Файл: Управление конфликтами в социально-экономических системах. Конфликтология как наука.pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТОВ, СИТУАЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
1.1. КОНФЛИКТОЛОГИЯ КАК НАУКА: ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
1.2. ОПИСАНИЕ СТРУКТУРЫ КОНФЛИКТА
1.3. БАРЬЕРЫ И СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ В КАРАОКЕ-КЛУБЕ «ШАЛЯПИН»
2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
2.2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРСОНАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ, КОНФЛИКТНЫЕ ЛИЧНОСТИ И СИТУАЦИИ
Личностные качества:
Беспринципность – отсутствие собственного мнения в сложных ситуациях;
желание всем угодить, никого не обидеть, чтобы не было споров и столкновений;
идет на поводу у лидеров неформальных групп, его поведением часто манипулируют;
преобладает тенденция отвлекаться при участии в разговоре. [12][7]
При избегании участник находиться в ситуации конфликта, но без всяких активных действий по его разрешению. Нередко люди пытаются избежать обсуждения конфликтных вопросов и отложить принятие сложного решения. В этом случае человек не защищает собственные интересы, но при этом не учитывает и интересы остальных. Избегание характеризует стремление выйти из «поля конфликта», то есть отсутствие стремления к достижению собственных целей. Личность пытается уйти от конфликтного взаимодействия в связи с отказом от своих интересов или с неготовностью пойти навстречу партнеру.
Может показаться что такая стратегия не может быть выигрышной, однако она становится оправданной если конфликт носит случайных характер, или дальнейшее развитие событий принесет успех без дополнительных усилий, а так же ситуация может измениться так что обеспечит перевес сил в сторону уклоняющегося.
Действия личности при применении такой тактики:
отказывается вступать в разговор, используя стратегию демонстративного ухода;
избегает насильственных методов;
не воспринимает всю информацию от противника, не полагается на факты и не собирает их;
отрицает серьезность и остроту конфликта;
систематически медлит в принятии решений, всегда опаздывает, так как боится делать ответный ход. Это ситуация упущенных возможностей.
Личностные качества:
робок в общении с людьми;
не принимает критику в свой адрес – идет восприятие как атаки со стороны противника;
проявляется трусость предотвратить беспорядок и беспредметность в беседе.
Компромисс - это частичное удовлетворение интересов обеих сторон конфликта. Хотя при компромиссе учитываются интересы всех конфликтующих сторон, и этот итог можно назвать справедливым, необходимо помнить и знать, что в большинстве случаев – компромисс можно рассматривать только как промежуточный этап разрешения конфликтной ситуации перед поиском такого решения, в котором обе стороны были бы удовлетворены полностью. Взаимные уступки не дают им возможность реализовать интересы в полной мере.
Недостатки тактики компромисса в том, что одна сторона может, например, прирастить свои претензии, чтобы потом показаться великодушной, или сдать свои позиции намного раньше другой. В таких случаях ни одна из сторон не будет придерживаться решения, которое не удовлетворяет их цели и нужд. Если компромисс был достигнут без тщательного анализа других возможных вариантов решения, он может быть не самым хорошим методом разрешения конфликта.
Действия личности при применение такой тактики: уважает людей, которые умеют торговаться; использует обман, лесть для подчеркивания не очень выраженных качеств у противника; ориентирован на равенство.
Качества личности:
открытость, но при этом осторожен в критике. Такие качества являются, несомненно, составляющим элементом высокой культуры личности;
настороженное отношение к критическим оценкам других людей;
ожидание мягких формулировок, красноречивых слов;
желание убедить людей не выражать свои мысли слишком грубо и открыто. [17][8].
При выборе стратегии сотрудничество соучастник стремиться найти выход из конфликта таким образом, чтобы все оказались довольны.
Такая личность учитывает позицию другого участника, а так же стремиться получить удовлетворение решением другой стороны. [1][9]
Стратегия предполагает ориентацию участников одновременно реализовать ситуацию, как своих интересов, так и интересов партнеров. Основной инструмент такой стратегии это согласие. Усилия направлены на выработку такого варианта, который в полной мере отвечал бы интересам обеих сторон. Стремление выслушать собеседника, понять его точку зрения, учесть его интересы и найти в спорной ситуации решение, устраивающее обе стороны – необходимо в любых долгосрочных отношениях. Такой подход способствует развитию взаимного уважения, понимания, доверия, и, таким образом, делает отношения более крепкими и стабильными. Если предмет спора важен для обоих участников, этот метод разрешения конфликта можно воспринимать как наиболее конструктивный и полезный. Можно отметить, что во многих ситуациях найти решение, устраивающее обе стороны, может быть очень трудно, особенно если конфликтующая сторона не настроена на сотрудничество, и в этом случае процесс разрешения конфликта может быть длительным и тяжелым.
При применении стратегии сотрудничества участники конфликта становятся равными партнерами, а не соперниками, которые интересны друг другу как люди со своими особенностями. Их всегда интересуют не только противоречивые потребности друг друга, однако, и их мотивация. Они стремятся к искренности в отношениях и максимальному доверию. Партнеры признают свой конфликт, подчеркивая общую основу для взаимодействия, которой может стать даже одно желание вместе найти выход из создавшейся ситуации. Они не занимаются взаимной перепалкой и нареканиями – в интересах дела эмоции отступают на задний план.
Действия личности при применение такой тактики:
собирает информацию о проблеме, о сути конфликте, о сопернике;
ведет подсчет собственных ресурсов и ресурсов противника для выработки альтернативных предложений;
обсуждает конфликт открыто, не боится разногласий, старается определить причину конфликта;
если противник предлагает что-то разумное, то это принимается.
Личностные качества:
в любом конфликте ориентирован на решение проблемы, а не на обвинение и оскорбления личности;
положительно относится к переменам;
умеет критиковать, не оскорбляя личности, опирается на факты;
использует свои способности и возможности для достижения влияния на людей. [3][10].
Для того чтобы самоутвердиться необходимо возвыситься над другим. Если человек постоянно использует приспособление, он не уверен в себе, у него, скорее всего, нет своих планов и целей, он не может отказать.
Компромисс по широкому мнению многих людей является лучшей стратегией, но при компромиссе интересы учитываются частично и поэтому со временем возникает внутренняя злость и агрессия. Сотрудничество - самая конструктивная стратегия, но для того, чтобы к ней прийти потребуется некоторое время и усилия.
Возникновение конфликтов в значительной степени определяется личностью, воспринимающей ситуацию как конфликтную или нет. Выбирается характер взаимодействия исходя из анализа над ситуацией и типом личности. Наравне с ситуацией личность влияет так же на весь ход межличностного взаимодействия. Конфликт является производным от психического состояния сотрудников, их поведения, самой ситуации. Выбрав верную стратегию можно получить положительный результат в результате переговоров, противоречий, споров и конфликтов.
1.2. ОПИСАНИЕ СТРУКТУРЫ КОНФЛИКТА
Структура — это совокупность элементов, составляющих объект. Но конфликт не только структура, а и динамически взаимосвязанная система, процесс, растянутый во времени. Поэтому структура конфликта — это совокупность его устойчивых связей, обеспечивающих целостность конфликта, функционирование его системы какое-то время в социальном пространстве. [30][11]. Структурными характеристики представляют собой составные элементы конфликта. К структурным компонентам конфликта относятся: участники конфликта, предмет конфликта, условия протекания конфликта, образы конфликтной ситуации, действия участников конфликта, исход конфликт.
Участники конфликта. Участниками любого конфликта всегда будут являться люди, которые будут выступать отдельными личностями или группами. Индивиды участвуют в конфликте как частные лица – это в конфликте между родственниками или друзьями, участвуют, как официальные лица примером служить конфликт на предприятии, а также учувствуют как юридические лица (представители организаций или учреждений). При выходе из конфликтной ситуации хотя бы одной из главных сторон конфликт заканчивается. Характер конфликтующих сторон предполагает четыре типа:
Внутриличностный, при котором один аспект личности противостоит другому ее аспекту.
Межличностный, при котором одна личность противостоит другой.
Конфликт типа личность – группа.
Конфликт группа – группа, носителям которого могут быть как малые, так и большие социальные образования. Примером может служить государства, межрасовый конфликт.
В конфликте кроме главных конфликтующих сторон могут присутствовать участники играющую второстепенную роль:
Предмет конфликта. Это возникающая проблема, которая служит основой конфликта. Это конкретный объект, конкретная возможность (одна должность), ценностное утверждение, исключающее мнение другого и т.д. Именно предмет конфликта всегда будет объектов переговоров, споров.
Условия протекания конфликта. Условия явления это обстоятельства или факторы, определяющие его возникновение. Условия это среда, в которой протекает конфликт.
Образы конфликтной ситуации. Под образом конфликтной ситуации понимается, как участник воспринимает конфликтную ситуацию. Она включает восприятие оппонентов о самих себе, каковы их цели ,мотивы в конфликте, ценности и возможности.
Действия участников конфликта. От действий оппонентов будет, зависит исход конфликта. Конфликтное поведение имеет свои стратегии, тактики и конечно принципы.
Исход конфликта. Это завершающая стадия развития конфликта, это идеальный образ этого результата, после которого участники конфликтов происходит взаимодействие. Каждый из сторон хочет, чтобы конфликтная ситуация закончилась в его пользу, чтобы выйти победителем. Но выигрыш или проигрыш в конфликте не являются долговременным и абсолютным. Поэтому более конструктивным является разрешение конфликта, при котором будут рассмотрены интересы, и найдены пути их удовлетворения. [5][12]
Таким образом, мы можем сказать, что структура конфликта это совокупность его устойчивых связей, обеспечивающих целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни.
1.3. БАРЬЕРЫ И СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
Людей полностью совпадающих в интересах, вкусах и привычках не существует, поэтому между людьми могут возникнуть разногласия, конфликтные ситуации.
С одной стороны, такие ситуации могут навредить существующим отношениям, но с другой, именно несовпадение во взглядах и существование нескольких мнений могут быть ресурсом, обогащающим отношения и способствующим укреплению доверия и взаимопонимания
Зная различные способы поведения в конфликте и умение выбрать подходящий вариант для данной ситуации можно конструктивно преодолевать конфликтные ситуации. Как правило, человек в конфликтной ситуации ведет себя единственным, привычным для него способом, и не догадывается о существовании других способов поведения.
Нужно использовать все способы поведения уместные для ситуации. Иногда следует отстаивать собственные интересы, иногда учитывать интересы других. Если человек всегда использует одну и ту же стратегию поведения, то можно сказать об его психологических проблемных особенностях. Так, если человек постоянно использует избегание - это говорит о несамостоятельности, не ответственности и незрелости. Если в жизни присутствует элемент соревнования - здесь проблема в неуверенности в себе. [4][13].
Для того чтобы самоутвердиться нужно возвыситься над другими. Если личность всегда использует приспособление, как правило, они не уверены в себе, не имеют четких планов и целей, и безотказны.
Компромисс по широкому мнению многих людей является наилучшей стратегией, но при компромиссе интересы учитываются частично и поэтому со временем возникает внутренняя агрессия. Сотрудничество - самая конструктивная стратегия, но для того, чтобы к ней прийти потребуется время.
В конфликтной ситуации всегда будут присутствовать барьеры для ее решения (рис.2).
Сотрудникам нужно научиться видеть их и пытаться пройти. Для разрушения этих барьеров, нужно сделать определенные шаги.
Рис.2 - Барьеры для решения конфликтных ситуаций
Наша естественная реакция на ситуацию – это первый барьер. И тут важно научиться подавлять ее. Чтобы достичь обоюдного решения мы должны сохранять спокойствие и важно сосредоточится на достижении цели. Чтобы увидеть ситуацию целиком следует попробовать посмотреть на себя со стороны.