Файл: Методичка по философии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.07.2020

Просмотров: 416

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


Тольяттинский государственный университет


Кафедра философии









Программа и МЕТОДИЧЕСКИЕ рекомендации

ПО КУРСУ ФИЛОСОФИИ

для студентов

очной, очно-заочной и заочной форм обучения













Тольятти 2006

УДК 1/14 (075)

ББК Ю я 73

П 78



П 78 Программа и методические материалы по курсу философии для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения / Сост. В.В. Тарабаров, Е.А. Тропина, Б.В. Царев. – Тольятти: ТГУ, 2006.


Программа и методические материалы по курсу «Философия» составлены согласно требованиям Государственного образовательного стандарта В соответствии с программой изучение дисциплины производится в ходе лекционных, семинарских контрольных занятий и часов самостоятельной работы студентов.

Для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения







Утверждено научно-методическим советом университета.



УДК 1/14 (075)

ББК Ю я 73




© Тольяттинский государственный университет, 2006




Содержание


Введение ………………………………………………………………………….4

Знакомство со студентами ………………………………………………………5

Содержание и задачи дисциплины………………………………….…………..6

Оформление работ ……………………………………………………………….7

Темы семинарских занятий ………………...…………………………….…….11
























ВВЕДЕНИЕ


Обучение на факультете требует большой самостоятельной работы студента, умения организовать плодотворный личный режим деятельности.

Подготовка современного квалифицированного специалиста предполагает глубокое изучение самых разнообразных экономических, общенаучных дисциплин, а также гуманитарных, дающих представление о человеке, обществе, природе и бытии в целом. Курс философии является основным в программе гуманитарного образования ТГУ.

Написание контрольной работы выступает одной из важных форм учебного процесса.

Контрольная работа имеет целью углубленное знакомство с одной из философских тем (проблем). По ряду тем представлена возможность выбора. Работа должна быть выполнена в сроки, указанные в календарном плане.

Контрольная работа представляет собой реферативное изложение материала на основе изучения рекомендуемой литературы. Можно не ограничиваться предлагаемой литературой, а привлекать дополнительную. Для успешного написания работы следует использовать не менее 5-10 литературных источников.

Раскрывая основные положения темы, необходимо вычленить несколько основных проблем, затем логически корректно, грамматически правильно изложить материал, базируясь на успешном использовании соответствующего понятийно-категориального аппарата, законов и принципов философии. Цитаты из первоисточников должны органично вписываться в текст работы и отмечаться ссылкой на источник, в которой следует указать: для книги - фамилию и инициалы автора, название книги, место издания, год издания, страницу; для статьи из журнала - фамилию и инициалы автора, название статьи, название журнала, год, номер, страницу.


Более подробное оформление работ смотрите в разделе «Оформление работ».

ЗНАКОМСТВО СО СТУДЕНТАМИ

Раздел 1

  1. Ф.И.О. студента и номер группы.

  2. Где и когда учились? (класс, школа, город – для дневного отделения; училище, лицей, техникум, вуз – для заочного отделения).

  3. Назовите Ваши увлечения, хобби.

  4. Перечислите оценки за школьный курс по обществоведческим дисциплинам: обществознание, естествознание, ОЖС и т.д.

  5. Назовите и обоснуйте свою цель получения образования.

  6. Какие дополнительные навыки и знания Вы хотели бы приобрести, обучаясь в университете?

  7. Перечислите Ваши сильные и слабые стороны.

  8. Где и когда служили в армии (для вечернего и заочного отделения)?

Раздел 2

Словарный диктант

1. Личность.

2. Антропоцентризм.

3. Ответственность.

4. Антропокосмизм.

5. Нравственность.

6. Патриотизм.

7. Мир.

Раздел 3

Вопросы по философии

  1. На Ваш взгляд, почему возрастает роль философских знаний для специалиста-профессионала в XXI веке?

  2. Почему философия является ядром культуры?

  3. Почему некоторые исследователи не считают восточную мудрость философией?

  4. Почему развитая философская культура не спасла древнегреческую цивилизацию от гибели?

  5. В чем актуальность учений великих греческих философов?

  6. Каковы основные нравственные установки раннего христианства?

  7. Какие общечеловеческие ценности выражала и пропагандировала философия XVIII века?

  8. Назовите основные черты русской религиозной философии конца XIX– начала XX веков.

  9. Что Вы знаете о судьбе философской культуры в советское время?

  10. Что Вы знаете о современных проблемах философии?


Содержание и задачи дисциплины


В становлении и формировании мировоззренческой культуры человека философия всегда играла особую роль, связанную с ее многовековым опытом критически рефлексивного размышления над глубинными ценностями и жизненными ориентациями. Философия во все времена и эпохи брала на себя функцию прояснения проблем бытия человека, каждый раз заново ставя вопрос о том, что такое человек, как ему следует жить, на что ориентироваться, как вести себя в период кризисов культуры.

Весь курс целесообразно разделить на несколько разделов:

  1. Пропедевтический – раскрывается специфика философских проблем, философии как особого типа мировоззрения.

  2. Историкофилософский – рассматриваются основные исторические типы философии и ее развитие в контексте человеческой культуры.

  3. Онтологический – освещается философское учение о бытии: понятие бытия, монистические и плюралистические концепции бытия; понятия материи, движения, пространства и времени; соотношение движения и развития; детерминизм и индетерминизм.

  4. Антропологический – основной раздел курса. Здесь рассматриваются различные аспекты проблемы человека, его жизни и деятельности: место человека во Вселенной; природа человека: проблема смысла жизни, смерти и бессмертия; возможности и границы человеческого познания, соотношения знания и веры; место человека в информационном обществе; человечество перед лицом глобальных проблем современности.

  5. Социально-философский – раскрываются вопросы общественной жизни людей: понятие общества и место человека в нем; человек в мире культуры; место религиозных, моральных и эстетических ценностей в жизни человека и общества; проблема свободы и ответственности личности.


Задачами дисциплины являются:

помочь студенту выработать мировоззренческие, духовно–нравственные, эстетические установки, с помощью которых он мог бы переживать жизненные невзгоды и добиваться успеха;

дать студенту богатый фактический материал для размышлений, а также эффективные инструменты мыслительной деятельности;

дать умение свободно оперировать понятиями, выдвигать, обосновывать и подвергать разумной критике те или иные суждения, отделять существенное от несущественного, раскрывать взаимосвязи всех явлений действительности.

В целом курс завершается экзаменом.


ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТ


Текст работы должен быть разборчиво и аккуратно написан на листах стандартного формата А 4 (297x210) с соблюдением следующих требований: на странице должно быть 25-30 строк, поля: слева - 30 мм, справа -10-15 мм, сверху - 15 мм, внизу – 20 мм. Писать целесообразно на одной стороне листа, т.к. в этом случае оборотная сторона листа послужит местом для замечаний преподавателя и затем для дополнений и исправлений студента.

Все страницы работы, включая приложения, нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы. Первой страницей считается титульный лист, на нем цифра "1" не ставится. Далее порядковый номер помещается в середине или правом верхнем углу листа.

Курсовая (контрольная) работа представляет собой итоговую форму учебного исследования студента по изученному курсу. После подбора и изучения литературных источников, студент самостоятельно разрабатывает план курсовой (контрольной) работы и утверждает его у преподавателя.

Структура работы должна включать:

1) введение, где дается обоснование актуальности темы исследования, степень ее разработанности, новизны и практической значимости, формулируются цель и задачи работы, конкретизируются предмет и границы исследования, представляется структура работы (2-3 листа);

2) основной текст: для контрольной работы должен раскрыть 2-4 вопроса, с обозначением начала каждого пункта плана; для курсовой работы должен содержать следующие разделы:

1 глава - теоретическая,

2 глава - организационно-аналитическая,

3 глава - практическая;

3) заключение, в котором формулируются выводы по проделанной работе;

4) приложения;

5) список литературы;

6) лист для рецензии.

Основной текст делится на главы и параграфы. Главы нумеруются римскими цифрами и начинаются с новой страницы. Параграфы нумеруются арабскими цифрами, где первая цифра показывает, к какой главе этот параграф относится, а вторая - непосредственно номер параграфа. Подчеркивать слова в заголовках глав и параграфов и переносить слова нельзя. В конце заголовка точку не ставят.

Цитаты из первоисточников должны отмечаться ссылкой на источник. Ссылки на литературный источник в тексте работы сопровождаются порядковым номером, под которым этот источник включен в список литературы. Ссылка заключается в прямые скобки (например, [6, 54], вторая цифра обозначает номер страницы, с которой взята цитата).


Чтобы подтвердить теоретические положения необходимо использовать статистические данные. Их источниками являются общие и отраслевые статистические сборники и справочники, публикаций периодических изданий, а также данные, собранные студентом на исследуемом предприятии самостоятельно.

При подборе цифрового материала из разных источников следует помнить, что сравнивать можно лишь сопоставимые данные. Результаты обработки статистических данных оформляются в виде таблиц, графиков или диаграмм.

Слово "Таблица" с большой буквы, без сокращения пишется сверху с правой стороны листа, выше названия; затем цифра, обозначающая порядковый номер, точка и знак № не ставятся. На следующей строке в середине пишется название таблицы с большой буквы. Обязательно указывается источник статистических данных (см. выше Ссылка) в квадратных скобках.

Весь графический материал (схемы, диаграммы и т.д.) обозначается внизу единым наименованием ''Рис." (сокращение от слова рисунок); затем цифра (без знака №) - порядковый номер, после цифры ставится точка. Далее в той же строке пишется название рисунка. Если таблица или графический материал требует значительного места, его следует выносить в приложение.

Статистические данные – это, прежде всего, материал для анализа, средство подтверждения тех или иных положений, выдвигаемых в работе. Для логической взаимосвязи текста и цифрового материала, таблиц, графиков и диаграмм необходим краткий письменный анализ, с объяснением причин наблюдаемых тенденций.

В конце работы приводится список литературы. Оформление списка литературы ведется в алфавитном порядке по следующей форме: книги, брошюры: а) фамилия, инициалы автора, название, приведенное на титульном листе, место, год издания, том. Например: Кузьмин С.А. Рыночная экономика. - М.: Наука, 1993; б) если работа представляет коллективный труд, то приводится точное название работы, указывается ее редактор, место, год издания. Например: Экономика предприятия / Под ред. А.И. Руденко. - Минск, 1995.

Журнальные (газетные) статьи: фамилия, инициалы автора, название статьи, название журнала (газеты), год, число и месяц издания или номер журнала (газеты). Например: Жуков В.В. О процессуальных казусах // Адвокат. – 1999. – № 2.

Помимо рекомендуемой литературы следует обращаться к периодике, предметным указателям и каталогам библиотек для расширения круга изучаемой литературы.

После списка литературы идет чистый лист для рецензий, без надписей. Работа сброшюровывается в скоросшиватель или любую папку с твердым переплетом.

Объем контрольной работы должен составлять примерно 15-25 страниц. Объем курсовой работы должен составлять 30-35 страниц (без учета приложений). Работа выполняется на компьютере 14 шрифтом через полуторный интервал.

Работа сдается студентом в установленный срок и в течение 10 дней рецензируется преподавателем. В рецензии пишутся конкретные замечания для исправлений по разделам работы. В случаях, когда работа имеет существенные недостатки и нуждается в коренной переработке, студент приглашается на индивидуальную консультацию и должен выполнить работу заново или существенно ее переработать. При повторном выполнении работы на проверку сдаются оба варианта: первый вместе с рецензией и вновь выполненный.


При невыполнении требований к оформлению работа к проверке не допускается.




ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ 060200, 060800, 340100


Тема 1. Роль философии в жизни человека и общества

1. Специфика философских проблем.

2. Основные критерии философского подхода в выработке стратегии личной жизни, национально–государственных и общечеловеческих проблем.

3. Роль философских знаний в перестроечный и постперестроечный периоды реформирования России.

При подготовке к первому вопросу следует обратить внимание на такие отличительные черты философских проблем, как:

1) обращенность к мирозданию и обществу в целом в связи с необходимостью оптимального устроения социальной и индивидуальной жизни;

2) раскрытие взаимоотношений человека и мира, человека и общества, человека и культуры, обстоятельств и индивида, теории и практики;

3) поиски сверхсмысла человеческих судеб, человеческой деятельности и мировой цивилизации в целом.

Необходимо также попытаться выделить те философские вопросы, которые неизбежно должны встать перед разработчиками стратегий реформирования страны, стратегий решения личных и социальных проблем.

Литература

1. Введение в философию / Под ред. акад. И.Т. Фролова. – М., 2003. –
Ч. 1.

2. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М., 1990.

3. Философия / Под ред. В.П. Кохановского.– Ростов н/Д, 1995.

4. Радугин А.А. Философия. – М., 1995.

5. Золотухина-Аболина Е.В. Страна философия. – Ростов н/Д, 1995.

6. Каменский З.А. Философия как наука. – М., 1995.

7. Философия как мировоззрение. – М., 1990.

8. Никифоров А.С. Природа философии. – М., 2001.

9. Зимин С.М. Философия как наука и как явление культуры // Философия и общество. – 2003. – №3.

10. Цветкова И.В. Герменевтика философского текста. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2003. – 204 с.

11. Философское сознание: драматизм обновления. – М., 1991.


Тема 2. Исторические типы философии

Занятие 1

1. Культурно-исторические предпосылки рождения философии. «Осевое время» в мировой истории.

2. Основные типы духовного философского поиска в мировой культуре (западной, восточной, русской).

Занятие 2

1. Основные проявления и факторы греческого «чуда».

2. Основные черты греческой досократовской философии.

3. Антропоцентрические течения античной философии. Личность и деятельность Сократа.

4. Философские системы Платона и Аристотеля.

Занятие 3

1. Основные особенности средневековой христианской картины мира.

2. Научная революция XVII в. и становление классической научной картины мира.

3. Проблема метода познания в философии XVII в.

Занятие 4

1. Основные философские идеи просветительства XVIII в.

2. Теория познания и этика И. Канта.

3. Система и метод Гегеля.

4. Философское учение К. Маркса и Ф. Энгельса, его роль в истории
XX в.

Занятие 5

1. Основные особенности классических антирационалистических философских учений XIX в.

2. Основные черты русской религиозной философии конца XIX-начала XX в.