Файл: Признаки платежеспособности и подлинности банкнот и монеты Банка России (Виды защиты купюр).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 167

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Деньги стали подделывать сразу, как только они появились. История чеканки монет и печатания банкнот - это история постоянной борьбы с подделками. Чем более искусными становились фальшивомонетчики, тем более хитроумные средства защиты придумывали государственные мастера.

Древнейший из известных законов о подделке денег - закон Корнелия о подделке завещаний и монет - был принят в IV веке до н. э. В Германии в XII веке владельцу фальшивой монеты, если он не мог доказать законность ее приобретения, отрубали большой палец, а могли и четвертовать. В средневековой Франции за подделку денег отрубали руку, а во времена Людовика IX (1262 г.) приговаривали к повешению с конфискацией имущества в пользу казны. В Бретани примерно в это же время фальшивомонетчиков варили живьем.

В России жуликов такого рода не любили не только официальные власти, но и население. Например, известно, что в Новгороде в 1462 году народ утопил в Волхове нескольких пойманных за руку мошенников, обвиненных в изготовлении фальшивых монет. В "Уложении", принятом в 1649 году в правление царя Алексея Михайловича, было записано, что тем денежным мастерам, которые решатся на самостоятельное изготовление медных и оловянных денег или станут прибавлять в серебро медь, олово либо свинец, расплавленным свинцом зальют горло.

По законам, принятым в царствование Петра Великого, за перемену чекана монеты или внесение в сплав менее ценного металла мастеру грозила смерть, а за уменьшение веса монеты - ссылка на галеры. Указом от 1711 года в Российской империи впервые было введено наказание за недонесение о фальшивой монете. Причем такое же, как и самим фальшивомонетчикам.

Впрочем, изготовлением фальшивых денег баловались далеко не только "кустари-одиночки". Выпуск фальшивых банкнот часто использовали для ослабления экономики противника воюющие страны. Так, готовясь к войне с Россией, Наполеон открыл в пригороде Парижа фабрику по изготовлению фальшивых русских ассигнаций. Размах акции был весьма и весьма серьезным. Уже после войны русское правительство изъяло из обращения фальшивые 25- и 50-рублевые купюры французского производства на общую сумму 70 млн. рублей - эта цифра сравнима с половиной всех затрат России на Отечественную войну.

Куда большую известность получила диверсия, организованная немцами в начале Второй мировой войны. Осенью 1939 года они наладили производство английских и американских дензнаков. Для этого в Грюневальде (пригород Берлина) создали специальную строго засекреченную типографию. Начиная с лета 1942 года английские банкноты стали печатать в концентрационном лагере Заксенхаузен. До февраля 1945 года немцы успели изготовить более 134 тысяч фальшивых купюр. Здесь же были напечатаны в большом количестве и фальшивые югославские облигации, лиры и динары и даже несколько тысяч купюр достоинством в 100 долларов.


В настоящее время государственные органы, по всей видимости, не занимаются подделкой чужой валюты, а вот деятельность "частников" остается реальной опасностью.По данным интерпола, который осуществляет сейчас координацию международных усилий по борьбе с фальшивомонетничеством, чаще других подделывают доллары США (80% подделок в мире). Целью работы является выяснение мер защиты денег на данный момент времени.

2 История российских денег

В России первые бумажные деньги (ассигнации) были введены в обращение в Петербурге и Москве манифестом Екатерины II от 29 декабря 1768 года. Условием для выпуска бумажных денег явилось то, что монетное обращение в указанный период базировалось на медных эквивалентах, так как серебра и золота не хватало, тогда как расширяющиеся торговые отношения требовали большего количества «удобных денег» (медяки были достаточно тяжелы).

При выпуске ассигнаций государство столкнулось с такой проблемой, как техническое обеспечение. Как известно, для выпуска денежных знаков необходима полиграфическая техника, а также специальные предприятия и специалисты по их изготовлению. Однако, несмотря на отсутствие в XVIII веке оптимальных условий для изготовления бумажных денег, деньги стали выпускаться согласно манифесту. Изначальные ассигнации отличались от современных купюр и представляли собой банковские обязательства — расписки на получение монет.[ 2,3]

Первые выпущенные ассигнации не были достаточно защищены от подделки. Единственными средствами их защиты были водяные знаки на бумаге, изготавливаемой на Красносельской мануфактуре (позже на мануфактуре в Царском Селе), и печать, которая производилась в сенатской типографии. Также на ассигнациях были нанесены текст и нумерация. Бумажные купюры первого образца выпускались достоинством 25, 50, 75 и 100 рублей. Правительственный указ от 1771 года констатировал массовое изготовление подложных 75-рублевых ассигнаций, «переписанных» из 25-рублевых. По тому же Правительственному указу повелевалось провести изъятие всех ассигнаций 75-рублевого номинала и впредь бумажные деньги этого достоинства не вводить в обращение.

Большое количество подделок вынудило государство выпустить новые ассигнации. 4 марта 1816 года представленный Бетанкуром план устройства Экспедиции заготовления государственных бумаг получил высочайшее утверждение Александра I. Это предприятие представляло собой целый городок, включающий в себя здание бумажной фабрики,типографию, механическую, граверную, нумерационную и формную мастерские, правление, квартиры для чиновников и служащих, казармы для рабочих, магазин, караул. К осени того же года была отпечатана первая партия ассигнаций достоинством в 25 рублей.[4]


С открытием Экспедиции началось полноценное производство бумажных денег. Новые купюры 1818 - 1819 годов были значительно сложнее: их номиналы составляли 5, 10, 25, 50 и 100 рублей; водяные знаки стали более высокого качества; по четырем сторонам купюр высвечивался текст «Государственная банковская сторублевая (или другого достоинства) ассигнация»; рисунок был выполнен в стиле ампир. Также ассигнации имели сетку, а бумага стала высокого качества и даже поставлялась в другие страны.

Но, несмотря на все предпринятые меры, ассигнации продолжали подделываться. В поисках новых способов защиты Экспедиция повысила качество водяных знаков. Для этого на формах отлива бумаги вместо проволочного контура начали использовать отштампованные рисунки знаков, даже воспроизводили водяными знаками портреты и картины русских художников.

В 1843 году были выпущены новые кредитные билеты, которые сменили прежние ассигнации. Качество этих денег было гораздо выше, так как в их изготовлении преобладала ручная работа. Для повышения уровня защищенности ассигнаций, улучшения качества внешней отделки и сложности рисунка Экспедиция заменяла устаревшее оборудование и регулярно приглашала талантливых художников и граверов. Но и это не спасло ассигнации от подделки.

В 1866—1887 годах были повторно выпущены обновленные кредитные билеты, для изготовления которых впервые была применена металлографическая печать. Билеты, изготовленные таким способом, имели новые водяные знаки с полутонами, гильоширные типографские и металлографические розетки.

Несомненно, для изготовления фальшивых купюр фальшивомонетчикам необходимо было соответствующее оборудование: доски-матрицы, типографские машины, штампы, печати, краски, бумага.

Например, в концеXVIII века фальшивомонетчики прибегали к хитрому способу изготовления досок-матриц: так как для изображения на них рисунка ассигнаций нужны были хорошие граверы, мошенники давали объявления в газеты о вакансии гравера для выполнения заказов от заграничных стран. Из всех откликнувшихся отбирались самые способные и талантливые. Если человек оказывался легкомысленным, то его легко было втянуть в долги, а потом принудить к тайному изготовлению досок. При отборе кандидатов последним предлагалось сделать пробную копию ассигнации, причем, чтобы не вызывать каких-либо подозрений, предлагалось сделать только рисунок без цифр и обозначения номинала банкноты. Мастера выполняли заказы, а цифры на художественной матрице рисовали сами преступники. Случалось и так, что одну сторону ассигнации делал один гравер, а другую - другой. Работа граверов щедро оплачивалась и они всегда охотно ее выполняли, при этом ни о чем не догадываясь.


Для изготовления типографских станков и машин фальшивомонетчики также прибегали к различным уловкам. Для этого они заказывали по чертежам отдельные части машин в разных городах - Берлине, Лейпциге, Ганновере. Заводы выполняли заказы и даже не задумывались, для чего необходимы данные детали.

Все эти способы подделки бумажных денег применялись фальшивомонетчиками в самом начале появления бумажных денег. Однако уже в 90-х годах XIX века появились новые способы подделки денег. Самым распространенным способом стал типографический.

С этого времени самым высококачественным способом подделки было полиграфическое копирование. Фальшивые банкноты, произведенные данным способом, мог отличить только специалист. Однако этот способ был очень трудоемким для фальшивомонетчиков. Для решения этой проблемы они стали использовать цветные копировальные машины с двухсторонней печатью. Такой способ копирования давал хорошее качество и возможность неограниченного производства купюр. Именно с этого момента в стране началось повсеместное изготовлению копий денежных купюр. По статистике 90% обнаруженных и изъятых фальшивых купюр были изготовлены данным способом.

Однако со вступлением в век технического прогресса, когда широко распространены средства самого точного копирования, этот способ уже устарел. На смену копировальным машинам пришли струйные и лазерные принтеры и сканеры.

Одним из новых способов подделки денежных знаков является глубокая печать. На фальшивках, изготовленных данным способом, краска из форм налипает на бумагу и при высыхании образует толстый красочный слой. Главным недостатком этого способа является то, что данную подделку сможет определить опытный продавец на ощупь. Также, этим способом можно лишь имитировать деньги, так как через некоторое время купюра утрачивает свой товарный вид.

Существует еще один способ подделки - так называемая офсетная печать. Данный способ основывается на избирательном смачивании пробельных элементов на печатных формах не водой, а жирной краской. Здесь мошенникам нужно также подобрать бумагу и краску. Основной недостаток офсетной печати при подделке заключается в том, что такую типографию не установишь в подвале или в каком-либо другом малом помещении, так как этот способ считается промышленным и с помощью его производят сразу много продукции. Именно поэтому мошенники совмещают данный способ изготовления фальшивых купюр со своей основной работой.

Офсетная печать бывает нескольких видов. Самым современным ее видом считается цифровой офсет. С помощью этой технологии изображение наносится на печатную форму, непосредственно установленную в машину. Традиционную технологию, использующую фотоформы, сейчас называют фотоофсетом. Помимо этого вводяттакже классификацию по видам материалов - листовые и ролевые (ротационные). Ролевые офсетные печатные машины используют не отдельные листы бумаги, а ролы - бумагу, скатанную в огромный ролик.


Преимущество офсетной печати заключается в том, что изображения на купюрах не смываются водой, а слой краски никогда не бывает толстым и чрезмерным, поэтому через такую печать можно видеть волокна бумаги. Однако офсетная печать несовершенна. Изготовленную таким способом купюру можно выявить с помощью детектора денежных купюр.

Одним из сложных разновидностей офсета является «орловская печать» - сугубо типографический метод печати. В денежном деле он используется для плавного перехода одного цвета в другой. Именно этот метод применяется для защиты государственных купюр от подделки. Преимущество и неповторимость данной печати заключается в том, что при доброкачественной печати не увидишь перекосов и разрывов штрихов, наложения одного цвета на другой.

Учитывая тот факт, что на протяжении всего XIX столетия бумажные деньги не знали, что такое защитный слой, мошенники без труда подделывали их. Но, к большому сожалению мошенников, в 1890 году Иван Орлов изобрел способ однопрогонной многокрасочной печати для воспроизведения государственных денег («орловская печать»), и уже в 1892 году данная машина была представлена на европейском форуме банковских служащих. Радужные купюры привели в восторг европейцев, и заказы на «орловскую печать» поступили сразу от нескольких крупных банков Европы. Было ясно, что данное изобретение сведет на нет усилия фальшивомонетчиков, что и случилось в первые десять лет.

Орловский способ печати, основанный на совмещении сложных витиеватых узоров, не устарел и в XXI веке, хотя самые искусные фальшивомонетчики смогли освоить и орловскую грамоту. Однако для этого фальшивомонетчикам нужно действовать группами и использовать высокоточное оборудование, так как одиночкам подделать «орловскую печать» не под силу. Сущность «орловской печати» состоит в формировании отдельных красочных слоев на цветоделенных формах, их переносе на сборную форму и оттуда на воспринимающую поверхность.

Следует также отметить, что на практике встречаются два способа подделки банкнот. Один из них - частичная подделка. В этом случае некоторые реквизиты, обозначающие достоинство денежного билета, заменяются каким-либо способом на реквизиты билета большего достоинства. Переделка банкнот выполняется фальшивомонетчиками вручную с использованием общедоступных средств и материалов. Реквизиты, обозначающие достоинство денежного билета, удаляются механическим путем или закрашиваются. Новые изображения рисуются вручную, надпечатываются способом высокой или трафаретной печати. В некоторых случаях недостающие изображения вырезаются из одной банкноты и наклеиваются на другую. Это встречалось на немецких и финских марках и, в последнее время, на российских рублях. Этот вид подделки легко распознать, поскольку фальшивомонетчики таким способом не могут достичь удовлетворительных результатов.