ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.07.2020
Просмотров: 613
Скачиваний: 6
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Поморский государственный университет
им. М.В. Ломоносова
Л.Б. Красавцев, И.В. Савельев
ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Методические рекомендации и задания к семинарским занятиям
Архангельск
Издательство Поморского государственного университета
им М.В. Ломоносова
2004
Печатается по решению редакционно-
издательского совета Поморского
государственного университета
имени М.В.Ломоносова
Авторы: Красавцев Л.Б., кандидат исторических наук, доцент, профессор кафедры теории и истории государства и права
Савельев И.В., кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права
Рецензенты:
Учебно-методические рекомендации включают планы семинарских занятий по дисциплине «История государства и права зарубежных стран», соответствующие учебному плану юридического факультета. В издание включены также списки научной и учебной литературы. Предназначается для студентов юридического факультета.
Семинары – важный вид занятий, способствующий более глубокому усвоению материала, почерпнутого из лекции, они являются формой проверки самостоятельной работы студента с дополнительной литературой, умения применять теоретические знания при решении практических задач.
Цель семинарских занятий – ориентировать студента на изучаемые проблемы и облегчить поиск необходимых учебных, монографических источников, которые можно использовать также при составлении плана индивидуальной работы по данной дисциплине и при подготовке к зачету и экзамену.
Во время семинарских занятий могут проводиться круглые столы, деловые игры по наиболее актуальным проблемам курса.
Посещение семинарских занятий обязательно. Студент, пропустивший семинарское занятие, должен пройти индивидуальное собеседование с преподавателем по пропущенной теме.
Обязательно активное участие в семинарских занятиях. Студент должен на основе плана семинарских занятий и материала, полученного на лекции по данной теме, очертить круг вопросов, подлежащих освещению, определить список необходимых источников, знание которых поможет ответить на вопросы, по мере необходимости сделать краткие записи для выступления, составить конспект отдельных первоисточников. Преподаватель может дать студентам отдельные индивидуальные задания в виде реферата. Во время семинарских занятий могут быть использованы иные формы проверки подготовки студентов, контрольные работы, контрольные опросы понятийного аппарата по пройденным темам.
Вопросы, выносимые на семинарские занятия, не могут рассматриваться как исчерпывающие. Возможно их расширение при изучении курса с учетом реального учебного процесса, развития научных исследований, инициативы преподавателя, ведущего семинарские занятия.
Учебным планом предусмотрены по названному курсу 76 часов лекций и 50 часов семинарских занятий на дневном отделении, 26 часов лекций и 10 часов семинарских занятий на заочном отделении.
По итогам семестра сдается зачет, по итогам года сдается экзамен. При сдаче зачета учитывается посещение семинаров и активное участие в них.
Тема 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА (2 часа)
-
Первобытнообщинный строй. Обычай.
-
Разложение родоплеменного строя и возникновение государства.
-
Возникновение и развитие рабовладельческого государства и права в Древнем Египте:
-
социальная структура
-
государственный строй
-
местное управление
-
судоустройство
-
право
-
Отвечая на первый вопрос, следует дать характеристику первобытного общества, проследить его эволюцию от первобытного стада к семейно-родовым общинам, показать догосударственные формы социального управления (род, племя, союз племен). Затем показать, как регулировались отношения – возникновение обычая, обычного права.
Во втором вопросе рассматривается генезис надобщинных структур и образование протогосударств. Особо следует подчеркнуть роль неолитической революции и переход человека к производящей экономике. Показать роль общественного разделения труда, постепенное выделение управленческой деятельности, что и приводит к образованию первичных протогосударств. Остановиться на роли природно-географического фактора, что объясняет появление первых государств в районах Древнего Востока, а именно в долинах рек, где становится возможным орошаемое земледелие. Необходимо обратить особое внимание на восточный и западный пути образования государства.
В третьем вопросе необходимо осветить периодизацию истории Древнего Египта, рассмотреть социальную структуру египетского общества, уделив особое внимание роли жречества, рассмотреть государственный строй и местное управление, определить функции должностных лиц и государственных органов, обратив внимание на роль армии в политической жизни страны. Рассмотреть основные источники древнеегипетского права, отражение в них уголовного, семейного, гражданского и процессуального права.
Тема 2. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕГО ВАВИЛОНА (2 часа)
-
Государственное устройство и правовые источники первых городов-государств Двуречья.
-
Законы Хаммурапи – источник права Древневавилонского общества (общая характеристика).
-
Юридическое положение свободного населения по законам Хаммурапи.
-
Основные правовые институты Законника Хаммурапи:
-
собственность и обязательства
-
брак и семья
-
преступления и наказания.
В первом вопросе следует остановиться на процессе возникновения в Междуречье древних городов-государств, шумерской цивилизации и др. политических объединений (Ур, Аккад, Древневавилонское царство). Рассмотреть их государственное устройство, определить функции должностных лиц и учреждений. Обратить внимание на шумерское законодательство, законы Уруикагины, Эшнунны и другие правовые акты.
Второй вопрос посвящен первому в истории судебнику царя Хаммурапи. Прежде всего следует остановиться на его источниках, затем отметить его характерные черты, такие как примитивизм правовой технике, казуистичность норм права, их формализм, символический характер. Закончить ответ изложением структуры закона.
В третьем вопросе рассматривается правовое положение населения Древнего Вавилона. Необходимо рассмотреть правовой статус авилума и мушкенума, отдельно выделить группы торговцев, ростовщиков-тамкаров, а также рабов.
Раскрывая четвертый вопрос, следует остановиться на основных институтах законов Хаммурапи: регулирование имущественных отношений, брачно-семейных отношений, системе преступлений и наказаний, организации судебного процесса. Отметить характерные черты: жестокость, принцип талиона, ордалии и т.д.
Тема 3. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕЙ ИНДИИ И
ДРЕВНЕГО КИТАЯ (2 часа)
-
Империя Маурьев. Государственный строй и социальная структура.
-
Законы Ману – древнейший памятник права:
-
собственность и обязательства
-
брачно-семейные отношения
-
преступления и наказания
-
суд и процесс
-
Государственный строй Древнего Китая.
-
Основные черты права Древнего Китая.
В первом вопросе необходимо рассмотреть, как под влиянием завоеваний Александра Македонского создается единая централизованная империя Маурьев. Показать государственный строй империи, роль царя и его полномочия, административный аппарат, организацию местного управления, суда.
Во втором вопросе необходимо дать общую характеристику основного источника древнеиндийского права – законах Ману, рассмотреть регулирование ими различных отраслей жизни, подчеркнуть различия прав и обязанностей, исходя из принадлежности к различным варнам.
В третьем вопросе необходимо последовательно раскрыть государственное устройство царств Инь (Шан), Чжоу, Цинь и Хань, особое внимание уделив реформе Шан Яна.
Раскрывая четвертый вопрос, следует остановиться на источниках древнекитайского права, отражение в нем норм гражданско-правового, семенно-правового, уголовно-правового и процессуального характера. Обратить особое внимание на специфику права в Китае: верховенство моральных норм и затем норм уголовного права.
Тема 4. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО АНТИЧНОЙ ГРЕЦИИ (4 часа)
-
Общественный строй и управление Греции в гомеровскую эпоху.
-
Возникновение государства в Афинах:
-
реформы Тесея и Солона и их роль в оформлении афинского рабовладельческого государства
-
реформы Клисфена
-
Демократизация общественно-политического строя Афин. Реформы Эфиальта и Перикла.
-
Возникновение государства в Спарте. Реформы Ликурга.
-
Основные черты афинского материального права.
-
Суд и процесс в Афинах.
При ответе на первый вопрос необходимо объяснить процесс образования и развития государства в Древней Греции и влияние различных факторов (географических, экономических и др.) на возникновение различных форм древнеантичных государств. Отметить особую роль полисной формы государства, переходный характер древнегреческого общества в гомеровскую эпоху.
Во втором вопросе следует рассказать о возникновении античного полиса, как территориальной формы политической организации общества. Затем осветить начало имущественной дифференциации и реформу Тесея, появление новых органов власти – ареопага и архонтов. Показать дальнейшее социальное расслоение, приведшее к политическому кризису и выходу из него через реформы Солона. Раскрыть содержание этих реформ, обратить внимание на политику примирения, компромисса. Закончить ответ необходимо анализом реформ Клисфена, завершивших ликвидацию последних остатков родового строя и заложивших основу афинской демократии.