ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.08.2020
Просмотров: 250
Скачиваний: 4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ГАОУ ВПО «Альметьевский государственный институт
муниципальной службы»
_______________________________________________________
Кафедра философии и социальных наук
Утверждено
Учебно-методическим
советом АГИМС
Нуреев Р.Р.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по проведению семинарских занятий по дисциплине «Философия»
для студентов всех форм обучения
Альметьевск 2010
УДК 1 (075.8)
ББК 87я73
Н 90
Нуреев, Р.Р.
Н 90 Методические указания по проведению семинарских занятий по дисциплине «Философия» для студентов всех форм обучения /Составитель: Р.Р.Нуреев. – Альметьевск: ИИЦ АГИМС, 2010. – 20 с.
Методическое пособие разработано для студентов очной и заочной форм обучения в качестве руководства по подготовке к семинарским занятиям по курсу «Философия». В пособии приводятся тематический план семинарских занятий, методические рекомендации по их проведению, список рекомендуемой литературы, имеющейся в библиотеке АГИМС.
© Р.Р. Нуреев, 2010
© ИИЦ АГИМС, 2010
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ГАОУ ВПО «Альметьевский государственный институт
муниципальной службы»
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Кафедра философии и социальных наук
Дисциплина: философия
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Для студентов всех специальностей и направлений подготовки
Методические указания по проведению семинарских занятий составлены на основании рабочей учебной программы дисциплины «Философия»
Методические указания по проведению семинарских занятий рассмотрены и утверждены на заседании кафедры «3» марта 2010 года.
Методические указания по проведению семинарских занятий разработаны:
доцент кафедры
философии и социальных наук Нуреев Р.Р.
Альметьевск 2010
Методические рекомендации
Методические рекомендации составлены с целью оказать содействие студентам в их самостоятельной работе по подготовке к семинарским занятиям.
Семинарские занятия являются основной формой организации практической работы студентов. На семинарском занятии студенты демонстрируют степень усвоения учебного материала, навыки работы с литературой, умения применять полученные знания в ходе коллективного обсуждения и ответов на вопросы.
Целью семинарских занятий является углубленное, на основе работы с источниками и литературой, изучение и совместное обсуждение вопросов по основным темам курса. Особое внимание при этом уделяется формированию навыков исследовательского труда и умений обобщать его результаты в форме семинарских докладов.
Для подготовки студентов к семинарским занятиям сформулированы вопросы, подлежащие рассмотрению по соответствующей теме, указаны дополнительные вопросы для самоконтроля. Список литературы по темам является рекомендательным и составлен в соответствие с имеющейся в наличии в библиотеке вуза литературой. При подготовке к семинарам особое внимание уделяется проработке источников и специальной литературы по темам, необходимых для глубокого осмысления конкретных вопросов. Это способствует формированию методологической культуры студентов, что приводит участников семинара к достижению уровня научных дискуссий. В конце пособия приводится перечень литературы по всем темам курса. Обращается внимание, что использование хрестоматий при подготовке к семинарам, является обязательным.
Сформулированные в тематических планах вопросы коллективно обсуждаются на семинарских занятиях. По мере необходимости в ходе занятия преподаватель может задавать дополнительные вопросы, которые не нашли отражение в плане занятия.
По завершении курса проводится экзамен.
План семинарских занятий
Тема 1. Философия: предметная область, специфика философского знания.
Вопросы для обсуждения:
-
Мировоззрение и его структура.
-
Культурно-исторический характер мировоззрения, его исторические типы: миф, религия, философия.
-
Философия и мировоззрение. Специфика философской проблематики. Монизм и дуализм, идеализм и материализм.
-
Категориальный аппарат философии.
-
Философия и наука: проблема соотношения.
-
Предметное поле философии и структура философского знания.
-
Функции философии. Роль философии в кризисные периоды развития общества.
Контрольные вопросы:
-
В чем проявляются особенности философского мировоззрения?
-
Является ли философия наукой?
-
Дайте характеристику понятиям «идеальное» и «материальное», «материя» и «идея».
-
В чем разница между чувственновоспринимаемым и умопостигаемым?
-
Назовите разделы философского знания?
-
Можно ли считать, что восприятие действительности на уровне мифов сегодня отсутствует?
-
В чем секрет популярности религиозных представлений сегодня? Что такое религиозность?
-
Для чего человеку необходимо иметь свой взгляд на мир?
-
Какая функция философия опасна для государственной власти?
-
Что такое рефлексия и опасно ли ее отсутствие для общества?
Рекомендуемая литература:
-
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. – М.: Проспект, 1997, 2010
-
Ермакова Е.Е. Философия: учебник для техн. вузов. – М.: Высшая школа, 2002
-
Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник. – М.: Логос, 2002
-
Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д. Философия. Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: учебник. – М.: Инфра-М, 2004
-
Крапивенский С.Э. Социальная философия. - М.,1996
-
Межуев В.М. Культурная функция философии //Философские науки. – 2008. - № 1
-
Степин В.С. Философия и эпоха цивилизационных перемен //Вопросы философии. – 2006. - №2. – С. 16-26
-
Тарароев Я.В. Современная космология – взгляд извне //Вопросы философии. – 2006. - №2. – С. 142-150
-
Философия: учеб. пособие / Под ред. В.П. Кохановского. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003, 2009.
-
Философский энциклопедический словарь. - М.: Инфра-М, 2006
Тема 2. Философия Античности и Древнего Востока.
Вопросы для обсуждения:
-
Условия возникновения и развития философии в Древней Греции и Риме.
-
Основные черты античной философии. Космоцентризм.
-
Учения о субстанции. Милетская школа. Пифагор.
-
Атомистическая концепция Демокрита.
-
Проблема «рациональной морали» у Сократа. Метод Сократа.
-
Объективный идеализм Платона. Теория познания Платона.
-
Соотношение формы и материи у Аристотеля. Категории Аристотеля.
-
Учение о душе и концепция «идеального государства» Платона. Государство и общество у Аристотеля.
-
Основные школы и направления древнеиндийской философии.
-
Характерные черты и основные школы философии Древнего Китая.
Контрольные вопросы:
-
Назовите этапы и школы в развитии античной философии?
-
Особенности мировосприятия древних греков?
-
Гераклит и элеаты (Парменид, Зенон) о бытии и движении.
-
Дайте характеристику этического рационализма Сократа?
-
Особенность подхода к истине и знанию у софистов?
-
Почему система Платона называется идеалистической? Что означает объективный идеализм?
-
Определите разницу понятий «истина» и «мнение»?
-
Определите соотношение чувственного и рационального в познании в древнегреческой философии?
-
Разберите категории: качество, количество, мера, движение, причина.
-
Можно ли создать идеальное государство? Его основные параметры?
-
В чем заключается практический смысл учения Конфуция?
Рекомендуемая литература:
-
Асмус В.Ф. Античная философия (история философии). – М.: Высшая школа, 2003
-
История философии. Запад – Россия – Восток /Под ред. Н.В. Мотрошиловой: в 2 т. Т. 1. – М., 1995
-
Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник. – М.: Логос, 2002
-
Нерсесянц В.С. Сократ. – М., 1996.
-
Орлов С.В. История философии. – СПб., 2007
-
Рассел Б. История западной философии. – Новосибирск, 2001.
-
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: в 3-х т. Т. 1. - М., 1994
-
Хрестоматия по истории философии: уч. пособие /Сост. Л.А. Микешина.: в 3 ч. Ч.1. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1997
-
Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. – М.: Высшая школа, 2001, 2003
Тема 3. Философия Средних веков.
Вопросы для обсуждения:
-
Место философии в средние века.
-
Основные черты средневековой философии. Теоцентризм.
-
Основные проблемы в философии Августина Блаженого.
-
Философия универсалий: номинализм и реализм.
Контрольные вопросы:
-
Назовите этапы развития средневековой философии?
-
Как решалась проблема соотношения веры и разума?
-
Как решалась проблема теодицеи у Августина?
-
Основания доказательств бытия Бога А.Кентерберийского, Ф.Аквинского?
-
В чем суть различие между позициями реалистов и номиналистов?
-
Как объяснялась природа человека? Что такое грех?
-
В чем заключался смысл жизни с позиции христианской этики?
-
Почему Средние века называли «темными веками»?
Рекомендуемая литература:
-
История средневековой философии /Сост. Ф.Ч. Коплстон. – М., 1997.
-
История философии. Запад – Россия – Восток /Под ред. Н.В. Мотрошиловой: в 2 т. Т. 1. – М., 1995
-
Рассел Б. История западной философии. – Новосибирск, 2001
-
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: в 3-х т. Т. 1. - М., 1994
-
Хрестоматия по истории философии: уч. пособие /Сост. Л.А. Микешина.: в 3 ч. Ч.1. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1997
-
Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М.: Высшая школа, 1991.
Тема 5. Философия эпохи Возрождения.
Вопросы для обсуждения:
-
Специфика философского мировоззрения в эпоху Возрождения.
-
Новое понимание человеческой индивидуальности. Э.Роттердамский, Б.Телезио, Л.Валла.
-
Пантеистическая методология в философии Н. Кузанского, Дж. Бруно.
-
Проблемы общественного устройства. Н.Маккиавелли, Т.Мор, Т.Кампанелла.
Контрольные вопросы:
-
В каких исторических условиях происходило развитие философии Возрождения?
-
Почему пантеизм становится ведущим подходом решения философских проблем?
-
Проблема конечного и бесконечного в философии Н.Кузанского?
-
Что означает понятия «гуманизм» и «антропоцентризм»?
-
В чем выражается свобода человека?
Рекомендуемая литература:
-
История философии. Запад – Россия – Восток /Под ред. Н.В. Мотрошиловой: в 2 т. Т. 1. – М., 1995
-
Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник. – М.: Логос, 2002
-
Рассел Б. История западной философии. – Новосибирск, 2001
-
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: в 3-х т. - М., 1994
-
Хрестоматия по истории философии: уч. пособие /Сост. Л.А. Микешина.: в 3 ч. Ч.1. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1997
Тема 6. Философия Нового времени и Просвещения.
Вопросы для обсуждения:
-
Условия становления наук о природе. Формирование естественнонаучной картины мира и роль философии в ее осмыслении.
-
Проблема метода в философии. Эмпирико-сенсуалистическое и рационалистическое направления.
-
Учение об «идолах» и индуктивный метод Ф. Бэкона.
-
Рационалистический метод Р.Декарта. Субстанция и дуализм.
-
Принцип «чистой доски» Дж. Локка.
-
Социальная проблематика в философии эпохи Просвещения: «гражданское общество» и государство, права человека и принцип разделения властей, роль образования и проблема прогресса.
Контрольные вопросы:
-
Почему проблема метода становится решающей в философии Нового времени?
-
Дайте характеристику принципам монизма, дуализма и плюрализма в философии Б. Спинозы, Р. Декарта и Г. Лейбница?
-
Как Вы объясните тезис Р.Декарта: «Мыслю, следовательно, существую»?
-
Чем объясняется сомнение в обосновании данных индивидуального опыта у Д. Юма?
-
Назовите проблемы в позиции солипсизма Д.Беркли?
-
Функции государства и его роль в социальной доктрине Т.Гоббса?
Рекомендуемая литература:
-
История философии. Запад – Россия – Восток /Под ред. Н.В. Мотрошиловой: в 2 т. Т. 1. – М., 1995
-
Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник. – М.: Логос, 2002
-
Орлов С.В. История философии. – СПб., 2007
-
Рассел Б. История западной философии. – Новосибирск, 2001
-
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: в 3-х т. - М., 1994
-
Хрестоматия по истории философии: уч. пособие /Сост. Л.А. Микешина.: в 3 ч. Ч.1. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1997
Тема 7. Немецкая классическая философия.
Вопросы для обсуждения:
-
Теория познания и этика И. Канта. Агностицизм.
-
Философия практического действования И. Фихте.
-
Система и диалектический метод Г. Гегеля.
Контрольные вопросы:
-
Что значит знать по И. Канту?
-
Роль априорных форм знания у И.Канта?
-
Какие априорные формы чувственности выделяет И.Кант?
-
Как связаны теоретическое мышление и практический опыт у И.Фихте?
-
Как Вы понимаете принцип тождества бытия и мышления в философии Г.Гегеля?
-
Назовите три диалектических принципа Г.Гегеля?
-
В чем заключается противоречие между системой и методом Г.Гегеля?
Рекомендуемая литература:
-
История философии. Запад – Россия – Восток /Под ред. Н.В. Мотрошиловой: в 2 т. – М., 1995
-
Орлов С.В. История философии. – СПб., 2007
-
Рассел Б. История западной философии. – Новосибирск, 2001
-
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: в 3-х т. - М., 1994
-
Хрестоматия по истории философии: уч. пособие /Сост. Л.А. Микешина.: в 3 ч. Ч.1. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1997
Тема 8. Западная философия конца XIX – XX вв.
Вопросы для обсуждения:
-
Материализм и иррационализм в философии 19 века.
-
Антропологический материализм Л. Фейербаха. Диалектический материализм К. Маркса.
-
Философия иррационализма: С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше.
-
Фрейдизм, герменевтика, феноменология, экзистенциализм.
Контрольные вопросы:
-
Что означает материалистическое понимание истории по К.Марксу?
-
Каким образом определяется сущность человека в марксизме?
-
Проблема отчуждения человека и теория потребительской стоимости К.Маркса?
-
Что нового привносит иррационализм в понимание человека и общества?
-
С чем связан отход от ценности разума и пессимизм в понимании мира в философии второй половины 19 в.?
-
Волевой принцип в философии А.Шопенгауэра и Ф.Ницше?
-
Как следует понимать «имморализм» и «переоценку ценностей» Ф.Ницше?
-
В чем заключается революция в понимании человека, осуществленная З.Фрейдом?
-
Что означает тезис «существование предшествует сущности» человека в философии экзистенциализма?
-
Условия свободы в экзистенциализме? Пограничная ситуация?
Рекомендуемая литература:
-
Водолагин А.В. Философия и психопатология: творчество К.Ясперса //Вопросы философии. – 2006. - №4. – С. 174-183
-
Гадамер Г.Г. Игра искусства //Вопросы философии. – 2006. - №8. – С. 164-168
-
Зотов А.Ф. Западная философия 20 века: учебное пособие. – М., 1994
-
Орлов С.В. История философии. – СПб., 2007
-
Рассел Б. История западной философии. – Новосибирск, 2001
-
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: в 3-х т. Т.3. - М., 1994
-
Хрестоматия по истории философии: уч. пособие /Сост. Л.А. Микешина.: в 3 ч. Ч.1-2. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1997
Тема 9. Русская философия XIX – начала XX вв.
Вопросы для обсуждения:
-
Русская философия: этапы, проблемы, представители.
-
Философия истории П.Чаадаева. Славянофилы и западники.
-
Философия всеединства В. Соловьева.
-
Философия свободы и творчества Н.Бердяева. Мораль и ее исторические типы.
-
Русский космизм. Н. Федоров, В. Вернадский, А. Чижевский.
Контрольные вопросы:
-
В чем суть противоречий между славянофилами и западниками?
-
Роль интуитивного постижения в русской философии?
-
Понятие «София» в русской религиозной философии.
-
Можно ли считать идеи русского космизма актуальными сегодня?
-
Назовите основные положения ноосферной концепции В.Вернадского?
-
Философские идеи С.Булгакова, С.Франка, К.Леонтьева, Л.Шестова.