Файл: мет.сем._фил_Нуреев.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.08.2020

Просмотров: 229

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ГАОУ ВПО «Альметьевский государственный институт

муниципальной службы»

_______________________________________________________

Кафедра философии и социальных наук



Утверждено

Учебно-методическим

советом АГИМС





Нуреев Р.Р.



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по проведению семинарских занятий по дисциплине «Философия»

для студентов всех форм обучения
















Альметьевск 2010

УДК 1 (075.8)

ББК 87я73

Н 90














Нуреев, Р.Р.

Н 90 Методические указания по проведению семинарских занятий по дисциплине «Философия» для студентов всех форм обучения /Составитель: Р.Р.Нуреев. – Альметьевск: ИИЦ АГИМС, 2010. – 20 с.



Методическое пособие разработано для студентов очной и заочной форм обучения в качестве руководства по подготовке к семинарским занятиям по курсу «Философия». В пособии приводятся тематический план семинарских занятий, методические рекомендации по их проведению, список рекомендуемой литературы, имеющейся в библиотеке АГИМС.












© Р.Р. Нуреев, 2010

© ИИЦ АГИМС, 2010

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ГАОУ ВПО «Альметьевский государственный институт

муниципальной службы»

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Кафедра философии и социальных наук





Дисциплина: философия





МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ


Для студентов всех специальностей и направлений подготовки




Методические указания по проведению семинарских занятий составлены на основании рабочей учебной программы дисциплины «Философия»


Методические указания по проведению семинарских занятий рассмотрены и утверждены на заседании кафедры «3» марта 2010 года.


Методические указания по проведению семинарских занятий разработаны:



доцент кафедры

философии и социальных наук Нуреев Р.Р.




Альметьевск 2010

Методические рекомендации



Методические рекомендации составлены с целью оказать содействие студентам в их самостоятельной работе по подготовке к семинарским занятиям.

Семинарские занятия являются основной формой организации практической работы студентов. На семинарском занятии студенты демонстрируют степень усвоения учебного материала, навыки работы с литературой, умения применять полученные знания в ходе коллективного обсуждения и ответов на вопросы.

Целью семинарских занятий является углубленное, на основе работы с источниками и литературой, изучение и совместное обсуждение вопросов по основным темам курса. Особое внимание при этом уделяется формированию навыков исследовательского труда и умений обобщать его результаты в форме семинарских докладов.

Для подготовки студентов к семинарским занятиям сформулированы вопросы, подлежащие рассмотрению по соответствующей теме, указаны дополнительные вопросы для самоконтроля. Список литературы по темам является рекомендательным и составлен в соответствие с имеющейся в наличии в библиотеке вуза литературой. При подготовке к семинарам особое внимание уделяется проработке источников и специальной литературы по темам, необходимых для глубокого осмысления конкретных вопросов. Это способствует формированию методологической культуры студентов, что приводит участников семинара к достижению уровня научных дискуссий. В конце пособия приводится перечень литературы по всем темам курса. Обращается внимание, что использование хрестоматий при подготовке к семинарам, является обязательным.


Сформулированные в тематических планах вопросы коллективно обсуждаются на семинарских занятиях. По мере необходимости в ходе занятия преподаватель может задавать дополнительные вопросы, которые не нашли отражение в плане занятия.

По завершении курса проводится экзамен.





План семинарских занятий


Тема 1. Философия: предметная область, специфика философского знания.


Вопросы для обсуждения:

  1. Мировоззрение и его структура.

  2. Культурно-исторический характер мировоззрения, его исторические типы: миф, религия, философия.

  3. Философия и мировоззрение. Специфика философской проблематики. Монизм и дуализм, идеализм и материализм.

  4. Категориальный аппарат философии.

  5. Философия и наука: проблема соотношения.

  6. Предметное поле философии и структура философского знания.

  7. Функции философии. Роль философии в кризисные периоды развития общества.

Контрольные вопросы:

  1. В чем проявляются особенности философского мировоззрения?

  2. Является ли философия наукой?

  3. Дайте характеристику понятиям «идеальное» и «материальное», «материя» и «идея».

  4. В чем разница между чувственновоспринимаемым и умопостигаемым?

  5. Назовите разделы философского знания?

  6. Можно ли считать, что восприятие действительности на уровне мифов сегодня отсутствует?

  7. В чем секрет популярности религиозных представлений сегодня? Что такое религиозность?

  8. Для чего человеку необходимо иметь свой взгляд на мир?

  9. Какая функция философия опасна для государственной власти?

  10. Что такое рефлексия и опасно ли ее отсутствие для общества?


Рекомендуемая литература:

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. – М.: Проспект, 1997, 2010

  2. Ермакова Е.Е. Философия: учебник для техн. вузов. – М.: Высшая школа, 2002

  3. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник. – М.: Логос, 2002

  4. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д. Философия. Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: учебник. – М.: Инфра-М, 2004

  5. Крапивенский С.Э. Социальная философия. - М.,1996

  6. Межуев В.М. Культурная функция философии //Философские науки. – 2008. - № 1

  7. Степин В.С. Философия и эпоха цивилизационных перемен //Вопросы философии. – 2006. - №2. – С. 16-26

  8. Тарароев Я.В. Современная космология – взгляд извне //Вопросы философии. – 2006. - №2. – С. 142-150

  9. Философия: учеб. пособие / Под ред. В.П. Кохановского. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003, 2009.

  10. Философский энциклопедический словарь. - М.: Инфра-М, 2006


Тема 2. Философия Античности и Древнего Востока.


Вопросы для обсуждения:

  1. Условия возникновения и развития философии в Древней Греции и Риме.

  2. Основные черты античной философии. Космоцентризм.

  3. Учения о субстанции. Милетская школа. Пифагор.

  4. Атомистическая концепция Демокрита.

  5. Проблема «рациональной морали» у Сократа. Метод Сократа.

  6. Объективный идеализм Платона. Теория познания Платона.

  7. Соотношение формы и материи у Аристотеля. Категории Аристотеля.

  8. Учение о душе и концепция «идеального государства» Платона. Государство и общество у Аристотеля.

  9. Основные школы и направления древнеиндийской философии.

  10. Характерные черты и основные школы философии Древнего Китая.


Контрольные вопросы:

  1. Назовите этапы и школы в развитии античной философии?

  2. Особенности мировосприятия древних греков?

  3. Гераклит и элеаты (Парменид, Зенон) о бытии и движении.

  4. Дайте характеристику этического рационализма Сократа?

  5. Особенность подхода к истине и знанию у софистов?

  6. Почему система Платона называется идеалистической? Что означает объективный идеализм?

  7. Определите разницу понятий «истина» и «мнение»?

  8. Определите соотношение чувственного и рационального в познании в древнегреческой философии?

  9. Разберите категории: качество, количество, мера, движение, причина.

  10. Можно ли создать идеальное государство? Его основные параметры?

  11. В чем заключается практический смысл учения Конфуция?

Рекомендуемая литература:

  1. Асмус В.Ф. Античная философия (история философии). – М.: Высшая школа, 2003

  2. История философии. Запад – Россия – Восток /Под ред. Н.В. Мотрошиловой: в 2 т. Т. 1. – М., 1995

  3. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник. – М.: Логос, 2002

  4. Нерсесянц В.С. Сократ. – М., 1996.

  5. Орлов С.В. История философии. – СПб., 2007

  6. Рассел Б. История западной философии. – Новосибирск, 2001.

  7. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: в 3-х т. Т. 1. - М., 1994

  8. Хрестоматия по истории философии: уч. пособие /Сост. Л.А. Микешина.: в 3 ч. Ч.1. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1997

  9. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. – М.: Высшая школа, 2001, 2003


Тема 3. Философия Средних веков.


Вопросы для обсуждения:

  1. Место философии в средние века.

  2. Основные черты средневековой философии. Теоцентризм.

  3. Основные проблемы в философии Августина Блаженого.

  4. Философия универсалий: номинализм и реализм.

Контрольные вопросы:

  1. Назовите этапы развития средневековой философии?

  2. Как решалась проблема соотношения веры и разума?

  3. Как решалась проблема теодицеи у Августина?

  4. Основания доказательств бытия Бога А.Кентерберийского, Ф.Аквинского?

  5. В чем суть различие между позициями реалистов и номиналистов?

  6. Как объяснялась природа человека? Что такое грех?

  7. В чем заключался смысл жизни с позиции христианской этики?

  8. Почему Средние века называли «темными веками»?

Рекомендуемая литература:

  1. История средневековой философии /Сост. Ф.Ч. Коплстон. – М., 1997.

  2. История философии. Запад – Россия – Восток /Под ред. Н.В. Мотрошиловой: в 2 т. Т. 1. – М., 1995

  3. Рассел Б. История западной философии. – Новосибирск, 2001

  4. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: в 3-х т. Т. 1. - М., 1994

  5. Хрестоматия по истории философии: уч. пособие /Сост. Л.А. Микешина.: в 3 ч. Ч.1. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1997

  6. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М.: Высшая школа, 1991.


Тема 5. Философия эпохи Возрождения.


Вопросы для обсуждения:

  1. Специфика философского мировоззрения в эпоху Возрождения.

  2. Новое понимание человеческой индивидуальности. Э.Роттердамский, Б.Телезио, Л.Валла.

  3. Пантеистическая методология в философии Н. Кузанского, Дж. Бруно.

  4. Проблемы общественного устройства. Н.Маккиавелли, Т.Мор, Т.Кампанелла.


Контрольные вопросы:

  1. В каких исторических условиях происходило развитие философии Возрождения?

  2. Почему пантеизм становится ведущим подходом решения философских проблем?

  3. Проблема конечного и бесконечного в философии Н.Кузанского?

  4. Что означает понятия «гуманизм» и «антропоцентризм»?

  5. В чем выражается свобода человека?

Рекомендуемая литература:

  1. История философии. Запад – Россия – Восток /Под ред. Н.В. Мотрошиловой: в 2 т. Т. 1. – М., 1995

  2. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник. – М.: Логос, 2002

  3. Рассел Б. История западной философии. – Новосибирск, 2001

  4. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: в 3-х т. - М., 1994

  5. Хрестоматия по истории философии: уч. пособие /Сост. Л.А. Микешина.: в 3 ч. Ч.1. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1997


Тема 6. Философия Нового времени и Просвещения.


Вопросы для обсуждения:

  1. Условия становления наук о природе. Формирование естественнонаучной картины мира и роль философии в ее осмыслении.

  2. Проблема метода в философии. Эмпирико-сенсуалистическое и рационалистическое направления.

  3. Учение об «идолах» и индуктивный метод Ф. Бэкона.

  4. Рационалистический метод Р.Декарта. Субстанция и дуализм.

  5. Принцип «чистой доски» Дж. Локка.

  6. Социальная проблематика в философии эпохи Просвещения: «гражданское общество» и государство, права человека и принцип разделения властей, роль образования и проблема прогресса.

Контрольные вопросы:

  1. Почему проблема метода становится решающей в философии Нового времени?

  2. Дайте характеристику принципам монизма, дуализма и плюрализма в философии Б. Спинозы, Р. Декарта и Г. Лейбница?

  3. Как Вы объясните тезис Р.Декарта: «Мыслю, следовательно, существую»?

  4. Чем объясняется сомнение в обосновании данных индивидуального опыта у Д. Юма?

  5. Назовите проблемы в позиции солипсизма Д.Беркли?

  6. Функции государства и его роль в социальной доктрине Т.Гоббса?

Рекомендуемая литература:

  1. История философии. Запад – Россия – Восток /Под ред. Н.В. Мотрошиловой: в 2 т. Т. 1. – М., 1995

  2. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник. – М.: Логос, 2002

  3. Орлов С.В. История философии. – СПб., 2007

  4. Рассел Б. История западной философии. – Новосибирск, 2001

  5. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: в 3-х т. - М., 1994

  6. Хрестоматия по истории философии: уч. пособие /Сост. Л.А. Микешина.: в 3 ч. Ч.1. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1997


Тема 7. Немецкая классическая философия.


Вопросы для обсуждения:

  1. Теория познания и этика И. Канта. Агностицизм.

  2. Философия практического действования И. Фихте.

  3. Система и диалектический метод Г. Гегеля.

Контрольные вопросы:

  1. Что значит знать по И. Канту?

  2. Роль априорных форм знания у И.Канта?

  3. Какие априорные формы чувственности выделяет И.Кант?

  4. Как связаны теоретическое мышление и практический опыт у И.Фихте?

  5. Как Вы понимаете принцип тождества бытия и мышления в философии Г.Гегеля?

  6. Назовите три диалектических принципа Г.Гегеля?

  7. В чем заключается противоречие между системой и методом Г.Гегеля?


Рекомендуемая литература:

  1. История философии. Запад – Россия – Восток /Под ред. Н.В. Мотрошиловой: в 2 т. – М., 1995

  2. Орлов С.В. История философии. – СПб., 2007

  3. Рассел Б. История западной философии. – Новосибирск, 2001

  4. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: в 3-х т. - М., 1994

  5. Хрестоматия по истории философии: уч. пособие /Сост. Л.А. Микешина.: в 3 ч. Ч.1. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1997


Тема 8. Западная философия конца XIXXX вв.

Вопросы для обсуждения:

  1. Материализм и иррационализм в философии 19 века.

  2. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Диалектический материализм К. Маркса.

  3. Философия иррационализма: С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше.

  4. Фрейдизм, герменевтика, феноменология, экзистенциализм.

Контрольные вопросы:

  1. Что означает материалистическое понимание истории по К.Марксу?

  2. Каким образом определяется сущность человека в марксизме?

  3. Проблема отчуждения человека и теория потребительской стоимости К.Маркса?

  4. Что нового привносит иррационализм в понимание человека и общества?

  5. С чем связан отход от ценности разума и пессимизм в понимании мира в философии второй половины 19 в.?

  6. Волевой принцип в философии А.Шопенгауэра и Ф.Ницше?

  7. Как следует понимать «имморализм» и «переоценку ценностей» Ф.Ницше?

  8. В чем заключается революция в понимании человека, осуществленная З.Фрейдом?

  9. Что означает тезис «существование предшествует сущности» человека в философии экзистенциализма?

  10. Условия свободы в экзистенциализме? Пограничная ситуация?

Рекомендуемая литература:

  1. Водолагин А.В. Философия и психопатология: творчество К.Ясперса //Вопросы философии. – 2006. - №4. – С. 174-183

  2. Гадамер Г.Г. Игра искусства //Вопросы философии. – 2006. - №8. – С. 164-168

  3. Зотов А.Ф. Западная философия 20 века: учебное пособие. – М., 1994

  4. Орлов С.В. История философии. – СПб., 2007

  5. Рассел Б. История западной философии. – Новосибирск, 2001

  6. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: в 3-х т. Т.3. - М., 1994

  7. Хрестоматия по истории философии: уч. пособие /Сост. Л.А. Микешина.: в 3 ч. Ч.1-2. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1997


Тема 9. Русская философия XIX – начала XX вв.


Вопросы для обсуждения:

  1. Русская философия: этапы, проблемы, представители.

  2. Философия истории П.Чаадаева. Славянофилы и западники.

  3. Философия всеединства В. Соловьева.

  4. Философия свободы и творчества Н.Бердяева. Мораль и ее исторические типы.

  5. Русский космизм. Н. Федоров, В. Вернадский, А. Чижевский.

Контрольные вопросы:

  1. В чем суть противоречий между славянофилами и западниками?

  2. Роль интуитивного постижения в русской философии?

  3. Понятие «София» в русской религиозной философии.

  4. Можно ли считать идеи русского космизма актуальными сегодня?

  5. Назовите основные положения ноосферной концепции В.Вернадского?

  6. Философские идеи С.Булгакова, С.Франка, К.Леонтьева, Л.Шестова.