Файл: Психогимнастика в тенинге (Хрящева).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.07.2020

Просмотров: 3444

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


УРАЖНЕНИЕ 44.


Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч.

«Сейчас мы будем бросать друг другу мяч, называя при этом любое существительное. Например, я бросаю мяч Николаю, называя слово „карусель". Николай быстро называет любое слово, пришедшее ему в голову по поводу „карусели" и отправляет мяч дальше. Следующий скажет свою ассоциацию в ответ на брошенное ему слово. Постараемся делать это быстро, долго не обдумывая свою реакцию».

При кажущейся простоте упражнение нередко вызывает трудности у участников тренинга. Это может выражаться в сообщениях о том, что ничего не приходит в голову, в длительных паузах, даже раздражении. Возникающее при этом напряжение некоторые участники пытаются преодолевать, реагируя заранее заготовленными словами. Тренер во время выполнения упражнения не акцентирует на этом внимание. Главное, к чему стремится ведущий — создание атмосферы, способствующей спонтанному порождению ассоциаций.

Когда упражнение завершено, можно спросить у участников группы, с какими трудностями они столкнулись в ходе его выполнения, на что они обратили внимание во время работы.

Довольно часто предметом обсуждения становятся длинные тематические ассоциативные цепочки, созданные при участии значительного числа участников группы: «чашка — ложка — кастрюля — кухня...» или « вечер — беседка — соловей — веер...» и т. д. В случае необходимости и уместности тренер может включить в обсуждение лекционный фрагмент, в котором уместно привести комментарии к предложенному Дж. Локком термину «ассоциации идей», основанному на противопоставлении ассоциаций связям, установленным на основе формальной логики и теоретических положениях ассоциативного эксперимента К. Юнга.


УРАЖНЕНИЕ 45.


Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч.

«Сейчас мы будем, бросая друг другу мяч, называть любое существительное. Поймавший мяч говорит любое слово (существительное, глагол или прилагательное) — ассоциацию, возникшую у него в связи с прозвучавшим словом. Потом, в свою очередь бросает мяч следующему, называя другое существительное. Давайте попробуем».

Через некоторое время тренер останавливает работу и предлагает участникам группы отрефлексировать то, что происходило перед остановкой.

Можно задать вопрос: «На что вы обратили внимание во время нашей работы?».

Достаточно часто появляется идея, отражающая то, что на самом деле происходит в этом случае: обычно люди начинают говорить в качестве ассоциаций одну и ту же часть речи. Например, снег — белый, небо — голубое, очки — стеклянные и т. д. Кроме того, участники группы обращают внимание на сложность переключения с высказанной ассоциации на то слово, которое надо сказать, бросая мяч следующему. Эта сложность обусловлена тем, что выполнение этой задачи требует преодоления реципрокности в работе больших полушарий, что действительно не так просто.


После того как участники группы осознали эти трудности можно усложнить задание и предложить участникам группы, реагируя на предложенное им слово, следить за тем, чтобы в качестве высказанных ассоциаций чередовались прилагательные, глаголы и существительные. Уточним: если предыдущий участник группы, высказывая ассоциацию, сказал существительное, то следующий в качестве ассоциации может сказать только глагол или прилагательное. В этом случае участникам надо находить ассоциацию (а это, как правило, работа правого полушария) и следить за очередностью предлагаемых в качестве ассоциации частей речи (а это задача для левого полушария). Участники часто, сбиваются, делают ошибки, однако стоит продолжать работу, постепенно увеличивая ее темп.


УРАЖНЕНИЕ 46.


Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч.

«Для выполнения предстоящего задания нам понадобится знание алфавита. Все его помнят? (При необходимости, прежде чем продолжить инструкцию, тренер организует в группе повторение алфавита.)

Я начну и, бросив кому-то из нас мяч, скажу существительное, начинающееся на букву „а". Тот, кому достанется мяч, должен будет сказать слово-ассоциацию, возникшую у него в ответ на прозвучавшее слово, но только начинающееся на букву „б". Пусть это тоже будет существительное. Называя его, он бросает мяч следующему, который скажет свое слово-ассоциацию на букву „в" и т. д. Таким образом у нас получится ряд существительных, начальные буквы которых составят алфавит. Например, я бросаю мяч Тане и говорю „арбуз". Таня, твоя ассоциация». (Допустим, Таня говорит «бахча» и бросает мяч Кате, которая, направляя мяч Диме, говорит «вода» или «вор» и т. д.)

Это упражнение, с одной стороны, направлено на развитие способности привлекать из своего опыта необходимую информацию, на совершенствование ассоциативных механизмов мышления субъекта творческого процесса; с другой стороны, характер задания таков, что требует одновременной работы левого (надо следить за последовательностью букв в алфавите) и правого (возникают ассоциации, у многих они носят образный характер) полушарий головного мозга. Таким образом преодолевается реципрокность в их работе.

Кроме того, происходит тренировка беглости мышления.


УРАЖНЕНИЕ 47.


Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч.

«Сейчас мы продолжим работу с ассоциациями. Сделаем это так. Кто-нибудь начнет и, назвав любое слово, пусть это будет существительное, бросит мяч одному из нас. Тот, к кому попадет мяч, про себя будет создавать ассоциативную цепочку из 4— 5 звеньев, стремясь уйти как можно дальше от первоначального понятия. Например, тень — ночь — космос — атом. — медицина. При этом вслух надо будет произнести лишь последнее слово, замыкающее ассоциативную цепочку и после этого, называя другое слово, послать мяч следующему участнику, Все мы будем внимательны и постараемся понять, как возникло последнее слово».


В ходе упражнения тренер может прерывать работу и обращаться к группе с вопросом: «Как вы думаете, как Игорь от „весла" пришел к „глобусу"?», после чего желающие высказывают возникшие у них гипотезы. Затем Игорь рассказывает свою цепь ассоциации, и работа продолжается дальше. Тренер побуждает группу на каждом следующем ассоциативном шаге стараться переходить в другую содержательную область. Достаточно часто при создании ассоциативной цепочки происходит то, что мы называем ее замыканием: образуется своего рода ассоциативная петля, например, цветок — солнце — небо — дождь — роса. В этом случае последнее слово «роса» оказывается достаточно близким первому: оно могло быть высказано как непосредственная (прямая) ассоциация на слово «цветок».

Если участникам группы удается заметить и осознать этот эффект, то они быстрее «научаются» уходить далеко от первоначального слова, таким образом создавая новые связи и более благоприятные условия для решения будущих проблем.


УРАЖНЕНИЕ 48.


Участники группы сидят по кругу, у каждого несколько листов бумаги, карандаши, фломастеры. Тренер в случайном порядке раздает каждому по три карточки, на которых напечатано по три слова. Упражнение проводится в три этапа.

1-й этап. «Прочтите слова, напечатанные на ваших карточках. В течение трех минут постарайтесь найти слово, обозначающее любой объект или понятие, объединяющее в себе свойства объектов и смыслы понятий, относящихся одновременно ко всем словам, напечатанным на каждой из карточек».

После того как участники справились с заданием, тренер предлагает рассказать о полученных результатах и о том, как они были получены.

Приведем пример. Одному из участников необходимо было найти слово, объединяющее смыслы и свойства, отражающиеся в словах «кубик», «трость», «река». Было предложено слово «фараон». Выбор был пояснен следующим образом: кубик (элемент пирамиды), трость (символ власти фараона), река (Нил) — фараон.

2-й этап. «Поработайте по очереди с каждой карточкой. Нарисуйте образы, возникшие у вас в связи с каждым из трех слов, написанных на карточке. После этого еще раз найдите слово, обозначающее любой объект или понятие, объединяющее в себе смыслы всех трех слов».

Так как на карточках написаны слова, обозначающие чувства, черты характера, абстрактные понятия, а не только материальные объекты, в группе возникают вопросы, как нарисовать, например, «хитрость» или «потерю». В этих случаях тренер воздерживается от пояснений, сообщая только о том, что можно нарисовать любой образ, который возникает в связи с данным словом. Тренер не реагирует на сетования отдельных участников по поводу неумения рисовать, принимая их к сведению.

Когда все участники справятся с заданием, тренер предлагает им поделиться полученными результатами и своими впечатлениями от работы. Приведем пример. Участник группы, на чьей карточке были слова «кубик», «трость», «река», нарисовав образы, возникшие у него в связи с этими словами, в качестве обобщающего предложил слово «мысль»: кубик (умозаключение, из которых складывается рассуждение), трость (опора, помощь, поддержка), река (движение) — мысль.


3-й этап. На третьем этапе работа продолжается с помощью приемов Э. де Боно (1967, 1973). Рассмотрим вариант такой работы на конкретном примере.

1. Функциональный анализ (ФА).

кубик — игрушка; груз; мера веса, объема;

подставка; украшение; упор; сигнал; инструмент для измельчения зерна, соли, орехов.

трость — средство для опоры; дрова; рычаг, спортивный снаряд; измерительный инструмент.

река — экспериментальная площадка для экологических исследований; транспортная артерия, сила, создающая электроэнергию.

2. Структурный анализ (СА).

кубик — грани, плоскости; металл, дерево или пластмасса.

трость — набалдашник, палка, лаковое покрытие, искривленные поверхности, наконечник.

река — берега, дно, вода, химический состав воды (водород, кислород).


3. Оценка всех факторов (ОВФ).

кубик — может быть набалдашником у трости: объем воды в реке может быть измерен в кубических метрах, из кубиков может быть построен мост через реку.

трость — тростью можно играть в новый вид бильярда, где вместо шаров используется кубик, то же самое можно делать в реке; на трости можно укрепить кубические емкости и переносить в них речную воду.

река — на реке можно выращивать тростник для изготовления тростей; кубик можно сделать из замерзшей речной воды; трость может испортиться в реке.

4. Положительное, отрицательное, интересное (ПОИ).

кубик: П — очень функционален; может быть развивающим средством, строительным материалом; удобный в складировании. О — сделанный из прочного материала может стать причиной ушибов и травм.

трость: П — символ респектабельности; орудие защиты; средство для развития кистей рук; записная книжка с длительным сроком хранения сделанных пометок. О — лишняя тяжесть; ограничивает свободу. И — одновременно может быть тайником, оружием и средством, вызывающим жалость к ее обладателю.

река: П — на реке могут быть организованы праздники с купанием, катанием на лодках, рыбной ловлей; средство орошения. О — на реке тонут люди; по реке приплывают враги; вода — путь передачи инфекции.

На этом конкретном примере затруднено использование некоторых приемов де Боно, таких как:

  • цели, задачи, намерения (ЦЗН);

  • точки зрения различных лиц на эту ситуацию (ТЗ);

  • основное преимущество (ОП);

  • последствия и результаты (ЦР);

  • альтернативы, возможности, выводы из данного события (ABB).

В зависимости от используемого материал тренер может определить перечень приемов, с которыми будут работать участники. Полное использование приемов возможно и особенно эффективно при анализе ситуаций взаимодействия людей, конкретных управленческих приемов. Результаты анализа в этих случаях становятся основой для принятия решений и разработки детальных планов их реализации.

Упражнение целесообразно проводить на третий-четвертый день работы, когда группа уже продвинулась на пути осознания целей тренинга.



УРАЖНЕНИЕ 49.


Идея этого упражнения взята из опыта исследования подсознания методом свободных ассоциаций. Одним из первых примеров исследования скрытых аффективных комплексов методом свободных ассоциаций является эксперимент К. Юнга.

Давая свободную ассоциацию, человек восстанавливает глубоко укорененные в его подсознании связи, существующие между понятиями, событиями, чувствами.

Один из исследователей творческого компонента мышления Ротенберг (Cropley, 1992) предложил понятие янусианского мышления, наличие которого свидетельствует, судя по экспериментальным данным, о развитом творческом потенциале.

Понятие янусианского мышления введено Ротенбергом по аналогии с римским богом Янусом, в честь которого был назван месяц январь. Январь «смотрит» назад, на прошедший год, и одновременно вперед, на год новый. Идея объединения противоположностей, способности обнаружить их в целостной структуре явления, события или объекта положена в основу теста, предложенного Ротенбергом для измерения креативности. Испытуемым предъявляют через тахистоскоп стимульные слова и просят сказать как можно больше ассоциаций. Показателем креативности является число ассоциативных пар, включающих противоположности.

Для выполнения упражнения участники разбиваются на пары.

«Сейчас один из участников пары будет быстро говорить любые слова, не подготавливая их заранее. Его партнер столь же динамично будет реагировать на услышанное слово ассоциацией, но обязательно противоположной по смыслу слову-стимулу. Затем партнеры, поменяются ролями. В каждом случае необходимо создать около 25 пар ассоциаций».


УРАЖНЕНИЕ 50.


Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч.

«Бросая кому-то мяч, будем называть литературного героя, героя фильма или реального, жившего или живущего сейчас человека, известного всем. Тот, к кому попадет мяч, постарается перевоплотиться в этого героя или человека; на это у вас будет примерно 5—7 секунд, после чего бросавший мяч скажет любое слово, и надо будет дать на него ассоциацию, оставаясь „в образе". Например, я бросаю мяч Тане и говорю „Маугли". Таня постарается перевоплотиться и посмотреть на мир глазами этого героя... Теперь я говорю любое слово, например, „цветок". А Таня говорит ассоциацию на это слово, чувствуя себя Маугли ».

После того как Таня дала ответ, тренер предлагает продолжить работу.

Это упражнение помогает, говоря словами М. Пруста «приобретать новые глаза», видеть разные стороны, грани в одном явлении, предмете, событии.

В ходе обсуждения впечатлений тренер может задать такие вопросы: «Как происходило перевоплощение в предложенного героя: человека?», «Что изменяется в этом случае в характере ассоциаций?».

Участники групп называют самые разные, порой отчетливо проявляющиеся внешне, способы перевоплощения: «Когда Гале сказали, что она — Екатерина Вторая: у нее сразу изменилось выражение лица, спинка выпрямилась, плечи развернулись, она стала горделиво оглядывать все вокруг».