Файл: О_5 (Осень 2010) Учебно-практ. пособие.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.07.2020

Просмотров: 4150

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обяза­тельствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.

Законодательство, регулирующее банковскую деятельность, исходит из разграничения ответственности банков и государства. Согласно Закону о Центральном банке Российской Федерации (Банке России) государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязатель­ствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Разграничение ответственности проводится и в отношении обязательств Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

Положения о раздельной ответственности не применяются, если Российская Федерация принимает на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта РФ, муниципального образования или юридичес­кого лица либо эти субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам Российской Федерации.

Во внутреннем гражданском обороте государство, как следует из ст. 124-126 ГК, не пользуется иммунитетом и участвует в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с други­ми субъектами права. Иначе обстоит дело в условиях международного гражданского обмена. Согласно ст. 127 ГК особенности ответственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяются законом об иммуни­тете государства и его собственности.

Проблема правосубъектности публично-правовых образований и ответственности государства по обязательствам из договора всегда была одной из основных в науке гражданского права.

Первоначально в этой области юридическая мысль была направлена на то, чтобы уравнять их положение с другими субъектами частного права. В связи с этим госу­дарство и подобные ему образования принято было рассматривать как одну из раз­новидностей юридического лица.

С появлением социалистического государства, в руках которого были сосредоточены практически все средства производства при одновременном сохранении гражданско­го оборота, традиционное решение столкнулось с новыми трудностями. В частности, с позиций отсутствия самостоятельной юридической личности органов государства невозможно было объяснить наличие гражданско-правовых отношений между ними, и единственным выводом было то, что государство само с собой вступает в указан­ные отношения, поскольку его органы действуют исключительно от его имени. Или, как писал А. В. Венедиктов, "если единственным субъектом права государственной собственности является социалистическое государство, а отдельные органы лишь управляют предоставленным им государством имуществом, то как совместить отри­цание права собственности за государственными органами на это имущество с поня­тием договора купли-продажи как договора, направленного на передачу права соб­ственности одним собственником другому? Что представляет собой в таком случае купля-продажа внутри государственного сектора?". Единственное объяснение таких отношений могло быть найдено в признании за государственными органами какого-то особого права, отличного от права собственности самого государства, и, следова­тельно, наделении их самостоятельной юридической личностью, что и было сделано А.В. Бенедиктовым в предложенной им конструкции оперативного управления гос­органов. При этом государство не признавалось субъектом гражданского права, а оперативное управление было объявлено единственно возможным способом осуще­ствления права государственной собственности во внутреннем обороте. Если же го­сударство "в целом" и участвует в имущественных отношениях, то это скорее исклю­чения из общего правила и в большинстве случаев они регулируются нормами фи­нансового, налогового, административного, но не гражданского права.


Казалось бы, с приватизацией государственного имущества, с устранением граж­данско-правовых отношений "внутри государственного сектора" отпала необходи­мость конструировать самостоятельную правосубъектность государственных органов, зачеркивая тем самым правосубъектность самого государства. Поэтому действующий ГК РФ установил, что государство наряду с гражданами и юридическими лицами является субъектом гражданского права (ст. 2) и его правосубъектность аналогична право­субъектности юридических лиц (ст. 124), а его органы, так же как и органы юридиче­ских лиц, лишь осуществляют его права (ст. 125).


Тема 14. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ДОГОВОР КАК ОСНОВНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ФОРМА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


  1. Понятие и значение договора. Соотношение понятий «договор», «сделка», «обязательство». Понятие свободы договора.

  2. Виды договоров. Публичный договор. Договор присоединения. Предварительный договор. Толкование договора.

  3. Проблема хозяйственного права и хозяйственного договора.

  1. Содержание договора. Условия договора. Юридическое значение существенных условий договора. Обычные, случайные и примерные условия договора.

  1. Заключение договоров. Стадии заключения договора. Момент заключения договора. Место заключения договора, его юридическое значение. Случаи и порядок заключения договора в обязательном порядке. Преддоговорные споры.

  2. Особенности заключения договора на торгах. Закрытые и открытые аукционы и конкурсы. Особенности заключения на торгах договора приватизации государственного и муниципального имущества.

  3. Коммерческое представительство при заключении договоров в сфере предпринимательства.

  4. Недействительность сделок юридического лица, выходящих за пределы его правоспособности.

  5. Расчеты в договорных и иных предпринимательских правоотношениях.

  6. Изменение и расторжение договора. Основания изменения и расторжения договора в период его действия.

  7. Особенности изменения и расторжения договора в связи с существенным изменением обстоятельств.

  8. Порядок и последствия изменения и расторжения договора.

Договор - это соглашение двух или нескольких лиц (субъектов гражданского права) об установлении, изменении или прекраще­нии гражданских прав и обязанностей (п. 1 ст. 420 ГК РФ).

По своей юридической природе договор - это разновидность юридических фактов, а именно - двусторонняя или многосторонняя сделка. Соответственно, договор на договор распространяются все нормы ГК РФ, регулирующие сделки. Как юридический факт, договор является основанием возникновения либо (реже) основанием изменения или прекращения гражданского правоотношения - обязательства, хотя нередко термин договор используется и в значении обязательства. Однако правильнее было бы применительно к обязательству, возникающему из договора, использовать термин "договорное обязательство".


Важнейшим принципом заключения гражданско-правовых договоров (и принципом гражданско-правового регулирования в целом) является свобода договора, закрепленная в ст. 421 ГК РФ, которая выражается в следующем:

- субъекты граждан­ского права свободны в решении вопроса, заключать или не заключать договор. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законом или добровольно принятым одной из сторон обязательством, и таких случаев предусмотрено в законе немного (например, в соответствии с п. 1 ст. 343 ГК РФ залогодатель или залогодержатель в зависимости от того, у кого из них находится заложенное имущество, обязан, если иное не предусмотрено законом или договором, застрахо­вать за счет залогодателя заложенное имущество; продавец по договору розничной купли-продажи не вправе отказать покупателю в продаже выставленного на витрине товара);

- свобода выбора пар­тнера при заключении договора;

- свобода участников гражданского оборота в выборе вида договора. В соответствии с пп. 2, 3 ст. 421 ГК РФ стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовы­ми актами (смешанный договор, например, договор поставки оборудования, изготовленного по индивидуальному заказу);

  • свободу усмотрения сторон при определении условий договора (кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано за­коном или иными правовыми актами). В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней.

  • при отсут­ствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой. Так, п. 2 ст. 616 ГК РФ устанавливает, что арендатор обязан производить за свой счет текущий ремонт, если иное не установлено законом или договором. Поэтому стороны при заключении договора аренды могут прийти к соглашению о том, что текущий ремонт будет производить за свой счет арендодатель, а не арендатор, как это предусмотрено п. 2 ст. 616 ГК РФ.

При всей свободе договора он должен соответствовать обязательным для сторон императивным нормам, если они закреплены в законе. Так, в целях защиты интересов потребителей ст. 426 ГК РФ устанавливает, что цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей.

Значение договора в условиях рыночной экономики трудно переоценить. Он является в большинстве случаев единственным регулятором взаимоотношений субъектов гражданского права, главным инструментом в сфере бизнеса, предпринимательства, в удовлетворении разнообразных потребностей граждан.


Содержание договора - это совокупность условий, на которых заключен договор. Речь в данном случае идет о договоре в значении "сделки". Когда имеется в виду содержание договора как правоотношения, возникающего из такой сделки, то речь будет идти о субъективных правах и обязанностях сторон в этом правоотношении.

По своему юридическому значению все условия договора-сделки делятся на существенные и обычные, хотя эта точка зрения, будучи классической, не является единственной в юридической науке.

Существенными по ст. 432 ГК РФ признаются условия:

  • о предмете договора (например, о наименовании, количестве, ассортименте и качестве товаров в договоре купли-продажи);

- те, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида (например, условие о цене во всех договорах по отчуждению недвижимого имущества или, например, договор простого товарищества немыслим без определения сторонами общей цели, для достижения которой они обязуются совместно действовать; договор страхования невозможен без определения страхового случая, условие о сроке исполнения в договорах поставки, подряда, условие о сроке действия договора доверительного управления имуществом. Подчеркиваю, что существенные условия в качестве необходимых для данного вида договоров обязательно должны быть названы в законе или иных правовых актах (например, при определении договора или его условий);

  • все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение - под угрозой отказа от заключения договора.

При заключении договора, а именно - при составлении его текста, нужно четко опреде­литься, какие условия для данного договора являются существенными, а для этого - прежде всего внимательно изучить те статьи закона, которыми регулируется данный вид договора. Ведь по смыслу п.1 ст. 432 ГК РФ договор не будет считаться заключенным до тех пор, пока не будет согласовано хотя бы одно из его существенных условий.

Надо, однако, отметить, что в правоприменительной практике наблюдается иная тенденция. Так, императивной нормой, содержащейся в п.2 ст. 743 ГК РФ, установлено, что в договоре строительного подряда должны быть определены состав и содержание технической документации.

Следовательно, это - существенные условия договора. Однако Высший Арбитражный Суд РФ в Информационном письме от 24 января 2000г. № 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда" (Хозяйство и право. 2000. № 5) указал, что отсутствие утвержденной технической документации не является безусловным основанием для признания этого договора незаключенным.

Действительно, если договор исполнен хотя бы одной из сторон и исполнение принято другой стороной, признание договора незаключенным из-за отсутствия в нем каких-либо существенных условий может привести к неосновательному обогащению одной из сторон или уклонению её от исполнения своих обязанностей.


Но, с другой стороны, тогда теряет всякий смысл выделение существенных условий договора, если суды всякий раз будут вправе решать вопрос о возможности исключения из числа существенных какого-либо условия, указанного в качестве такового в законе.

Выход видится в том, чтобы "смягчить" требования ГК РФ, внеся в него соответствующие изменения, касающиеся перечня существенных условий к договору строительного подряда (или к какому-то иному конкретному договору).

В отличие от существенных, обычные условия не нуждаются в согласовании сторон. Обычные условия предусмотрены диспозитивными нормами в законах или иных правовых и автоматически вступают в действие в момент заключения договора. При заключении, например, договора арен­ды автоматически вступает в действие условие, предусмотренное ст. 211 ГК РФ, в соответствии с которым риск случайной гибели или случай­ного повреждения имущества несет его собственник, т. е. арендодатель.

Вместе с тем, если стороны не желают заключить договор на обычных условиях, они могут включить в содержание договора пункты, отменя­ющие или изменяющие обычные условия. Так, в приведенном примере стороны могут договориться о том, что риск случайной гибели или случайного повреж­дения имущества несет арендатор, а не арендодатель.

Действующий ГК РФ впервые отнес цену в договорах (кроме некоторых, для которых указание её в договоре является существенным условием, например, для сделок с недвижимостью) к числу обычных условий: в соответствии со ст. 424 ГК РФ, если в договоре не определена цена, по которой оплачивается исполнение договора, то в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, рас­ценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномо­ченными на то государственными органами.

В случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть опреде­лена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги. Однако в совместном постановлении Пленумов высших судебных инстанций страны от 1 июля 1996г. в п.54 разъяснено, что при отсутствии цены в договоре и при наличии разногласий по условию о цене и недостижении сторонами соглашения по этому вопросу договор считается незаключенным. - В этой связи некоторые ученые (в том числе М.И. Витрянский) считают, что цена (на товары, работы, услуги) является существенным условием любого возмездного договора.

К числу обычных условий следует относить и примерные условия, разработанные для договоров соответствующего вида и опубликован­ные в печати (в том числе изложенные в форме примерного договора), - если в договоре имеется отсылка к этим примерным условиям.

Если такой отсылки в договоре не содержится, такие при­мерные условия применяются к отношениям сторон в качестве обычаев делового оборота, если они отвечают требованиям, предъявляемым гражданским законодательством к обычаям делового оборота (ст. 5, п. 5 ст. 421, ст.427 ГК РФ).