условий выполнения игровых действий. Эмоциональность, новизна решения двигательных задач, возможность коллективных и индивидуальных действий усиливают свойства, воспитывают, игр, формируют качества личности.

Плавательная подготовка имеет важное прикладное значение и оказывает на организм ребенка разностороннее влияние. С помощью плавания можно решать вопрос повышения функциональных возможностей дыхания, кровообращения, а также эффективно укреплять опорно-двигательный аппарат, формировать осанку [2, 4, 6, 8].

В младшем школьном возрасте фонда двигательных действий у детей довольно ограничен, что определяет возможности развития физических способностей. Именно отсутствие разнообразия двигательных действий в свою очередь мешает направленному воздействию на те или иные органы и структуры организма, не позволяет целенаправленно управлять их активностью, а, следовательно, добиваться положительных результатов в гармоничном физическом развитии. Чтобы избежать этого негативного явления, осуществляют совершенствование двигательных навыков и умений, приобретенных в дошкольном возрасте, а также обучают новым двигательным действиям, которые хотя и не имеют непосредственно прикладного характера, но являются необходимыми для всестороннего развития физических способностей.

Младшие школьники быстро восстанавливаются после нагрузок, и у них снова появляется потребность в двигательной активности. Это изменение функциональной активности в поведении школьников определяет необходимость в выборе оптимального чередования нагрузки и отдыха. Следует избегать длительного, монотонного выполнения однообразных двигательных действий, а также длительных эмоциональных напряжений. В учебный процесс нужно постоянно включать новые задачи, двигательные действия, разнообразные формы организации занятий, позволяющих каждому ученику проявлять свои физические потенции в полном объеме.

Основной формой занятий физическими упражнениями в школе является урок физической культуры. Специфика задач и содержания программы вызывается некоторые особенности урока с учетом возрастных групп занимающихся.

Для младшего школьного возраста ведущими в школьном уроке являются задачи совершенствования природных двигательных действий (бег, ходьба, прыжки, метание, лазание и т.п.).


Организм старших школьников имеет свои анатомические, физиологические и психологические особенности. Их необходимо знать и учитывать в процессе занятий физическими упражнениями.

Старший школьный возраст характеризуется продолжением процесса роста и развития, выражающееся в относительно спокойном и равномерном его протекании в отдельных органах и системах. Одновременно завершается половое созревание. В этой связи четко проявляются половые и индивидуальные различия как в строении, так и в функциях организма. В этом возрасте замедляется рост тела в длину и увеличение его размеров в ширину, а также прирост в массе. Различие между юношами и девушками в размерах и формах тела достигают максимума. Юноши перегоняют девушек в росте и массе тела. Юноши в среднем выше женщин на 10-12 см. И тяжелее на 5-8 кг. Масса их мышц по отношению к массе всего тела больше на 13%, а масса подкожной жировой ткани меньше на 10%, чем у девушек. Туловище юношей немного короче, а руки и ноги длиннее, чем у девушек.

У старших школьников почти заканчивается процесс окостенения большей части скелета. Рост трубчатых костей в ширину усиливается, а в длину замедляется. Интенсивно развивается грудная клетка, особенно у юношей. Костяк способен выдерживать значительные нагрузки. Развитие костного аппарата сопровождается формированием мышц, сухожилий, связок. Мышцы развиваются равномерно и быстро, в связи с чем увеличивается мышечная масса и растет сила. В этом возрасте отмечается асимметрия в увеличении силы мышц правой и левой половины тела. Это предполагает целенаправленное воздействие (с большим уклоном на левую сторону) с целью симметричного развития мышц правой и левой сторон туловища. В этом возрасте появляются благоприятные возможности для воспитания силы и выносливости мышц.

У девушек в отличие от юношей наблюдается значительно меньший прирост мышечной массы, заметно отстает в развитии плечевой пояс, но зато интенсивно развиваются тазовый пояс и мышцы тазового дна. Грудная клетка, сердце, легкие, жизненная емкость легких, сила дыхательных мышц, максимальная легочная вентиляция и объем потребления кислорода также менее развиты, чем у юношей. В силу этого функциональные возможности органов кровообращения и дыхания у них оказываются гораздо ниже.

Сердце юношей на 10-15% больше по объему и массе, чем у девушек; пульс реже на 6-8 уд. / мин., сердечные сокращения сильнее, что обусловливает больший выброс крови в сосуды и больше высокое кровяное давление. Девушки дышат чаще и не так глубоко, как юноши; жизненная емкость их легких примерно на 100 см3 меньше.