Файл: Учебная Практика_лекции.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.07.2020

Просмотров: 1241

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

соблюдать правила промышленной и пожарной безопасности в процессе эксплуатации оборудования и сооружений;

выполнять правила охраны труда;

снижать вредное влияние производства на людей и окружающую среду;

обеспечивать единство измерений при производстве, передаче и распределении энергии;

использовать достижения научно-технического прогресса в целях повышения экономичности, надежности и безопасности, улучшения экологии энергообъекта и окружающей среды.

1.1.8. На каждом энергообъекте между структурными подразделениями должны быть распределены функции и границы по обслуживанию оборудования, зданий, сооружений и коммуникаций.

1.1.9. Энергосистемы должны осуществлять:

развитие производства для удовлетворения потребностей в электрической энергии и тепле;

эффективную работу электростанций и сетей путем снижения производственных затрат, повышения эффективности использования мощности установленного оборудования, выполнения мероприятий по энергосбережению и использованию вторичных энергоресурсов;

повышение надежности и безопасности работы оборудования, зданий, сооружений, устройств, систем управления, коммуникаций;

обновление основных производственных фондов путем технического перевооружения и реконструкции электростанций и сетей, модернизации оборудования;

внедрение и освоение новой техники, технологии эксплуатации и ремонта, эффективных и безопасных методов организации производства и труда;

повышение квалификации персонала, распространение передовых методов производства.

Организации, осуществляющие проектирование, наладку, эксплуатацию энергообъектов, связанных с повышенной промышленной опасностью, должны иметь разрешения (лицензии), выданные в установленном порядке.

1.1.10. Надзор за техническим состоянием и проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание оборудования и сооружений, рациональным и эффективным использованием топливно-энергетических ресурсов осуществляют органы государственного контроля и надзора.


Заканчивая рассмотрение организации энергопроизводства, отметим, что оно было и остается одним из наиболее опасных в плане производственного травматизма, и охрана труда является одним из важнейших направлений деятельности энергетического предприятия.




Лекция 4

(материал для самостоятельной проработки)

Организация охраны труда в энергопроизводстве

Порядок организации охраны труда в энергетике устанавливается Системой управления охраной труда, сокращено СУОТ. Система достаточно четко определяет задачи и обязанности в части Охраны труда всех без исключения работников, начиная от первых руководителей до рядовых рабочих. Последняя редакция СУОТ, утверждена в 1998 году. При изучении Документа следует обратить внимание на определение понятия «Охрана труда» и учесть, что, несмотря на ликвидацию ОАО «РАО ЕЭС России», положения СУОТ остаются в силе и должны быть учтены при составлении должностных инструкций работников Акционерных Обществ Энергетики и других документов в области охраны труда. Одновременно следует уяснить основные принципы, по которым распределяются права и обязанности в области охраны труда. Одним из этих принципов является дублирование основных обязанностей или принцип двойного контроля. При таком распределении обязанностей ошибка одного работника не должна приводить к нарушению требований Правил в области охраны труда и, в конечном счете, к производственному травматизму.

ПОЛОЖЕНИЕ

О СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА * (СУОТ)

в подразделениях и организациях РАО "ЕЭС России"

(Рекомендации по организации работы по охране труда)

* Под охраной труда подразумевается система законодательных актов, а также предупредительных и регламентирующих социально-экономических, организационных, технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, средств и методов, направленных на обеспечение безопасных условий труда.

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законодательными актами и другими нормативами по охране труда **. Положение распространяется на исполнительный аппарат РАО "ЕЭС России" (далее - РАО); представительства РАО "ЕЭС России" по управлению акционерными обществами (далее - представительствах); территориальные обособленные подразделения межсистемных электрических сетей РАО "ЕЭС России" (далее - МЭС); филиалы и другие обособленные подразделения РАО (далее - подразделения РАО); акционерные общества энергетики и электрификации (далее - АО-энерго) со своими подразделениями, акционерные общества-электростанции, научно-исследовательские и проектные институты, строительные, ремонтные, наладочные и другие предприятия и организации, предприятия промышленности, машиностроения, стройиндустрии и другие предприятия и организации, акции (вклады в уставный капитал) которых принадлежат РАО (далее - организации), действующие в соответствии с:

1.1.1. Указами Президента Российской Федерации;

1.1.2. Уставом Российского акционерного общества открытого типа энергетики и электрификации "Единая энергетическая система России";


1.1.3. Положениями о представительствах РАО "ЕЭС России" по управлению акционерными обществами;

1.1.4. Положениями о территориальных обособленных подразделениях межсистемных электрических сетях РАО "ЕЭС России";

1.1.5. Уставами акционерных обществ энергетики и электрификации, других акционерных обществ;

1.1.6. Положениями о филиалах, представительствах РАО "ЕЭС России" по управлению акционерными обществами в регионах и других обособленных подразделениях РАО "ЕЭС России";

** Перечень нормативных актов, применяемых в процессе управления охраной труда, приведен в приложении к настоящему Положению

1.2. Настоящее Положение устанавливает единую систему организации управления охраной труда на предприятиях и в организациях с учетом функций управления охраной труда со стороны государственных органов и общественных организаций, а также функции отдельных структурных подразделений отрасли и субъектов управления (работодателей, должностных лиц, специалистов и рабочих) при реализации нормативно-правовых актов Российской Федерации в части охраны труда.

СУОТ является подсистемой в общей системе управления производством в отрасли и предусматривает использование компьютерных и программных средств для автоматизации исполнения ряда функций управления.

1.3. Внедрение и соблюдение настоящей СУОТ обеспечивают первые руководители на всех ступенях управления деятельностью в отрасли.

1.4. Управление охраной труда включает в себя функции по подготовке, принятию и реализации управленческих решений по осуществлению организационных, технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических медицинских и социальных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности, сохранение работоспособности, здоровья и жизни работников отрасли в процессе труда.

Основным принципом отраслевой политики в области охраны труда является признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников отрасли по отношению к результатам производственной деятельности предприятий и организаций.

1.5. Цель внедрения СУОТ - обеспечение безопасных и нормальных условий труда для работников на всех стадиях производственного процесса; условий, при которых обеспечивается не только своевременное устранение каких-либо нарушений норм по охране труда, но и предупреждение возможности их возникновения.

1.6. Задачи, решаемые при применении СУОТ:

- установление определенных функций и обязанностей по охране труда для работодателей и работников (руководителей, специалистов, служащих, рабочих) на всех уровнях управления производством;

- планирование мероприятий по охране труда, организация их исполнения, постоянный контроль, учет, анализ и оценка проводимой работы;

- организация подготовки персонала (обучение работников методам и приемам безопасного производства работ, проверка знаний, аттестация, стажировка, дублирование, инструктаж);


- организация пропаганды требований нормативов и передового опыта по охране труда среди персонала;

- обеспечение для обслуживающего персонала безопасности технологических процессов и оборудования;

- обеспечение для работников безопасности при строительстве, ремонте и эксплуатации производственных зданий и сооружений;

- приведение санитарно-гигиенических условий труда на рабочих местах в соответствие с нормами;

- создание для работников отрасли благоприятных социальных условий, установление оптимальных режимов труда и отдыха;

- организация санитарно-бытового и лечебно-профилактического медицинского обслуживания работников;

- организация профессионального отбора работников;

- обеспечение работников средствами защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов;

- нормотворческая деятельность, организация обеспечения работников нормативными материалами по охране труда;

- информационное обеспечение;

- организация внутриведомственного контроля за соблюдением требований по охране труда в процессе производства;

- стимулирование работы по обеспечению безопасности производственных процессов, снижению производственного травматизма и профзаболеваемости, соблюдения работающими нормативов по безопасности труда;

- анализ результатов деятельности по профилактике производственного травматизма и профзаболеваемости; разработка на основе анализа соответствующих мероприятий;

- применение различных форм воздействия на субъектов и объекты управления.

1.7. Органы (субъекты) управления охраной труда.

Выполнение задач управления охраной труда осуществляется на всех уровнях управления в соответствии с функциями руководителей и исполнителей, их правами и обязанностями, закрепленными законодательными актами, постановлениями, распоряжениями, уставами, положениями, инструкциями и другими нормативами, а также решениями трудовых коллективов путем принятия и реализации управленческих решений.

1.7.1. Высшим органом государственного управления охраной труда в Российской Федерации является Министерство труда и социального развития Российской Федерации в лице Департамента охраны и условий труда.

1.7.2. Звеньями единой системы государственного управления охраной труда являются подразделения по охране труда (управления, отделы и др.) органов исполнительной власти по труду субъектов РФ.

1.7.3. Государственное регулирование нормотворческой деятельности в топливно-энергетическом комплексе, в том числе - в электроэнергетике осуществляет в пределах возложенных на него функций Министерство топлива и энергетики Российской Федерации (Минтопэнерго России).

1.7.4. Методическую работу по управлению охраной труда в организациях осуществляет РАО "ЕЭС России" непосредственно через свой исполнительный аппарат, представительства, МЭС и их подразделения, функции которых изложены в разделах 2 и 3 настоящего Положения.


1.7.5. Непосредственное управление охраной труда в организациях и их подразделениях осуществляют соответствующие руководители, конкретные функции которых изложены в разделе 6 настоящего Положения в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране труда, Рекомендациями по организации работы службы охраны труда на предприятии, в учреждении и организации, уставах, положениях и должностных инструкциях.

1.7.6. Настоящим Положением регламентируются функции должностных лиц и структурных подразделений организаций по охране труда применительно к отраслевым типовым структурам управления.

Организации отрасли с учетом специфики производства и своей структуры разрабатывают положения (стандарты предприятий по охране труда) и другие организационно-распорядительные документы по системе управления охраной труда, в которых самостоятельно определяют функции подразделений Управления и производственных подразделений, отдельных должностных лиц и работников без снижения требований настоящего Положения.

1.8. Объектами управления по настоящему Положению являются условия и состояние охраны труда на рабочих местах.

1.9. Методы и пути решения задач.

1.9.1. Планирование мероприятий по охране труда, организация их исполнения, постоянный контроль, учет, анализ и оценка проводимой работы осуществляется в соответствии с:

- рекомендациями Минтруда России;

- нормативами по охране труда;

- Отраслевым (тарифным) соглашением;

- коллективным договором (соглашением о проведении мероприятий по охране труда);

-выводами из анализа производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на основе материалов расследования и другого информационного материала;

- результатами контрольных проверок состояния охраны и условий труда;

-предложениями комиссий и уполномоченных лиц по охране труда предприятия;

- предписаниями органов государственного надзора;

- организационно - распорядительными документами вышестоящих органов управления.

1.9.2. Подготовка персонала по охране труда осуществляется в соответствии с отраслевыми нормативами и государственными стандартами.

Объем знаний по охране труда для каждого работника определяется должностной инструкцией и/или инструкциями по охране труда.

1.9.3. Пропаганда требований нормативов и передового опыта по охране труда осуществляется с использованием всех технических средств, включая печать, плакаты, радио, телевидение, кино, компьютерную и другую технику, выставки, семинары, курсы повышения квалификации, лекции, конкурсы мастерства и т.п.

1.9.4. Обеспечение безопасности технологических процессов и оборудования решается:

- путем приведения их в соответствие с требованиями стандартов ССБТ, ГОСТов, правил безопасности, санитарных норм и правил, других нормативов; в необходимых случаях производится их механизация, автоматизация, модернизация или замена на более совершенные;