Файл: Виды юридических лиц.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • акции такого общества можно было распределять только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц;
  • нельзя было размещать акции среди неограниченного круга лиц, в том числе по открытой подписке;
  • акционеры ЗАО имели преимущественное право приобрести акции, продаваемые другими акционерами этого общества.

На практике эти ограничения по сути превращали ЗАО в ООО.

Новая редакция главы 4 Гражданского кодекса РФ не предусматривает столь жесткие правила для непубличных обществ. В частности, закон не содержит положения о том, что участники непубличного общества имеют преимущественное право приобретения акций при их продаже другими акционерами.

Закон предусматривает повышенные требования к публичным обществам. Их деятельность во многом регулируется императивными нормами. В результате участникам необходимо соблюдать конкретные правила, указанные в законе. Участникам непубличных обществ закон, напротив, предоставляет большую свободу действий в корпоративных отношениях (диспозитивные нормы). О соотношении прав и обязанностей участников публичных и непубличных обществ см. сравнительную таблицу.

Особенности, свойственные публичным обществам, сводятся к следующему:

  • требуется включить в фирменное наименование указание на то, что общество является публичным (п. 1 ст. 97 ГК РФ);
  • необходимо создать коллегиальный орган управления общества, число членов которого должно быть не менее пяти (п. 3 ст. 97 ГК РФ);
  • вести реестр акционеров и исполнять функции счетной комиссии должна независимая организация, имеющая соответствующую лицензию (п. 4 ст. 97 ГК РФ);
  • нельзя ограничить количество акций, принадлежащих одному акционеру, их суммарную номинальную стоимость, а также максимальное число голосов, предоставляемых одному акционеру (п. 5 ст. 97 ГК РФ);
  • в уставе нельзя предусмотреть необходимость получения чьего-либо согласия на отчуждение акций (п. 5 ст. 97 ГК РФ);
  • никто не имеет преимущественного права приобретения акций. Это ограничение не распространяется лишь на дополнительно выпускаемые акции и ценные бумаги, конвертируемые в акции, в предусмотренных законом случаях (п. 5 ст. 97 ГК РФ);
  • необходимо публично раскрывать информацию на рынке ценных бумаг (п. 6 ст. 97 ГК РФ);
  • объем правомочий участников определяется только пропорционально их долям в уставном капитале общества (абз. 2 п. 1 ст. 66 ГК РФ);
  • нельзя предусмотреть в уставе порядок управления обществом, отличающийся от порядка, который устанавливает закон (п. 3 ст. 66.3 ГК РФ). В частности, невозможно отнести к исключительной компетенции общего собрания акционеров вопросы, не относящиеся к ней в соответствии с законом (абз. 2 п. 5 ст. 97 ГК РФ).

В свою очередь, участники непубличного общества вправе:

  • определить объем правомочий участников не пропорционально их долям в уставном капитале (как это установлено по общему правилу), а в ином соотношении (абз. 2 п. 1 ст. 66 ГК РФ);
  • изменить порядок управления обществом по единогласному решению участников (п. 3 ст. 66.3 ГК РФ);

Участники непубличного общества вправе единогласно принять решение о том, чтобы устав предусматривал порядок управления обществом, отличающийся от установленного законом порядка.

Во-первых, можно наделить коллегиальный орган управления общества (далее – наблюдательный совет) или коллегиальный исполнительный орган (далее – правление) правом рассматривать вопросы, которые закон относит к компетенции общего собрания участников.

Правда, на рассмотрение наблюдательного совета и правления по-прежнему нельзя передать вопросы о совершении следующих действий: вносить изменения в устав или утверждать устав в новой редакции; реорганизовывать или ликвидировать общество; определять количественный состав наблюдательного совета и правления (если формирование правления отнесено к компетенции общего собрания участников), избирать их членов и досрочно прекращать их полномочия; определять количество, номинальную стоимость, категорию (тип) объявленных акций и прав, предоставляемых этими акциями; увеличивать уставный капитал ООО непропорционально долям его участников или за счет принятия третьего лица в состав участников такого общества; утверждать внутренний регламент или иные документы, не являющиеся учредительными документами.

Во-вторых, допустимо закрепить функции правления за наблюдательным советом (полностью или в части) либо вовсе отказаться от создания правления, если его функции осуществляет наблюдательный совет.

В-третьих, можно передать единоличному исполнительному органу общества (генеральному директору) функции правления.

В-четвертых, участники могут отказаться от формирования в обществе ревизионной комиссии или предусмотреть конкретные случаи, в которых она должна быть создана.

В-пятых, можно самостоятельно установить порядок созыва, подготовки и проведения общих собраний участников, а также принятия ими решений. Главное, чтобы такой порядок не лишал участников права на участие в общем собрании и на получение информации о нем.

В-шестых, допустимо самостоятельно установить требования к количественному составу, порядку формирования и проведения заседаний наблюдательного совета и правления.


В-седьмых, можно самостоятельно установить порядок осуществления преимущественного права покупки доли или части доли в уставном капитале ООО (преимущественного права приобретения акций, размещаемых АО, либо ценных бумаг, конвертируемых в акции), а также максимальную долю участия одного участника ООО в уставном капитале общества.

В-восьмых, закон разрешил отнести к компетенции общего собрания акционеров вопросы, которые закон прямо к ней не относит.

Кроме того, участники непубличного общества вправе: включать в устав иные положения, отличающиеся от общих правил, если это прямо разрешает закон; требовать исключить другого участника из общества в судебном порядке с выплатой ему действительной стоимости его доли участия, если такой участник своими действиями (бездействием) причинил существенный вред обществу либо иным образом существенно затрудняет его деятельность и достижение целей (абз. 4 п. 1 ст. 67 ГК РФ); ограничить число, суммарную номинальную стоимость акций или максимальное число голосов, принадлежащих одному акционеру (п. 5 ст. 99 ГК РФ)[7].

Заключение

Институт юридического лица относится к числу основных в российском гражданском праве. Его можно определить как совокупность (подсистему) норм, устанавливающих правоспособность юридического лица и способы ее осуществления, порядок создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также особенности их организационно-правовых форм.

Общим принципом для всех юридических лиц остается специальная правоспособность. Универсальная правоспособность носит характер исключения из общего правила и действует лишь в отношении коммерческих негосударственных юридических лиц.

Существующая в российском правоведении система юридических лиц обусловлена переходным (от централизованно управляемого к рыночно-организационному) характером современной отечественной экономики. В ее составе сохраняются поэтому преобладание в плановом хозяйстве унитарные (государственные и муниципальные) производственные предприятия, а также многие другие (некоммерческие) организации – несобственники (учреждения), признание которых юридическими лицами не свойственно традиционному рыночному обороту. Наряду с ними развиваются, занимая господствующее место, обычная для рыночной экономики субъекты, акционерные и другие хозяйственные общества и товарищества.


С 1 сентября 2014 года изменилась классификация юридических лиц. Такие изменения в Гражданский кодекс РФ внес Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»

Несмотря на то что закон по-прежнему подразделяет все юридические лица на коммерческие и некоммерческие организации (в зависимости от того, является ли извлечение прибыли основной целью деятельности организации), такое деление претерпело два важных изменения: изменился перечень коммерческих организаций; перечень некоммерческих организаций стал закрытым.

Различия между коммерческими и некоммерческими юридическими лицами состоят в следующем: 1) основная цель коммерческих организаций – извлечение прибыли, тогда как некоммерческие могут заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствуют им; 2) прибыль коммерческих организаций делится между им участниками, а прибыль некоммерческих организаций идет на достижение тех целей, для исполнения которых они созданы; 3) коммерческие организации обладают общей правоспособностью, некоммерческие – специальной; 4) коммерческие организации могут создаваться только в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий; 5) а некоммерческие – в формах, предусмотренных ГК РФ и другими законами.

Таким образом, решая вопрос о выборе формы деятельности в той или иной сфере (осуществлять ее как гражданин – физическое лицо или же создать организацию – юридическое лицо), необходимо предварительно изучить все особенности законодательства, определяющие положение юридических лиц вообще (в качестве субъектов гражданских прав и обязанностей), и нормы, касающиеся отдельных организационно-правовых форм юридических лиц. Такое знание важно и для тех, кто в ходе своей деятельности сталкивается с юридическим лицом, чтобы правильно определить его правовое положение, порядок и условия участия его в коммерческом обороте, ответственность, которую юридическое лицо или участники юридического лица будут нести по его обязательствам.

Список использованной литературы


Нормативные правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации.- М.: Проспект, 2012.- 32с.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015)//Справочная правовая система «Консультант Плюс».
  3. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. 30.12.2015) «О некоммерческих организациях»//Справочная правовая система «Консультант Плюс».
  4. Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «Об общественных объединениях»//Справочная правовая система «Консультант Плюс».
  5. Федеральный закон от 6.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 29.06.2015, с изм. от 29.12.2015) «Об акционерных обществах»//Справочная правовая система «Консультант Плюс».
  6. Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»//Справочная правовая система «Консультант Плюс».

Книги и статьи:

  1. Гражданское право [Текст]: учебник/под ред. С.С. Алексеева.- М.: ТК Велби, 2014.- 480 с.
  2. Гражданское право. Часть первая [Текст]: учебник/отв. ред. В.П. Мозолин.- М.: Юристъ, 2010.- 927 с.
  3. Гражданское право [Текст]: учебник/под ред. М.М. Рассолова и др.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.- 903 с.
  4. Добровольский, В. Виды юридических лиц: какие критерии классификации появились с 1 сентября 2014 года [Текст] /В. Добровольский//Закон и право.- 2015.- №3.- С. 17-21.
  5. Зыкова, И.В. Юридические лица: создание, реорганизация, ликвидация [Текст]/И.В. Зыкова.- М.: Проспект, 2014.- 256 с.
  6. Иванова, Е.В. Гражданское право. Общая часть [Текст]: учебник/Е.В. Иванова.- М.: Книжный мир, 2013.- 816 с.
  7. Цепов, Г.В. Различия между хозяйственными товариществами и хозяйственными обществами [Текст] / Г.В. Цепов //Правоведение.- 2011.- № 3.- С. 23-25.
  1. Иванова, Е.В. Гражданское право. Общая часть [Текст]: учебник/Е.В. Иванова.- М.: Книжный мир, 2013.- С. 236.

  2. Зыкова, И.В. Юридические лица: создание, реорганизация, ликвидация [Текст]/И.В. Зыкова.- М.: Проспект, 2014.- С. 11-14.

  3. Гражданское право [Текст]: учебник/под ред. М.М. Рассолова и др.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.- С. 241-243.

  4. Цепов, Г.В. Различия между хозяйственными товариществами и хозяйственными обществами [Текст] / Г.В. Цепов //Правоведение.- 2011.- № 3.- С. 23-25.

  5. Добровольский, В. Виды юридических лиц: какие критерии классификации появились с 1 сентября 2014 года [Текст] /В. Добровольский//Закон и право.- 2015.- №3.- С. 17.

  6. Гражданское право [Текст]: учебник/под ред. С.С. Алексеева.- М.: ТК Велби, 2014.- С. 82-83.

  7. Добровольский, В. Виды юридических лиц: какие критерии классификации появились с 1 сентября 2014 года [Текст] /В. Добровольский//Закон и право.- 2015.- №3.- С. 17-21.