Файл: мет.сем._фил_Нуреев.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.08.2020

Просмотров: 252

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рекомендуемая литература:

  1. Алексеев П.В. Философы России ХlХ-ХХ столетий. Биографии, идеи, труды. – М., 2002. – 1152 с.

  2. Бажанов В.А. Рождение философии науки в России //Вопросы философии. – 2006. - №1. – С. 128-134

  3. Брода М. «Неузнанный феномен» К.Леонтьева //Вопросы философии. – 2006. - №7. – С. 129-139

  4. История философии. Запад – Россия – Восток /Под ред. Н.В. Мотрошиловой: в 2 т. – М., 1995

  5. Курабцев В.П. Философская биография Л.Шестова и особенности его философии //Вопросы философии. – 2006. - №4. – С. 128-143

  6. Лосев А.Ф. В.Соловьев и его время. – М, 2000.

  7. Пантин И.К. А.И.Герцен: начало либерального социализма //Вопросы философии. – 2006. - №3. – С. 118-131

  8. Хрестоматия по истории философии: уч. пособие /Сост. Л.А. Микешина.: в 3 ч. Ч.3. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1997


Тема 10. Проблема бытия в философии.


Вопросы для обсуждения:

  1. Проблема бытия в философии. Монистические и плюралистические концепции бытия. Бытие и небытие.

  2. Формы бытия, его структурность. Идеальное и материальное бытие.

  3. Понятие материи в философии и науке. Понятие движения, его формы. Пространство и время.

  4. Современная научная картина мира и ее философское осмысление.

Контрольные вопросы:

  1. В чем различие между субъективным и объективным бытием?

  2. Специфика социального бытия?

  3. Понимание бытия в феноменологии Э.Гуссерля и экзистенциализме?

  4. Почему движение является атрибутом бытия?

  5. Характеристики пространства и времени. Существуют ли они объективно?

  6. Определите взаимосвязь структуры бытия и форм движения?

Рекомендуемая литература:

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. – М.: Проспект, 2010

  2. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник. – М.: Логос, 2002

  3. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д. Философия. Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: учебник. – М.: Инфра-М, 2004

  4. Лебедев М.В. Концепция времени в экзистенциальной онтологии Р.Ингардена //Вопросы философии. – 2006. - №12. – С. 145-146

  5. Ровинский Р.Е. Синергетика и процессы развития сложных систем //Вопросы философии. – 2006. - №2. – С. 162-169

  6. Спиркин А.Г. Философия: учебник. – М.: Гардарики, 2006,2007

  7. Тарароев Я.В. Современная космология – взгляд извне //Вопросы философии. – 2006. - №2. – С. 142-150

  8. Хрестоматия по философии: учебное пособие /Сост. П.В. Алексеев. – М.: Проспект, 2009


Тема11. Природа как предмет философского осмысления.


Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие природы. Эволюционная теория и креационизм.

  2. Взаимодействие природы и общества. Концепция ноосферы В.И. Вернадского и П. Тейяра де Шардена. А. Чижевский.

  3. Римский клуб и проблема устойчивого развития. Коэволюция.

Контрольные вопросы:

  1. Различие между живой и неживой природой?

  2. Какие проблемы существуют в эволюционной теории?

  3. С чем связан оптимизм В.Вернадского в отношении проблемы взаимодействия природы и общества?

  4. Экологическая проблема и научно-технический прогресс


Рекомендуемая литература:

  1. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник. – М.: Логос, 2002

  2. Философия: учебное пособие для вузов /Отв. Ред. В.П. Кохановский. – Ростов на Дону: Феникс, 2009

  3. Философия: учебник для вузов /Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М.: Юнити-Дана, 2004, 2010


Тема 12. Социальная философия.


Вопросы для обсуждения:

  1. Общество и его структура. Саморазвитие и самоорганизация. Синергетический и системный подходы к изучению общества.

  2. Формационный и цивилизационный подходы к истории развития общества. Прогресс и регресс. Культура и цивилизация.

  3. Стадии развития общества. Индустриальное, постиндустриальное и информационное общество.

  4. Глобальные проблемы современности и будущее человечества.

Контрольные вопросы:

  1. Определите проблемное поле социальной философии?

  2. Какие признаки характеризуют постиндустриальную стадию развития общества?

  3. Признаки и проблемы формирования гражданского общества?

  4. В чем выражаются процессы глобализации и его последствия?

  5. Можно ли спрогнозировать будущее развитие общества?

  6. Охарактеризуйте глобальные проблемы и перспективы их решения?

Рекомендуемая литература:

  1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. - М.: Изд-во «Владос», 1994

  2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. – М.: Проспект, 2010

  3. Ивин А.А. Введение в философию истории: уч. пособие. - М., 1997

  4. Кантор К.М. Глобализация? – Да! Но какая? //Вопросы философии. – 2006. - №1. – С. 25-37

  5. Кармин А.С. Философия культуры в информационном обществе: проблемы и перспективы //Вопросы философии. – 2006. - №2. – С.52-60

  6. Крапивенский С.Э. Социальная философия. - М.,1996

  7. Ровинский Р.Е. Синергетика и процессы развития сложных систем //Вопросы философии. – 2006. - №2. – С. 162-169

  8. Философия: учебник для вузов /Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М.: Юнити-Дана, 2004, 2010


Тема 13. Философская антропология и теория ценностей.


Вопросы для обсуждения:

  1. Проблема человека в философии. Антропологические концепции М. Шелера, Г.Плеснера, А. Гелена, З. Фрейда.

  2. Природа и сущность человека. Биологическое и социальное. Индивид, личность, индивидуальность. Антропосоциогенез.

  3. Проблема человеческой свободы. Смысл человеческой жизни.

  4. Природа ценностей, их виды. Высшие ценности.

  5. Эволюция ценностей и их роль в жизни человека и общества.

Контрольные вопросы:

  1. Корректно ли ставить вопрос о сущности человека?

  2. Количественное и качественное различие человека и животного с точки зрения современных научных данных?

  3. Проблемы социализации?

  4. Философское значение антропного принципа?

  5. Проанализируйте понятия интеллигент и интеллектуал. По каким критериям можно судить об интеллигентности человека?

  6. В чем значение нравственных и эстетических ценностей для общества?

  7. Роль политических и экономических ценностей сегодня?

  8. Ценность образования и труда и экономическое развитие страны.

  9. Каковы ценности современной молодежи, на Ваш взгляд?


Рекомендуемая литература:

  1. Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности. – М.: Академия, 2001

  2. Кеглер Г.Г. Этика после постмодернизма //Вопросы философии. – 2006. - №3. – С. 111-117

  3. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д. Философия. Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: учебник. – М.: Инфра-М, 2004

  4. Синергийная антропология – новая концепция человека //Философские науки. – 2008. -№ 2

  5. Тульчинский Г.Л. О природе свободы //Вопросы философии. – 2006. - №4. – С. 17-31

  6. Философия: учебное пособие для вузов /Отв. Ред. В.П. Кохановский. – Ростов на Дону: Феникс, 2009

  7. Философия: учебник для вузов /Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М.: Юнити-Дана, 2004, 2010

  8. Хоружий С.С. Проблема постчеловека, или трансформативная антропология глазами синергийной антропологии //Философские науки. – 2008. -№ 2.

  9. Этика: учебник /А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. – М.: Гардарики, 2008


Тема 14. Учение о познании. Научное познание.

Вопросы для обсуждения:

  1. Познание: его структура и формы. Субъект и объект познания.

  2. Понятие истины в философии. Критерии истины.

  3. Специфика научного познания и знания. Критерии научности.

  4. Эмпирический и теоретический уровни науки. Формы научного знания

  5. Проблема роста науки в философии постпозитивизма: Т.Кун, И.Лакатос, П.Фейерабендт. К.Поппер.

  6. Роль науки в обществе. Сциентизм и антисциентизм. Наука и техника.

Контрольные вопросы:

  1. Рациональные и внерациональные формы познания?

  2. Роль понимания и объяснения в познании?

  3. Что такое абсолютная, относительная и объективная истина?

  4. Может ли истина быть субъективной?

  5. Понимание истины в диалектическом материализме?

  6. Что такое наука?

  7. Применим ли принцип конвенции к научному знанию?

  8. С чем связаны проблемы современной науки?

  9. Какие науки определяют современную научную картину мира?

Рекомендуемая литература:

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. – М.: Проспект, 2010

  2. Аронов Р.А. «Бермудский треугольник» интерпретации научного знания //Вопросы философии. – 2006. - №4. – С. 113-118

  3. Баксанский О.Е. Современный когнитивизм: философия, когнитивная наука, когнитивные дисциплины //Вопросы философии. – 2006. - №1. – С. 175-181

  4. Горохов В.Г. Проблема технонауки – связь науки и современных технологий //Философские науки. – 2008. – № 1

  5. Кукарцева М.А. Лингвистический поворот в историоописании: эволюция, сущность и основные принципы //Вопросы философии. – 2006. - №4. – С. 44-55

  6. Лекторский В.А. Конструктивизм и реализм в эпистемологии //Философские науки. – 2008. - № 3

  7. Маркова Л.А. Переосмысление субъект-предметного отношения //Вопросы философии. – 2006. - №8. – С. 98-110

  8. Философия: учебное пособие для вузов /Отв. Ред. В.П. Кохановский. – Ростов на Дону: Феникс, 2009


Тема 15. Философия сознания.


Вопросы для обсуждения:

  1. Проблема сознания в философии и науке. Понятие сознания.

  2. Структура и функции сознания. Сознание и мозг. Язык и мышление. Память. Творчество. Самосознание. Сознание и бессознательное.

  3. Проблема искусственного интеллекта.

  4. Понятие общественного сознания, его структура и формы. Идеология.


Контрольные вопросы:

  1. Имеется ли сознание у животных?

  2. Как связаны язык и мышление?

  3. Почему перспективы в изучении сознания сегодня видятся за междисциплинарным подходом?

  4. Специфика сознания в теории отражения?

  5. Каковы перспективы создания искусственного интеллекта?

Рекомендуемая литература:

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. – М.: Проспект, 2010

  2. Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности. – М.: Академия, 2001

  3. Баксанский О.Е. Современный когнитивизм: философия, когнитивная наука, когнитивные дисциплины //Вопросы философии. – 2006. - №1. – С. 175-181

  4. Васильев В.В. Мозг и сознание: выходы из лабиринта //Вопросы философии. – 2006. - №1. – С. 67-79

  5. Семирухин Л.В. Нанотехнологии и сознание //Философские науки. – 2008. - № 1

  6. Спиркин А.Г. Философия: учебник. – М.: Гардарики, 2006,2007

  7. Философия: учебное пособие для вузов /Отв. Ред. В.П. Кохановский. – Ростов на Дону: Феникс, 2009



Рекомендуемая учебная литература по всем темам курса


Хрестоматии:

  1. Хрестоматия по философии: учебное пособие /Сост. П.В. Алексеев. – М.: Проспект, 2009

  2. Хрестоматия по философии /Алексеев П.В., Панин А.В. – М., 1997

  3. Хрестоматия по истории философии: уч. пособие /Сост. Л.А. Микешина: в 3 ч. Ч.1-3. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1997


Учебники и учебные пособия:

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. – М.: Проспект, 2010

  2. Алексеев П.В., Панин А.В Философия: учебник. – М.: Проспект, 1997

  3. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: уч. пособие. - М.: Изд-во «ПерСе», 2001

  4. Ермакова Е.Е. Философия: учебник для техн. вузов. – М.: Высшая школа, 2002

  5. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник. – М.: Логос, 2002

  6. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д. Философия. Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: учебник. – М.: Инфра-М, 2004

  7. Спиркин А.Г. Философия: учебник. – М.: Гардарики, 2004, 2006, 2007

  8. Титов В.Ф., Смирнов И.Н. Философия: учебник. – М.: Высшая школа, 2003

  9. Философия: учебник для вузов /Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М.: Юнити-Дана, 2004, 2010

  10. Философия: учебное пособие для вузов /Отв. Ред. В.П. Кохановский. – Ростов на Дону: Феникс, 2003, 2009


Энциклопедии:

  1. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. - М., 1995

  2. Философия: краткий тематический словарь /Под ред. Т.П. Матяш, В.П. Яковлева. – Ростов –на Дону, 2001

  3. Философский энциклопедический словарь. - М.: Инфра-М, 2006


Интернет-ресурсы:

    1. http://www.philosophy.ru – философский портал ИФ РАН

    2. http://www.iph.ras.ru/page52248384.htm – текстовые ресурсы ИФ РАН

    3. http://philos.msu.ru/library.php – электронная библиотека философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

    4. http://lib.ru – электронная библиотека М.Мошкова

    5. http://anthropology.rinet.ru – электронная версия философско- литературного журнала «Логос»

    6. http://logic.ru/ru/node/275 – научно-теоретический журнал РАН «Вопросы философии»

    7. http://sysres.isa.ru – электронная версия журнала «Вопросы философии» на сервере Института системного анализа РАН

    8. http://jkhora.narod.ru – электронная версия журнала современной зарубежной философии и философской компаративистики «Хора»

    9. http://www.politstudies.ru – сайт журнала «Политические исследования»

    10. http://www.isras.ru/socis – электронная версия журнала «Социологические исследования»

    11. http://www.sciam.ru – сайт журнала «В мире науки»

    12. http://elementy.ru/lib – электронная библиотека сайта «Элементы большой науки»













Р.Р. Нуреев



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по проведению семинарских занятий по дисциплине «Философия»

для студентов всех форм обучения





В авторской редакции



Макетирование: Усманова А.Ф.


Лицензия №0079 от 03.03.1997 г.

Формат 60х84 1/16 Бумага офсетная

Печать RISO Объем 1,25 усл.печ.л.

Подписано в печать 11.03.2010 г.

Тираж 20 экз.

-----------------------------------------------------------------------------------

Информационно-издательский центр

Альметьевского государственного института муниципальной службы

423450, РТ, г. Альметьевск, ул. М. Джалиля, 9

Тел.: (8553) 45-80-71, факс: (8553) 45-80-75