Файл: Методы прогнозирования и оптимизации прибыли. Прогнозирование прибыли в торговой организации, как предмет ее развития..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Прибыль - цель деятельности любого хозяйствующего субъекта. Без ее получения любая компания не сможет развиваться дальше. Положительный результат финансовой деятельности свидетельствует о том, что компания развивается и способна к модернизации.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что большинство, особенно малых предприятий не умеют адекватно планировать свою прибыль. Без планирования финансового результата нельзя говорить о стратегическом развитии предприятия. Планирование прибыли особенно важно, если речь идет о торговой организации, которая занимается продажей продуктов питания. Дело в том, что в России сейчас более всего развивается именно розничный рынок, который является наиболее конкурентным.

Сам по себе процесс планирования прибыли является трудоемким и требует глубокого анализа рынка, установки четких стратегических целей компании, специальных знаний.

В нашем курсовой работе мы рассматриваем ООО «Магнит». Это крупная торговая сеть, которая лидирует на рынке продуктов питания. По данным российских экономистов, компании является наиболее привлекательной с точки зрения инвестиций. В качестве гипотезы исследования мы рассматриваем тот факт, что быстрое развитие ООО «Магнит» связано с адекватным планированием прибыли, которая вкладывается в экстенсивное развитие компании.

Таким образом, цель нашей курсовой работы - рассмотреть методы прогнозирования прибыли на примере ООО «Магнит».

Исходя из цели, мы поставили перед собой ряд задач.

  1. Раскрыть понятия «прибыли» и «рентабельности» торгового предприятия.
  2. Описать методы прогнозирования прибыли.
  3. Охарактеризовать значимость планирования прибыли в торговой организации.
  4. Дать характеристику развития ООО «Магнит» и описать стратегические цели компании.
  5. Проанализировать хозяйственную деятельность организации за последние за 2012-2014 на основе финансовой отчетности, которая находится в открытом доступе на сайте торговой сети.
  6. Описать прогнозирование прибыли в компании на примере ее планирования на следующий год.
  7. Сделать выводы, заключения.

Предмет нашего исследования - прибыль торговой компании. Объектом же выступает ООО «Магнит».

В качестве методов исследования выступают: анализ литературы и методы экономического анализа.

Методологической основой работы стала литературы двух групп:

  1. Монографии и учебные пособия по экономическому анализу и методам расчета прибыли компании.
  2. Финансовая отчетность компании.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Первая глава носит теоретический характер. В ней мы раскрываем экономическую сущность прибыли, описываем методы ее планирования, а так же методику ее расчета. Во второй главе мы описываем развитии компании, рассказываем о стратегических целях, анализируем финансовой положении компании. В заключении мы делаем общие выводы и даем рекомендации по улучшению алгоритмов планирования.

Глава 1 Прогнозирование прибыли в торговой организации, как предмет ее развития

1.1 Понятие прибыли, ее экономическая сущность

Прибыль - главный показатель, который отражает финансовые результаты деятельности предприятия, цель его деятельности. Прибыль является основным финансовым источником развития предприятия. И одним из главных вопросов экономики и финансов является определение финансового результата деятельности предприятия. Прибыль выступает главной движущей силой экономических процессов и основной целью деятельности предприятия.

Понятие прибыли является дискуссионной категорией. Исследование его экономической сущности берет начало еще с XVII в. и продолжается до сих пор. Среди большого количества экономических теорий, теорию прибыли экономисты характеризуют как одну из самых сложных. Поэтому проблема ее обоснования относится к важнейших проблем экономики и хозяйственной практики.

Весомый вклад в исследование экономической сущности прибыли, определение источников его происхождения внесли такие ученые-экономисты, как А. Бабо, К. Маркс, Ф. Найт , Д. Рикардо , П. Самуэльсон , А.Смит, И. Шумпетер, Е. Чемберлен, Дж. Хикс и др. В современных условиях данному вопросу продолжает уделять первоочередное внимание значительная часть отечественных и зарубежных экономистов.

Необходимо отметить, что как у экономистов-классиков так и у современных ученых-экономистов нет единства мнений относительно определения содержания категории «прибыль», поэтому теория прибыли до сих пор остается незавершенной и содержит в себе определенные противоречия. [4, с.53-54]


Американский экономист Ф. Найт отмечает, что ни один экономический термин не используется в таком количестве значений.

Прибыль предприятия является составной частью дохода, остающегося после возмещения всех затрат на производственную и коммерческую деятельность предприятия. Он характеризует превышение поступлений над расходами, цель предпринимательской деятельности и считается одним из главных показателей результативности деятельности предприятия.

Анализ категории «прибыль» позволяет выделить следующие черты данного понятия:

  1. Прибыль обычно определяют как разницу между валовым доходом и валовыми расходами.
  2. Прибыль - один из важнейших показателей финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия.

С целью более глубокого и правильного понимания прибыли как конечного результата деятельности хозяйствующего субъекта важно обратить внимание на подходы к классификации прибыли по разным критериям. Чаще всего в научной литературе упоминаются такие виды прибыли, как чистая, нераспределенная, балансовая, налогооблагаемая, экономическая и бухгалтерская прибыль.

Для владельцев важна информация о доходности отдельных видов деятельности, величине прибыли, которая идет на развитие. Заинтересованность государственных органов в информации о прибыли предприятия определяется необходимостью уплаты налогов. Интерес к прибыли от отдельных видов деятельности возникает у кредиторов в случае наличия финансовых обязательств заемщика. Относительно чистой прибыли, то ее наличие является одним из средств защиты от возможного банкротства предприятия, и как следствие является определенной гарантией выполнения предприятием своих обязательств. [18, с.94-97]

Проанализировав различные подходы к определению категории «прибыль», можно констатировать, что существующие подходы являются взаимодополняющими. Прибыль - это доход на вложенный капитал, который является вознаграждением предпринимателя за риск, мотив его деятельности и который рассчитывается как разница между совокупным доходом и совокупными затратами.

1.2 Методы прогнозирования прибыли на примере ее планирования

Прибыль является наиболее важным показателем результативной работы предприятия, в условиях рынка.


При планировании прибыли учитываются все стороны хозяйственной деятельности предприятия: уровень использования основного капитала, машин и оборудования, технологий, организации производства и труда и др. Абсолютная величина прибыли отражает результаты снижения себестоимости и роста объема реализованной продукции.

В научных источниках при планировании прибыли, как правило, используется два метода – метод прямого расчета и аналитический метод.

Метод прямого расчета базируется на исключении из чистого дохода предприятия всех его расходов.

Аналитический метод - на основе показателя затрат на 1 рубл. товарной продукции, а также процента базовой рентабельности.

Прибыль от реализации продукции (услуг) целесообразно рассчитывать по различными видами хозяйственной деятельности отдельно. Такой подход обусловлен тем, что некоторые виды деятельности не облагаются налогом на прибыль и добавленную стоимость (НДС), это повышает точность и объективность расчетов базы налогообложения, величины налогов на прибыль. [1, с.25-26]

Расчет величины целевой (необходимой) прибыли на плановый период можно осуществлять двумя методами:

1-й способ - на основе чистой прибыли, удельного веса налогов и платежей в балансовой прибыли. Он реализуется в такой последовательности:

  1. Определяется потребность предприятия в финансовых ресурсах для производственного и социального развития, которые формируются за счет чистой прибыли. К таким потребностям или необходимым направлениям использования прибыли можно отнести: финансирование развития материально-технической базы предприятия; пополнение собственных оборотных средств; создание финансовых резервов; погашение долгосрочных и среднесрочных кредитов банка; и т.д.
  2. Определяется удельный вес налогов и платежей из прибыли в ее общей величине в отчетном периоде.
  3. Рассчитывается величина целевой (необходимой) прибыли до налогообложения, которую должно получить предприятие:

, (1)

где Пц - целевая прибыль до налогообложения;

-потребность в чистой прибыли предприятия в денежном измерении;

Р - средний уровень налогов и обязательных платежей в процентах к

балансовой прибыли.

2-й способ - на основе чистой прибыли и ее удельного веса в балансовой прибыли. Он реализуется в такой последовательности:

  1. Определяется потребность предприятия в финансовых ресурсах для

производственного и социального развития, от полученной величины отсчитывают сумму амортизационных отчислений.


  1. Определяется удельный вес прибыли, которая направляется на производственное и социальное развитие, в общей величине чистой прибыли на основе данных отчетного периода.
  2. Определяется сумма чистой прибыли для осуществления самофинансирования:

, (2)

Где - чистая прибыль;

- потребность предприятия в финансовых ресурсах для производственного и социального развития;

УВ - удельный вес прибыли, направленной для производственное и социальное развития, в общей величине чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

  1. Определяется удельный вес чистой прибыли в сумме балансовой прибыли на основе фактических данных за отчетный период.
  2. Рассчитывается сумма целевой балансовой прибыли.

, (3)

Для эффективного планирования прибыли расчет величины возможной

прибыли на плановый период может осуществляться различными методами: [8, с.193-195]

  1. Метод прямого счета:

Расчет плановой суммы прибыли проводится для каждого вида продукции (услуг) с суммированием результата в целом по предприятию.

Сумма прибыли для каждого вида продукции определяется как разница между плановой величиной чистого дохода предприятия и его плановыми текущими затратами.

  1. Расчетно-аналитический метод:

Размер возможной прибыли по данному методу определяется:

, (4)

где - величина возможной прибыли;

- уровень рентабельности товарооборота отчетного периода,%;

- плановый товарооборот;

- прогнозируемые изменения прибыли предприятия за счет факторов, которые влияют на его величину.

Эффективным методом планирования прибыли является определение точки безубыточности. В современных условиях предприятия должны рассчитать, при каком объеме реализации возможно обеспечение безубыточной деятельности, а затем установить объем реализации, который обеспечит плановую прибыль.

Точка безубыточности - это величина дохода, позволяющая предприятию только возместить все его расходы, без получения прибыли:

или , (5) (6)

где - величина дохода от реализации в точке безубыточности;

- постоянные затраты;

- постоянные затраты;

- уровень переменных затрат;

- плановый объем реализации, обеспечивающий безубыточную деятельность предприятия.

Для эффективного управления определение точки безубыточности позволяет сохранить финансовую устойчивость предприятия.

Таким образом, плановый объем реализации, обеспечивающий безубыточную деятельность предприятия может равняться: