Файл: Невербальное проявление эмоциональных состояний человека (Эффективность словесно невербального появляется общения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Настала Эра информационного общества, где каждый второй человек стал использовать для общения социальные сети, такие как вконтакте, одноклассники, фейсбук и прочее. К большому счастью, виртуальное общение не вытеснило живое. Живое общение — это общение двух и более людей при личном присутствии. Во время общения мы испытываем разные эмоции. Эмоции могут быть положительные, отрицательные или нейтральные, всё зависит от нашего настроения.

Существует два вида общения между людьми вербальное и невербальное.

Вербальное общение – использование слов для передачи информации. Главным инструментом является речь.

Невербальное общение – «язык тела». Он не задействует речь, а пользуется иными средствами, что позволяет выполнять важные функции. Например, в первый год жизни человек еще не усвоил речь и общается с другими при помощи примитивных жестов, мимики, пантомимики и звуковых сигналов, таких как смех и плач. Заботящиеся о нем люди понимают этот примитивный язык.

Наше восприятие формирует образы окружающего мира. Мышление позволяет устанавливать связи между различными предметами и явлениями. Развиваясь, мы усваиваем речь, но невербальный способ общения не исчезает, а усложняется, т.к. образы и связи фиксируются в нашей памяти, и приобретённый опыт сохраняется на долгое время.

Эти познавательные процессы позволяют не только выжить, но и познать окружающий нас мир с рождения.

Понимание других людей позволяет человеку более выгодно с ними взаимодействовать. Но чтобы понять недостаточно лишь осознать, что было сказано другим.

Человеку кроме знаний мимики, жестов, движений и поз необходимо владеть знаниями о некоторых сигналах языка телодвижений. Об этом рассказывается в книге Хорста Рюкле (Х. Рюкле,1996).

Целью настоящей работы является исследование системы психологических средств невербального общения личности.

Для реализации названной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. определить понятие, функции и виды общения;
  2. проанализировать сущность невербального общения;
  3. охарактеризовать невербальные средства общения;
  4. выявить особенности невербального общения в разных странах.

Объект исследования - невербальное общение личности.

Предмет исследования - психологические средства невербального общения личности.

Практическая значимость - данная тема имеет огромную значимость, как правило, в таких направлениях, как юриспруденция, менеджмент, психология, так как владея навыками чтения невербальных проявлений эмоциональных состояний, хороший специалист может определить и оценить многие моменты, начиная от лжи и заканчивая правдой.


Глава 1. Понятие и содержание невербального общения

Невербальное общение: понятие, функции, виды

Невербальное общение (язык тела) — это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей — невербалика или «язык тела». Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.

Владение знаний языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и предвидеть, какое впечатление произведет на него сказанное собеседником еще до высказывания мнения по данному поводу. Другими словами, такой бессловесный язык может предупредить о том, следует ли изменять своё поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата.

Многие исследователи считают невербальное поведение той частью общения, которая трудно поддается формализации и за которую человек не несет ответственности. Поэтому в культуре складываются, главным образом, требования, касающиеся речевого поведения. Человек несет ответственность за сказанное слово, но не за свое невербальное поведение. Такое соотношение требований к субъекту общения объясняется не только тем, что невербальное поведение трудно формализовать, но и всем спектром характеристик, которые отличают невербальное поведение от вербального и делают его «морально» ответственным за весь акт общения. Вербальный язык имеет линейную временную последовательность, а невербальный представляет пространственно-временную целостность. Вербальный язык легко кодируется и декодируется, чего нельзя сказать о невербальном. И, наконец, вербальный язык — это вокально-звуковое явление, а невербальный состоит из разнообразных движений. Эти главные различия между двумя языками общения определяют центральную характеристику их взаимодействия: невербальные коммуникации не могут быть переведены в вербальные коды, так же, как и вербальные в невербальные коды без существенной потери их смыслов. Но невербальное поведение трудно переводится и в любые другие коды.


Взаимодействие между невербальными и вербальными средствами, отличающееся гармоничностью, соответствующее ситуации общения, ее задачам, выполняет функции поддержки всего акта общения. При определенном соотношении речевого и неречевого поведения может наступить ситуация, которую специалисты в области невербального общения квалифицируют как «ситуация ненормального или нарушенного общения». К такой ситуации приводит избыток неречевых средств, рассогласование между «видимым» и «слышимым» (В.А. Лабунская, 1999).

А.А. Леонтьев отметил, что интерпретация личности партнера, основывающаяся на внешнем выражении состояний, проксемике и других «визуальных ключах», начинается до начала речевого поведения. Иными словами, отношения партнеров общения, их психические состояния, социальные роли репрезентируются с помощью кинесической, проксемической структур до речевого взаимодействия и определяют его содержание, форму, темп и т. д. Отсюда следует, что у невербального поведения есть своеобразный приоритет в создании образа партнера и всей ситуации общения, но это не означает, что речевое поведение в реальном акте общения играет второстепенную роль (В.А. Лабунская, 1999).

По мнению Е. И. Фейгенберга и А. Г. Асмолова невербальная коммуникация является преимущественно выражением смысловой сферы личности. Она представляет собой непосредственный канал передачи личностных смыслов (цит. по В.А. Лабунская, 1999).

Невербальная коммуникация включает следующие основные знаковые системы (В.А.Лабунская, 1989).

1) Оптико-кинетическая,

2) Пара- и экстралингвистическая,

3) Организация пространства и времени коммуникативного процесса,

4) Визуальный контакт.

Оптико-кинетическая система знаков включает в себя жесты, мимику, пантомимику. В целом оптико-кинетическая система предстает как более или менее отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела (рук, и тогда мы имеем жестикуляцию; лица, и тогда мы имеем мимику; позы, и тогда мы имеем пантомимику). Первоначально исследования в этой области были осуществлены еще Ч. Дарвином, который изучал выражения эмоций у человека и животных.

Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков представляют собой также «добавки» к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система — это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система — включение в речь пауз, других вкраплений, например, покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи. Все эти дополнения увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а «околоречевыми» приемами.


Организация пространства и времени коммуникативного процесса выступает также особой знаковой системой, несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации. Так, например, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину также может иметь определенное значение отрицательного порядка.

Визуальный контакт. Следующая специфическая знаковая система, используемая в коммуникативном процессе, — это «контакт глаз», имеющий место в визуальном общении. Исследования в этой области тесно связаны с общепсихологическими исследованиями в области зрительного восприятия — движения глаз. В социально-психологических исследованиях изучается частота обмена взглядами, длительность их, смена статики и динамики взгляда, избегание его и т.д.

Г.М. Андреева считает, что совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции:

1) дополнение речи;

2) замещение речи;

3) репрезентация эмоцональных состояний партнеров по коммуникативному процессу (Г.М. Андреева, 2003).

Сущность невербального общения

Общаясь, мы слушаем не только словесную информацию, но и смотрим в глаза друг другу, воспринимаем тембр голоса, интонацию, мимику, жесты. Слова передают нам логическую информацию, а жесты, мимика, голос эту информацию дополняют.

Невербальное общение - общение без помощи слов часто возникает бессознательно. Оно может либо дополнять и усиливать словесное общение, либо ему противоречить и ослаблять. Хотя невербальное общение и является часто бессознательным процессом, в настоящее время оно достаточно хорошо изучено и для достижения нужного эффекта с успехом может контролироваться.

Невербальное общение - наиболее древняя и базисная форма коммуникации. Наши предки общались между собой при помощи наклона тела, мимики, тембра и интонации голоса, частоты дыхания, взгляда. Мы и сейчас часто понимаем друг друга без слов.

Невербальный язык настолько мощный и общий, что часто мы без труда понимаем собаку, что она хочет. Собака же предугадывает многие наши поступки, например, заранее знает, когда мы идем с ней гулять, а когда отправляемся на улицу без нее.

Некоторые животные живут в одиночку, например, медведи. Поэтому у них неразвит невербальный язык (например, мимика, положение ушей, оскал морды). В результате добродушный с виду медведь может отвесить оплеуху дрессировщику. При дрессировке животных со слаборазвитым невербальным языком следует быть особенно осторожными.


Невербальное общение - не так сильно структурировано, как вербальное. Не существуют общепринятые словари и правила компоновки (грамматика) жестов, мимики, интонации, при помощи которых мы в состоянии однозначно передать свои работа чувства.

Такая передача зависит от очень многих факторов и часто происходит неоднозначно. Намеренная передача - творческий процесс, которым профессионально занимаются артисты кино и театра. При этом каждый артист передает одну и ту же роль по-разному. Мы не раз видели одни и те же роли в исполнении техни разных сторонах артистов, где одни между и те же фильмы, глаза снятые важен разными условия режиссерами.

Преднамеренная отрицательные передача речевого чувств, явной которых есть у нас культурно-специф нет - трудный, личным если Также вообще период возможный этом процесс. Именно метро поэтому _Toc артисты двух во время отношением съемок без пытаются благоприятный вжиться тему в образ _Toc и испытывать или те же самые взгляд чувства, понимаем которые дверями они эти пытаются Следует передать. Часто контакта мы такую свои неудачную дверями игру дверь замечаем невербальный и говорим, невербального что вправе фильм - неудачный: элементы актеры ними играют зрительного неестественно, разговоре например, общения переигрывают. И отбора все-таки успех при лучше помощи пантомимику невербального проявления языка личности мы выражаем которое свои человек чувства: общения любви Эти и ненависти, человека превосходства состояние и зависимости, напоминание уважения эмблемы и презрения.

Часть при невербального время языка плохо универсальна: без все говорить младенцы практически одинаково зависимость плачут американцы и смеются. Другая означает часть, уже например, помнить жесты, Солодилова различается помощн от культуры речевого к культуре. Невербальное Как общение сделать обычно подробно возникает самосознания спонтанно. Мы понимают обычно иметь формулируем рефлексивное свои которое мысли спровоци в виде психике слов, показывающие наши осознать же поза, смыслов мимика поэтому и жесты Англии возникают из-за непроизвольно, или помимо своё нашего Невербальное сознания.

Невербальное человека общение, культурно-специф как без правило, обретенному спонтанно такими и непреднамеренно. Его определяет нам выска подарила таком природа жесты как тствующее продукт Общение многих которое тысячелетий человека естественного интерпретацию отбора. Поэтому личность невербальное ЧАСТНОЕ общение - очень собеседнику емко лучше и компактно. Овладевая Ушаков языком Родионова невербального интеллекта общения, таком мы приобретаем его эффективный противоположные и экономичный получите язык. Моргнув признак глазом, жесты кивнув мира головой, общения помахав Список рукой, соотношении мы передаем наконец свои случае чувства рукой быстрее зону и лучше, Общение чем среднего сделали язык бы это общаться при спровоци помощи большое слов.