ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.08.2020
Просмотров: 1109
Скачиваний: 3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«АРМАВРИСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»
КАФЕДРА ИСТОРИИ
УТВЕРЖДАЮ
«____» _____________ 2011 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«ИСТОРИЯ РОССИИ XVIII В.»
Направление подготовки 030600 История
Наименование ООП
Квалификация (степень) выпускника – Бакалавр
Форма обучения – очная/заочная
Армавир 2011
-
Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «История России XVIII в.» (часть 2) подготовки по направлению 030600 «История» являются подготовка нового поколения высококвалифицированных специалистов-историков, способных к научно-исследовательской, педагогической, организационно управленческой, культурно-просветительской и экспертно-аналитической деятельности, направленной на творческую интеграцию исторического опыта для позитивного преобразования настоящего и будущего России.
2. Задачами дисциплины являются:
1) формирование условий для личностного роста студентов;
2) формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО;
3) формирование продуктивного образовательного пространства через внедрение интерактивных форм обучения при освоении дисциплины «История России XVIII в» (часть 2);
4) формирование у студентов понимания социальной значимости своей будущей профессии.
3. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата «История России ХVIII в.» входит в блок «Профессиональный цикл» и является базовой частью общепрофессиональной подготовки.
4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «История России XVIII в.»:
а) общекультурные (ОК):
- способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);
- использованием основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);- способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);
- готовностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия (ОК-11);
- способностью использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-12);
- способностью определять пространственные рамки исторических процессов и явлений на локальном, национальном и глобальном уровнях (ОКВ-1);
- способностью анализировать исторические события, явления и процессы в их темпоральной характеристике (ОКВ-2);
- способностью характеризовать модели общественного развития (ОКВ-3);
- способностью ориентироваться в научных концепциях, объясняющих единство и многообразие исторического процесса, специфику интерпретации прошлого различными школами и направлениями в исторической науке (ОКВ-4).
б) профессиональными (ПК):
- способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1);
- способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования (ПК-3);
- готовностью применять методы комплексного анализа исторических источников для объяснения исторических фактов (ПКВ-1);
- способностью использовать общенаучные принципы и методы познания при анализе конкретно-исторических проблем (ПКВ-2);
- готовностью соотносить собственные ценностно-ориентационные установки с исторически сложившимися мировоззренческими системами, религиозными и научными картинами мира (ПКВ-4).
В результате освоения дисциплины студент должен:
- знать: первоисточники по проблемам политической, экономической, социальной и международной истории этого периода; историю изучения и основные историографические проблемы; периодизацию данного исторического периода; этническую, конфессиональную историю народов многонациональной России; историческую модернизацию государственного аппарата и местных органов управления; историю Русской Православной церкви и ее отношения с государством; становление сословного строя; крестьянский вопрос; исторические закономерности развития сельского хозяйства, промышленности и торговли; изменения в финансовой политике; международное положение России; социальные движения протеста; типологическое своеобразие развития русской культуры
- уметь: комментировать и интерпретировать источники; проводить историографический анализ;
- владеть: навыками исследовательской работы. В ходе изучения курса «История России XVIII в.» студенты приобретают умения получать новые знания, систематизировать их; оперировать базовыми понятиями, теоретическими и ценностными конструктами учебного курса; решать познавательные задачи; логично выстраивать устные и письменные тексты.
5. Структура и содержание дисциплины «История России XVIII в.»:
№ п/п |
Раздел дисциплины |
Виды учебной работы (час) |
Формы текущего контроля |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Российская империя к началу XVIII в. |
Лек. -2 Сем.- 2 СРС -2 |
Учет посещаемости, тесты |
2 |
Россия в пер.четверти XVIII в. |
Лек. -4 Сем.- 4 СРС -6 |
Учет посещаемости, конспектирование научных статей |
3 |
Модернизация Российского государства при Петре I |
Лек. -4 Сем.- 2 СРС -6 |
Учет посещаемости, работа с историческими терминами |
4 |
Социальная политика правительства Петра I |
Лек. -4 Сем.- 4 СРС -6 |
Учет посещаемости, работа с историческими источниками |
5 |
Экономическое развитие России |
Лек. -2 Сем.- 2 СРС -6 |
Учет посещаемости, конспектирование научной литературы, работа с источниками |
6 |
Внешняя политика в первой четверти XVIII в. |
Лек. -2 Сем.- 4 СРС -5 |
Учет посещаемости конспектирование научной литературы, работа с картами |
7 |
Культура России в первой четверти XVIII в. |
Лек. -2 Сем.- 4 СРС -6 |
Учет посещаемости, подготовка рефератов |
8 |
Итоги петровских преобразований |
Лек. -2 Сем.- 4 СРС -2 |
Учет посещаемости, тесты |
9. |
Россия с 1725 по 1762 гг. |
Лек. -4 Сем.- 2 СРС -6 |
Учет посещаемости, работа с научной литературой |
10 |
Россия в период правления Екатерины I и Петра II |
Лек. -2 Сем.- 2 СРС -6 |
Учет посещаемости, работа с научной литературой и источниками |
11 |
Принципы абсолютной власти Анны Иоанновны |
Лек. -2 Сем.- 2 СРС -6 |
Учет посещаемости, источниками |
12 |
Елизаветинский период в истории России |
Лек. -2 Сем.- 2 СРС -4 |
Учет посещаемости, работа с научной литературой и источниками |
13 |
Россия при Петре III |
Лек. -2 Сем.- 2 СРС -6 |
Учет посещаемости, тесты |
1 |
2 |
3 |
4 |
14 |
Политика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II |
Лек. -6 Сем.- 4 СРС -2 |
Учет посещаемости, работа с источниками |
15 |
Восстание под предводительством Е.И. Пугачева |
Лек. -2 Сем.- 4 СРС -4 |
Учет посещаемости, работа с источниками |
16 |
Внутренняя политика 1775-1796 гг. |
Лек. -4 Сем.- 4 СРС -2 |
Учет посещаемости, работа с источниками, научной литературой |
17 |
Внешняя политика Российской империи во второй половине XVIII в. |
Лек. -4 Сем.- 4 СРС -2 |
Учет посещаемости, работа с источниками, картой |
18 |
Россия при Павле I |
Лек. -4 Сем.- 2 СРС -6 |
Учет посещаемости, работа с научной литературой, источниками |
19 |
Культура России во второй половине XVIII в. |
Лек. -2 Сем.- 2 СРС -6 |
Учет посещаемости, написание рефератов |
20 |
Итоги развития России в XVIII в. |
Лек. - Сем.- 4 СРС - |
Составление таблиц |
|
Всего |
Лек. - 56 Сем.- 54 СРС -110 |
|
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «История России XVIII в.»
а) основная литература:
-
История России. С начала XVIII до конца XIX в. / Под ред. член-корр.А.Н. Сахарова. - М.:АСТ, 2001.
-
История России XVIII-XIX вв.: Хрестоматия. – М., 2003.
-
История России XVIII-XIX веков /Под ред. Л.В. Милова. – М.: Эксмо, 2008.
-
Зуев М.Н. История России: Учебник. - М., 2001.
-
Орлов А.С. и др. История России: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 2000.
-
Орлов А.С. и др. Хрестоматия по истории России: Учебное пособие. - М., 2004.
-
Павленко Н.И. История России: Учебник. - М., 2000.
-
Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. - В 2-х т. - СПб., 2000.
-
Семеникова Л.И. Отечественная история. – М., 2008.
-
Хрестоматия по истории России. - В 4-х т. М., 1998.
б) дополнительная литература:
-
Алексеева Е.В. Диффузия европейских инноваций в России (XVIII – начало XX в.). – М., 2007.
-
Андерсон М.С. Петр Великий. - Ростов-на-Дону, 1997.
-
Анисимов Е.В. Время петровских перемен. - Л.,1989. - 189 с.
-
Анисимов Е.В. Россия в середине XVIII века: Борьба за наследие Петра. - М., 1986. -296 с.
-
Анисимов Е.В. Россия без Петра. - СПб., 1994.
-
Анисимов Е.В. «Шведская модель» с русской «особенностью». Реформы власти и управления при Петре Великом // Звезда. - 1995. - №1. - С. 1-33.
-
Анисимов Е.В. Петербург времен Петра I . – СПб., 2003.
-
Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVIII - первой половине XIX в. - М., 1994.
-
Баггер Х. Реформы Петра великого: Обзор исследований. - М.,1985.
-
Безвременье и временщики. Воспоминания об «эпохи дворцовых переворотов» (1720-е - 1760-е годы). - Л., 1991.
-
Белоусов Н.И. Наем иностранных специалистов для русского военно-морского флота в XVIII в. // Вопросы истории. – 2008.- № 6. – С.147-151.
-
Белоусов Н.И. Русско-турецкие войны и миграционная политика России в первой половине XVIII в.// Вопросы истории. – 2008. - № 7. – С.141-145.
-
Бойцов М.А. «...Клии страшный глас» // Со шпагой и факелом. Дворцовые перевороты в России: 1725-1825. - М., 1991. - с. 5-46.
-
Брикнер А. История Екатерины Второй. - Т.2. - М., 1991.
-
Буганов В.И. Петр Великий и его время / Отв.ред. А.П. Новосельцев. - М., 1989.
-
Валишевский К. Дочь Петра Великого. - М., 1911.
-
Виноградов В.Н. Дипломатия Екатерины Великой // Новая и новейшая история. - 2001. - №3. - С.131-142.
-
Волкова И.В. Военное строительство Петра I и перемены в системе социальных отношений в России // Вопросы истории. – 2006. - № 3.
-
Дворцовые перевороты в России. 1725-1825. - Ростов-на-Дону, 1998.
-
Дегоев Вл. Петровское внешнеполитическое наследие и его распорядители (1725-1762 гг.) // Россия XXI в. - 2002. - №5. - С.136-151.
-
Екатерина II. Сочинения. - М., 1990.
-
Князьков С. Очерки из истории Петра Великого и его времени. - М., 1990.
-
Ключевский В.О. Исторические портреты. - М., 1991.
-
Колесникова А. Бал в России . XVII-XIX вв. – СПб., 2005.
-
Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главных деятелей. – М., 2003.
-
Миронов Б.Н. Социальная история России. - Т.2. - СПб., 1999.
-
Миронов Б.Н. Бремя величия. Военные победы и уровень жизни россиян в XVIII столетии // Родина. - 2001. - №9. - С.32-46.
-
Мустафазаде Т.Т. Из истории турецких отношений в 20-е годах XVIII в. //Отечественная история. - 2002. - №2. - С.15-27.
-
Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова. - М., 1988.
-
Павленко Н.И. Екатерина Великая. – М., 2003.
-
Петрухинцев Н.И. Два флота Петра I: технологические возможности России // Вопросы истории. - 2003. - №4. - С.117-126.
-
Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. - СПб., 1999.
-
Россия XVIII в. глазами иностранцев. - Л., 1989.
-
Соловьев С.М. История России с древнейших времен. - М., 1963. - Кн.10.
-
Со шпагой и факелом: Дворцовые перевороты в России.1725-1825. - М., 1991.
-
Трепалов В.В. Непоколебимый столп: Образ России XVI-XVIII вв. в представлении ее народов //Вопросы истории. – 2005. - № 8. – С.45-51.
-
Эйдельман Н.Я. Из потаенной истории России XVIII-XIX вв. - М., 1993.
-
Эриксон К. Екатерина Великая. - Смоленск, 1998.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
1. http://www/hist.msu.ru/ER/Etext;
2. http://www.historia.ru;
3. http://www.istodina.com/;
4. http://magister.msk.ru/librari/histori1.htm/
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины: интерактивная доска, аудио-видео материалы
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и/ПООП ВПО по направлению и профилю подготовки 030600 История.
Автор – доктор исторических наук, профессор С.А. Голованова.
Рецензент – д.и.н., профессор А.И. Шаповалов.
Программа одобрена на заседании кафедры истории России от ____ года, протокол № _____.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«АРМАВРИСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»
КАФЕДРА ИСТОРИИ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
по ИСТОРИИ РОССИИ XVIII В.
направление подготовки 030600 ИСТОРИЯ
факультет ИСТОРИЧЕСКИЙ
курс 1 семестр 2
форма отчетности ЭКЗАМЕН в 2 семестре
Учебно-методический комплекс составлен
ГОЛОВАНОВОЙ С.А.,
д.и.н., профессор
АРМАВИР 2011