ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.07.2020
Просмотров: 1414
Скачиваний: 4
Помимо технической и экономической сторон промышленный переворот имел реальную сторону, которая выражалась в превращении пролетариата и буржуазии в основные классы капиталистического общества. Темпы формирования буржуазии, степень ее влияния на общественную жизнь, на разрушение феодальных отношений не были одинаковыми в различных странах. В XIX в. в Англии буржуазия заняла ведущее положение в экономической жизни. Ее численность в середине XIX в. составляла 8,1% в общей численности населения. По мере развития капитализма и усиления конкурентной борьбы происходили глубокие изменения в расстановке сил внутри класса буржуазии. Мелкая и средняя буржуазия периодически разорялась. Решающую роль начала играть крупная буржуазия, к которой относятся крупные фабриканты и заводчики, торговцы и банкиры. Торгово-промышленная буржуазия стремилась к более кардинальным государственным преобразованиям.
Пролетариат из массы трудящихся стал выделяться в XVIII в. С созданием капитализмом условий для превращения формального подчинения труда капиталу в реальное рабочие начинают формироваться в самостоятельный общественный класс, класс, лишенный собственности на средства производства. Источником его существования является продажа рабочей силы. Первым отрядом фабрично-заводского рабочего класса были рабочие-текстильщики. Численность рабочих с ростом производства постоянно увеличивалась. В середине XIX в. в мире насчитывалось 10 млн. рабочих, из них в Англии – 4,1 млн. (1851), во Франции – 2,5 млн. (1848), США – 1,4 млн. (1850), в Германии – 0,9 млн. (1850). К 70-м гг. в трех крупнейших промышленно развитых странах (Англия, Франция и США) численность индустриальных рабочих – ядра рабочего класса – составляла 12-13 млн., а вместе с рабочими, занятыми в сельском хозяйстве, – 20 млн. Из общего числа рабочих почти половина приходилась на Англию. К концу XIX в. по численности рабочего класса первое место заняли США, где насчитывалось 10,4 млн. промышленных рабочих.
Рабочий класс претерпел не только количественные, но и качественные изменения. Повышалась доля фабрично-заводских рабочих, занятых в производстве средств производства. В 70 80-х гг. XIX в. самым многочисленным отрядом промышленных рабочих были рабочие текстильной промышленности. Но к началу XX в. положение изменилось: машиностроители, металлурги, железнодорожники стали наиболее многочисленным отрядом рабочего класса.
Положение рабочего класса вплоть до 60-70-х гг. XIX в. было крайне тяжелым. Продолжительность рабочего дня составляла 14-16 часов, условия труда и быта были нечеловеческими, низкая заработная плата, широко использовался женский и детский труд. Например, в первой половине XIX в. 50-60 % занятых в английской промышленности были женщины и дети. Такова была реальность, и представленная в трудах марксистов картина положения рабочих вполне объективна. Провозглашенные буржуазией свобода, равенство и братство оказались лишь декларацией. Положение рабочих становилось особенно тяжелым в период экономических кризисов, охватывающих, как правило, всю промышленность и сельское хозяйство и влияющих на экономику многих стран. Кризисы приводят к закрытию многих предприятий, росту безработицы, падению заработной платы и жизненного уровня трудящихся. Первый экономический кризис возник в Англии в 1825г.
Полное политическое бесправие, изнурительный труд, жизнь в трущобах, голод, болезни, высокая смертность вызывали недовольство и сопротивление рабочих работодателям, вели к усилению борьбы рабочего класса. Однако на первых порах выступления рабочих против эксплуатации выражались в стихийных формах голодных бунтах, поджогах предприятий, разрушении машин. Борьба рабочих нарастала, поднималась на качественно новый уровень. Первые крупные выступления рабочих произошли в Манчестере (Англия) в 1819 г., в Лионе (Франция) в 1831 и 1834 гг., восстание силезских ткачей (Германия) в 1844 г., чартистское движение за политические права трудящихся в 30-40 гг. в Англии.
В XIX в. возросло число городов, иным стал характер их застройки. Резко усилился процесс урбанизации. Если в 1750 г. в Англии было всего два города с населением более 50 тыс. чел, то в 1831 г. – уже восемь. К концу XIX в. городское население составляло 75 % всего населения страны.
Во Франции к 1870 г. городское население возросло в полтора раза по сравнению с 1780 г. и составило одну треть населения.
В США урбанизация особенно активизировалась в период индустриального подъема в 60-70-х гг. XIX в.
В пореформенные годы в России значительно возросло городское население. С 60-х по 90-е гг. оно увеличилось в два раза. Крупнейшими городами были Петербург с населением в 1,2 млн. чел. (1847) и Москва – более 1 млн. чел. Быстро росли города в промышленных центрах: Варшава, Лодзь, Киев, Баку и др.
Формирование индустриальной цивилизации
Достижения в науке и технике
Буржуазные революции разрушили многие феодальные порядки и обеспечили быстрое развитие производства. Однако развитие экономики столь быстрыми темпами было невозможно без использования достижений науки и техники. К началу XIX в. была накоплена огромная сумма знаний в различных областях науки.
Постоянно происходили радикальные открытия в науке. Устанавливается прочная взаимосвязь науки и техники, стимулирующих развитие друг друга. Результатом этой связи, научно-технической деятельности математиков, физиков, химиков, механиков, конструкторов, экспериментаторов в конце XVIII—XIX вв. стали выдающиеся изобретения в технике и технологии, имевшие исключительное значение в производстве. Изобретением, имевшим огромное значение, был паровоз "Ракета" С. Сгефенсона (1781— 1848), развивающий скорость до 50 км/ч и положивший начало развитию парового железнодорожного транспорта. Ученые А. Вольта (1745—1827), Г.Дэви (1778—1829), М.Фарадей (1791— 1867) заложили основы для применения электричества, нового вида энергии, которая нашла быстрое использование в различных технических областях в последней трети XIX в.: в промышленности, в передаче на расстояние буквенно-цифровых сообщений — телеграфной связи; электричество стало использоваться для освещения помещений, улиц (дуговое освещение, лампа накаливания), на транспорте (трамвай), в быту и т.д. Оно позволило строить фабрики и заводы за чертой города, что изменило облик городов.
Во второй половине XIX в. резко возросло значение нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности. Изобретение А Белла (1847—1922) — телефон уже через несколько лет получил распространение во всех развитых странах мира. Научные открытия и технические достижения вызвали к жизни новые отрасли производства — химическую, электротехническую и др. Зарождается вычислительная техника, автоматизация, производство искусственных материалов, используются свойства атома. Эти достижения во многом явились основой производства уже XX в.
По сравнению с предыдущим периодом темп изменений становится очень быстрым, резко сокращаются сроки открытий в области науки и техники до внедрения их в производстве. Машинная индустрия требует непрерывного технологического обновления. Таким образом, достижения науки и техники в конце XVIII—XIX вв. были грандиозными, они означали переход к новому, второму этапу научно-технического прогресса, охватывающему период с XIX в. до середины XX в., этапу, являющемуся основой индустриальной цивилизации.
Технические изобретения и применение их в производстве положили начало промышленному перевороту, его родиной в 60—70-х гг. XVIII в. стала Англия. Промышленный переворот представляет собой систему экономических, технико-технологических и социально-политических изменений, обеспечивающих переход от основанного на ручном труде мануфактурного производства к машинному. Завершающим этапом промышленного переворота было создание машиностроения — производства машин машинами. Предпосылками промышленного переворота послужили: накопление капитала благодаря мануфактурному производству; рынок рабочей силы; спрос на промышленное производство (емкость внутреннего рынка); политика протекционизма. Промышленный переворот — общеисторический, закономерный этап в становлении и развитии капиталистического строя. Этот этап был достигнут и пройден различными странами Европы, Северной Америки и Японией в основном в течение XIX в.
Рост промышленного производства и рыночных связей обусловили необходимость совершенствования средств транспорта и развития путей сообщения. 15 сентября 1830 г. началось железнодорожное движение между промышленными городами Манчестером и Ливерпулем.
С начала XIX в. наладилось использование в машиностроении токарных станков, гидравлических прессов, механических молотов и т. д. В 20—30-х гг. выпуск машин производился уже в основном машинным способом. Механизация производства создала условия для перехода от простой кооперации к комплексу машин, что является признаком перехода к господству крупной машинной индустрии.