Файл: Юридическая сущность предпринимательского права ( Предмет российского предпринимательского права и его метод).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Для правоведения современного российского государства одной из новых дисциплин выступает именно предпринимательское право. Актуальность проблем правового регулирования, как экономической, так и предпринимательской деятельности в современных экономических условиях не вызывает совершенно ни каких, даже малейших сомнений. Именно поэтому предпринимательское право выступает в качестве учебной дисциплины, которую предусматривает государственный образовательный стандарт Российской Федерации. Необходимо заметить, что, как в Российской Федерации, так и в зарубежных государствах изучению предпринимательского права в настоящее время уделяется достаточно большое внимание, выходит в свет методическая и учебная литература, которая посвящена подобного рода проблемам.

И не смотря ни на что, вопрос, касающийся места предпринимательского права в современной правовой системе представляется достаточно неоднозначным.

В различных высших учебных заведениях Российской Федерации к определению предпринимательского права имеют место различные подходы, в связи с этим, соответственно, несколько отличаются и рабочие программы данного учебного курса.

В связи со сказанным выше, необходимо отметить, что данные положения, собственно говоря, и определяют актуальность избранной темы исследования.

Цель представленной курсовой работы видится в определении и характеристике юридической сущности предпринимательского права в правовой системе российского государства.

Исходя из актуальности темы, и для достижения определенной выше цели работы, в процессе ее подготовки представляется необходимым решение определенных задач, а именно:

- дать понятие предпринимательскому праву и определить его место в в структуре российского права;

- определить предмет и метод предпринимательского права Российской Федерации;

- изучить принципы предпринимательского права.

При подготовке курсовой работы были использованы научные труды ученых-правоведов Российской Федерации и Республики Беларусь, а также нормативные правовые акты, касающиеся рассматриваемой темы.

1 Понятие предпринимательского права и его место в структуре российского права


Рассматривая реалии современного предпринимательского права, необходимо отметить, что между учеными имеются определенные теоретические разногласия.

Современная юридическая литература выделяет в настоящее время три основные теории предпринимательского права, относя к господствующей теории, в соответствии с которой, предпринимательское право выступает как основная часть гражданского права. По мнению многих цивилистов, у права отсутствуют предмет и методы правового регулирования в традиционном их понимании, а равно особые принципы в отрасли предпринимательской деятельности. Однако возникает вопрос, что подразумевается под словосочетанием «часть гражданского права»?

Как считают некоторые ученые, часть гражданского права подразумевает совокупность общих и особенных нор гражданского права, призванных регулировать имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения между лицами, которые осуществляют предпринимательскую деятельность, либо же с их участием или предпринимательские отношения, основанные на автономии воли, на равенстве, а также имущественной самостоятельности их участников.[1]1

Предпринимательское право как самостоятельная отрасль права, будучи второй теорией, принадлежит сторонникам концепции хозяйственного или предпринимательского права. Так, по мнению Д.А. Макарова, в процессе перехода к рыночной экономике прослеживается достаточно ощутимая роль хозяйственного права, которое становится правом предпринимательской деятельности. Итак, понятия предпринимательского права и права хозяйственного выступают синонимами с вытекающими отсюда всеми научными выводами.[2]2

Традиционно представителями теории предпринимательского права выделяются предмет и особый метод правового регулирования единых предпринимательских правоотношений.

Таковые отношения принято разделять на три группы общественных связей, к числу которых относятся:

- во-первых, предпринимательские имущественные, именуемые горизонтальными;

- во-вторых, предпринимательские управленческие, именуемые вертикальными;

- в-третьих, предпринимательские внутрифирменные или корпоративные.

Согласно третьей теории, - предпринимательское право как комплексная отрасль, т.е. образование – базируется на определенных исходных положениях ученых, которыми, наряду с первичными правовыми структурами, например, конституционного, административного, гражданского, процессуального, указывается на наличие вторичных и третичных правовых образований. Такими образом, в узком смысле предпринимательское право следует рассматривать в качестве отрасли второго уровня, которая сочетает в себе признаки и методы некоторых базовых отраслей.


Выступая в качестве комплексной отрасли, предпринимательское право призвано регулировать отношения особого рода в области предпринимательской деятельности. Названными отношениями образуется так называемое предметное единство.

Итак, как предпринимательское право можно определить комплексную отрасль, которая сочетает гармонично частноправовые и публичноправовые начала. Комплексная отрасль характеризуется преобладанием разноотраслевых норм, призванных регулировать общественные отношения.

Идея формирования предпринимательского права на стыке частного публичного начал актуальной и плодотворной представляется и сегодня. В то же время, подобного рода идея, по мнению автора, выстраивается на отказе от разделения права на публичное и право, как утверждается иногда сторонниками предпринимательского права. В реальной же жизни между частным и публичным правом отсутствует граница. В этом плане показательным можно назвать высказывание М.М. Агаркова, согласно которому, социальный слой, который основывается лишь на частноправовых началах, к гуманному обществу не приводит; в обоих случаях благие намерения лишь способствуют уничтожению личности. Историческое развитие российского государства лишь подтверждает справедливость данного прогноза, сделанного известным ученым-юристом еще в начале прошлого столетия.[3]1

Те исследования проблем правового регулирования экономических отношений, которые не проводят разграничения между делением права на публичное и частое, с одной стороны, и дуализм частного права с другой, допускают смешение разнопорядковых понятий, каковыми можно назвать предпринимательское право, торговое право и коммерческое право, что выступает в качестве составной части предпринимательского права, той частью, которая призвана регулировать отношения в области обмена товарами.

2 Предмет российского предпринимательского права и его метод

Рассматривать современное предпринимательское право в настоящее время учеными-правоведами принято рассматривать, исходя из трех положений:

- во-первых, в качестве комплексной отрасли права, т.е. совокупности юридических норм, призванные регулировать общественные отношения, которые складываются в области организации, осуществления, а равно государственного регулирования предпринимательской деятельности;


- во-вторых, в качестве науки или совокупности концепций, теорий, идей, которые изучают правовые вопросы осуществления предпринимательской деятельности и направлены на улучшение современного законодательства;

- в-третьих, в качестве учебной дисциплины, т.е. совокупности знаний, из которых слагается часть учебной программы образовательных учреждений, необходимых для подготовки специалистов разного уровня в отрасли юриспруденции.[4]1

Следует отметить, что относительно вопроса о том, выступает ли предпринимательское право Российской Федерации в качестве самостоятельной отрасли права, среди ученых-юристов отсутствует единое мнение.[5]2

По мнению сторонников дуалистической концепции, в числе которых можно отметить Е.А. Суханова и Б.И. Пугинского, предпринимательские отношения подлежат регулированию административным и гражданским правом.

Как считают приверженцы монистической теории, в качестве каковых можно отметить В.К. Мамутова и В.С. Мартемьянова, данная теория исходит из того, что предпринимательское право представляется самостоятельной комплексной отраслью права.

В качестве объекта российского предпринимательского права выступает предпринимательская деятельность.

В качестве предмета регулирования предпринимательского права как отрасли права можно назвать три группы общественных отношений, в частности:

а) предпринимательские отношения, возникающие между субъектами хозяйствования на основании сделок гражданско-правового регулирования, к примеру, в связи с заключением различных договоров;

б) организационно-имущественные правоотношения, создающие условия для осуществления предпринимательской деятельности, например, создание, реорганизация и ликвидация тех или иных предприятий;

в) отношения, которые образуются в ходе государственного регулирования предпринимательской деятельности, к примеру, в процессе государственного контроля, при государственной регистрации хозяйствующих субъектов.[6]1

В теории предпринимательского права под методом его правового регулирования подразумевается совокупность способов и приемов воздействия на отношения, которые составляют предмет предпринимательства.

По мнению автора, понятие правового метода необходимо рассматривать, как в широком, так и узком смыслах. В первом случае речь ведется о методах частного и публичного права, во втором же только об отраслевом методе. С точки зрения разделения права на публичное и частное, можно выделить два метода правового регулирования, а именно:


- метод централизованного или императивного регулирования, который основывается на отношениях субординации между участниками общественных отношений. При помощи данного мнения регулированию подлежат те отношения, в которых, как правило, в качестве приоритетного выступает общественный интерес. В связи с этим централизованные методы принято использовать в отраслях публично-правового характера;

- метод регулирования децентрализованного или дозволительного, наоборот, выстраивается на координации интересов и целей сторон и находит свое применение для регламентации отношений между субъектами гражданского общества, которые, в первую очередь, удовлетворяют свои частные интересы.

Понятие правового метода в так называемом узком или же отраслевом понимании наполняется определенным содержанием, исходя из характера и учета регулируемых отношений. К примеру, в области гражданского права находит применение такой метод правового регулирования, как юридическое равенство, а в отрасли административного права – метод подчинения. Названные методы присутствуют в той или иной интерпретации и в иных отраслях российского права. Так, например, экологическое и земельное право сочетают в себе и метод подчинения, и метод юридического равенства. Подобную картину можно проследить в области действия и предпринимательского права.

По мнению автора, научные исследования категории правового метода следует продолжать в двух направлениях, а именно:

- общетеоретическом;

- отраслевом.

При этом следует отметить, что оба направления между собой имеют достаточно тесную взаимосвязь.

Наверное, следует все таки признать справедливым имеющееся утверждение о том, что и развитие, и совершенствование, как теоретических, так и правовых основ предпринимательского права в области его предмета и метода представляется длительным, однако абсолютно неизбежным процессом. Зачастую даже самые идеальные определения понятий в уже сложившихся отраслях, как публичного, так и частного права могут иметь относительно стабильное существование только лишь определенный промежуток времени, после чего в них вносятся определенные дополнения и изменения.[7]1

3 Принципы предпринимательского права Российской Федерации