ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.08.2020
Просмотров: 1042
Скачиваний: 4
Вернувшись в Спарту, Ликург вместе с 30 верными ему знатными гражданами приступил к реформам. Одной из первых реформ Ликурга была организация управления гражданской общиной. Античные писатели утверждают, что Ликургом был создан Совет старейшин (герусия) из 28 человек.
Чтобы добиться согласия и мира, Ликург решил навсегда искоренить богатство и бедность в государстве. Всю землю, которой владела община, он поделил на примерно равные участки (клеры), 9 тысяч клеров получили спартанцы по числу семей, 30тысяч было отдано периэкам-жителям окрестных мест
Для сохранения всеобщего равенства Ликург запретил употреблять в Спарте золотые и серебряные монеты, которыми пользовались во всей Греции, и ввел очень тяжелые железные деньги. На эти деньги можно было купить только то, что производилось в самой Спарте
Все спартанцы, от царя до простого гражданина, должны были жить в совершенно одинаковых условиях. Специальные предписания указывали, какие дома строить, какую одежду носить, и даже еда должна быть у всех одинаковой.
Жажда господства над всей Грецией привела олигархическую Спарту к войне с богатыми и процветающими демократическими Афинами. Война длилась 27 лет (431-404гг. до н.э.). Спарта победила в Пелопонесской войне, но ценой предательства интересов Эллады: получив помощь от Ирана, она превратилась в иранского надсмотрщика для эллинов. Война вывела Спарту из состояния искусственной изоляции, победа принесла богатство и деньги, и община равных вступила в полосу смут, как и все другие греческие полисы.
Спарта, или Лакедемон, - древнегреческий полис, город-государство, возникло в IX веке до н.э. Спарта была примером рабовладельческой аристократии. Самое дорическое из всех государств Древней Греции. Древняя Спарта находилась на западном берегу реки Эврот и простиралась на север от современного города Спарта. Лакония — сокращенное название области, которая полностью звалась Лакедемоном, поэтому обитателей этой местности часто именовали "лакедемонянами", что практически равнозначно словам "спартанец" или "спартиат".
С VIII века до н.э. Спарта начала расширяться за счет покорения соседей - других греческих городов-государств. В ходе 1-й и 2-й Мессенских войн (между 725 и 600 до н.э.) была покорена область Мессения к западу от Спарты, а мессенцы были превращены в илотов, т.е. государственных рабов.
Отвоевав еще часть территории у Аргоса и Аркадии, Спарта перешла от политики завоеваний к наращиванию своего могущества через заключение договоров с различными греческими городами-государствами. В качестве главы Пелопоннесского союза (начал возникать около 550 до н.э., оформился около 510-500 до н.э.) Спарта фактически превратилась в мощнейшую военную державу Греции. Тем самым была создана сила, ставшая противовесом надвигавшемуся вторжению персов, объединенные усилия Пелопоннесского союза и Афин с их союзниками привели в решительной победе над персами при Саламине и Платеях в 480 и 479 до н.э.
Древняя Спарта представляла собой рабовладельческое государство, но с сильными пережитками общинного быта. Основой экономики здесь было сельское хозяйство. Ремесло было развито крайне слабо. Необходимость держать в постоянном страхе и повиновении рабов, число которых в несколько десятков раз превышало число свободных, заставляла рабовладельцев всеми силами поддерживать дисциплину и единство в своей среде. Отсюда - стремление коллектива рабовладельцев искусственными мерами задержать рост частной собственности, предупредить накопление движимых богатств в одних руках, тенденция соблюдать уравнительность в среде этой организованной по военному ассоциации рабовладельцев. По этой причине в Спарте очень долго сохраняет свой авторитет наследственная аристократия, тогда как в Афинах родовой власти был нанесен сокрушительный удар еще в VI в. до н.э. (реформы Солона и Клисфена). В Спарте самым многочисленным классом были рабы (илоты), которых насчитывалось приблизительно около 220 000 чел. Положение илотов в Спарте значительно отличается от положения рабов в других античных государствах. Считают, что илоты - это завоеванное население, обращенное в рабство. Это государственные рабы, сидящие на земле, т. е. прикрепленные к ней и отдающие половину урожая государству. Следовательно, Спарта не знала частной собственности на рабов. Спартанцы сообща владели всеми рабами и всей землей. По существу, класс спартиатов был небольшой группой правящего класса, эксплуатировавшей рабов. Чтобы держать этих рабов в повиновении и беспощадно расправляться с рабскими восстаниями, нужна была определенная военная организация. Спартанцы уделяли огромное внимание созданию сильного и боеспособного войска. Вся система воспитания спартанцев была подчинена одной цели: сделать из граждан хороших воинов. Вся полнота государственной власти находилась в руках представителей наиболее знатных родов.
II Общественный строй
Население Спарты
Жители Спартанского государства подразделялись на следующие социальные группы:
спартиаты;
гипомейены;
периэки;
илоты.
Политическими правами пользовались только спартиаты. Вся земля в Спарте считалась собственностью государства и была поделена на участки (клеры), переданные полноправным гражданам - спартиатам в наследственное пользование без права отчуждения и дробления. Земельные наделы передавались вместе с обрабатывающими землю государственными рабами. Поскольку первоначально эти наделы были равными, то община спартиатов обычно именовалась "общиной равных". Законы Ликурга преследовали цель предотвращения имущественной дифференциации. Они были направлены против роскоши, запрещали спартиатам заниматься торговлей, иметь в личном пользовании золото и серебро. Согласно этим законам спартиаты обязаны были с семилетнего возраста почти до старости целиком отдаваться военному делу. Позднее среди спартиатов возникло имущественное неравенство. Граждане, которые не могли делать взносы для организации общественных трапез, исключались из числа равных и переходили в разряд гипомейенов. Периэки - бывшее коренное население Спарты - были лично свободными, но не имели политических прав, хотя в других отношениях они были правоспособны: могли приобретать собственность, совершать сделки, несли воинскую повинность. В их руках сосредоточились ремесло и торговля, поскольку сами спартиаты в соответствии с законами Ликурга хозяйственной деятельностью не занимались. Со стороны государства над периэками был установлен надзор, осуществляемый специальными должностными лицами.
16. Греко-перскдекке войны: причины, основные этапы и результаты.
Основные этапы
В историографии греко-персидские войны принято делить на две : (первая — 492-490 до н. э., вторая — 480-479 до н. э.) или три войны (первая — 492 до н. э., вторая — 490 до н. э., третья — 480-479 (449) до н. э.).
Восстание Милета и других городов Ионии против персидского владычества (500/499—494 до н. э.).
Вторжение Дария I на Балканский полуостров, окончившееся его поражением при Марафоне (492—490 до н. э.).
Поход Ксеркса I (480—479 до н. э.).
Действия Делосского военного союза против персов в Эгейском море и Малой Азии (478—459 до н. э.).
Афинская экспедиция в Египет и окончание греко-персидских войн (459—449 до н. э.).
Греко-персидские войны (500—449 до н. э.), войны между Персией и древнегреческими городами-государствами (полисами), отстаивавшими свою независимость. Поводом к войне послужила помощь военными кораблями, оказанная Афинами и Эретрией (на о. Эвбея) в 500 восставшим против персидского господства греческим полисам в Малой Азии. Подавив восстание в 493, персидская армия под командованием полководца Мардония весной 492 переправилась через Геллеспонт для завоевания Греции, но после гибели флота (около 300 кораблей) во время бури у мыса Афон вынуждена была возвратиться назад, ограничившись оккупацией Фракии. Весной 490 персидская армия под командованием полководцев Датиса и Артаферна направилась морским путём через острова Родос, Наксос и Делос к Эвбее и, захватив её, высадилась на Марафонской равнине, где произошла знаменитая битва при Марафоне (490 до н. э.), в которой афиняне и платейцы под командованием Мильтиада одержали крупную победу над персами. В течение 10-летней передышки в Афинах по инициативе вождя демократической группировки Фемистокла был создан большой флот. Новый поход персов в 480 возглавлял царь Ксеркс. Персидское войско, прорвавшись через защищаемый греками (командовал спартанский царь Леонид) горный проход Фермопилы,опустошило Беотию, Аттику и разрушило Афины. Однако в том же году персидский флот потерпел тяжёлое поражение у о. Саламин; в 479 при Платеях было разгромлено сухопутное войско персов, в это же время перс. флот потерпел поражение у мыса Микале. Эти победы по сути дела решили исход Г.-п. в. Персы вынуждены были очистить территорию Греции, а греки перенесли военные действия в район Эгейского моря и в Малую Азию, где в 70-х гг. 5 в. союзная греческая армия под командованием афинского полководца Кимона, одержав несколько побед, захватила побережье Фракии, ряд островов Эгейского моря и Византий и в 469 нанесла крупное поражение персам в устье р. Эвримедонт. Военные действия, то затихая, то возобновляясь, продолжались до 449, когда в сражении у г. Саламин (на Кипре) греки одержали крупную победу; после этого с Персией был заключён т. н. Каллиев мир (назван по имени афинского уполномоченного), по которому Персия лишалась своих владений в Эгейском море, Геллеспонте и Боспоре и признавала за полисами Малой Азии политическую независимость. Победа греков в Г.-п. в. объяснялась более высоким, чем у персов, уровнем социально-экономического развития и превосходством свободного ополчения греков над персидской армией, состоявшей в основном из воинов, навербованных в подчинённых персам племенах, а главное тем, что для греков эта война носила освободительный характер. После Г.-п. в. наступил период расцвета греческого рабовладельческого общества и усиления Афин, создавших в ходе войн Делосский союз под своей гегемонией. В сознании современников Г.-п. в. оценивались как великая патриотическая борьба свободных греческих городов против восточной деспотии.
-
Греческий театр классического периода и его общественное значение.
Греческий театр и литература. Растущая популярность театральных представлений привела к тому, что они не только заняли доминирующее место в религиозных и общественных празднествах, но отделились от религиозных церемоний, стали самостоятельным видом искусства, занявшим особое место в жизни древних греков. В архаический период театральные представления давались в разных местах, в V в. до н. э. появляется специально предназначенная для сценических действий площадка. Как правило, она выбиралась у подножия пологого холма, склоны которого обрабатывались в виде каменных ступенек, на которых рассаживались зрители (места для зрителей назывались театрон от слова теаомай — смотрю). Ступени располагались полукругом, разделялись на ярусы, возвышающиеся друг за другом, и сектора, разделенные проходами, как на современных стадионах.
Само сценическое действие проходило на утрамбованной круглой площадке, впоследствии вымощенной мраморными плитами и называемой орхестрой. В центре орхестры находился жертвенник Дионису, На орхестре выступали актеры и хор. Позади орхестры находилась палатка, где актеры переодевались, откуда они выходили на публику. Эта палатка называлась скена. Впоследствии вместо небольшой и теряющейся на фоне обширной орхестры палатки для переодевания стали строить постоянное высокое сооружение, на выступающей к зрителям' стене которого рисовались декорации, изображавшие, как правило, фасад дворца, храма, крепостные стены, городскую улицу или площадь.
Сценическое действие разыгрывалось как диалог между одним актером и хором. В V в. до н. э, на сцену были введены еще два актера, и сценическое действие усложнилось, а роль хора уменьшилась. Актеры выступали в масках, которые покрывали не только лицо, но и голову. Маски изображали людей самого различного типа, возраста, общественного положения, даже передавали душевное состояние и нравственные качества. Меняя маски, один актер мог по ходу действия играть несколько разных ролей, правда, маска лишала возможности видеть мимику актера, но данное обстоятельство компенсировалось его выразительными телодвижениями. Мифологические герои или боги изображались значительно более крупными, чем обыкновенные люди, для этого актеры надевали специальную обувь с высокими подошвами-котурнами, носили высокий головной убор и подкладывали под одежду прокладки, чтобы казаться мощнее. Этот реквизит был необходим еще и потому, что при очень больших размерах греческих театров и отдаленности зрительских мест от орхестры актеры в таких костюмах становились заметнее, легче было следить за их игрой. Они играли в длинных одеяниях, в которые, по преданию, облачались в древности цари и жрецы. Применялись и некоторые механические приспособления. Например, если нужно было показать действие внутри дома, на орхестру выкатывали специальную деревянную платформу, где и располагались актеры. Если по ходу действия нужно было показать парящего в небе бога, то использовали специальное приспособление. Особое шумовое устройство могло воспроизводить удары грома.
Греческие театры были рассчитаны практически на все население города и насчитывали несколько десятков тысяч мест. Театр Диониса в Афинах имел 17 тыс. мест, знаменитый театр в Эпидавре (он хорошо сохранился до настоящего времени, и современные греческие актеры разыгрывают здесь древние трагедии) — 20 тыс. мест. Грандиозными были театры в Мега- лополе — на 40 тыс., а театр в Эфесе даже на 60 тыс. мест. Театральные представления стали органической частью повседневной жизни. В Афинах, например, был учрежден специальный государственный фонд, так называемые «театральные деньги», который предназначался для раздачи бедным гражданам, чтобы они могли купить театральные билеты. И этот фонд не трогали даже при самых больших финансовых затруднениях государства, даже в случае военных действий.
В театрах играли пьесы прославленных греческих драматургов, в которых ставились животрепещущие вопросы современной жизни, Поскольку в театрах присутствовала обычно большая часть гражданского населения, зрители бурно одобряли или порицали автора. Греческие драматурги попадали, таким образом, в центр внимания своего полиса, и это, естественно, стало мощным стимулом для их творчества. V в. до н. э.— время необычайного расцвета классической греческой драматургии, появления титанов греческой и мировой литературы, великих трагиков Эсхила, Софокла и Еврипида, автора бессмертных комедий Аристофана. Их творчество знаменовало новый этап в мировом литературном процессе.
Отцом греческой трагедии считается Эсхил из Элевсина (525—456 гг. до н. э.). Его зрелые годы прошли в героический период победоносной войны греков с Персидской державой. Эсхил был участником наиболее крупных сражений этой войны (при Марафоне, Саламине и Платеях). Он принимал деятельное участие в общественной жизни Афин, выезжал в Сицилию и там же провел свои последние годы. Эсхилу приписывали создание 90 трагедий, из которых сохранилось семь. Наиболее известные — «Персы» (472 г. до н. э.), «Прикованный Прометей» (470 г. до н. э.) и трилогия «Орестея» (458 г. до н. э.), состоящая из трагедий «Агамемнон», «Хоэфоры» и «Эвмениды». Сюжетами трагедий Эсхила становятся давно известные мифологические сказания о титане Прометее, о преступлениях аргосских царей из рода Атридов. Только в «Персах» речь шла о реальных событиях — победе греков над персами в морской битве при Саламине. Однако Эсхил переосмысливает общеизвестные и незамысловатые мифы, вносит новые сюжетные линии, наполняет рассказ идеями своего времени. Эсхил отражает в своих произведениях торжество полисного порядка и его идеологии, он прославляет мужество, волю, патриотизм греков, противопоставляя им высокомерие и чванство восточного деспота Ксеркса в трагедии «Персы», он воспевает бесстрашие героев, ради людей готовых поспорить с самими богами, торжество цивилизованной жизни в «Прикованном Прометее» и вместе с тем в самых мрачных красках рисует деспотизм и тиранию Зевса. В трилогии «Орестея» его творчество пронизано философскими рассуждениями о смысле человеческого существования, отношениях людей и богов. Для Эсхила свободная и нравственная жизнь возможна только в огражденном справедливыми законами полисном коллективе. Здесь нет места тем тягчайшим преступлениям, которыми насыщена предшествующая дополисная эпоха. Такая устроенная жизнь угодна и богам. Творчество Эсхила прославляло политические, идейные и нравственные устои греческого полиса.