Файл: ИГПЗС методичка 2004.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.07.2020

Просмотров: 583

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Рассматривая первый вопрос, следует дать характеристику государственного строя Франции 2 половины XVIII в - абсолютной монархии, которая стала главной помехой на пути развития страны. Показать острый экономический, социальный и политический кризис, нараставший к 1789 г. решимость французской буржуазии, опирающейся на идеологию Просвещения. Затем рассказать о созыве Генеральных штатов, которые начали и возглавили революцию. Подчеркнуть особую роль делегатов от третьего сословия, организовавшихся в национальное, а затем в Учредительное собрание.

Отвечая на второй вопрос, необходимо остановиться на восстании 14 июля 1789 г., создании по стране выборных органов - муниципалитетов, затем о первых законодательных актах Учредительного собрания: упразднении феодального порядка, аграрном законодательстве, церковной реформе, введении единообразного административно-территориального деления. Также раскрыть содержание Декрета о подавлении беспорядков, Декрета против беспорядка и анархии, Закона Ле Шапелье 1791 г., а также избирательного закона 1789 г.

Третий вопрос посвящен важнейшим документам французской революции: Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и первой французской Конституции 1791 г. Особое внимание следует обратить на содержание Декларации, включение в нее естественных прав (свободы, собственности, безопасности, сопротивление угнетению и т.д.), обратить особое внимание на идею законности. Затем раскрыть содержание Конституции 1791 г., ее антифеодальный характер, перечень личных и политических прав и свобод, появление первых социальных прав, развитие идеи национального суверенитета, организацию государственной власти (законодательная, исполнительная, местная, судебная).

Отвечая на четвертый вопрос, необходимо осветить дальнейший ход революции (усиление сопротивления контрреволюции, интервенция иностранных держав, восстание против королевской власти, созыв национального Учредительного конвента, провозгласившего республику). Затем объяснить необходимость установления чрезвычайных органов власти (Комитет общественной безопасности, Чрезвычайный уголовный трибунал, Комитет общественного спасения), казнь короля, восстание в мае 1793 г., приведшее к власти якобинцев. После этого показать противоречивость якобинской диктатуры, с одной стороны, устранившей последние остатки феодализма, проведшей радикальные политические преобразования, отбившей натиск иностранной интервенции, спасшей страну от опасности голода, а с другой стороны, слишком увлекшейся политикой революционного террора не только против прямых врагов революции, но и протез оппозиции в своих рядах. В заключение рассказать о содержании Декларации и Конституции 1793 г.

В пятом вопросе следует раскрыть причины, приведшие к падению якобинцев (недовольство крестьян политикой максимума; недовольство общества продолжавшейся и ставшей бессмысленной политикой террора и др.). Осветить суть термидорианского переворота и содержание Конституции 1794 г. Раскрыть основные изменения в организации государственной власти (двухпалатный парламент, Директория), отмену всеобщего избирательного права. Затем объяснить политику качелей, проводимую Директорией и приведшую к непопулярности и неустойчивости конституционного режима.


В шестом вопросе следует объяснить необходимость государственного переворота, проведенного Наполеоном и установившего в стране твердую власть (Консульство). Раскрыть содержание новой Конституции 1799 г. Показать ее своеобразие (запутанную и псевдодемократическую систему государственной власти, личную диктатуру первого консула). Рассказать о создании политической обстановки, приведшей к падению республиканского строя и установлению империи, бюрократизации государственного аппарата, усилению роли армии и репрессивного аппарата.

В седьмом вопросе раскрыть содержание уголовного кодекса французской республики 1791 г. Рассмотреть историю его создания, обратить внимание на его структуру, систему преступлений и наказаний.

Восьмой вопрос посвящен кодификации Наполеона, создавшей первые законодательные сборники нового капиталистического строя гражданский, торговый, уголовный, гражданско-процессуальный и уголовно-процессуальный кодексы. Особое внимание обратить на содержание гражданского кодекса, его структуру, рассмотреть содержание каждой книги, сделать вывод о влиянии на дальнейшее развитие европейского права.


Тема 12. АМЕРИКАНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1776 – 1783 гг.

КОНСТИТУЦИЯ США 1787 г. (2 часа)


  1. Предпосылки и характер войны за независимость

  2. Декларация независимости 1776 г и статьи Конфедерации 1781 г.

  3. Переход от конфедерации к федерации и ее конституционное оформление

  4. Билль о правах.


Отвечая на первый вопрос, необходимо вначале кратко остановиться на колонизации Северной Америки, показать организацию управления, зарождение колониального конституционализма. Затем охарактеризовать политико-экономические отношения колоний с метрополией, их обострение в середине ХVIII в., усилившее стремление освободиться от зависимости Англии. Остановиться на особенностях американской революции: отсутствие феодализма и ее национально-освободительный характер.

Во втором вопросе рассказать о инициативе законодательного собрания Вирджинии, призвавшего созвать Конгресс для обсуждения «общих интересов Америки». Затем показать роль Первого Континентальною конгресса, принятия Декларации прав Вирджинии. Потом перейти к характеристике Декларации независимости 1776 г. остановиться на Конституциях штатов и статьях Конфедерации.

В третьем вопросе вначале рассказать о завершении войны за независимость, признании независимости, создании государства Соединенные Штаты Америки. Затем охарактеризовать отношения между штатами: причины, приведшие к переходу от конфедерации к федерации, историю создания Конституции. Наконец, раскрыть содержание Конституции 1787 г (практическое претворение в жизнь принципа разделения властей, создание системы «сдержек и противовесов», предметная компетенция союза: принцип верховенства феодального права по отношению к штатам), механизм ее реализации.


Четвертый вопрос посвящен Биллю о правах. Здесь следует рассказать о первых 10 поправках к Конституции, посвященных гражданским правам и свободам, подробно охарактеризовав каждую поправку.


Тема 13. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ БУРЖУАЗНОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЯПОНИИ (2 часа)


  1. Государство и право Японии в первой половине XIX в.

  2. «Реставрация Мейдзи» 1868 г.

  3. Реформы 1870-80 гг.

  4. Конституция 1889 г.


В первом вопросе следует дать исторический обзор государственного строя Японии в первой половине XIX в.: политика «самоизоляции», власть сегуна, роль крупных феодальных домов, постепенное развитие мануфактурной промышленности, усиление социальных противоречий в обществе. Показать роль европейских держав и США, стремящихся навязать Японии неравноправные договоры, и возникшую угрозу потери независимости

Во втором вопросе необходимо рассказать, как угроза потери независимости привела к борьбе за реформы, борьбе между сторонниками сегуна и сторонниками восстановления сильной власти императора. Отсюда возрождение синтоизма – обожествления императора и формирование «тэнноизма». Затем объяснить суть переворота 1868 г., открывшего путь реформам.

Третий вопрос посвящен изложению и разъяснению буржуазных реформ 70-80-х гг.: аграрная реформа (1872-73 гг.), административная реформа (1871 г.), Закон о всеобщей воинской повинности (1878 г.), реформа образования, буржуазные преобразования в экономике и роль государства в развитии промышленности, сословная реформа.

При ответе на четвертый вопрос надо рассказать о создании политических партий, активизации политической жизни в стране. Затем раскрыть содержание Конституции 1889 г., обратив внимание на большую власть императора, и подчеркнуть октроированный характер документа. Показать полномочия императора, роль императорских указов. После этого остановиться на полномочиях японского парламента, избирательном законе 1890 г. Указать на особую роль тайного совета, министерства двора и армии, формальный характер прав и свобод. В заключение рассмотреть судебную систему Японии, Закон об организации судов, создание прокуратуры и адвокатуры и кратко дать характеристику государства Японии после принятия Конституции.

Тема 14. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ГЕРМАНИИ В ПЕРИОД ОБЪЕДИНЕНИЯ (2 часа)


  1. Борьба Пруссии за гегемонию в Германии. Конституция Пруссии 1850 г.

  2. Франкфуртская Конституция Германской империи 1849 г.

  3. Северо-германский союз. Конституция 1867 г.

  4. Германская империя. Конституция 1871 г.

Рассматривая первый вопрос, необходимо дать краткий обзор исторических событий в Германии после падения «священной Римской империи германской нации» и образования Германского союза. Затем объяснить необходимость создания единого государства. Рассказать о развитии германского конституционализма, принятии Конституции Пруссии в 1850 г. Покачать возрастание роли Пруссии и ее борьбе за гегемонию в объединении Германии.


Отвечая на второй вопрос, следует остановиться на деятельности общегерманского парламента во Франкйфурте-на-Майне, принятии в 1849 г. Конституции германской империи. Раскрыть основное содержание документа: состав федерации, власть императора, единство экономического пространства и гражданства, состав и функции основных органов власти. В заключении необходимо остановиться на дельнейшей судьбе документа.

В третьем вопросе показать основные вехи объединительного процесса создание таможенного союза германских государств (1834), принятие общегерманского вексельного Устава (1847) обще германского торгового Уложения (1801). Затем показать изменение соотношения сит в результате войн с Данией (1864) и Австрией (1866), последовавшего упразднения Германского союза и образования Северо-Германского союза. В заключение раскрыть содержание конституции Северо-Германского союза и создание общесоюзного рейхстага.

Раскрывая четвертый вопрос, показать завершающий этап объединения Германии победоносную войну с Францией, отторжение от нее Эльзаса и Лотарингии и завершение объединения, провозглашение Германской империи. Затем раскрыть содержание Конституции Германской империи 1871 г.: полномочия союзного совета германского императора, имперского канцлера, рейхстага. В заключение дать характеристику политического режима кайзеровской Германии.


Тема 15. ГЕРМАНСКОЕ ГРАЖДАНСКОЕ УЛОЖЕНИЕ (БГБ) 1900 г. (2 часа)


  1. Источники и система БГБ.

  2. Статус физических и юридических лиц.

  3. Обязательственное право.

  4. Вещное право.

  5. Брачно-семейное и наследственное право.


В первом вопросе необходимо остановиться на разработке БГБ, рассмотреть его источники (Прусский ландрехт, Саксонский гражданский кодекс и др.), объяснить причину длительности его создания, а также раскрыть суть пандектной системы. Закончить ответ краткой характеристикой каждой части уложения.

Второй вопрос посвящен статусу физических и юридических лиц. Необходимо раскрыть суть двух основных видов юридических лиц: ферейны и учреждения, показать их основные черты. Объяснить порядок создания юридических лиц, рассмотреть статус неправоспособного союза. В заключении обратиться к правовому положению физического лица.

В третьем вопросе необходимо обратить внимание на юридический состав договора, определить условия его легальности, возраст, с которого можно заключать договоры и т.д. Далее остановиться на отдельных видах договорах и обязательств из недозволенных действий.

В четвертом вопросе остановиться на понятии права собственности. Обратить внимания на особенности земельной собственности, в том числе исключительное право на недра воздушное пространство над участком. Далее остановиться на легальных ограничениях собственности. Закончить необходимо анализом юридической конструкции права владения.


В пятом вопросе прежде всего необходимо дать определение брака по БГБ, определить положительные и отрицательные условия его заключения, остановиться на условиях, позволяющих его расторжение. Далее охарактеризовать права и обязанности супругов, родительскую власть. В заключении охарактеризовать наследование по закону и завещанию.


Тема 16. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО США В XX в. (2 часа)


  1. «Новый курс» президента Ф. Рузвельта. Антикризисное законодательство.

  2. Социальная политика государства.

  3. Эволюция американского федерализма после II мировой войны.

  4. Конституционные поправки 1909 – 1971 гг.


При ответе на первый вопрос следует рассказать о мировом экономическом кризисе 1929-1933 гг., вызвавшем в США резкое обострение социальных противоречий, потребовавшем изменения механизма власти. Показать попытки республиканского правительства Гувера остановить кризисные явления и смягчить социальную ситуацию. Затем раскрыть содержание программ демократов, направленных на государственное регулирование экономики и государственную помощь пострадавшим. Затем необходимо подробно раскрыть содержание программы антикризисных мер «нового курса» Ф. Рузвельта и законодательное его закрепление. В связи с этим объяснись значение Чрезвычайного банковского закона, Закона о банковской деятельности, Закона об обращении ценных бумаг. Закона о восстановлении промышленности, Закона о регулировании сельского хозяйства, рассказать о деятельности созданных чрезвычайных организаций национальной администрации восстановления промышленности. Ассоциации общественных работ и др.

Отвечая на второй вопрос, рассказать об официальном признании прав профсоюзов и законодательных гарантиях этих прав, раскрыть содержание Закона о трудовых отношениях, Закона о социальном страховании, показать роль созданного Национального Управления по трудовым отношениям, Исполнительного Управления Президента. Закончить анализом Закона о занятости 1946 и Закона Тафта-Харта 1947 г.

При ответе на третий вопрос следует отметить сохранение тенденции централизации «по вертикали», увеличение федеральной помощи штагам, разработку многочисленных федеральных программ по специальным вопросам, по борьбе с преступностью, охране окружающей среды и пр., также следует остановиться на политике «нового федерализма» Р.Никсона и Р. Рейгана.

В четвертом вопросе необходимо раскрыть содержание поправок к Конституции США: XVI – 1909 г., XVII – 1912 г., XVIII – 1919 г., XIX – 1919 г., XX – 1932 г., XXI – 1933 г., ХХII – 1951 г., XXIII – 1960 г., XXIV – 1964 г., XXV – 1967 г., XXVI – 1971 г. и их значение в развитии американской государственности.


Тема 17. ВЕЙМАРСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ 1919 г. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ВЕЙМАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (2 часа)


  1. История создания конституции Германской империи 1919 г. Влияние на создание конституции1919 г. расстановки сил в Учредительном собрании.

  2. Организация государственного единства Германии по Веймарской конституции, его специфический характер. Закрепление конституционных прав за отдельными землями и имперскими органами

  3. Государственный строй Веймарской республики. Форма правления. Порядок формирования. Компетенция и характер взаимоотношений высших органов власти.

  4. Буржуазно-демократические права и свободы граждан.