Файл: Психогимнастика в тенинге (Хрящева).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.07.2020

Просмотров: 3439

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Достаточно часто отвечающий таким образом участник не успевает осознать, как возник ответ, что свидетельствует о преимущественной активности правого полушария во время поиска ответа.

Участники, реализующие третью тактику, демонстрируют явное наличие этапа инсайта, хотя далеко не всегда могут осознать и проговорить предшествующие ему моменты.

Следует отметить, что, несмотря на различия в поведении членов группы в ходе этой работы, наблюдаются эффекты, связанные с имеющимися у участников на этот момент тренинга знаниями об этапах креативного процесса. По их реакции очевидно, что они замечают, а часто специально отслеживают свое пребывание на том или ином этапе. Кроме того, они замечают в поведении других участников группы сигналы, свидетельствующие об их нахождении на том или ином этапе.

В ходе выполнения этого задания тренер может сам создавать этап инкубации, предлагая сделать что-то (например, поиграть), уводящее участников в сторону от поиска ответа и тем самым от фрустрации. При этом можно стимулировать работу подсознания по поиску решения подбором подходящих игр и упражнений.

В ходе обсуждения работы, проделанной в процессе выполнения этого упражнения, целесообразно спрашивать у нашедшего ответ участника о том, когда и как он возник. Можно спрашивать о тех трудностях, с которыми столкнулся участник в процессе поиска ответа, а также о тех эмоциях и чувствах, которые у него возникали.


4. ПСИХОГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ,

НАПРАВЛЕННЫЕ НА ЛИЧНОСТНУЮ ПОДДЕРЖКУ

УЧАСТНИКОВ ТРЕНИНГА.


Результатом проведения упражнений этого раздела является более полное представление участников о своей уникальности, обогащение сознания позитивными, эмоционально окрашенными образами, связанными со всеми сторонами личности. Все это в совокупности увеличивает «устойчивость» личности, «площадь» ее опоры на себя, в чем коренится возможность для созидательного взаимодействия с другими людьми и миром.


УРАЖНЕНИЕ 59.


Участники группы сидят по кругу.

«Сосредоточьтесь на сбоем соседе справа (слева). Вспомните все его проявления во бремя нашей работы, все, что он говорил, делал. Вспомните чувства и отношения, которые возникали у вас к этому человеку. Для этого у нас будет две минуты».

Когда две минуты прошли, тренер продолжает инструкцию: «Теперь решите, какое из описаний природы, погоды, времени года, которое вы встречали в литературе или придуманное вами, соответствует вашим впечатлениям об этом человеке. Когда все будут готовы, каждый из нас, по очереди, скажет своему соседу возникшее у него описание».

Это упражнение позволяет каждому участнику получить личностно ориентированную обратную связь, в то же время характер задания непосредственно связан с задачами тренинга креативности, в частности, направлен на развитие ассоциативных механизмов.


Возникающие описания очень разнообразны: некоторые приводят цитаты из литературных произведений «люблю грозу в начале мая», некоторые создают авторские тексты, нередко обширные и детальные.


УРАЖНЕНИЕ 60.


Участники группы сидят по кругу.

«Сосредоточьтесь на своем соседе справа (слева). Вспомните все его проявления во время нашей совместной работы, все, что он говорил, делал. Вспомните чувства и отношения, которые возникали у вас к этому человеку. Для этого у нас будет три минуты».

По истечении трех минут тренер продолжает инструкцию; «Вокруг нас, да и в нас самих тоже, постоянно все движется. Колышутся листья на деревьях, летят птицы, падает снег, бегают дети. Характер движения может быть очень разный. Найдите такой образ движения, который бы отражал ваше впечатление о вашем соседе справа (слева).

Когда все будут готовы, каждый, по очереди, сообщит своему соседу возникший у него образ».

Это задание по своему характеру аналогично предыдущему. Кроме того, оно в полной мере соответствует одному из параметров креативной среды: неопределенность, что создает благоприятные условия для творчества.


УРАЖНЕНИЕ 61.


Участники группы сидят по кругу.

«Сосредоточьтесь на своем соседе справа (слева). Вспомните все, что он говорил, делал во время нашей работы. Вспомните все те чувства и отношения, которые возникали у вас по отношению к этому человеку и выберите наиболее яркое впечатление из всего того, что у вас связано с этим человеком. На размышления у нас будет три минуты».

По истечение трех минут тренер предлагает каждому по очереди высказать свое наиболее яркое впечатление о соседе слева (справа).


УРАЖНЕНИЕ 62.

Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч.

«Сейчас мы будет, бросая друг другу этот мяч, называть безусловное достоинство того человека, которому вы бросаете мяч. Будем внимательны и сделаем так, чтобы все мы. участвовали в этой работе.



УРАЖНЕНИЕ 63.


Участники группы сидят по кругу.

«Я прошу всех сосредоточиться на своем соседе слева (справа). Вспомните все, что вы знаете об этом человеке, все, что вы чувствовали, когда он что-либо говорил, какие мысли у вас возникали по поводу любых проявлений этого человека».

Тренер дает возможность группе сконцентрироваться на своих партнерах, после чего продолжает инструкцию: «Сейчас подумайте и решите для себя, с образом какого архитектурного сооружения у вас ассоциируется ваш сосед слева? Мы подождем, до тех пор, пока все не будут готовы... Теперь тот, кто захочет, начнет, и мы все по очереди скажем своему соседу слева, с каким архитектурным сооружением он или она у нас ассоциируется. Если вашему партнеру неизвестен тот дом, мост и т. д., о котором вы. говорите, постарайтесь его описать так, чтобы ему было хотя бы в общих чертах понятно, как выглядит возникшее у вас по ассоциации с ним архитектурное сооружение».


После того как все участники сообщат о характере появившихся ассоциаций, тренер предлагает по очереди пояснить, что, по мнению авторов ассоциаций, в их партнере стало причиной их появления.

Упражнение дает очень разнообразные эффекты. В группе возникают образы башен, часовен, домов-пятистенок, мостов, небоскребов без стекол, колонн и т. д. Поясняя свои ассоциации, участники группы говорят о том, как они у них возникали. У некоторых образ возникает мгновенно, без каких бы то ни было усилий, иногда это сразу ряд образов, из которых выбирается наиболее подходящий. В этих случаях поиск объяснений начинался после возникновения образа. В другом случае участники с самого начала выделяли для себя некоторые обобщенные характеристики своего партнера, его отдельные качества и присущие только ему особенности и только потом начинали поиск подходящего под эти характеристики образа. Иногда возникают ассоциации по внешнему сходству: колонна — на высокого человека, крепостная башня — на плечистого мужчину. Упражнение имеет сложную функциональную нагрузку: с одной стороны и нем реализуется базовый развивающий механизм программы, с другой — упражнение вызывает значительную мотивацию участников, получающих метафорические образы собственной личности, которые становятся существенным средством личностной поддержки. К закономерным и вследствие этого воспроизводимым эффектам упражнения относится существенное «потепление» групповой атмосферы, большая раскованность и спонтанность проявлений участников группы. В рамках одной программы целесообразно неоднократное проведение психогимнастических упражнений, направленных на оказание личностной поддержки, которая, кроме позитивного влияния на ход тренинга и на конкретного участника, выполняет и функции средства переноса результатов тренинга в реальную жизнь. Так как каждый участвующий в тренинге получает образные и вербальные отражения собственной личности, ассоциированные с архитектурным сооружением, с каким-либо животным, с литературным героем, то это обогащает представление человека о себе значимыми для него деталями, которые в критических ситуациях выполняют стабилизирующую роль, о чем прошедшие программу сообщают в своих отчетах, получаемых через продолжительное время. Человек сохраняет в своей памяти информацию о себе, увиденном другими, как о привлекательном и устойчивом архитектурном сооружении, жизнеспособном животном, романтичном герое литературного произведения. Эта информация востребуется в критических для него ситуациях, предотвращая неоправданные колебания самооценки и сохраняя ощущение своей значимости для других людей.

Отметим также, что при проведении этого упражнения на завершающем этапе работы группы тренер может несколько модифицировать групповую работу. После того как ассоциации будут высказаны, предлагается такая инструкция: «Сейчас каждый должен подумать и через некоторое время сказать своему соседу слева (или справа, в зависимости от того, как был задан порядок порождения ассоциаций), что, по его мнению, в его облике, поведении, мировоззрении есть такого, что могло вызвать именно ту ассоциацию, которая была ему сказана. При этом авторы ассоциации могут внести свои дополнения к прозвучавшей интерпретации».



УРАЖНЕНИЕ 64.


Участники группы сидят по кругу.

«Одно время во всем мире было очень популярно движение хиппи. Хиппи имели разные традиции, привычки, обычаи, отличающие их от других людей. Одним из таких обычаев было делать какие-нибудь надписи на своей одежде, часто отражающие жизненную позицию, девиз ее обладателя. Сейчас мы будем бросать друг другу этот мяч со словами: „Если бы ты был хиппи, то на твоей футболке было бы написано..." проговаривая текст, который, с нашей точки зрения, мог бы быть написан на футболке человека, которому вы бросаете мяч. Тот, кому был брошен мяч, должен сказать, согласен ли он одеть футболку с названной надписью или нет. Будем внимательно следить за тем, у кого уже побывал мяч, а у кого — нет. Надо, чтобы каждый из нас получил футболку с какой-то надписью».








Литература.


1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

2. Бехтерев В. М. Общие основы рефлексологии человека. Л., 1926.

3. Матюшкин А, М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.

4. Морено Дж. Театр спонтанности. Красноярск, 1993.

5. Пономарев Я. А. Психология творчества. М., 1976.

6. Роджерс К. Взгляд на психотерапию, становление человека. М., 1994.

7. Роджерс Н. Творчество как усиление себя. — Вопросы психологии, 1990, 3, с. 165.

8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1940.

9. Уотермен Р. Фактор обновления. М., 1988.

10. Ярошевский М. Г. Психология творчества и творчество в психологии. — Вопросы психологии, 1985, 6.

11. Amabile Т. М. The social psyhology of creativity. 1983.

12. Ackoff L., Vergara E. Creativity in problem solving and planning: a review. — Europian Journal of operational Research, 1981, 7(1), p. 1—13.

13. Boles S. A model of routine and creative problem solving. — Journal of Creative Behavior, 24(3), 1990.

14. CropleyA.J. «Europian journal for High ability». 1992 vol. 3(2), p. 130.

15. Evans R., Russel P. The creative manager. 1989.

16. GuilfordJ. P. Measurement of creativity. Exploration in creativity. N.Y., 1967, pp. 281—287.

17. Guilford ]. P. The nature of human intelligence. N.Y., 1967.

18. Kneller G. F. The art of science and creativity. N.Y., 1965.

19. May R. The courage to create. N.Y., 1975.




140