Файл: Психологии малых групп (сплоченность, социально- психологический климат, увровень развития группы, конфликты, групповые нормы и т.д.).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В данной курсовой работе рассмотрена тема психологии малых групп. Для моей деятельности данная тема важна, так как я занимаюсь реабилитацией людей с химической и нехимической зависимостью, по программе основанной на транстеоретической модели изменения поведения в условиях микросоциума.

Статус социальной психологии как науки, ее специфика во многом определяются тем, что малая группа и возникающие в ней психологические феномены являются центральными признаками в определении ее предмета.

Люди всегда жили малыми группами, ещё со времён первобытных сообществ. Программа выздоровления зависимых также построена на утверждении о том, что человек под условиями среды и сообщества принимает те или иные привычки и стандарты поведения, приемлемые в данном сообществе. Семья как отдельная единица также является малой группой, любые образованные людьми сообщества - это всегда малые группы.

АКТУАЛЬНОСТЬ: групповая терапия или терапия средой является одной из самых перспективных направлений в современной психологии. Исследования процессов, происходящих в малой группе, как я считаю, откроет новые перспективы в данном направлении. Данная тема курсовой также актуальна для всех сфер деятельности человека, где имеет место быть коллективный труд, коллективный процесс обучения и так далее.

ЦЕЛЬ: исследовать особенности межличностных отношений в коллективе.

В соответствии с указанной целью были определены основные

ЗАДАЧИ:

- провести теоретический обзор определений малых групп и дать определение феномену межличностных отношений.

-рассмотреть понятие нормы как регулятора межличностных отношений в коллективе.

- рассмотреть критерии уровня развития малых групп по мнению разных авторов

- определить основные особенности межличностных отношений в группе.

ГИПОТЕЗА: процессы, происходящие в группе, в том числе и межличностные взаимоотношения между членами группы, влияют на процесс выздоровления больных химической зависимостью, находящихся в терапевтической среде.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: малая терапевтическая группа.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: межличностные отношения в терапевтической малой группе.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: наблюдение, анализ гипотезы, метод психологического моделирования.

МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ: методика исследования продуктов деятельности, методика обработки данных.

РАЗРАБОТАННОСТЬ В НАУКЕ: предмет межличностных отношений является традиционным и хорошо разработанным предметом в социальной психологии. Однако, сам предмет межличностных отношений не является простым. Изучением малых групп еще с начала века занимались зарубежные исследователи Э. Мэйо, Г. Хаймен, М. Шериф, Г. Келли, С. Аш, Дж. Морено и др. По мнению исследователей группу невозможно понять через индивидуальную психологию, поэтому групповые процессы необходимо исследовать отдельно.


ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ данной работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в работе с малыми терапевтическими группами, группами, работающими по 12 шагам АН, АН, Ал-Анон и т.п. Результаты исследования могут быть использованы для лучшего понимания распределения ролей в группе и, следовательно, для улучшения терапевтического процесса в целом.

СТРУКТУРА РАБОТЫ. Основное содержание работы отражено в трёх главах.

В первой главе представлены теоретические аспекты, нормы и характеристики группы. Представлены различные определения в терминологии «малая группа». Первая глава как вводная представляет предлагает разбивку на подглавы.

Вторая глава отражает многоуровневую схему развития группы.

Третья глава представляет собой рассмотрение психологического климата в группе как следствие качества межличностных отношений.

В конце каждой главы есть выводы.

Литература, использованная в данной работе выбрана как авторитетная и заслуживающая доверия по данной теме.

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования взаимосвязи развития группы и межличностных взаимоотношений

1.1.     Социально-психологическая сущность группы

Исследования малых групп ведутся со времён возникновения интереса к личности и среды её формирования. С одно стороны человек с первых дней своей жизни оказывается в малой группе и вся информация к нему поступающая как раз приходит через малую группу. Однако, что конкретно можно считать малой группой: семью, учебный класс, отдел сотрудников и т.д. Каково количество людней в малой группе и где граница того, когда группа перестаёт быть малой? На данный момент существует огромное количество определений «малая группа». Каждый автор в свою очередь делает акцент на том или ином аспекте малой группы и строит исходя из этой теории основные понятия. В данной работе будет рассмотрено несколько взглядов на такое явление в психологии как «малая группа».


Интерес к изучению малых групп начал возникать с 1930 годов. Основы для для понимания природы групповых процессов заложили исследования групп Э. Майло, М. Шерифа, К. Левина.

Малой группой называют небольшое число людей, которые хорошо знают друг друга и постоянно взаимодействуют между собой. Ниже приведены несколько определений малой группы.

Определение Р. Бейлза гласит, что малая группа есть «любое количество лиц, находящееся во взаимодействии друг с другом в виде одной непосредственной встречи или ряда встреч, при которых каждый член группы получает некоторое впечатление или восприятие каждого другого члена…».[1]

«Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов» (Андреева Г. М.).[2]

«Малая группа представляет некоторое число лиц, взаимодействующих между собой в течение определённого времени и достаточно малочисленных, чтобы иметь возможность контактировать друг с другом без посредников» (Хоманс Дж.).

«Малой группой называется совокупность людей, которые определённым образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к нейи считают членами данной группы с точки зрения других» (Мертон Р.).

Наименьшей малой группой является группа из двух человек- названная «диада», есть точка зрения о том, что наименьшая группа состоит верхнем» из трёх человек, названная «триада». Наибольшие споры вокруг вопроса о «верхнем» пределе малой группы.

Чаще всего учёные указывают на ограниченное число членов группы верхний предел которого составляет 20 человек, а нижний- 2.

Малая группа- это группа, реально существующая не в вакууме, а в определённой системе общественных отношений, она выступает как субъект конкретного вида социальной деятельности, «как звено определённой общественной системы, как часть общественной структуры».[3] В малой группе общественные отношения выступают в форме личных контактов. Термин «контактная группа» приобретает содержание: малая группа- группа, в которой через контакты реализуются общественные связи, опосредованные совместной деятельностью.

Малая группа – это определённая реально существующая группа, в которой люди связанны общей деятельностью и межличностными отношениями.


Малые группы — относительно немногочисленные по составу группы людей, объединенные общей социальной деятельностью, находящиеся между собой в непосредственном личном общении и взаимодействии. Они могут быть официальными, имеющими юридически фиксированный статус (их члены в условиях разделения труда связаны социально заданной деятельностью, организующей их труд), и неформальными, характеризующимися всеми признаками группы. Вместе со сложившейся системой межличностных отношений, совместной деятельностью и т.д., но не имеющими юридически оформленного статуса.

Малая группа имеет определенный количественный состав (от двух до нескольких десятков человек), структурную организацию, социально-психологические механизмы жизнедеятельности, групповую динамику. Качественными признаками малой группы являются контактность и целостность. Примерами малых групп являются: семья, компания друзей, соседская общность, школьный класс, студенческая группа, спортивная команда и т.д.

Формальные группы обычно выделяются как структурные подразделения в организации, имеют формального назначенного лидера, структуру ролей, должностей внутри группы и официально закрепленные за ними функции и задачи.[4]

Малая группа- совокупность взаимодействующих людей:

-относительно регулярно и продолжительно контактируют лицом к лицу, на минимальной дистанции, без посредников;

-обладают общей целью или целями, реализация которых позволяет удовлетворить значимые индивидуальные потребности и устойчивые интересы;

-участвуют в общей системе распределения функции и ролей в совместной жизнедеятельности, что предполагает в различной степени выраженную кооперативную взаимозависимость участников, проявляющуюся как в конечном продукте совместной активности, так и в самом процессе его производства;

-разделяют общие нормы и правила внутри- и межгруппового поведения, что способствует консолидации внутригрупповой активности и координации действий по отношению к среде;

-расценивают преимущества от объединения как превосходящее издержки и большие, чем они могли бы получить в других доступных группах, а потому испытывают чувство солидарности друг с другом и признательность группе;

-обладают ясным и дифференцированным представлением друг о друге;

-связаны достаточно определёнными и стабильными эмоциональными отношениями;

-представляют себя как членов одной группы и аналогично воспринимаются со стороны.


Обилие малых групп в обществе предполагает их огромное разнообразие, и поэтому для целей исследования необходима их классификация. Неоднозначность понятия малой группы породила неоднозначность классификаций. Ч. Кули предложил первым деление групп на первичные и вторичные. По его мнению, первичные группы это- семья, группа друзей, соседей. Деление групп на формальные и неформальные было предложено Э. Мэйо. Согласно Мэйо, формальная группа отличается тем, что в ней четко заданы все позиции её членов, они предписаны групповыми нормами. В формальной группе распределены роли всех членов группы, их вертикали и горизонтали.

В литературе так же можно встретить классификацию групп, распределяемых на стационарные и временные.

Итак, в данном разделе были представлены разные определения и классификация малых групп, и дано представление об этом понятии.

1.2.  Характеристика межличностных отношений

Взаимодействие человека как личности с окружающим миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни. Отражением этих объективных взаимоотношений между членами группы являются субъективные межличностные отношения. Коллектив – один из видов малой группы. Коллектив (от лат. collectifions – собирательный) – группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития. В коллективе формируется особый тип межличностных отношений, характеризующихся высокой сплоченностью как ценностно-ориентированным (ориентационным) единством, коллективистским самоопределением, коллективистской идентификацией, социально ценным характером мотивации межличностных выборов, высокой референтностью членов коллектива по отношению друг к другу, объективностью в возложении и принятии ответственности за результаты совместной деятельности.[5] А.Г. Ковалев отмечает, что коллектив – это высшая форма социальной организации, основанная на идейной общности и отношениях товарищеского сотрудничества и взаимопомощи его членов.[6] В.Н. Машков считает, что коллектив – это официально организованная группа, объединение людей, занятых каким-либо общественно-полезным трудом.[7] Групповая деятельность складывается из взаимодействия индивидов при совместном решении определенных задач (экономических, производственных и т.д.), важнейшим условием которого являются межличностные отношения. Межличностные отношения – это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющегося в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Межличностные отношения – это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредствуются содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности и выступают основой формирования социально-психологического климата в коллективе.[8] Существует множество классификаций межличностных отношений различных авторов. В ПРИЛОЖЕНИИ приведена Таблица 1. Н. Н. Обозова, классифицирующая межличностные отношения. Санкт- Петербургский психолог выделил следующие виды межличностных отношений: