Файл: Голованова-История Росии 18 в.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.08.2020

Просмотров: 1109

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АРМАВРИСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

КАФЕДРА ИСТОРИИ




УТВЕРЖДАЮ

«____» _____________ 2011 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ИСТОРИЯ РОССИИ XVIII В.»


Направление подготовки 030600 История

Наименование ООП

Квалификация (степень) выпускника – Бакалавр

Форма обучения – очная/заочная








Армавир 2011





  1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «История России XVIII в.» (часть 2) подготовки по направлению 030600 «История» являются подготовка нового поколения высококвалифицированных специалистов-историков, способных к научно-исследовательской, педагогической, организационно управленческой, культурно-просветительской и экспертно-аналитической деятельности, направленной на творческую интеграцию исторического опыта для позитивного преобразования настоящего и будущего России.

2. Задачами дисциплины являются:

1) формирование условий для личностного роста студентов;

2) формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО;

3) формирование продуктивного образовательного пространства через внедрение интерактивных форм обучения при освоении дисциплины «История России XVIII в» (часть 2);

4) формирование у студентов понимания социальной значимости своей будущей профессии.

3. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата «История России ХVIII в.» входит в блок «Профессиональный цикл» и является базовой частью общепрофессиональной подготовки.

4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «История России XVIII в.»:

а) общекультурные (ОК):

- способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

- использованием основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);- способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);

- готовностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия (ОК-11);

- способностью использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-12);

- способностью определять пространственные рамки исторических процессов и явлений на локальном, национальном и глобальном уровнях (ОКВ-1);

- способностью анализировать исторические события, явления и процессы в их темпоральной характеристике (ОКВ-2);

- способностью характеризовать модели общественного развития (ОКВ-3);


- способностью ориентироваться в научных концепциях, объясняющих единство и многообразие исторического процесса, специфику интерпретации прошлого различными школами и направлениями в исторической науке (ОКВ-4).

б) профессиональными (ПК):

- способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1);

- способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования (ПК-3);

- готовностью применять методы комплексного анализа исторических источников для объяснения исторических фактов (ПКВ-1);

- способностью использовать общенаучные принципы и методы познания при анализе конкретно-исторических проблем (ПКВ-2);

- готовностью соотносить собственные ценностно-ориентационные установки с исторически сложившимися мировоззренческими системами, религиозными и научными картинами мира (ПКВ-4).

В результате освоения дисциплины студент должен:

- знать: первоисточники по проблемам политической, экономической, социальной и международной истории этого периода; историю изучения и основные историографические проблемы; периодизацию данного исторического периода; этническую, конфессиональную историю народов многонациональной России; историческую модернизацию государственного аппарата и местных органов управления; историю Русской Православной церкви и ее отношения с государством; становление сословного строя; крестьянский вопрос; исторические закономерности развития сельского хозяйства, промышленности и торговли; изменения в финансовой политике; международное положение России; социальные движения протеста; типологическое своеобразие развития русской культуры

- уметь: комментировать и интерпретировать источники; проводить историографический анализ;

- владеть: навыками исследовательской работы. В ходе изучения курса «История России XVIII в.» студенты приобретают умения получать новые знания, систематизировать их; оперировать базовыми понятиями, теоретическими и ценностными конструктами учебного курса; решать познавательные задачи; логично выстраивать устные и письменные тексты.









5. Структура и содержание дисциплины «История России XVIII в.»:


п/п

Раздел дисциплины

Виды учебной работы (час)

Формы текущего

контроля

1

2

3

4

1

Российская империя к началу XVIII в.

Лек. -2

Сем.- 2

СРС -2

Учет посещаемости, тесты

2

Россия в пер.четверти XVIII в.

Лек. -4

Сем.- 4

СРС -6

Учет посещаемости, конспектирование научных статей

3

Модернизация Российского государства при Петре I

Лек. -4

Сем.- 2

СРС -6

Учет посещаемости, работа с историческими терминами

4

Социальная политика правительства Петра I

Лек. -4

Сем.- 4

СРС -6

Учет посещаемости, работа с историческими источниками

5

Экономическое развитие России

Лек. -2

Сем.- 2

СРС -6

Учет посещаемости, конспектирование научной литературы, работа с источниками

6

Внешняя политика в первой четверти XVIII в.

Лек. -2

Сем.- 4

СРС -5

Учет посещаемости конспектирование научной литературы, работа с картами

7

Культура России в первой четверти XVIII в.

Лек. -2

Сем.- 4

СРС -6

Учет посещаемости, подготовка рефератов

8

Итоги петровских преобразований

Лек. -2

Сем.- 4

СРС -2

Учет посещаемости, тесты

9.

Россия с 1725 по 1762 гг.

Лек. -4

Сем.- 2

СРС -6

Учет посещаемости, работа с научной литературой

10

Россия в период правления Екатерины I и Петра II

Лек. -2

Сем.- 2

СРС -6

Учет посещаемости, работа с научной литературой и источниками

11

Принципы абсолютной власти Анны Иоанновны

Лек. -2

Сем.- 2

СРС -6

Учет посещаемости, источниками

12

Елизаветинский период в истории России

Лек. -2

Сем.- 2

СРС -4

Учет посещаемости, работа с научной литературой и источниками

13

Россия при Петре III

Лек. -2

Сем.- 2

СРС -6

Учет посещаемости, тесты



1

2

3

4

14

Политика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II

Лек. -6

Сем.- 4

СРС -2

Учет посещаемости, работа с источниками

15

Восстание под предводительством Е.И. Пугачева

Лек. -2

Сем.- 4

СРС -4

Учет посещаемости, работа с источниками

16

Внутренняя политика 1775-1796 гг.

Лек. -4

Сем.- 4

СРС -2

Учет посещаемости, работа с источниками, научной литературой

17

Внешняя политика Российской империи во второй половине XVIII в.

Лек. -4

Сем.- 4

СРС -2

Учет посещаемости, работа с источниками, картой

18

Россия при Павле I

Лек. -4

Сем.- 2

СРС -6

Учет посещаемости, работа с научной литературой, источниками

19

Культура России во второй половине XVIII в.

Лек. -2

Сем.- 2

СРС -6

Учет посещаемости, написание рефератов

20

Итоги развития России в XVIII в.

Лек. -

Сем.- 4

СРС -

Составление таблиц


Всего

Лек. - 56

Сем.- 54

СРС -110



6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «История России XVIII в.»

а) основная литература:

  1. История России. С начала XVIII до конца XIX в. / Под ред. член-корр.А.Н. Сахарова. - М.:АСТ, 2001.

  2. История России XVIII-XIX вв.: Хрестоматия. – М., 2003.

  3. История России XVIII-XIX веков /Под ред. Л.В. Милова. – М.: Эксмо, 2008.

  4. Зуев М.Н. История России: Учебник. - М., 2001.

  5. Орлов А.С. и др. История России: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 2000.

  6. Орлов А.С. и др. Хрестоматия по истории России: Учебное пособие. - М., 2004.

  7. Павленко Н.И. История России: Учебник. - М., 2000.

  8. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. - В 2-х т. - СПб., 2000.

  9. Семеникова Л.И. Отечественная история. – М., 2008.

  10. Хрестоматия по истории России. - В 4-х т. М., 1998.


б) дополнительная литература:

  1. Алексеева Е.В. Диффузия европейских инноваций в России (XVIII – начало XX в.). – М., 2007.

  2. Андерсон М.С. Петр Великий. - Ростов-на-Дону, 1997.

  3. Анисимов Е.В. Время петровских перемен. - Л.,1989. - 189 с.

  4. Анисимов Е.В. Россия в середине XVIII века: Борьба за наследие Петра. - М., 1986. -296 с.

  5. Анисимов Е.В. Россия без Петра. - СПб., 1994.

  6. Анисимов Е.В. «Шведская модель» с русской «особенностью». Реформы власти и управления при Петре Великом // Звезда. - 1995. - №1. - С. 1-33.

  1. Анисимов Е.В. Петербург времен Петра I . – СПб., 2003.

  1. Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVIII - первой половине XIX в. - М., 1994.

  1. Баггер Х. Реформы Петра великого: Обзор исследований. - М.,1985.

  2. Безвременье и временщики. Воспоминания об «эпохи дворцовых переворотов» (1720-е - 1760-е годы). - Л., 1991.

  3. Белоусов Н.И. Наем иностранных специалистов для русского военно-морского флота в XVIII в. // Вопросы истории. – 2008.- № 6. – С.147-151.

  4. Белоусов Н.И. Русско-турецкие войны и миграционная политика России в первой половине XVIII в.// Вопросы истории. – 2008. - № 7. – С.141-145.


  1. Бойцов М.А. «...Клии страшный глас» // Со шпагой и факелом. Дворцовые перевороты в России: 1725-1825. - М., 1991. - с. 5-46.

  2. Брикнер А. История Екатерины Второй. - Т.2. - М., 1991.

  3. Буганов В.И. Петр Великий и его время / Отв.ред. А.П. Новосельцев. - М., 1989.

  4. Валишевский К. Дочь Петра Великого. - М., 1911.

  5. Виноградов В.Н. Дипломатия Екатерины Великой // Новая и новейшая история. - 2001. - №3. - С.131-142.

  6. Волкова И.В. Военное строительство Петра I и перемены в системе социальных отношений в России // Вопросы истории. – 2006. - № 3.

  7. Дворцовые перевороты в России. 1725-1825. - Ростов-на-Дону, 1998.

  8. Дегоев Вл. Петровское внешнеполитическое наследие и его распорядители (1725-1762 гг.) // Россия XXI в. - 2002. - №5. - С.136-151.

  9. Екатерина II. Сочинения. - М., 1990.

  10. Князьков С. Очерки из истории Петра Великого и его времени. - М., 1990.

  11. Ключевский В.О. Исторические портреты. - М., 1991.

  12. Колесникова А. Бал в России . XVII-XIX вв. – СПб., 2005.

  13. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главных деятелей. – М., 2003.

  14. Миронов Б.Н. Социальная история России. - Т.2. - СПб., 1999.

  15. Миронов Б.Н. Бремя величия. Военные победы и уровень жизни россиян в XVIII столетии // Родина. - 2001. - №9. - С.32-46.

  16. Мустафазаде Т.Т. Из истории турецких отношений в 20-е годах XVIII в. //Отечественная история. - 2002. - №2. - С.15-27.

  17. Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова. - М., 1988.

  18. Павленко Н.И. Екатерина Великая. – М., 2003.

  19. Петрухинцев Н.И. Два флота Петра I: технологические возможности России // Вопросы истории. - 2003. - №4. - С.117-126.

  20. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. - СПб., 1999.

  21. Россия XVIII в. глазами иностранцев. - Л., 1989.

  22. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. - М., 1963. - Кн.10.

  23. Со шпагой и факелом: Дворцовые перевороты в России.1725-1825. - М., 1991.

  24. Трепалов В.В. Непоколебимый столп: Образ России XVI-XVIII вв. в представлении ее народов //Вопросы истории. – 2005. - № 8. – С.45-51.

  25. Эйдельман Н.Я. Из потаенной истории России XVIII-XIX вв. - М., 1993.

  26. Эриксон К. Екатерина Великая. - Смоленск, 1998.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1. http://www/hist.msu.ru/ER/Etext;

2. http://www.historia.ru;

3. http://www.istodina.com/;

4. http://magister.msk.ru/librari/histori1.htm/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины: интерактивная доска, аудио-видео материалы

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и/ПООП ВПО по направлению и профилю подготовки 030600 История.

Автор – доктор исторических наук, профессор С.А. Голованова.

Рецензент – д.и.н., профессор А.И. Шаповалов.

Программа одобрена на заседании кафедры истории России от ____ года, протокол № _____.



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АРМАВРИСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

КАФЕДРА ИСТОРИИ






УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС



по ИСТОРИИ РОССИИ XVIII В.

направление подготовки 030600 ИСТОРИЯ

факультет ИСТОРИЧЕСКИЙ

курс 1 семестр 2

форма отчетности ЭКЗАМЕН в 2 семестре



Учебно-методический комплекс составлен

ГОЛОВАНОВОЙ С.А.,

д.и.н., профессор




АРМАВИР 2011