ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.07.2020
Просмотров: 417
Скачиваний: 5
3. Судьба философской культуры в советский период.
4. Качество как философская категория. Проблема качества в современности (для спец. 340100).
При характеристике «осевого времени» можно попытаться решить вопрос о необходимости перехода человечества ко второму «осевому» времени. При подготовке ко второму занятию следует раскрыть смысл самого знаменитого тезиса греческой философии «Человек есть мера всех вещей», а также тезисов Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю», «Познай самого себя», раскрыть их значение для становления европейской цивилизации.
Отмечая основные особенности средневековой христианской картины мира, можно также указать на ее значение для становления техногенной цивилизации и гражданского общества в Западной Европе. Анализ же классической научной картины мира требует в первую очередь осмысления таких ее компонентов, как рационализм, субстанционализм, фундаментализм, эволюционизм, основных методологических тезисов Ф. Бэкона и Р. Декарта, особенно знаменитого выражения Р. Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую».
Особую трудность представляет для студентов осмысление теории познания и этики И. Канта. Здесь важно определение таких понятий, как априорные формы сознания, категорический императив, ноумен («вещь в себе»), феномен («вещь для нас»), и раскрытие значения для мировой философии главного положения кантовской гносеологии, что не сознание сообразуется с реальными вещами, познавая их, а наоборот, вещи – с формами сознания.
Изложение главных черт системы и диалектического метода Гегеля необходимо увязать с интерпретацией смысла самых знаменитых тезисов этого классика: «Всё действительное – разумно, всё разумное - действительно», «Противоречие есть критерий истины, а отсутствие противоречия – критерий заблуждений». Можно попытаться объяснить, почему последний тезис считается одним из самых оригинальных и смелых в истории философии.
Литература
1. Введение в философию. – М., 2003. – Ч. 1.
2. Радугин А.А. Философия. – М., 1995.
3. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. – М., 1991.
4. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. – М., 1989.
5. Соколов В.В. Средневековая философия. – М., 1979.
6. Мир философии. – М., 1991. – Т. 2.
7. Донских О.А., Кочергин А.Н. Античная философия. – М., 1993.
8. Тарнас Р. История западного мышления. – М., 1995.
9. Крапивенский С.Э. Осевое время как социально-философская проблема // Философия и общество. – 1998. – № 4.
10. Гриненко И.В. История философии. – Тольятти: ТГУ, 2003.
11. Методическое пособие по истории философии / Сост. И.В. Цветкова. – Тольятти: ТГУ, 2002.
Тема 3. Человек и вселенная
Занятие 1
1. Основные особенности классической научной картины мира.
2. Этические и праксеологические установки классической научной картины мира.
Занятие 2
1. Научные революции XX века и становление неклассической научной картины мира.
2. Антропный принцип в естествознании XX в.
3. Основные особенности неонеклассической научной картины мира.
4. Современное понимание единства мира.
При подготовке к первому занятию следует учитывать, что методология классической науки предполагала мысленную операцию отстранения субъекта от объекта: субъект находится как бы вне объекта и не оказывает на него существенного влияния. Такое понимание научности обеспечивало общезначимость знания, его независимость от субъективного произвола исследователя.
Изложение основных особенностей неклассической НКМ (научной картины мира) должно сопровождаться акцентом на той ее черте, которая именуется в философской литературе субъективностью знания, т.е. признанием того, что человек есть неотъемлемая часть изучаемой им реальности. Проявления этой черты особенно выпукло выражено в физике микромира и экологии. Неоклассическая же НКМ в основном связана с достижениями синергетики и теории систем.
Литература
1. Губин В.Д. Основы философии. – М., 1999.
2. Самохвалова В.И. Человек и судьба мира. – М., 2000.
3. Фролов И.Т. Перспективы человека. – М., 1983.
4. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. – М., 1990.
5. Андреев Д.Л. Роза мира. – М., 1991.
6. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. – М., 1992.
7. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. – М., 1983.
8. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – М., 2003.
9. Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. – М., 1995.
10. Печчел А. Человеческие качества. – М., 1985.
11. Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Человек. Энциклопедический словарь. – М., 1999.
12. Сагатовский В. Весы Семиды и суд совести. Популярные очерки об этике и этикете. – М., 1982.
13. Сагатовский В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? –СПб., 1994.
14. Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии: философские основы мировоззрения: В 3 ч. – СПб., 1997–2000.
15. Сагатовский В.Н. Есть ли выход у человечества? (Критика образа жизни). – СПб., 2000.
Тема 4. Природа человека и смысл его существования.
Проблема сознания
Занятие 1
1. Проблема сознания. Роль труда, языка и мышления в формировании и развитии сознания. Уровни сознания.
2. Проблема бессознательного. Сознательное и бессознательное.
3. Проблема идеального.
Занятие 2
1. Историко–философские основания социально–философской антропологии.
2. Духовность как основа человека, сфера его сущности, форма человеческого самосознания, самоидентификации.
3. Проблема смысла жизни. Смерть и бессмертие человека.
4. Социальный кругооборот качества (для спец. 340100).
Особое внимание следует уделить сложностям второго вопроса первого занятия. Можно поставить вопрос о причинах существования философско-психологических концепций, оспаривающих реальность бессознательного. Важно также вскрыть значение психоанализа для понимания особенностей современной культуры, технологии манипулирования массовым сознанием, для раскрытия факторов психической готовности к совершению того или иного умственного или физического действия.
Литература
1. Барулин В.С. Социально-философская антропология. – М., 1994 (Программа. Обновление гуманитарного образования в России).
2. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. – М., 1989.
3. Дубровский Д.И. Проблема идеального. – М., 1993.
4. Проблема человека в западной философии. – М., 1988.
5. Феномен человека. Антология. – М., 1993.
6. Это человек. Антология. – М., 1995.
7. Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Человек. Энциклопедический словарь. – М., 1999.
Тема 5. Познание, его возможности и границы
Занятие 1
1. Соотношение чувственного и рационального в познании.
2. Объективное и субъективное в познавательном образе.
3. Социокультурная детерминация познавательных процессов.
Занятие 2
1. Истина как гносеологическая проблема.
2. Проблема соотношения абсолютного и относительного в истине. Знание и вера.
3. Идеалы и критерии научности, их использование при оценке достоверности вненаучного и паранаучного знания, политических документов.
При подготовке к данной теме необходимо принять во внимание то, что основной темой теории познания является не столько логика построения самого знания, сколько, условно говоря, «строение» самого познающего субъекта. Теория познания за долгий путь своего развития выяснила, что логика теории зависит от специфики познающего субъекта, от комплекса его ценностных ориентаций (где действует социокультурная детерминация), совокупности присущих ему познавательных способностей и способа их взаимодействия. Процесс и результат познания, а также его условия проистекают из исторического опыта, включающего как теоретико-познавательную, так и предметно-практическую деятельности. Что касается проблемы истины, то необходимо, в первую очередь, уяснить принципиальные различия между классической и неклассическими концепциями истины. Неклассические концепции акцентируют внимание на отсутствии строгих критериев истины, на ее «множественности». Обсуждение вопросов второго занятия данной темы должно быть связано с учетом достоинств и опасностей, исходящих от обоих направлений в современную эпоху, а также с рассмотрением критериев истинности социально-политических программ партий в современной России, выявлением возможностей избирателей использовать эти критерии на выборах.
Литература
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 2003.
2. Руткевич М.Н., Лойфман И.Я. Диалектика и теория познания. – М., 1994.
3. Теория познания: В 4 т. – М., 1991-1995.
4. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. – М., 1994.
5. Разум и экзистенция. – Спб., 1999.
6. Заблуждающийся разум? Анализ вненаучных форм знания. – М., 1990.
7. Швырев В.С. Научное познание как деятельность. – М., 1989.
8. Кочергин А.Н. Научное познание: формы, методы, подходы. – М., 1991.
9. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. –М., 2000.
10. Торчилин В.П. Там, где кончается наука. – М., 1991.
11. Лешкевич Т.Г. Философия науки. – М., 2001.
Тема 6. Общественная жизнь людей.
Многообразие культур, цивилизаций, форм социального опыта
Занятие 1
1. Эволюция философского понимания общественной жизни людей и ее истории.
2. Закономерности развития исторического процесса. Соотношение прогресса и регресса в общественном развитии.
3. Формы общественного сознания.
4. Качество труда (для спец. 340100).
5. Качество как нравственная, политическая, экономическая категория (для спец. 340100).
Занятие 2
1. Культура как предмет философского анализа. Структура и функции культуры.
2. Культура и цивилизация. Типы цивилизаций в человеческой истории.
3. Единство, многообразие и взаимодействие культур.
При анализе общественной жизни как системы необходимо выделить понятие общественных отношений. Их совокупность образует устойчивые социальные структуры, обеспечивающие целостность общества. И в рамках конкретных общественных отношений человек соответствующим образом использует как реальные, так и знаково-символические предметы, способствующие его деятельности. Следует также подчеркнуть, что принципиальным для понимания общества является решение вопроса не только о том, существует ли единство и общая направленность исторического процесса, или он распадается на множество самостоятельных культур и цивилизаций, какое влияние на общество сказывают новые технологии, глобальные проблемы, массовая культура. Можно обсудить на занятии и вопрос о том, как может помочь высокое искусство и массовая молодежная культура усилиям по устранению перспектив столкновения цивилизаций и устранению терроризма.
Литература
1. Барулин В.С. Социальная философия. – М., 1993. – Ч. 1-2.
2. Бердяев Н.А. Смысл истории. – М., 1990.
3. Библер В.С. От наукоучения к логике культуры. – М., 1991.
4. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. – М., 1998.
5. Гегель Г. Философия истории. – М., 1935.
6. Гобозов И.А. Введение в философию истории. – М., 1993.
7. Философия истории. Под ред. Панарина А.С. – М., 1999.
8. Рузавин Г.И. Основы философии истории. – М., 2001.
9. Спиркин А.Г. Философия. – М., 1999.
10. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – М., 2003.
11. Историко-культурные основы европейской цивилизации. – М., 1992.
12. Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. – М., 1990.
13. Леви-Стросс К. Структурная антропология. – М., 1985.
14. Момджян К.Х. Социум, общество, история. – М., 1994.
15. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 1, 2. – М., 1992.
16. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. – М., 1991.
17. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. – М., 1992.
18. Тойнби А.Д. Постижение истории. – М., 1991.
19. Фукуяма Ф. Конец истории // Вопросы философии. – 1990. – № 3.
20. Франк С.Л. Духовные основы общества. – М., 1991.
21. Шпенглер О. Закат Европы. – М., 1993.
22. Гуревич П.С. Философия культуры. – М., 1995.
Тема 7. Человек в мире культуры.
Запад, восток и Россия в диалоге культур
Занятие 1
1. Характеристика западного и восточного типов общества.
2. Специфика развития российской культуры как самобытного и уникального явления.
3. Современные концепции развития культуры. Необходимость усиления взаимодействия культур.
По этой теме следует подчеркнуть, что поскольку культура есть в широком смысле общение, то она всегда реализуется как диалог между культурами и индивидами, выступающими ее носителями. Диалог же культур – это познание иной культуры через свою, а свою через другую, путем интерпретации и адаптации этих культур друг к другу в условиях принципиального смыслового несовпадения большей части обеих. Исходя из этого, можно наметить возможные пути сближения западного и восточного типа обществ в решении глобальных проблем современности, включая сюда и вопросы развития национальных культур и общечеловеческой культуры. При подготовке ко второму вопросу полезным было бы выделить основные установки российской интеллектуальной элиты по отношению к русской культуре и истории, главные идеи западнической и почвеннической ориентаций в публицистике и художественной литературе современной России. Необходимо здесь рассмотреть пути движения к ситуации баланса данных ориентаций, что позволило бы российской и мировой культуре развиваться, обогащая ее новыми ценностями на базе традиционных для человечества гуманистических ценностей.
Литература
1. Барг М.А. Эпохи и идеи. – М., 1987.
2. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. – М., 1977.
3. Культура – человек – философия. К проблеме интеграции и развития // Вопросы философии. – 1982. – № 1.
4. Самосознание европейской культуры XX века. – М., 1991.
5. Бердяев Н.А. Судьба России. – М., 1990.
6. Конрад Н.И. Запад и Восток. Статьи. – 2-е изд. – М., 1972.
7. Россия и Запад: взаимодействие культур // Вопросы философии. – 1992. – № 6.
8. Карсавин Л.П. Философия истории. – СПб., 1993. – 352 с.
9. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: основы этики; характер русского народа. – М., 1991.
10. Лосский Н.О. История русской философии. – М., 1991.
11. Акулинин В.Н.
Философия всеединства. От В.С. Соловьева
к
П.А. Флоренскому. – Новосибирск,
1990.
12. Сагатовский В. Весы Семиды и суд совести. Популярные очерки об этике и этикете. – М., 1982.
13. Сагатовский В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? –СПб., 1994.
14. Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии: философские основы мировоззрения: В 3 ч. – СПб., 1997–2000.
15. Сагатовский В.Н. Есть ли выход у человечества? (Критика образа жизни). – СПб., 2000.
16. Панарин А.С. Реванш истории: Российская стратегическая инициатива в XXI веке. – М., 1998.
17. Русская философия собственности (XVII – XX вв.). – СПб., 1993.
18. Субетто А.И. Капиталократия. Мифы либерализма и судьба России. – СПб., 2002.
19. Бочкарев А.И. Синергетика современного социального управления. – Тольятти, 2002.
20. Подберезкин А.И. Русский путь. – М., 1999.